Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






СМЕШАННАЯ ЭКОНОМИКА И ЕЕ МОДЕЛИ



Смешанная экономика –это современная рыночная экономи-ка, существующая вреальности в разнообразных формах и характе-ризующаяся сочетанием рыночных элементов и участием госу­дарства в регулировании экономики.

Современная рыночная система– это многообразие смешан-ных форм. Сравним, к примеру, американскую и японскую модели смешан­ной экономики. Признаками японской модели являются, во-первых, высокий уровень государственного регулирования, во-вторых, японцы придают первостепенное значение стимулированию труда. За счет определенного отставания уровня жизни населения (в том числе и уровня зарплаты) от роста производительности труда достигается сни­жение производствен­ных издержек и резкое повыше-ние конкурентоспособности продукции на мировом рынке. Такая модель возможна только при исключительно высоком развитии национального самосознания, готовности людей идти на определен-ные материальные жертвы ради процветания страны.

В отличие от японской, американская модель смешанной экономи­ки имеет меньший уровень государственного регулирова­ния: по праву считая себя страной свободного предпринима­тельства, американцы больше полагаются на развитие инициа­тивы и предприимчивости са­мих бизнесменов, предоставляя им максимум гарантий экономической свободы. Эта модель основана на высоком уровне эффективности труда и массовой ориентации на достижение личного успеха.

Своеобразием отличается шведская модель. Ее специфика - в наи-большей социальной направленности. В отличие от японской и амери-канской моделей, где препятствий имущественному расслое­нию не ста­вится (в США, например, малообеспеченным слоям создается лишь при­емлемый уровень жизни, засчет частичных льгот и пособий), шведская модель отличается сильной социальной политикой, т.к. государство активно участвует в обеспечении экономической стабильности путем перераспределения доходов в пользу малообеспеченных слоев населе­ния. Конечно, обеспечение высокого уровня жизни в стране возможно только в условиях высокой нормы налогообложения.

Задание 4. Прочитайте текст, назовите 5 принципов перехода Узбекистана к рынку. Составьте план к тексту.

УЗБЕКИСТАНСКАЯ МОДЕЛЬ ПЕРЕХОДА НА РЫНОЧНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

 

Узбекистанская модель перехода к рынку включает пять основных принципов, сформулированных Президентом Респуб­лики Узбекистан И.А. Каримовым:

1. Деидеологизация экономики. Экономика должна иметь приори­тет над политикой.



2. Государство - инициатор и главный реформатор экономики. В сложный переходный период, чтобы не потерять управляемость экономикой, властные функции должны сохраниться за госу­дарством. По ме­ре продвижения к рынку государство от прямого руководства постепенно будет переходить к косвенному регулированию экономики посредством экономических рычагов и стимулов.

3. Правовое обеспечение-база экономических реформ. Государ­ство создает правовые основы функционирования экономики, своеобразные "рамочные условия", в пределах которых должно осу­ществляться взаи-модействиё субъектов рынка. Важно при этом воспитание в гражданах законопослушания, исполнительской дис­циплины, правовой культуры.

4. Сильная социальная политика - гарантия экономических реформ. Своеобразие социальной политики, проводимой в Узбекистане, в том, что государство защищает свое население, оказывает людям своевременную помощь, особенно социально-уязвимым слоям: сиротам, детям, учащимся, пенсионерам и т.д.

5. Поэтапный переход к рынку - стержень узбекистанской модели реформ экономики. Этот принцип определяет суть экономических ре­форм. Переход к рынку - не модернизация существующего, а созда-ние принципиально нового хозяйственного механизма. Это совершен-но но­вая философия жизни. Поэтому переход к рынку - не едино-временный акт, а длительный период, состоящий из ряда последо-вательных этапов.

Опираясь на этипринципы, Республика Узбекистан дина­мично продвигается к рыночной экономике, сохраняя общест­венно-поли-тическую стабильность.

Задание 5. Прочитайте текст. Составьте к нему вопросный и назывной планы. Передайте основное содержание текста в нескольких предложениях.

СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА НАСЕЛЕНИЯ

 

Рыночная экономика представляет равенство лишь стартовых воз-можностей и условий, но результаты экономических действий у людей разные, что и проявляется в различии их уровня жизни.



Переход к рыночной экономике в постсоветских странах приводит к резкой дифференциации населения на богатых и бедных, к нера-венству в доходах, что обостряется спадом производства и инфляцией.

Любое цивилизованное государство своей важнейшей соци­альной функцией считает защиту граждан от социально-эконо­мических невзгод, вызванных потерей работы, от резкого падения доходов, инвалидности, старости, болезни. Такая защита способ­ствует ослаблению социальной напряженности, предотвращению социальных катаклизмов (потрясе-ний).

В экономическом плане социальная защита зависит прежде всего от ее финансирования, определяемого во многом возмож­ностями эконо-мики страны. В условиях перехода к рынку, спада производства и инфляции полная социальная защита всего населения нереальна.

Здесь правильно говорить о социальной поддержке лишь тех, чьи доходы фиксированы, часто не превышают прожиточный минимум, кто близок к черте бедности: это пенсионеры, инвалиды, многодетные семьи, студенты, работники бюджетной сферы финансирования. Социальная поддержка этих слоев населения может проявляться в разнообразных фор­мах: в виде денежной помощи, предоставления материальных благ, бес­платного питания, приюта и крова, оказания медицинской помощи, по­кровительства, опекунства, усыновления. Главное при этом - "помогать только тем, кто не способен помочь себе сам".

Экономически же активным слоям населения должна оказываться социальная поддерж­ка в создании условий, благо­приятных для реализации их возможностей.

 

Задание 6. Прочитайте текст. Составьте вопросный и назывной планы. Передайте основное содержание текста в нескольких предло-жениях.


Эта страница нарушает авторские права

allrefrs.ru - 2018 год. Все права принадлежат их авторам!