Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






Выражение субъектно-предикативных значений



Задание 1. Прочитайте текст. Расскажите его, опираясь на данные вопросы.

ТАШКЕНТСКИЙ ФИНАНСОВЫЙ ИНСТИТУТ (ТФИ)

 

Ташкентский финансовый институт образован в 1991 году. Инс-титут образован в целях обеспечения высококвалифицированными кад­рами финансовых, учетно-кредитных и других организаций Узбе-кис­тана.

В настоящее время в институте функционируют 6 факультетов, 27 кафедр. Четыре очных и два заочных факультета готовят специа­листов по следующим специальностям: кредитно-экономический факультет (банковское дело), финансово-экономический факультет (госбюджет, инвестиции и рынок ценных бумаг, страхование, налоги и налогообложение), учетно-экономический факультет (бухгалтерс-кий учет и финансовый анализ, аудит), факультет управления (менеджмент, педагогика, статистика).

При институте функционируют финан­сово-банковский колледж, академический лицей и другие структуры.

На сегодняшний день в институте обучаются около 6500 сту-дентов по 9 специальностям.

Обучение с 1995 года осуществляется по многоступенчатой сис­теме, соответствующей мировым стандартам. Обучение на первой ступени продолжается 4 года с присвоением выпускникам звания бакалавра. После окончания второй ступени (продолжительность обучения 2 года) присваивается звание магистра.

Прием в институт на все специальнос­ти ведется на конкурсной основе путем тестирования.

Финансовый институт осуществляет международные связи по ли­нии международных программ, имеет связи с образовательными учреж­дениями США, Германии, Великобритании, СНГ и других стран. Студенты имеют возможность обучения в родственных вузах зарубежных стран.

В ТФИ созданы все условия для обучения и проживания студен­тов. Работает летний оздоровительный комплекс в курортной горной местности.

 

Âîïðîñû ê òåêñòó

 

1. Êîãäà îáðàçîâàí íàø èíñòèòóò?



2. Ñêîëüêî ôàêóëüòåòîâ è êàôåäð ôóíêöèîíèðóþò â èíñ-òèòóòå?

3. Ïî êàêèì ñïåöèàëüíîñòÿì ãîòîâÿò ñïåöèàëèñòîâ î÷-íûå ôàêóëüòåòû?

4. Êàêèå ñòðóêòóðû ôóíêöèîíèðóþò ïðè èíñòèòóòå?

5. Ñêîëüêî ñòóäåíòîâ ïî ñêîëüêè ñïåöèàëüíîñòÿì ó÷àòñÿ â èíñòèòóòå?



6. Ïî êàêîé ñèñòåìå îñóùåñòâëÿеòñÿ îáó÷åíèå â íàøåì èíñòèòóòå?

7. Ñ âóçàìè êàêèõ ñòðàí îñóùåñòвëÿåò ìåæäóíàðîäíûå ñâÿçè èíñòèòóò?

Задание 2. Прочитайте текст и данные к нему вопросы, обра-тите внимание на порядок слов в утвердительных и вопроси-тельных предложениях.

АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО

Акционерное общество – это предприятие, капитал которого образовался путем взносов при покупке акций и облигаций многими лицами (акционерами).

Акции приносят их владельцам доход (дивиденд) и право голоса на собрании акционеров. Облигации приносят только доход в виде твердого процента.

Акционерное общество управляется правлением, избранным на общем собрании акционеров. Фактически управление акционерным обществом находится в руках самых крупных акционеров - вла-дельцев большей части акций. Так как на общее собрание являются не все акционеры, то для большинства голосов достаточно иметь 5-20% всех акций.

Количество акций, дающее фактическое большинство голосов и возможность управления акционерным обществом, называется «кон-трольным пакетом».

Различают следующие виды акций: простые, именные, при-вилегированные. Акции можно продавать, дарить и оставлять в нас-ледство.

Вопросы к тексту

 

1. Что такое акционерное общество?

2. Какой доход приносят акционерам акции?

3. Кем управляется акционерное общество?

4. В чьих руках находится фактически управление акционерным обществом?

5. Что называется «контрольным пакетом»?

6. Какие виды акций различают?

Задание 3. Прочитайте текст. Составьте вопросы к нему.

ИЗ ИСТОРИИ ФИНАНСОВОЙ НАУКИ

 

Зарождение финансовой науки в Средней Азии происходило на рубеже XV и ХVI веков.

Автором первого известного произведения финансового харак-тера был Захириддин Бабур (1483-1530 гг.), известный го­сударст-венный деятель и поэт. Его экономическое произведение ("Мубайин") посвящено в основном нормам и характеру действующего налого-обложения. Впервые в научный обиход было введено слово "молия", то есть "финансы".

