Главная Обратная связь Поможем написать вашу работу!

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






Взаимодействие личности и группы



Рождение, становление и развитие личности происходит в процессе взаимодействия индивида и социальной группы, в ходе социализации. Это путь формирования способности личности к жизнедеятельности в обществе на основе усвоения ее социальных ценностей и способов социально-положительного поведения. В процессе социализации человек усваивает социальные нормы, овладевает способами исполнения социальных ролей, навыками общественного поведения. Социализация личности основана на познании личностью социальной действительности.

Источниками личностного развития в процессе социализации являются:

первый опыт раннего детства – формирование психических функций и элементарных форм общественного поведения (отдельные упущения в формировании личности в раннем возрасте трудно восполнимы в более зрелом периоде);

социальные институты – система воспитания, обучения, образования;

взаимное влияние людей в процессе общения и деятельности

В целом развитие личности – это психологический механизм самопостроения, саморазвития, самосовершенствования на основе активной социальной жизнедеятельности, во взаимодействии с другими.

Результат социализации личности в процессе межличностного и внутригруппового общения проявляется в его личностных особенностях, осознаваемых им и обществом как социально ценностные качества – качества ума, манер, стиля поведения воспитанности, образованности, социальной адаптированности индивида.

Ведущими способами развития личности являются специально организованные воспитание и образование. Взаимодействие индивида в коллективе сверстников (ученической, студенческой группе) становится наиболее решающим фактором развития личности.

В процессе данного взаимодействия формируется жизненная позиция личности – принципы поведения, основанные на устойчивых взглядах личности на ее место и роль в жизнедеятельности общества, данной социальной группы.

В процессе формирования личности выделяют три стадии: дотрудовая, трудовая и послетрудовая. В зависимости от этих стадий можно говорить о тех или иных социальных предпочтениях индивида.



Для формирования личности особенно опасны дефекты социализации в раннем возрасте, воздействие асоциального «социализатора», влияние асоциальных субкультур. Наибольшее влияние на развитие личности оказывает первичный социализирующий коллектив – семья, сверстники, разнообразные малые и первичные группы.

Качество и характер личности во многом определяется социальным устройством данного общества, данной социальной группы. Так, в условиях тоталитаризма формируется авторитарно зависимый тип личности, для которого характерно некритическое принятие догматических норм и правил. При тоталитарном стиле взаимодействия в группе возникает авторитарная зависимость, авторитарная агрессивность, этноцентризм (непринятие других, инакомыслящих, принадлежащих к другой социальной группе), ригидность (косность мышления) и пр. В сети тоталитарного психологического воздействия попадают люди, склонные к конформизму (приспособленцы). Они не противостоят мифологизации своего сознания, легко поддаются идеологическому заражению.

Механизм воздействия личности и группы заключается единстве идентификации и обособления; в умении личности преобразовать трудную ситуацию, использовать механизм психологической защиты, переоценить ценности, переориентироваться в ценностных приоритетах, увидеть новые жизненные перспективы, смягчить психотравмирующую ситуацию. В результате появляется способность перехода на новую схему психической саморегуляции.. В любой трудной ситуации такой человек сможет увидеть свой спасательный шанс, новую жизненную опору. Неспособность к стратегической переориентации может привести к разрушению и оказаться губительной. Люди, психологически подготовленные к ударам судьбы, проявляют большую жизнестойкость. Те же, кто ориентирован только на «радости жизни» нередко оказываются сломанными, Сильные личности способны перестраивать себя, не изменяя своим идеалам, не нанося поражение себе как личности.



Различают личности: социализированные и десоциализированные, а также психические аномальные (психопаты, невротики, личности с задержкой психического развития и с акцентуациями характера).

Можно выделить ряд особенностей социализированной личности, находящейся в пределах психической нормы. В критических ситуациях такая личность сохраняет свою жизненную стратегию, позиции и ценностные ориентации (цельная личность). Возможные психические срывы в экстремальных ситуациях она предупреждает системой психологической защиты (рационализацией, вытеснением, переоценкой ценностей и пр.).

Личность в норме находится в состоянии постоянного развития, самоусовершенствования, открывает для себя новые горизонты, изыскивает возможности самореализации своих способностей. В трудных условиях толерантна, способна к адекватным действиям. Психически уравновешенный индивид устанавливает доброжелательные отношения с другими людьми, проявляет чуткость их потребностям и интересам.

Такая личность способна соразмерить свои возможности, способности и уровень притязаний, проявляет высокую чувствительность к прекрасному и возвышенному. Обладая развитым чувством самоуважения, способна посмотреть на себя со стороны, не лишена чувства юмора и философского скептицизма.



ГРУППОВАЯ ДИНАМИКА

Совокупность внутригрупповых социально-психологических процессов и явлений, характеризующих весь цикл жизнедеятельности малой группы и его этапы — образование, функционирование, развитие, стагнацию, регресс, распад, — называется Г. д. Иначе говоря, это учение о силах, структуре и процессах, которые действуют в группе. Группа при этом рассматривается как общность людей, характеризующаяся ограниченным числом членов (до 20 человек), непосредственными контактами, распределением ролей и позиций, взаимозависимостью участников, общими целями, ценностями и нормами, а также постоянным составом.

Групповое принятие решения

В современной пауке существует множество подходов к выделению и описанию этапов принятия решения. Обобщенное представление об основных этапах процесса группового решения можно представить следующим образом.

1. Формулировка, диагностика конкретной проблемной ситуации. Основная задача этого этапа - сформулировать действительно саму проблему, а не ее симптомы или последствия.

2. Анализ проблемы. На данном этапе важно собрать максимально возможное количество информации. Можно выделить три основных источника сбора информации: собственный опыт членов группы, информационные источники (библиотеки, фонды, периодические издания), опыт экспертов. Ошибка, которую часто допускают на этом этапе, - подробное обсуждение общеизвестной информации и игнорирование редкой, уникальной информации.

3. Выработка критериев и ограничений, которым должно соответствовать эффективное решение. Группа должна выбрать критерии, на основании которых будут отсеиваться не соответствующие им решения. При решении конкретной проблемы часто возникают ограничения (например, ресурсы), при отсутствии которых некоторые варианты могут оказаться нереалистичными. Другим примером ограничений являются условия, заданные формулировкой самой задачи.

4. Нахождение возможных альтернативных решений проблемы. Результатом данного этапа должен стать максимально полный список возможных вариантов решения задачи.

5. Оценка альтернатив. Этот этап целесообразно начинать только после составления максимально полного списка всех альтернативных решений. Оценка заключается в определении достоинств и недостатков каждой альтернативы. Очевидно, что для оценки необходим стандарт, эталон для сравнения - те самые критерии принятия решений, которые группа устанавливает на третьем этапе решения.

6. Выбор альтернативы. Данный этап также называют принятием решения. В этот момент в группе происходит выбор из нескольких альтернатив наиболее подходящего или подходящих (если решение носит множественный характер) вариантов решения. Принятие решения - процесс выбора одной из нескольких альтернатив. На этом этапе очень важно, чтобы группа пришла к определенному уровню согласия, иначе процедура выбора значительно осложнится. Необходимую степень согласия группа может достичь, руководствуясь правилами принятия решений.


Просмотров 2151

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.ru - 2021 год. Все права принадлежат их авторам!