Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






ИВАН МАЗЕПА - ЧЕЛОВЕК И ПОЛИТИК



Христианство на Руси.

Появившись на Руси в конце X века, христианство начинает свой быстрый подъем. Строятся соборы и церкви. Несмотря на то, что христианство пришло к нам из Византии, его каноны не остаются неизменными, происходит как бы интеграция между язычеством и христианством. Это делает новую религию самобытной. Русское христианство обзаводится своими законами и обрядами, непохожими на Византийские. Церковь постепенно становится основным институтом феодальной культуры древней Руси. Первый шаг к созданию христианской религии на Руси был сделан при князе Владимире. А второй, не менее важный, при князе Ярославе в 1051 году. При Ярославе Мудром впервые Русским митрополитом был поставлен русский священник Илларион. С этого момента церковь на Руси стала полностью независимой. Но, несмотря на такой мощный прогресс, церкви не удалось полностью изменить древние традиции россиян. "Мир культуры Киевской Руси был миром традиций, обрядов, канонов сначала языческих, затем православных". Поэтому, не смотря на запреты церкви, на Руси происходили различные языческие празднества (это явление соседства двух культур получило название "культурный дуализм"), такие, как изгнание зимы и старого года. Смех был магическим символом приумножения человеческого рода и урожая, отсюда и пошла "смеховая культура" древней Руси. Таким вот смешением двух культур, двух религий: языческой древнеславянской и Византийской православной, остаётся христианство на Руси до сих пор.

Судьбоносное событие, каким стало Крещение Руси, происходило при следующих обстоятельствах. Летом 988 г. Владимир собрал на берегу Днепра своих подданных, где византийские священнослужители провели обряд крещения. Это было только началом длительного и чрезвычайно сложного процесса, затянувшегося не на одно столетие. Сохранились многие языческие обряды, посвященные определенным временам года. К примеру, празднование Коляды, Ивана Купалы, Масленицы осталось практически неискоренимым. Но самыми прочными оказались языческие верования, посвященные поклонению духам предков и погребальным культам. Восточные славяне верили, что существует не один, а несколько загробных миров, в которые души умерших попадают в зависимости от их образа жизни и правильного выполнения всех сопутствующих случаю обрядов. Здесь уместно вспомнить о христианских представлениях о рае и аде и о православных погребальных традициях.



Захват русско-украинских земель Польшей и Литвой, особенности их политики в отношении украинцев.

В XIII-ХV вв., ослабленные золотоордынским игом, украинские земли стали объектом захвата иноземных государств. Причины быстрого захвата:

• Русь была ослаблена золотоордынским игом;

• многие княжества добровольно входили в состав Литвы, пытаясь союзом с ней обезопасить свои земли от натиска Тевтонского ордена и монголо-татарского ига.

Политика Литвы на захваченных землях. Украинские и белорусские земли составляли 9/10 территории литовского государства:

• это вносило специфику в жизнь всего Великого княжества Литовского (В-К-Л): государственный язык - древнерусский, законы составлены на основе "Русской правды" и др.; В-К-Л: часто называли Литовско-Русским княжеством;

• В-К-Л, несмотря на тенденции к централизации, проявившиеся при Витовте, было похоже на федерацию многочисленных земель, во внутреннюю жизнь которых литовский князь почти не вмешивался, и власть там была в руках местной украинской и белорусской знати, получившей значительную автономию в делах ("Старое - не меняем, новое - не внедряем"- таков был принцип правления литовских князей).

Поэтому М.С. Грушевский считал, что В-К-Л в большей степени, чем Московия, сохранило традиции Киевской Руси.

Захват Галичины Польшей. Осуществлен польским королем Казимиром III в 1349 г. В 1351 - 1352 гг. между В-К-Л и Польшей вспыхнула война за Галицко-Волынские земли. В итоге: Галичина осталась за Польшей, Волынь - за Литвой.

Включение Буковины в состав Молдавского княжества. Буковина, входившая в состав Галицко-Волынского княжества была в сер. XIV в. завоевана Венгрией, а с 1359 г., когда из состава Венгрии выделилось Молдавское княжество, Буковина вошла в его состав под названием Шипинской земли (Шипинцы - административный центр Буковины) вначале на правах автономии, а с середины ХV в. - как обычная административная единица Молдавии .



Захват Закарпатья Венгрией. Был осуществлен во 2-й половине ХIII в. На захваченной территории осталось прежнее административное деление - 4 жупа (впоследствии комитета, района), во главе которых стали крупные венгерские феодалы, проводившие политику:

• усиления феодального гнета; раздачи украинских земель венгерским феодалам, введение с 1351 г. крепостного права, бесконтрольного господства феодалов над крестьянами (суд, наказание и др.);

• с XIV в. - наступление католицизма: раздача земли, взимание подати - десятины, строительство костелов и монастырей;

• переселение в Закарпатье венгерских крестьян и вытеснение украинцев в горные необжитые районы.

В итоге: обострение классовой борьбы, выступления населения за национальный язык и традиции, неприятие католицизма (принятие крестьянами и городской беднотой кальвинизма) и др.

Люблинская Уния, положение украинских земель в составе Речи Посполитой.