Второе произведение финансового характера - "Уложения Темура" ("Темур тузуклари"). В книге подробно рассматриваются вопросы фор-мирования и использования государственной казны, порядок взимания налогов, распределение доходов между центральной казной и намест­никами и другие вопросы.

Любопытные высказывания о финансах содержатся в произ­ведени­ях Алишера Навои, Бируни, Мукими и др. А. Навои, например, неод-нократно указывал на необходимость исполь­зования денежных фондов государства для нужд народа и армии.

В 20-х годах XX столетия финансовые вопросы оказались в центре внимания экономической науки. В 1921 году была проведена денежная реформа, сформирован первый бюджет Узбекистана. Создавались первые кредитные учреждения. В журналах появился ряд статей на фи-нансовые темы. В 1922 году вышла книга "Среднеазиатский эко­но-мический район" (под редакцией Ю.И. Пославского и Г.Н. Черданцева), а в 1927 году была опубликована небольшая книга заместителя народного комиссара финансов республики X.Хакимходжаева "Фи­нансовые дос-тижения Узбекистана за 10 лет". Одновременно началось преподавание финансовых дисциплин на экономическом факультете САГУ, а с 1931 года - в Среднеазиатском финансово-экономическом институте.

Первые сборники научных трудов Среднеазиатского финансово-экономического института были опубликованы в 1939-40-х годах.

Эвакуация ряда ученых в Ташкент в период второй мировой войны способствовала развитию финансовой науки. По инициати­ве этих уче-ных в 1943 году была открыта аспирантура. В 1948-50-х годах поя-вились первые кандидатские и докторские исследо­вания. В настоящее время финансовая наука переживает новый подъем.

 

Задание 4. Прочитайте текст. Расскажите текст, опираясь на план. Дайте определение термина «кредит».

КРЕДИТ

Кредит – предоставление в долг денег (ссуда) или товаров, услуг. Если же посмотреть с другой стороны, то кредит-способность получить деньги, товары, услуги посредством выдачи обещания об уплате за них в будущем.

Все кредитные операции содержат, во-первых, эле­мент будущей. отсроченной оплаты (деньги, товары, услуги как бы об­мениваются на обещание заплатить за них в будущем), во-вторых, эле­мент уверенности, доверия (путем оценки рисков кредитования креди­тор уверен в пла-тежеспособности кредитуемого клиента.

Значение кре­дита в том, что он, будучи должным образом ис-пользованным, дает от­ветственным людям некое дополнение их капи-талу, воплощенное в виде денег, товаров, услуг, то есть всего того, что предприниматели могут употребить в дальнейшем для создания новых благ. Словом, кредит повышает инвестиционную и деловую активность бизнесмена.

В настоящее время почти все финансовые операции между фирмами проводятся на кредитной основе, что воспринимается как обычная кредитная практика. Риск же несвоевременной выплаты долга или отказа от погашения задолженности из-за неплатежеспособности крайне велик.

Критерий разумного кредитования - выбор надежных партнеров и соблюдение принципов обеспеченности кредита, реализующихся в виде залога, поручительства и т.п.

 

План

 

1. Определение понятия кредит (2 стороны).

2. Элементы кредитных операций.

3. Значение кредита.

4. Кредитная основа современных финансовых операций.

5. Критерий разумного кредитования.

 

Задание 5. Прочитайте текст. Составьте к нему вопросы. Перескажите текст.

АУДИТОРСКАЯ СЛУЖБА

 

При переходе к рыночным отношениям появляется большое коли-чество ассоциаций, акционерных обществ, арендных коллек­тивов, малых предприятий и т.д.

Аудиторская служба необходима для контроля за соблю­дением законодательства, регулирующего финансово-хозяйствен­ную деятель-ность данных предприятий. Эта служба проводит про­верки (ревизии) состояния платежеспособности и финансовой устойчивости, рента­бельности, оценивает эффективность коммер­ческой деятельности пред-приятий.

Учитывая важность аудиторской службы, в ближайшее время нужно подготовить аудиторские кадры, создать аудиторские органи­зации в нашей республике.

Аудит бывает нескольких видов:

1) Аудит финансовых отчетов - проверка их для независимой экспертизы доходов и расходов предприятия, фирмы.

2) Аудит хозяйственной деятельности предприятия, оценка произ­водственных затрат и полученных результатов, выявление возмож­ности улучшения этой деятельности..

3) Аудит на соответствие требованиям заключается в анализе фи­нансовой и хозяйственной деятельности субъекта, в опреде­лении его соответствия предписанным правилам или условиям.

 

Задание 6. Составьте предложения, опираясь па таблицу

 

  Моему   Моей Мне Тебе Ему Ей Вам   Отцу другу брату   матери дочери сестре подруге     12,13, 14,17,19 37,70   22,34,52   31,21,41     лет   года   год

Образец:Мне 17 лет. Моей сестре 22 года. Сколько лет вашему другу?

