Главная Обратная связь Поможем написать вашу работу!

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






Основные черты картеля. Основные принципы картельного соглашения



Когда на рынке мало производителей, это и толкает их к заключению картельного соглашения. Итак, основные принципы картельного соглашения:

единые цены

размеры производства

раздел рынка

предлагание поставщикам одинаковых цен

 

Механизм работы картеля

На графике показана кривая спроса D и кривая предельного дохода MR для всей отрасли (потому что несколько фирм объединились и действуют как одна большая фирма). Кривая предельных издержек MC получена как сумма предельных издержек всех фирм картеля.

Исходя из правила MR=MC, картель находит оптимальный объем выпуска Qa.

Вспомним, что по модели Курно каждая фирма (не объединяясь) производила бы больше (Qв), чем совместно.

А теперь обратим внимание, что на отрезке от Qa до Qв уровень предельных издержек превышает предельный доход. ИЗДЕРЖКИ больше ДОХОДА (!!!) – розовый треугольник. При такой ситуации не достигается оптимума от деятельности, когда фирмы работают отдельно.

 
MC
MR
Плюсы картеля:

т.к. картель = монополия, он начинает поднимать цены на свою продукцию.

участника картеля закрепляют за собой определенные сегменты рынка

дезинформация потребителя (создание иллюзии, что на рынке несколько производителей, чтобы убедить покупателя, что он может выбрать из ряда товаров, хотя на самом деле, на рынке один производитель)

совместная борьба с другими компаниями-врагами.

Распределение прибыли. Так как каждой из фирм картеля полагается производить определенный объем продукции (объемы разделены), то отсюда вытекает, что каждая фирма получает доход соразмерно выпущенной продукции. Естественно, выигрывают не все, каждому хочется производить больше. Именно поэтому участники картеля предусматривают для таких «обделенных сторон» какие-то привилегии, чтобы удержать их в картеле. Это может быть, например, предоставление права заключить выгодный контракт, за фирмой сохранят исключительное право за пользование чем-то.

В большинстве развитых стран картели запрещены (государство борется с ними, как и с монополиями). В России они юридически также запрещены, однако ценовые сговоры есть.



 

3. Ценовая дискриминация: понятие, виды, последствия.

Ценовая дискриминация — такая политика цен, при которой одна и та же продукция, изготовленная одним производителем с одинаковыми затратами, реализуется различным покупателям по разным ценам.
Условия ценовой дискриминации:

Существование разных индивидуальных кривых спроса у разных потребителей;

Наличие возможности разделить группы потребителей с разными кривыми спроса;

Замкнутость потребительских групп.

Различают три разновидности этой политики, получившие название ценовой дискриминации первой, второй и третьей степени

Ценовая дискриминация первой степени

Монополист продает каждую единицу товара каждому покупателю по его резервированной цене, т. е. той максимальной цене, которую потребитель согласен заплатить за данную единицу товара. Это означает, что весь излишек потребителя присваивается монополистом, а кривая предельного дохода совпадает с кривой спроса на его продукцию.

Ценовая дискриминация второй степени:

Ценовая политика, суть которой заключается в установлении различных цен в зависимости от количества покупаемой продукции. Наиболее распространенный пример этого – оптовые скидки.

Ценовая дискриминация третьей степени:

Сегментация рынка, в ходе которой осуществляется дифференциация покупателей на группы с различными функциями спроса, с последующим установлением цен для каждой такой группы в отдельности.



Ценовая дискриминация имеет как положительные, так и отрицательные последствия.

Положительно то, что подобная ценовая стратегия позволяет расширить границы объемов продаж за пределы контролируемые монополией.

Ценовая дискриминация позволяет по максимуму увеличить доход и прибыль монополиста, причем позволяя этой фирме расширить свой объем производства.

Эти дополнительные прибыли возникают из-за того, что покупатели платят при ценовой дискриминации более высокую цену за товары, чем без нее. Причем ценовая дискриминация не усложняет положение малоимущих, а наоборот помогает им (с помощью скидок, специальных тарифов), а основной груз дополнительных выплат несут более обеспеченные люди, которые заинтересованы в покупке этого товара. То есть можно сказать, что без ценовой дискриминации некоторые виды услуг вообще не могли бы осуществляться.

С ее помощью, отчасти, сглаживаются различия, существующие в реальных доходах отдельных групп потребителей. В качестве примера можно привести нашу нынешнюю систему платы за обучение. В университетах вместе с общей системой платы за обучение действует целый ряд скидок и стипендий для абитуриентов с низкими доходами.

Вместе с тем ценовая дискриминация может вызывать и такие негативные последствия, как нерациональное межотраслевое и межрегиональное перераспределение ресурсов.

С одной точки зрения, ценовая дискриминация сглаживает различия в реальных доходах потребителей. С другой стороны, фирмы, устанавливая различные цены для разных групп покупателей, увеличивают объем продаж, захватывают большую часть рынка и увеличивают прибыль. Наиболее благоприятные условия для проведения данной ценовой политики имеются в сфере услуг, так как услуги всегда оказываются конкретному лицу как потребителю и их перепродажа невозможна.

 


Просмотров 1393

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.ru - 2021 год. Все права принадлежат их авторам!