Люблинская уния (1569 г.) - Образование Речи Посполитой.

• причины: полное поражение Литвы от России. на первом этапе Ливонской войны (1558 - 1583 г.);

• содержание Унии Польша и Литва объединились в единое государство - Речь Посполитую; на объединенной территории устанавливались: единое государственное устройство, общая денежная система, единый сейм, суд, законы и т. п. по польскому образцу; общий польский король (бывший одновременно великим князем Литовским) избирался польскими и литовскими феодалами; польские феодалы могли иметь земли в Литве, литовские - в Польше; католичество, как государственная религия и др.;

• значение Унии: помогла победно завершить Ливонскую войну, но резко усилила полонизацию украинских, белорусских и литовских земель, классовое и национально-колониальное угнетение трудящегося населения;

• последствия Унии:

• захват украинских земель местной, частично польской шляхтой, постепенно превращавшейся в крупных земледельческих магнатов (Вишневецкий, Острожский, Заславский, Калиновский и др.), с усиленной энергией эксплуатировавших украинских крестьян;

• закрепощение крестьян окончательно утверждено Литовским статутом 1588 г., по которому устанавливался 20-летний срок поимки беглых крестьян, шляхтичам давалось право самим устанавливать повинности крестьян, распоряжаться крестьянской жизнью и крестьянским имуществом;

полонизация украинской знати, принимавшей язык, традиции, верования Польши. Утратив вкус к политике, украинские магнаты превратились в неведомых ранее польскому обществу олигархов, имеющих больше вооруженных сил и денежных ресурсов, нежели имела высшая власть Посполитой (богатства Я. Острожского равнялись двум годовым бюджетам государства в мирное время).

Возникновение казачества, характер его деятельности и быта. Запорожская Сечь – казацкая республика.

Термин «казак» — тюркского происхождения; означал «степной

разбойник», «вольный человек». ВОЗНИКНОВЕНИЕ

КАЗАЧЕСТВА Причины возникновения — усиление феодального гнета

привело к бегству крестьян и горожан в незаселенные степные районы,

среднего течения Днепра, где отсутствовала эксплуатация и лежали неосвоенны ми

огромные площади плодородных земель. Первые сведения об украинских

казаках — относятся к 1480-м годам, когда, по свидетельству польского

летописца М. Бельского, польское войско в походе на крымских татар

сопровождали местные казаки, хорошо знающие местность. Жизнь, быт и

занятия казачества — в 16 веке численность казачества постоянно растет и

они расселяются частично в построенных ими хуторах и слободах, частично в

казацких городах Чигирине, Каневе, Корсуне, Черкассах. Основными

занятиями казаков были: охота, рыболовство, пчеловодство, скотоводство и

постепенно земледелие. Жизнь была крайне трудна: каждому казаку

приходилось начинать, имея лишь не больше скарб, который он сумел

прихватить из дома. А жизнь в по граничных с татарами районах заставляла

каждого иметь оружие, уметь искусно им владеть и быть готовым в любое

время его применить. Все это закаляло казачество; заставляло его

держаться вместе;ускоряло имущественную дифференциацию в среде

казачества, т. к. вновь прибывшие вынуждены были наниматься к

зажиточным казакам, из которых формировалась казацкая старшина. В

в итоге: к началу 16 века казаками было освоено среднее Подне- провье и

Запорожье, где в середине 16 века -предводитель казачцства — староста

Каневский и Черкасский Дмитрий Вишневецкий («Байда») объединяет казаков,

создает на Днепре за порогами казацкий центр «Запорожскую Сечь».

ВОЗНИКНОВЕНИЕ ЗАПОРОЖСКОЙ СЕЧИ (ЗС)

Сечь была основана в виде укрепления вначале на островах Хорти-ца,

Малая Хортица (территория Каховского водохранилища), затем на о.

Темаковка (около современного г. Марганца Днепропетровской области), а

затем неоднократно переносилась. Впоследствии термин «ЗС»

распространился на все объединенное вокруг Сечи украинское казачество.

Основные черты общественного устройства «ЗС» и всего казачества: —

отсутствие крепостничества; — формальное равенство между всеми

казаками (вправе, пользоваться землей и другими угодьями, участвовать в

радах, где решались общественные дела, избирать старшину и т. п.); —

«ЗС» была одновременно военной организацией; каждый казак был обязан за

свой. счет нести военную службу; — как политическая организация ЗС

была казацкой 'республикой во главе с выборной войсковой радой, которой

руководил кошевой атаман. В административно-территориальном отношении ЗС

делилась на паланки (округа) во главе с полковниками. В военном

отношении войско состояло из куреней во главе с куренными атаманами. Все

руководящие посты в республике были выборными на общем казацком сходе.