 

Задание 7. Вместо точек употребите одно из слов: год, года, лет.

 

1. Моему отцу скоро исполнится 51 ... . 2. Ахмеду 33 ... . 3. Мне 18 ... , а моему другу 24 ... . 4. Назире около 12 ... . 5. Сестра моложе брата на 3 ... . 6. Тогда она была молодой, не старше 20 ... . 7. Женщи­не на вид было 35 ... . 8. Моя бабушка умерла в возрасте 90 ... . 9. Моей дочери уже 5 ... , а сыну скоро исполнится I ... . 10. Мой брат старше меня на 4 ... . 11. Моя мать моложе своей сестры на 4 ... . 12. Он поступил в институт, когда ему было 16 ... . 13. Семья уехала из этого города, когда мне было 5 ... . 14. Юноше на вид было 20-21 ... .

 

Задание 8. Ответьте на вопросы отрицательно.

 

1. В читальном зале есть свободные места? 2. В библиотеке есть эта книга? 3. У вас есть билеты на спектакль? 4. Вчера был студенческий вечер? 5. На вашей улице есть кинотеатр? 6. В библиотеке есть журнал "Новый мир"? 7. У вас есть простой карандаш? 8. У тебя есть толковый словарь русского языка? 9. У вас будут зимние каникулы? 10. У вас будет в этом году экзамен по математике? 12. У тебя есть сегодня свободное время? 13. В вашем городе есть оперный театр? 14. В вашем городе есть педагогический институт? 15. У тебя есть зимний спортивный костюм?

 

Задание 9. Ответьте на вопросы, указав, отсутствие чего мешает совершить действие.

Образец: Почему ты не конспектируешь (не конспектировал) лекцию? (ручка) — У меня нет (не было) ручки.

1. Почему ты не перевел текст? (русско-узбекский словарь). 2. Почему ты не пошел с нами в театр? (свободное время). 3. Почему вы не купили это красивое платье? (лишние деньги). 4. Почему ты не приго­товил домашнее задание? (учебник). 5. Почему вы не прочитали новый роман в журнале "Юность"? (журнал "Юность"). 6. Почему ты не хо­дишь на физкультуру? (спортивный костюм). 7. Почему вы не дали другу своего телефона? (домашний телефон).

 

Задание 10. Дайте отрицательный ответ на вопросы.

Образец: Декан сейчас на факультете? - Нет, декана сейчас нет на факультете.

1. Анвар был в лаборатории? 2. Профессор Махмудов на кафедре? 3. Студенты в аудитории? 4. Днем отец был дома? 5. Сестра вечером будет дома? 6. Олег будет завтра на лекции? 7. Фарида была в читальном зале? 8. Врач в кабинете?

Задание 11. Прочитайте диалог, найдите глаголы в прошедшем времени.

Жена спросила у мужа:

– Как наш сын сдал историю?

– Не очень хорошо. – ответил муж. – Его спросили о событиях, которые произошли раньше, чем он родился.

Задание 12. Составьте диалоги по данным образцам, употребляя глаголы прошедшего времени.

А) Образец: -Обычно я смотрю фильм после программы «Время».

– А вчера ты смотрел фильм?

Да, я посмотрел хороший фильм Нет, я читал газету

 

1. Обычно вечером вы гуляете.

2. Обычно вечером вы идете к друзьям.

3. Обычно вы обедаете дома.

 

Б) Образец: – Почему вы хуже, чем всегда, рассказываете текст?

– Я не читал текст дома. Я выполнял упражнения.

1. Сегодня вы хуже знаете слова.

2. Сегодня вы не подготовили новую тему.

3. Сегодня вы неправильно решаете задачи.

 

В) Образец:– Вы сегодня сдаете экзамен?

– Нет мы сдали экзамен вчера. Сегодня у нас была консультация по другому предмету.

1. Вы сегодня идете в кино?

2. Вы сегодня идете в библиотеку?

 

Задание 13. Скажите то же самое сначала в женском роде, потом во множественном числе.

1. Я решил сегодня побыть дома.

2. Я хотел сегодня посмотреть новый фильм.

3. Я сегодня звонил домой.

4. Я вчера занимался в библиотеке.

5. Я вчера встретился с друзьями.

Задание 14. Прочитайте текст, раскрывая скобки и выбирая нужную форму глагола.

Академик Обручев каждый рабочий день (делил, делила, дели-ло, делили) на «три дня».

«Первый день» у него (начинался, начиналась, начиналось, на-чинались) утром и (заканчивался, заканчивалась, заканчивалось, за-канчивались) к двум часам. Это (был, была, было, были) самые цен-ные часы для творческой работы.

«Второй день» (длился, длилась, длилось, длились) с двух часов до шести. В это время ученый (выполнял, выполняла, выполняло, выполняли) более легкую работу.

«Третий день» (продолжался, продолжалась, продолжалось, продолжались) с шести часов до двенадцати. В это время Обручев (занимался, занималась, занималось, занимались) чтением.

Обручев (уверял, уверяла, уверяло, уверяли), что так он удлиняет жизнь втрое.

Задание 15. Употребите глаголы, данные в скобках, в форме про­шедшего времени.

1. Многие студенты (сдать) экзамен по математике на «отлич-но». 2. Товарищ с большим трудом (овладеть) правильным произ-ношением. 3. Сестра вечером (проверять) тетради своих учеников. 4. Она быстро (проверить) все тетради. 5. Рахима (пропускать) занятия по физкуль­туре по болезни. 6. Рахима однажды (пропустить) занятия по физкуль­туре. 7. Мои друзья продолжительное время ( заниматься) спортом. 8. По вечерам Анвар (оставаться) в лаборатории. 9. Сегодня вместе с Анваром (остаться) его однокурсник Алишер.

 

Задание 16. Употребите глаголы, данные в скобках, в форме прошедшего времени.

1. Под дождем я (промокнуть) и (замерзнуть). 2. Занимаясь физ-культурой она очень (окрепнуть). 3. В спорте они (достигнуть) боль-ших успехов благодаря ежедневным трени­ровкам. 4. Ранним утром она (мести) двор. 5. Сестра (помочь) матери приготовить ужин. 6. Чтобы цветы не (засохнуть), я (полить) их. 7. К своему режиму дня вы (привыкнуть). 8. Я (запереть) дверь ключом и(побежать) к остановке.

Задание 17. Употребляя данные глаголы в форме прошед-шего времени, расскажите, как обычно вы проводили летние каникулы и как прошло это лето.

Отдыхать, гулять, плавать, купаться, встречаться, ходить, зани-маться, готовиться, учить, изучать, решать, уставать, волноваться, прийти, сдать, ждать, узнать, обрадоваться, стать.

 

 

 

Задание 19. Замените глаголы-сказуемые прошедшего вре-мени на­стоящим.

1. Студенты готовились к зачетам и экзаменам. 2. Лекция продолжа­лась 45 минут. 3. Занятия начинались в 9 часов утра. 4. Каждое утро Саида выходила из дома в семь часов утра. 5. Я готовился к семина­ру. 6. Я брал книги в институтской библиотеке. 7. Обычно они возвра­щались в 6 часов вечера. 8. Я обычно завтракал в общежитии, а обе­дал в институтской столовой.

 

Задание 20. Образуйте от глаголов-сказуемых в скобках форму настоящего времени.

Каждый день в институт я (ездить) на автобусе. На занятия я (хо­дить) вместе с товарищами. Я (носить) с собой общие тетради для запи­си лекций. На лекциях я всегда (сидеть) за первым столом у окна и по­этому все хорошо (видеть) и (слышать). На занятия по русскому языку я (приносить) русско-узбекский словарь. С помощью словаря я (пере­водить) тексты.

 

Задание 21. Допишите личные окончания глаголов-сказуемых.

Я занима...сь русским языком 2 раза в неделю. В нашей группе уч...ся десять человек. С нами работа... преподаватель русского языка. На занятиях мы разговарива... только по-русски. Преподаватель спра-шива..., мы отвеча... . Потом мы спрашива... друг друга. Мы чита... тексты и выполня... тренировочные упражнения. Два раза в неделю я прихож... заниматься в кабинет технических средств обучения. Там каж­дый студент работа... с магнитофоном, слуша... тексты и диалоги, записыва... на пленку ответы на вопросы. Дома я каждый день повторя... материал, который изучали с преподавателем.

 


Задание 22. Поставьте глаголы-сказуемые в настоящем времени.

Мой друг (уметь) распоряжаться своим временем. 2. В начале учеб­ного года он (составлять) режим дня. 3. Он правильно (рас-пределять) свое время. 4. У меня не (оставаться) свободного времени на отдых. 5. По воскресеньям мы (уезжать) за город. 6. Летом наши друзья (отды­хать) на Ташкентском море. 7. Ты отлично (справляться) со своей ра­ботой. 6. Ты (готовиться) к семинару, а я (писать) курсовую работу.

 

Задание 23. Расскажите о своем рабочем дне, употребляя в рассказе данные глаголы в форме настоящего времени.

Вставать, умываться, завтракать, одеваться, собираться, выхо-дить, идти, начинаться, продолжаться, заканчиваться, слушать, запи-сывать, отвечать, обедать, отдыхать, выполнять, готовить, смотреть, читать, гулять, ужинать, ложиться спать.

Задание 24. Употребите глаголы-сказуемые, данные в скобках, в форме будущего времени (простой формы).