Казацко-крестьянские войны и походы конца 16-го – начала 17-го столетия. Исторический портрет П. Сагайдачного

ЗС служила юго-восточным пограничным защитным форпостом

украинских земель, до проникновения в которые турецкие и татарские войска

вынуждены были вначале столкнуться с запорожским казачест вом; б)

казаки и сами наносили удары — спускаясь по Днепру па сво их быстроходных

больших лодках («чайках»: 20 м в длину, 4 м в ши рину; скорость до 15

км/ч; 20 казаков-гребцов, до 70 — боевой эки паж с 4—6 пушками; в поход

обычно шло 80—150 «чаек», они в 1577 г. захватили на год Молдавию,

уничтожив там турецкие гарнизо ны, неоднократно наносили удары по татарским

гарнизонам Крыма, зах ватывали в Черном море турецкие галеры и т. п.).

Роль казачества в антифеодальных восстаниях — принимали ак тивное

участие с 80-90-х 16 в., как правило, их возглавляя (лучше вооружены,

обучены, организованы, чем обычные крестьяне; подробнее об этом см.

следующий вопрос). В итоге: понимая роль казачества в защите

украинских земель и пытаясь расколоть казачество на зажиточных и

«голытьбу» (особенно на случай восстания), Речь Посполитая идет на

создание реестрового казачества. Реестровое казачество — список

казаков (утвержденный польским королем в 1572 г.). которые пользовались

особыми привилегиями за службу (получали плату деньгами, имели свое

самоуправление под ру ководством коренного гетмана и были освобождены от

податей и повин ностей). Вначале был создан полк из 300 реестровых казаков,

в 1590 г. реестр был увеличен до 1 тыс. чел. (2 полка; в то время как

число нереестровых казаков было несколько десятков тысяч). Согласно

реестру 1581 года, из 532 казаков 400 были украинца ми, 100 — белорусами,

20 — поляками, 16 — других национально стей. Казацкая символика —

красный (малиновый) флаг с изображением на одной стороне св. архангела

Михаила (белым цветом), на другой — изображение белого креста; печать —

герб ЗС — изображение казака с ружьем на плече, с саблей и пикой,

вонзенной в землю рядом с каза ком; гетманская булава — символ власти и др.

ЗНАЧЕНИЕ КАЗАЧЕСТВА

Освоило пустынные степные земли; охраняло южные рубежи

государства; принимало участие в антифеодальных выступлениях; стало

началом новой украинской (казацкой) государственности; внесло главный

вклад в освобождение Украины от власти Речи Посполитой в ходе войны

1648—1654 гг.

• Украинская культура и религиозная борьба в 16 – начале 17 столетия. Брестская Уния, ее социально-культурное и политическое значение.

В 16 в. обострилась классовая борьба на Украине, вызванная

усиленном польского крепостнического, национального и религиозногО..

(1569 г. — Люблинская уния, по которой укр. земли попали по-( власть

Польши; 1588 г. — введение крепостного права па Украине (20-летнего срока

сыска беглых); 1596 г. — Брестская уния и насильственный перевод

украинцев под власть католичества и др.).

• КРУПНЕЙШИЕ КАЗАЦКО-КРЕСТЬЯНСКПЕ ВОССТАНИЯ КОНЦА

16 ВЕКА

Восстание под руководством запоролсского гетмана

Криштофа Кпсинского •— охватило районы Киевщины, Вольши, Житомира.

Поводом послужило насильственное изъятие князем -Острожским владс1!;1Й

Косинского, полученных им в числе других казаков за заслу-г,ч в борьбе с

татарами. В ответ. Косннс.кий захватил Белую Церковь (резиденцию

Острожского), Переяславль и др. города. Кроме казаков его поддержали

крестьяне- и горожане, начавшие громить имения польских магнатов и

вводить казацкие порядки на своих землях. Напуганная шляхта собрала

огромное войско, которое после недельной битвы с Косииски.м, не сумев его

разгромить, подписало с ним соглашение о том, что Косинскпи лишался

гетманства, .повстанцы возвращали захваченное оружие, прекращали разбои и

исключали из войска всех, кто вступил в него в ходе .].'1"'стан[1я, за что

заслуживали прощение. После соглашения Косппгкий ушел в Запорожье,

попросил помощи русского царя (Россия воевала со Швецией, подточу

смогла прислать лишь деньги и гукно, пообещать также помощь донских

казаков) и организовал новый поход, в ходе которого Косииский был заманен

магнатом Вишневским на переговоры, где и, был предательски убит

(замурован в стену монастыря). Восстание закончилось поражением, но

подготовило почву для последующих выступлений,в первую очередь

восстания под руководством С. Наливайко.

Восстание 1594—1596 гг. под предводительством Северина Наливайко

— приобрело еще больший размах, охватив почти все земли Украины и частичной Белоруссии. Возглавил его С. Наливайко, который, оудуч;!

сптником надворных казаков у князя Острожского, предложил последнему

сформировать добровольческое войско для отражения турецкого нападения.