1. В воскресенье мы (провести) весь день на даче. 2. Я (вернуть) тебе книгу через неделю. 3. Саид (вернуться) домой поздно. 4. В этом году Анвар (выписать) три газеты. 4. Скоро я (получить) новый журнал. 6. Дилобар (выступить) на конференции? 7. Сообщения по газете (сделать) Халида и Анвар. 8. Преподаватель (привлечь) к работе в ли­тературном кружке всех студентов.

 

Задание 25. Употребите глаголы-сказуемые, данные в скоб-ках, в форме будущего времени (сложной формы).

1. Товарищ скоро (защищать) курсовую работу. 2. Вечером я (конс­пектировать) статью по экономике. 3. Завтра студенты нашей группы (сдавать) зачет по русскому языку. 4. После окончания института сестра (работать) детским врачом 5. Друзья договорились, что (встречаться) каждый год в школе. 6. Вечером я (читать) журнал, который сегодня по­лучил. 7. Что вы (делать) вечером? 6. Вечером я (писать) письмо брату.

 

Задание 26. Прочитайте предложения, вставьте глаголы будущего времени (простой или сложной формы).

1. В воскресенье к нам (будут приезжать - приедут) друзья. 2. Завт­ра я с удовольствием (буду давать - дам) тебе словарь. 3. К Мамлакат на день рождения (будут приходить - придут) друзья. 4. Анвар думает, что мама (будет разрешать - разрешит) им с братом пойти в воскресе­нье в зоопарк. 5. Мы (будем встречаться - встретимся) и поговорим обо всем в среду. 6. У меня нет этой книги, но я (буду брать - возьму) ее в библиотеке. 7. В следующий вторник Рустам (будет пропускать -пропустит) лекции.

Задание 27. Замените глаголы-сказуемые глаголами будущего вре­мени (простой или сложной формы)

1. Сегодня мои родители приехали из кишлака. Я встретил их на вокзале, показал им город, рассказал о своей учебе в институте. 2. Из Самарканда приехал мой друг. Вечером мы собрались в моем доме, пришли мои братья с женами, весь вечер мы слушали музыку и пели свои любимые песни. 3. В этот вечер я остался дома. Сначала я прочи­тал свежие газеты, затем посмотрел журналы. Затем слушал новости. В 10 часов я лег спать. 4. В воскресенье я встал рано утром и с другом поехал на Чарвакское водохранилище. Там мы купались, загорали, катались на лодке. Мы очень хорошо и весело отдохнули.

 

Задание 28. Употребите глаголы, данные в скобках, в форме будущего времени (простой или сложной формы).

1. Я (встать) позже обычного. 2. Отец (обедать) в 12 часов дня. 3. Я (предложить) своему товарищу интересную книгу. 4. Вечером я (пи­сать) письмо своему другу. 5. Брат (пригласить) друзей на свой день рождения. 6. Друзья (посещать) музей. 7. К приходу отца он (навести) порядок в своем саду. 8. После обеда я (помочь) матери мыть посуду. 9. Экзамен по русскому языку они (сдавать) на втором курсе. 10. О подарке я (позаботиться) заранее. 11. С товарищами мы (встретиться) завтра. 12. Ты (повторить) пройденный материал. 13. Вечером он (го­товиться) к докладу. 14. Завтра же я (купить) такой же справочник. 15. Я всегда (брать) нужные учебники в библиотеке. 16. На первом курсе мы (изучать) общеобразовательные дисциплины.

 

Задание 29. Прочитайте видовые пары глаголов. Скажите, чем отличаются глаголы СВ от глаголов НСВ.

1. готовить-приготовить 2. есть-съесть 3. завтракать-позавтракать 4. обедать-пообедать 5. смотреть-посмотреть 6. строить-построить 7. ужинать-поужинать 8. чистить-почистить 9.мыть-вымыть 10. пить-выпить 11. гладить-выгладить 12. учить-выучить 13. писать-написать 14. рисовать-нарисовать 15. читать-прочитать 16. отдыхать-отдохнуть 17. решать-решить 18. выполнять-выполнить 19. говорить-сказать

Задание 30. Составьте рассказ на тему «Моª будущее воскре-сенье», употребляя в рассказе данные глаголы в форме будущего времени.

Встать, умыться, позавтракать, посмотреть, смотреть, погулять, встретиться, пойти, приготовить, пообедать, отдохнуть, почитать, поиграть, сделать, поужинать, лечь спать.

Задание 31. Прочитайте предложения. Определите вид гла­голов и их значение. Обратите внимание на формальное различие глаголов СВ и НСВ.

1. Я учил новые слова час. Я знаю новые слова, потому что я хо­рошо выучил их. 2. Халида завтракала полчаса. Она не хочет есть, потому что уже позавтракала. 3. Мухаббат мыла посуду 15 минут. Посуда чистая, потому что Мухаббат вымыла ее. 4. Мальчик долго чи­тал книгу. Он прочитал книгу и отдал ее товарищу. 5. Студенты вы­полняли задание недолго. Они выполнили задание преподава­теля на "отлично".

 

Задание 32. Составьте диалоги по образцу, используя гла­гольные видовые пары из задания №9 и слова, выражающие про­должительность времени: долго, час, недолго, все утро, весь день, весь вечер и др.

Образец:– Ты долго писал сочинение?

– Да, я писал его два часа.

– Написал?

– Да, написал.

 

Задание 33. Используя информацию что вы делали то же самое, но за другое время.

1. Образец: –Рахим переводил текст полчаса.

– А я перевёл за 20 минут.

1.Анвар читал новый текст десять минут. 2. Феруза учила новые слова час. 3. Тимур писал упражнение 20 минут. 4. Мунира решала задачу полчаса. 5. Брат завтракал пять минут. 6. Семья обеда­ла полчаса.

2. Образец: –Юлдаш перевел статью.

– Я тоже перевел, но переводил долго.

1. Баходыр прочитал книгу. 2. Ойниса выучила новые слова. 3. Брат нарисовал портрет. 4. Барно приготовила ужин. 5. Они решили все за­дачи. 6. Товарищ законспектировал экономическую статью.

 

Задание 34. Прочитайте предложения. Какого вида глаголы ис­пользованы в левом и правом столбцах. Почему?

1. Летом я каждый день вставал в 8 часов, умывался, делал гимнас-тику, купался в озере, потом зав-тракал. 2. Летом я часто получал письма от брата, 3. Зимой дети ложились спать в 8 часов вечера. 1. Сегодня я встал в семь часов, умылся, сделал гим-настику и позавтракал. 2. Вчера я получил письмо от брата. 3. Вчера дети легли спать 9 часов.

Задание 35. Прочитайте предложения, выбирая из скобок глагол нужного вида.

1. Обычно я (вставал-встал) в семь часов утра, а (ложился -лег) спать в 11 часов. 2. Вчера он (ложился-лег) спать в 12 часов. 3. Се­годня Саида (покупала-купила) на ужин масло и молоко. 4. Они обыч­но (покупали-купили) продукты в этом магазине. 5. Саодат (теряла-по-теряла) ключ от комнаты. 6. Матлюба часто (теряла-потеряла) тетради, но потом всегда (находила-нашла) их. 7. Анвар часто (приглашал- приг-ласил) однокурсников в кино, а в субботу он (приглашал-пригласил) их на концерт.

Задание 36. Используйте в роли сказуемоего один из глаголов, дан­ных в скобках.

I. 1. Санобар всегда ...на занятия вовремя. Сегодня она ... с опоз­данием (явилась - являлась). 2. Мой брат три года ... русский язык. Он уже хорошо ... его и может свободно говорить по-русски (изучал - изу­чил). 3. Мы много раз... эту тему. Перед зачётом я еще раз ... ее (по­вторяла - повторила). 4. Студенты нашей группы всегда ... домашние задания. Они на этот раз ... их на "отлично"(выполнили - выполня­ли). 5. Студенты часто ... к лектору с вопросами. После лекции слуша­тели сразу же ... к лектору с вопросом, (обращались - обратились).

II. 1. Во время экзаменов мы каждый день ... очень поздно (ложи­лись - легли) спать. 2. Вчера я ... у товарища сборник задач по матема­тике (брал - взял). 3. Брат... книги на верхнюю полку (положил - клал). 4. Каждое утро я ... в гастрономе кефир и творог, а сегодня ... банку сметаны (купил - покупал). 5. Товарищ ... меня с началом учебного года. Я каждый год ... его с днем рождения (поздравлял - поздравил). 6. Занятия обычно ... в половине третьего, а сегодня ... в два часа (кончились - кончались). 7. Весь вечер Анвар ... задачу по алгебре. Задача была трудная, но он ее правильно (решал-решил).

 

Задание 37. Скажите, что сегодня было то же, что и обычно.

Образец: Сестра часто получала письма. Сегодня она тоже получила письмо.

1. Мой сосед обычно вставал рано. 2. Каждое утро брат делал гимнастику. 3, Вали часто покупал газеты в киоске. 4. Мы много раз встречали Саида в парке. 5. Азиза часто посылала письма домой. 6. Обычно он ложился спать очень поздно.

 

Задание 38. Ответьте на вопросы так, чтобы получился диа­лог, аналогичный образцу. Используйте соответствующие глаголы.

Образец: - Где твое письмо? На столе?

- Да, на столе. Я уже написал его.

1. Где новый журнал? На полке? 2. Где ужин? На столе? 3. Где свежая газета? На столе? 4. Где тетрадь по русскому языку? В портфеле?