Собрав несколько десятков тысяч человек (вооруженных Острожскнм),

Наливайко отогнал турок, взял богатые трофеи и, возвратившись домой,

поднял восстание, разгромив приехавших на судебный съезд шляхтичей, захватил замок п хранившееся Р нр\1 °РУ"

жие. Поддержанный крестьянами, .горожанами Наливайко взял Винниц, Кременец, Луик. Взял казаков

в Южное Поднепровье для борьбы с местной шляхтой, повернул па

север — в Белоруссию, _ взял Пинск, Бобруйск, Могиле чем расширил

территорию восстания, и продолжал затем маневрируй •]. неподалеку от

границы е Россией, чтобы в любой момент за ней yi;p,,Ki.cii. Объеди

ненная польско-литовско-украинско-белорусская карате .ii,i4;i с-

о.спедици;!. под командованием польского гетмана Жолковского

iia!ie.";i:i гескольк') поражейий войскам Наливайко в Белоруссии, затем

на У|;;||,"!!Г и окоч- чательно рахгромила повстанцев в 1596 г. в 2-

11еде.т»!;ом ""г) У горчдт Лубны, всего в 100 верстах от границы, с

Россией.' IIa.ninaiiKo в ре зультате предательства верхушки реестрового

казачества пыл схвачен, отправлен в 'Варшаву, где в 1597 г. ему отрубили

голову 11 четверто вали.

Деятельность Петра' Сагайдачного — выдающей";! гетмана Укра ины,

боровшегося за национальное возрождение Украинской государ ственности и

культуры. Прославился военными походами на турецкие , крепости Измаил,

Кафу, Синоп, Царьград. В условиях запрещения пра вославной церкви боролся

за ее возрождение (в 1620— lii21 гг. при нимал Иерусалимского патриарха

Феофана, воссоздавшего руководство православной церкви на Украине:

произвел в сан Киевского митропо лита и- 5 украинских и белорусских

епископов, что вызвало ненависть Речи Посполитой). Вместе с Запорожским

войском Сагайдачный вступил в. Киевское братство, что означало подчинение

Запорожья "лее служения интересам Украины. (Братства '— организации

правосланжц-о украин ского населения,, боровшиеся' против наступления

католичества и униат ства). Стремясь добиться большей самостоятельности

Запорожья, за игрывал то с Москвой (одарившей его н войско деньгами п

тканями), то с Речью Посиолитой" (увеличившей число реестрового

казачества г. I до 3 we.). Объективно выражал интересы зажиточных слоев

каза чества, что подтверждается "'его противоречиями с ^народным» гетма ном

Бородавкой (стоявшим во главе иереестропого купчее гв,т н при зывавшего к

народному восстанию п распространению к.тачь!^ нрав на все население

Украины). Во время Хотинской войны lf;21 г. в ус- .ловиях, когда Речь

Посполита осталась беззащитной "гред турецкой агрессией (после разгрома

турками польской армии в Молдлпни), Сагяй- дачныи и бородавка объединяют

свои отряды (всего -10 '"..г. казаков) п в месячной битве под Хотпном

совместно с Ю-п.^ячпоп польской армией останавливают Турецкую

агрессию. По мирному договору Тур- ппя осязалась прекратить набеги на

Украину, Речь Поспр.чит.а обещала запретить казакам нападать на Турцию.

(Поражение Турции вызвало восстание в Стамбуле, в ходе которого был

свергнут и уоит турецкий султан Осмаи II — руководитель похода па

""Украину). ..В ходе битвы

3^

Г.арайдччны'1 п"кл.-пл ерпя уме.-п.г.! п"лкоц"д';ем. Пастоял на аресте

Бородавки п отправит его в кандалах в Варшаву. Сам Сагаидачный под

Хотииом был" смертельно ранен п скончался от ран. Вывод: личность

Сагайдачного была противоречивой,, но, несмотря на ряд опшбок, он

боролся за возрождение украинской государственности и культуры, поднял

славу запорожского казачества и защитил украин ский народ от

установления турецкого ига.

Уния (unia, от латинского, unio, единство) – движение, которое имеет своей целью подчинить православных Римскому Папе. Соответственно, униатами называются православные христиане, которые подпали под власть Папы.
«Энциклопедия живых религий» под понятием униатские церкви подразумевает Восточные (православные – З.М.) церкви, которые проповедуют учение Римокатолической церквм, включая и филиокве, а также принимают примат Папы и пребывают в единстве с Римом. Официальное римокатолическое название униатов «греко-католики» или «католики восточного обряда» (I) .
Согласно некоторым римокатоличким источникам уния появилась на свет в 1198 году, во время Крестовых походов, когда дело дошло до унии армян-монофизитов с Римокатолической церковью. После того имели место больших и малых попыток с изменчивыми результатами...
Что касается православных славян, то и они не избежали «внимания» римокатоликов. Так хроники отмечают крупную Брестскую унию 1596 године, а также две волны униачения словаков и русин: Ужгородскую унию 1646 года и Венгерские унии 1912 и 1923 годов. Обратных попыток – когда некая их поместных церквей пыталась подчинить римокатоликов под свою юрисдикцию – не было. (Возврат из унии галицийских епархий в 1946 г. – разговор особый). Итак, уния является общественным феноменом, связанным исключительно с тем методом решения религиозных и политических вопросов, который характерен для Ватикана.