Задание 39. Употребите вместо точек один из глаголов, данных справа.

1. Я весь день был занят дома и только к вечеру смог ... в библиотеку. 2. В практической работе ты можешь ... жизненный опыт. 3. Брату вчера в букинисти-ческом мага­зине удалось ... редкую книгу. 4. Своим докладом он хотел... внима­ние всех слушателей. 5. Я надеялся хорошо ... в воскресенье 6. Рашид смог хорошо ... к экзамену самостоятельно. 7. Карим за вечер успел... всю книгу. попадать - попасть     приобретать-приобрести   находить - найти     привлекать - привлечь   отдыхать - отдохнуть   готовиться-подгото­виться   конспектировать-законспек-тировать

 


Задание 40. Ответьте на вопросы по образцу.

Образец: –Кем вы былидо поступления в институт?

– До поступления в институт я был школьником (школьницей).

1. Кем вы являетесь в настоящее время?

2. Кем вы мечтали стать в детстве?

3. Кем вы будете после окончания института?

Задание 41. Ответьте на вопросы, употребляя слова и словосо­четания, данные справа.

1. Кем станет ваш брат после окончания вуза? 2. Кем работает ваша сест-ра? 3. Кем будет ваш друг? 4. 4. Кем вы мечтаете стать? 5. Кем работает ваш отец? юрист переводчица финансист высококвалифицированный специалист бухгалтер

 

Задание 42. Прочитайте данные предложения и вопросы к ним.

1. Узбекистан – независимое го-сударство, расположенное в Центральной Азии. 1. Каким государством является Узбекистан?
2. Ташкент – столица Узбекис-тана 2. Каким городом является Ташкент?
3. Зеравшанская долина – зем-ля древнейших цивилизаций Бухары и Самарканда. 3. Что представляет собой Зеравшанская долина?
4. Великий шªлковый путь - караванная дорога, которая связывала юго-восточную Ев-ропу, Иран, Кавказ, Среднюю Азию с Монголией и Китаем. 4. Что представляет собой Вели-кий шªлковый путь?
5. Хорезми – великий мате-матик, создатель алгебры. 5. Кто такой Хорезми?
6. Циолковский – осново-положник космонавтики. 6. Кто такой Циолковский?

 

Задание 43. Прочитайте текст и измените данные после текста предложения по образцу.


ФИНАНСЫ

Финансы– денежная система, включающая в себя все виды денеж­ных средств и происходящие с ними трансформации в про­цессе их при­менения. Словом, к финансам относятся наличные деньги, включая ин­валюту, безналичные деньги на счетах и во вкладах, ценные бумаги, обладающие способностью быть денеж­ным эквивалентом. Причем, относятся они к финансам незави­симо от их принадлежности частному лицу или государству.

Взаимодействие в денежной форме между государством, пред-приятиями и населением называется финансовыми отношения­ми. Регу-лирование со стороны государства финансовой си­стемы при перераспре-делении денежных потоков на всех уровнях эко­номики называется финансовой политикой.

Финансы – кровеносная система экономики. Как престиж госу-дарства измеряется прочностью национальной валюты, так и репу-тация фирмы определяется финансовой устойчивостью. Пока­затели фи-нансо­вой системы - надежный индикатор состояния эко­номики.

Образец: –Внебюджетные фонды - …

– Внебюджетные фонды - денежные средства, имеющие целевое назначение и не включаемые в бюджет.

1. Финансы - это .... .

2. Финансовая политика - ... .

3. Финансовые отношения - .... .

 

Задание 44. Прочитайте предложения и выделите в них подлежащее и сказуемое.

1. Русский язык является одним из мировых языков.

2. Авиценна является автором медицинской эмблемы-змея, обвивающая кубок.

3. Норберт Винер является создателем кибернетики.

 

Задание 45. Используйте вместо тире в составном именном ска­зуемом глагол-связку "являться".

1. Наука экономика - одна из самых актуальных. 2. Специальность экономиста - одна из распространенных профессий. 3. Экономика -древняя наука. 4. Экономист - специалист экономических наук, работник отдельных отраслей народного хозяйства. 5. Труд - основа жизни че­ловека. 6. Захириддин Бабур - автор первого в Средней Азии извест­ного произведения финансового характера.

Задание 46. Составьте предложения, используя данные существительные, словосочетания и глагол «являться».

1. Познание законов природы; задача науки.

2. М.В.Ломоносов; создатель МГУ.

3. Авиценна; автор «Канона врачебной науки».

4. ЭВМ; незаменимые помощники человека.

 

Задание 47. Прочитайте текст и закончите данные после текста предложения, опираясь на примеры задания 44.

НАЛОГИ

Налоги– обязательные взносы (платежи) вбюджет (местный или центральный) или во внебюджетные фонды, осуществляемые нало-гоплательщиками Иначе говоря, это метод распределения дохо­дов между хозяйствующим субъектом рынка и государством, это обя­зательные пла-тежи в бюджет, взимаемые с юридических и физических лиц.

К структурным элементам налогообложения относится, в част-ности, его субъект - юридическое или физическое лицо, имеющее само-стоятельный источник дохода и обязанное по закону уплачивать налог т.е. налогоплательщики.

К объектам налогообложения относятся доход в виде прибыли, дивидендов, затраты и капитал в виде имущества (например, недви-жимости), земли, стоимости товара. А источником налоговых плате-жей должен быть только чистый доход (прибыль).

Назначение налогов - формировать финансовые ресурсы госу-дарства, повышать пли снижать материальный интерес людей в развитии той или иной формы деятельности.

1. Структурными элементами налогообложения являются ….

2. Доход в виде прибыли, дивидендов, затраты и капитал в виде имущества являются ….

Задание 48. Прочитайте предложения, выделите в них подлежащее и сказуемое.

1. Финансовый план, суммирующий доходы и расходы на определªнный период, называется бюджетом.

2. Ценные бумаги, дающие владельцу право на получение дохода, называются акциями.

3. Исключительное право на какой – либо вид деятельности, принадлежащее какому – нибудь лицу, фирме или государству, называется монополией.

 

Задание 49. Измените порядок слов в предложениях задания 48, поменяв местами подлежащее и сказуемое.

Задание 50. Прочитайте текст и, используя примеры заданий 48, 49, измените предложения 1, 4, 5, 6, 7.

ИНВЕСТИЦИИ

Инвестиции – долгосрочные вложения денежных средств в дело. Это расходы на создание, расширение, реконструкцию и техническое перевооружение основного капитала, основных фондов фирмы.

В рыночной экономике различают четыре вида капиталовло­жений: реальные, финансовые, интеллектуальные и венчурные (рисковые) инвестиции.

Реальные инвестиции – вложение капитала непосредст­венно в производство на прирост основных и оборотных фондов. Для этого используются как собственный, так и заемный капитал, причем ком­мерческие банки осуществляют в основном кратко­срочные и средне­срочные вложения.

Финансовые инвестиции – это долгосрочные вло­жения капита-ла в финансовую сферу бизнеса, например, портфельные инвестиции - покупка акций и других ценных бумаг. Принципами фор­мирования инвестиционного портфеля являются надежность и доходность вложений.

Интеллектуальные инвестиции– это привлечение класс­ных спе-циалистов, покупка патентов, лицензий, ноу -хау.

Венчурные ин­вестиции - рискованные вложения в форме выпуска новых акций, про­изводимые в новых сферах деятельности, связанных с большим риском. Венчурный капитал инвестируется в расчете на быструю окупаемость вложенных средств.

Задание 51. Прочитайте текст. Выясните смысловое значение данных терминов. Запомните их определение.

Ответьте на данные после текста вопросы, используя конструкцию «что называется чем».

БЮДЖЕТ

 

Бюджет буквально понимается, как «денежная сумка», кошелек для хранения денег, в реальном же смысле имеет двоякое значение: с од­ной стороны, совокупность финансовых ресурсов, которыми располагает любой экономический субъект, с другой - это соотношение его до­ходов и расходов. Иначе говоря, бюджет означает не только денежные средства субъекта рынка, предназначенные для использования в раз­личных целях, но и их баланс, соответствие поступлений и рас­ходования в определенном периоде времени. Недаром народная мудрость гласит: "По одежке протягивай ножки", "Каковы доходы, тако­вы и расходы". Анализируя состояние бюджета любого субъекта ры­ночных отношений, следует определить прежде всего содержимое "де­нежной сумки", наличие в ней денег или их дефицит, динамику ее пополнения и опорожнения, каналы поступления и расходования средств, соотно-шение доходов и расходов.

Государственный бюджет - крупнейший централизованный денеж-ный фонд, находящийся в распоряжении правительства. Основная часть государственных доходов собирается в госбюджет, являющийся важным инструментом регулирования экономики.

К бюджету тесно примыкают внебюджетные средства (фонды) - денежные средства государства, имеющие целевое назначение и не включаемые в госбюджет. Они создаются за счет целевых налогов, субсидий из бюджета и находятся в распоряжении центральных или местных органов власти. Примером может быть Пенсионный фонд.

1. Что такое бюджет?

2. Что такое госбюджет?

3. Что такое внебюджетные фонды?

Задание 52. Прочитайте текст, проведите беседу, опираясь на план. Запомните определение выделенных терминов.


Просмотров 664

Эта страница нарушает авторские права

allrefrs.ru - 2020 год. Все права принадлежат их авторам!