Сербы также были подвержены униачению: как до утраты своих средневековых государств (Сербии и Боснии), так и в период турецкого ига. Между тем, история униачения сербов исследована недостаточно. Если успехи в деле отпора унии освещены сербскими православными мыслителями, то совсем иначе обстоит с фактами наших поражений… (II)

Этому способствует недостаток письменных доказательств, что открывает простор для различных безосновательных гипотез и предположений. Во всяком случае две крупные унии, оставившие след в сербском сознании – это Марчанская уния (1611) и Уния в Жумберке (1777) (III). Обе эти унии запомнились неприкрытой грубостью работы по униачению сербов этих краев.

Иные же факты униачения – как группового перехода в католичество, так и одиночного – с сербской стороны не исследованы должным образом. А ведь количество сербов, перешедших в католичество не так уж и ничтожно. Отсутствуют исследования социальных, политических и культурных предпосылок смены веры.

Следующим упущением сербских исследователей является отсутствие изучения судьбы тех сербов, которые приняли унию – и в дальнейшем превратились в полноценных католиков и хорватов. И именно которые, кстати говоря, преуспели в проявлении ненависти по отношению к православию и к сербам.
К этому изъяну недавно добавился новый: систематическая зачистка учебников и учебных пособий от упоминания тех авторов (и их работ), которые исследовали эту проблему (Дучич, Црнянский, Лазо Костич и др.). У профессоров же, которые желали бы ознакомить студентов с этими проблемами или озвучить их в СМИ, возникают проблемы… (IV)

Уния в среде православных испытывала и успехи, и поражения. Например, уния среди населения запада Руси: (в Белоруссии и Украине) переживала поначалу успех, а затем поражение. Некогда население Белорусии в большинстве било униатским (75%), а сейчас нет и 1%. Также, на Украине значительная часть поуниаченных православных вернулось в православие, но существенное количество укоренилось в новой вере (сейчас их от 3 до 5 миллионов).

Всего же в мире до 13 миллионов униатов(1). Однако выявить точное число нелегко, поскольку не учитываются те, для кого греко-католичество было лишь промежуточной станцией перехода в римо-католичество.
Уния родила униатские церкви. Римокатолики указывают следующие: Армянская, Болгарская, Эфиопская, Итало-Албанская, Халдейская, Коптская, Малабарская, Маланкарская, Мелкитская, Румынская, Сирийская и Украинская Греко-Католические Церкви (2).

• Причины, характер и основные события войны под руководством Б. Хмельницкого в 1648 – 1651 гг. Зборовский и Белоцерковский мирные соглашения с Польшей

В конце 40-х годов XVII в. феодально-крепостническое угнетение народных масс Украины – особенно усилилось. Крестьяне работали на барщине по пять-шесть дней в неделю, отбывали массу других повинностей, а также платили обременительные государственные налоги. Они находились в полной личной зависимости от своего владельца, который мог их продать, обменять, заключить в тюрьму и даже убить. Невыносимые феодальные притеснения испытывали также рядовые казаки, городская беднота, ремесленники.

Преследовались культура обычаи украинского народа. Польские магнаты и шляхта стремились разорвать связи между братскими восточнославянскими народами. Орудием духовного порабощения масс были подвластные папе римскому католическая и униатская церкви, которые проповедовали подчинение магнатам и шляхте.

Украинский народ восстал против польско-шляхетского господства и желал воссоединения Украины с Россией.Война, начавшаяся в 1648 г., по своему характеру была освободительной, справедливой и общенародной. Ее главной движущей силой выступило крестьянство самый многочисленный эксплуатируемый класс. Вместе с ним на борьбу поднялось запорожское казачество, трудовое население городов и даже значительная часть православного духовенства и украинской шляхты, которые также притеснялись польскими магнатами и чиновниками.

Возглавил освободительную войну 1648—1654 гг. гетман Богдан Хмельницкий — выдающийся государственный деятель и полководец. Он родился в 1595 г. В Чигирине в семье небогатого украинского шляхтича. Получил высокое для того времени образование в Львовском коллегиуме, владел несколькими иностранными языками. Хорошо знал военное дело, историю, право, географию. Хмельницкий принимал активное участие в крестьянско-казацких освободительных восстаниях 20—30-х годов XVII в. на Украине. Уже в начале восстания он поднялся на уровень наиболее выдающегося деятеля своего времени.

Задумываясь над судьбой украинского народа. Хмельницкий все более убеждался в необходимости вооруженной борьбы широких народных масс против польско-шляхетского господства на Украине. Королевская власть преследовала Хмельницкого: чигиринский подстароста ограбил и захватил его хутор Суботов и совершил жестокое насилие над его семьей, а сам Богдан был брошен в тюрьму. Это беззаконие переполнило чашу терпения. Освободившись с помощью верных друзей, Хмельницкий собрал небольшой отряд казаков-повстанцев и в конце 1647 г. Двинулся на Запорожье. Он решил сделать Запорожскую Сечь базой освободительной войны.

ЗБОРОВСКИЙ ДОГОВОР 1649

- заключён 18. VIII между польским королём Яном Казимиром, с одной стороны, и запорожским гетманом Богданом Хмельницким - с другой; закончил первый этап национально-освободительной войны украинского народа.

Украинская казацко-крестьянская армия, действуя совместно с татарами, нанесла ряд поражений польским войскам и в начале августа 1649 окружила под Зборовом польскую армию во главе с самим королём. Выход из безнадёжного положения нашёл польский коронный канцлер Юрий Оссолиньский, завязавший тайные переговоры с крымским ханом Ислам-Гиреем. Будучи заинтересован лишь в ослаблении, но отнюдь не в разгроме Польши, а также опасаясь последующего объединения украинского народа с Россией, хан неожиданно потребовал от Хмельницкого согласия на мир с Польшей, угрожая в случае отказа перейти на сторону поляков. Хмельницкий был вынужден согласиться на переговоры и 17. VIII послал королю свои требования. В тот же день Ислам-Гирей подписал мирный договор с Польшей, по которому Польша уплачивала ему 400 тыс. талеров контрибуции. Секретной статьёй договора Польша признала за ханом право прохода через польские земли для нападения на Россию.

В этих условиях Хмельницкий вынужден был согласиться на заключение З. д., значительно урезавшего первоначальные требования украинской стороны. Впредь польско-украинские отношения определялись "Декларацией королевской милости, данной на жалобы войска запорожского" от 18. VIII. Формально эти отношения строились не на договорных началах, а в виде монаршего пожалования определённых прав и льгот своим подданным. Основные пункты Декларации сводились к следующему: 1) число реестровых (занесённых в официальный список) казаков определялось в 40 тыс., остальные крестьяне, не попавшие в реестры, возвращались в крепостное состояние; 2) казаки расквартировывались на территории воеводств - киевского, черниговского и брацлавского, откуда должны были быть удалены польские войска; 3) все должности в этих воеводствах могли быть замешены только православной шляхтой; иезуитам воспрещалось проживать в этих воеводствах; 4) вопрос о ликвидации церковной унии и о возврате имуществ православной церкви должен был разрешать сейм с участием православного киевского митрополита, которому предоставлялось место в сенате; 5) город Чигирин с округом передавался во владение гетману запорожскому.

Крымский хан был вполне удовлетворён З. д.: он занял положение арбитра в польско-украинских отношениях, обеспечил себе право постоянного вмешательства и вооружённых вторжений, получил возможность диктовать свои условия обеим сторонам, истощая их и не допуская окончательной победы ни одной из них. Ни Польшу, ни Украину навязанный им в силу обстоятельств З. д. не мог удовлетворить. Обе стороны уклонялись от выполнения обязательств, наложенных З. д., и сразу же по его заключении начали готовиться к дальнейшей борьбе (см. Белоцерковский договор).

Белоцерковский мирный договор 1651 - договор между польским правительством и гетманом Украины Богданом Хмельницким, заключенный в Белой Церкви 28 сентября 1651 года после неудачной для крестьянско-казацких войск Берестецкой битвы.

Условия договора были тяжелыми для Украины. По Белоцерковским договором Украины оставалась под властью шляхетской Польши.

• Польской шляхте возвращались имения в Киевском, Брацлавскому и Черниговском воеводствах;

• территория, подвластная Богдану Хмельницкому, ограничивалась Киевским воеводством;

• реестровое казацкое войско сокращалось с 40 до 20 тысяч человек;

• Украина была лишена права вступать в отношения с иностранными государствами и должна была разорвать союз с Крымским ханством.

• гетман обязывался разорвать союз с Крымом и отправить из Украины татарские отряды.

• гетман лишался права дипломатических отношений с иностранными государствами.

Народные массы Украине и запорожские казаки были недовольны Белоцерковским миром настолько, что Богдану Хмельницкому пришлось их усмирять. Борьба должна была разгореться с новой силой.

Богдан Хмельницкий использовал Белоцерковский договор для отдыха и подготовки нового военного выступления против Польши. После начала военных действий Белоцерковский договор в мае 1652 был аннулирован Б. Хмельницким.

• Переяславский мир, его военно-политические последствия. Оценка исторического значения деятельности и личности Б. Хмельницкого.

Последствия Переяславской рады В основном последствия этого соглашения коснулись Запорожской Сечи. В результате Переяславской Рады и следующих переговоров между гетманским и царским правительствами был заключен военно-политический союз Гетьманщины и Московского государства. Необходимость выхода из-под польской зависимости побуждала Б.Хмельницкого пойти на признание протектората московского царя над Гетьманщиной. Одновременно была дана царская гарантия относительно сохранения государственных прав на Украине. Для России соглашение привело к приобретению земель Западной Руси, что оправдывало титул российских царей, — государь Всея Руси. Российское государство также претендовало на роль собирателя русских земель. Для Речи Посполитой это соглашение стало началом процессов распада и расчленения, приведших в итоге к полной потере независимости в 1795 г. Второе Переяславское соглашение было заключено 27 октября 1659 г. между Юрием Хмельницким, сыном Богдана Хмельницкого, и представителями московского царя. Это соглашение очень сильно ограничило казачью самостоятельность и было прямым следствием Гадячского договора между казаками и Речью Посполитой, предоставившего большое число привилегий казакам и таким образом угрожавшего влиянию Московского государства на левобережье Днепра.

\

Богдан Хмельницкий - выдающийся политический и государственный деятель Украины середины XVII ст. Он сыграл огромную роль в истории Украины, которую трудно переоценить. Не случайно некоторые исследователи сравнивают его с Оливером Кромвелем в Англии Волей случая, в силу личных обстоятельств Б. Хмельницкий встал во главе Освободительной войны украинского народа против польского господства. Он сыграл огромную роль благодаря своему организаторскому таланту, таланту полководца и государственного деятеля. Итак, Хмельницкий, во-пepвых сумел возглавить борьбу народных масс против польско-ппяхтского господства. Он сумел объединить для достижения этой цели усилия разных классов и слоев украинского общества. В результате была снижена острота социальных противоречий, предотвращена возможность перерастания их в гражданскую войну

Во-вторых несмотря на некоторую непоследовательность в действиях, некоторые тактические просчеты, Б Хмельницкий первым из политических деятелей не только выдвинут задачу создания независимого украинского государства, но и сделал все возможное для решения этой задачи и только крайне неблагоприятные для Украины международные отношения того времени помешали достижению цели. Но в той конкретно-исторической обстановке гетьман, идя на заключение Переяславского договора 1654 г, избрал наиболее оптимальный вариант из всех возможных. Украина, входя в состав России, сохраняла широкую автономию. Б. Хмельницкий воссоздал политический организм, который пришел в упадок еще в княжеский период, создал молодое украинское государство. Украина имела свою территорию администрацию, финансы, поддерживала дипломатические отношения с другими государствами. При этом учитывались традиции казацкого самоуправления

• Руина: борьба правобережных и левобережных гетманов /60-е – 80-е гг. 17 столетия/. «Вечный мир» и его социально-историческое значение для украинских земель.

После смерти Б. Хмельницкого в августе того же года начинается борьба за власть различных группировок украинской правящей верхушки. 60-80-е годы XVII в. вошли в историю Украины как время Руины. К сожалению, наследники Богдана Хмельницкого не смогли успешно завершить его начинания. Началом эпохи Руины стало устранение от власти осенью 1657 г. шестнадцатилетнего сына Б. Хмельницкого - Юрия. Выговский и его сторонники фактически осуществили государственный переворот. Опасаясь, что Украина может потерять автономию, и несмотря на народные настроения Выговский заключил с Польшей Гадячский договор (1658 p.). Украина под названием Великого княжества Русского имела войти в состав Речи Посполитой как равноправный с Польшей и Литвой партнер с правом назначать своих министров, иметь собственную валюту. Православная религия должна быть уравнена в правах с католической. Польские феодалы могли возвращаться в свои имения в Украине. Длился Это период очень долго. Было много гетьманов, но они скоро сменялись. Украина была поделена на две части.В это время много было войн, у многих было желание и стремление к власти власть, это порадило бесконечные битвы за гетманскую булаву. НеПольша и Россия стремилась завладеть территориями Украины, что привело к многочисленным войнам

После долгих и трудных переговоров польско-литовские представители, с одной стороны, и выдающийся российский дипломат, начальник Посольского приказа князь Василий Васильевич Голицын, с другой, 16 мая 1686 года подписали в Москве «Вечный мир». «Вечный мир» – мирный договор между Россией и Речью Посполитой, подтвердивший условия Андрусовского перемирия 1667 года. Он закрепил за Россией Смоленск с окрестностями, Левобережную Украину, Запорожье и Северскую землю с Черниговом и Стародубом. Он также обусловил участие России в антитурецкой коалиции европейских государств «Священной лиге» – союзе Австрии, Речи Посполитой и Венеции. Во исполнение условий «Вечного мира» Россия согласилась совершить поход против Крымского ханства (1687-1689), что вполне соответствовало ее собственным интересам. Взамен поляки навсегда отказывались от Киева – за единовременную компенсацию в 145 тысяч рублей. Кроме того, согласно договору Речь Посполитая гарантировала своим православным подданным свободу вероисповедания. А также признала за Россией право на их защиту. Договор вступил в силу сразу же по подписании и послужил основой русско-польского союза в Северной войне (1700-1721).

 

• Гетманщина в конце 17 – начале 18 столетия. Исторический портрет И. Мазепы

ИВАН МАЗЕПА - ЧЕЛОВЕК И ПОЛИТИК

Молодой, красивый, прекрасно образованный и в свое время служивший при польском дворе шляхтич впервые попал в поле зрения российских властей задолго до того, как ему историей была уготована до сих пор не очень ясная роль в русско-шведском конфликте начала 18 века.

Московские правители узнали о существовании Мазепы году эдак в 1674, когда на российском престоле сидел отец Петра Первого Алексей Михайлович. Тогда наш герой занимал весьма ответственную должность генерального писаря при гетмане левобережной Украины Дорошенко. Тот как-то послал своего секретаря к турецкому султану с предложением дружиться. Однако какой-то самостийный кошевой атаман, считавший, что дружиться надо не с турками, а с русскими, захватил гетманского посланца по дороге, отобрал у него грамоты, а самого отправил в Москву. Там Мазепа произвел самое благоприятное впечатление на боярина Артамона Сергеевича Матвеева, заведовавшего Малороссийским приказом. Матвеев был весьма передовым русским барином того времени. Он одевался в европейскую одежду и читал книги на чужеземных языках. А ближайшими чужеземцами, с которых русским тогда приходилось брать пример, были поляки. Так что Мазепа, выросший при дворе польского короля и усвоивший все эти шляхетские замашки, был весьма милостиво принят тогдашним фактическим правителем России. Ведь боярин Морозов только числился главой малозначительного приказа. В действительности же он был правой рукой Алексея Михайловича. За что потом и пострадал. Но этот уже отдельная история.

Своими льстивыми речами Мазепа смог убедить Морозова в вечной дружбе гетмана Дорошенко, и был отпущен с миром. Однако к самому гетману он не вернулся. По всей видимости, не будучи уверен в том, что тот согласится со всем, что Мазепе пришлось наговорить в Москве. Потому наш герой отправился ко второму украинскому гетману, заведовавшему правым берегом Днепра. Это украинская национальная особенность – поскольку страна разделена практически пополам могучей рекой, она и существовала долгое время как мало связанные между собой отдельные половины. У каждой был свой гетман и свои законы. Вот ко второму правителю, Самойловичу, Мазепа и поехал, боясь показаться на глаза своему прежнему патрону. Самойлович принял его милостиво, пожаловал чин генерального есаула – высший пост после самого гетмана, и даже доверил ему воспитание своих детей. По всей видимости, Самойловича подкупило то самое польское воспитание Мазепы – ведь правобережная Украина всегда была более подвержена польскому влиянию, в отличие от левой половины, которая временами тяготела и к России.

Уже в качестве посланца другого, правого, гетмана Иван Степанович наведывался в Москву еще несколько раз. Там к тому времени произошли некоторые перемены. Алексей Михайлович умер, страной правила его дочь Софья, а точнее сказать – ее любовник Василий Голицын. Тоже весьма начитанный и воспитанный человек. Ему Мазепа понравился еще больше, чем Морозову. Эта дружба двух европейски образованных людей имела для покровителя нашего героя, Самойловича, самые неприятные последствия. После провала т.н. Крымского похода, который Василий Голицын предпринял против крымских татар, всю вину было решено свались на Самойловича, который, вообще-то, имел к мероприятию мало отношения. Просто, как в том анекдоте, не так сидел, не так свистел. Роль Мазепы в этой интриге до конца не ясна, но если учитывать тот факт, что место казненного гетмана занял его первый заместитель, то есть наш Иван Степанович, можно с большой долей вероятности предположить, что роль эта была не последняя.

И наступили на Украйне времена мазепины. Противоречия, всегда существовавшие между простыми украинцами и шляхетством, обострились до крайности. И речь идет не только о классовых противоречиях, хотя именно Мазепа впервые ввел на Украине такой атрибут крепостного права, как барщина. У них впрочем, это называется панщина. Главная проблема была в ополячивании украинцев – ведь, как мы помним, Мазепа и иже с ним были европейски-, то есть польски- образованными и воспитанными людьми, и постепенно начали превращать Малороссию в маленькую Польшу. Что самое смешное – московское правительство в лице Василия Голицына этому всячески способствовало. Когда ненависть к Мазепе достигла предела и он уже боялся появляться на людях без охраны, из Москвы ему в качестве телохранителей был прислан полк стрельцов. Как писал один путешественник, побывавший тогда на Украине, «гетман стрельцами крепок. Без них хохлы давно бы его уходили».

• Ликвидация казацкой автономии и Запорожской Сечи. Судьба последнего кошевого Запорожья П. Калнишевского.

После ликвидации гетманства (1764 г.) Запорожская Сечь оставалась единственным украинским краем, где еще сохранялась автономия. По Кючук-Кайнарджийскому мирному договору 1774 года границы России отодвинулись до устья Южного Буга, и Запорожская Сечь теряла значение форпоста в борьбе против турецко-татарской агрессии. Кроме того, царское правительство, вспоминая участие сечевиков в кровавом восстании на Правобережье в 1768 году, более известном как Колиивщина, опасалось новых беспорядков. Тем более, что Емельян Пугачев в 1774 г. во время бунта собирался идти на воссоединение с запорожцами, чувствуя моральную поддержку с их стороны. После подавления бунта для многих участников этого восстания Запорожье стало надежным убежищем.

В апреле 1775 года Григорий Потемкин выступил на заседании царского правительства с проектом ликвидации Запорожской Сечи. В начале июня 1775 г. царские войска во главе с генералом П.Текелием, возвращавшиеся с турецкого фронта, осадили Запорожскую Сечь 4-5 (15-16) июня 1775 г. Не имея сил защищаться, кошевой атаман Петр Калнышевский вынужден был сдать крепость без боя. Вместе со старшиной он был арестован и по предложению Потемкина сослан пожизненно в Соловецкий монастырь.

Запорожское войско было объявлено распущенным. Земли Запорожской Сечи царское правительство начало раздавать помещикам, а казаков - покрепощать. Это стало причиной побега 5 000 запорожцев на подвластную Турции территорию в устье Дуная, где они основали Задунайскую Сечь.


Эта страница нарушает авторские права

allrefrs.ru - 2019 год. Все права принадлежат их авторам!