Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






Б) Он не любил наш дом, хотя находил его вполне сносным



в) Этого холода я не ощущаю, ибо мне ясно моё место в великом механизме жизни. (М.Горький)

г) нет такого предложения

20. Предложение Как он был дома, его ругали, является сложноподчинённым предложением с придаточной частью … .

А) времени

б) места

в) причины

г) образа действия, меры и степени

д) сравнительной

е) условной

ж) следствия

з) цели

 

ТЕСТ 11

Языки народов мира

 

Из предложенных вариантов выберите единственно правильный.

1. Укажите лишнюю группу в индоевропейской семье языков:

А) греческая

б) славянская

в) романская

г) угорская

д) германская

е) кельтская

ж) индоарийская (индийская)

з) балтийская

2. В славянской группе языков укажите язык, относящийся к другой группе:

А) русский

б) лужицкий

в) польский

г) чешский

д) македонский

е) молдавский

ж) словацкий

з) болгарский

3. В романской группе языков укажите язык, относящийся к другой группе:

А) испанский

б) цыганский

в) румынский

г) португальский

д) провансальский

е) итальянский

4. К какой семье языков относится мордовский язык?

А) индоевропейской

б) семито-хамитской

в) тюркской

г) кавказской

д) финно-угорской

е) нигеро-кордафанской

5. К какой семье языков относится башкирский язык?

а) китайско-тибетской

б) кавказской

в) тюркской

г) семито-хамитской

д) индоевропейской

6. В какой семье языков относится венгерский язык?

а) индоевропейской

б) семито-хамитской

в) тюрской

г) китайско-тибетской

д) финно-угорской

7. Какой из языков не входит ни в одну из известных семей?

а) чукотский

б) бурятский

в) японский

8. Какие языки можно назвать близкородственными?

а) английский и французский

б) английский и немецкий

в) английский и бретонский

9. Какие языки можно назвать близкородственными?

а) литовский и эстонский

б) литовский и финский

в) литовский и латышский

10. По морфологической классификации языков французский язык относится к … языкам.

а) флективным

б) агглютинативным

в) изолирующим

г) инкорпорирующим

11. По морфологической классификации языков турецкий язык относится к … языкам.

а) флективным

б) агглютинативным

в) изолирующим

г) инкорпорирующим

12. Ученый-лингвист, принимавший активное участие в разработке генеалогической классификации языков:

а) Бодуэн де Куртене

б) Ф.де Соссюр

в) А. Шлейхер

г) А.А. Потебня



13. На основе деления всех языков на синтетические и аналитические флективные языки относятся к … языкам.

а) синтетическим

б) аналитическим

14. На основе деления всех языков на синтетические и аналитические агглютинативные языки относятся к … языкам.

а) синтетическим

б) аналитическим

15. Кельтская группа языков относится к … языкам.

а) флективным

б) агглютинативным

в) изолирующим

г) инкорпорирующим

16. Финно-угорская семья языков относится к .. языкам.

а) флективным

б) агглютинативным

в) изолирующим

г) инкорпорирующим

17. Среди данных мертвых языков укажите разговорный язык:

а) латинский

б) тибетский

в) старославянский

г) санскрит

д) берберский

18. Среди естественных языков укажите искусственный:

а) язык фарси

б) язык урду

в) язык окциденталь

г) язык хинди

19. Для каких языков характерна агглютинация?

а) белорусский, сербохорватский

б) шведский, датский

в) азербайджанский, туркменский

20. Один из трех государственных языков Швейцарии -… .

а) английский

б) испанский

в) итальянский

г) провансальский

 

7.2. ПРОМЕЖУТОЧНЫЙ ТЕСТ

Указания:после изучения темы № 8 предлагается сделать данный тест состоящий, из 25 вопросов; время выполнения12-15 минут.

 

1. Разграничение между понятиями "язык" и "речь" впервые было проведено и обоснованно:

а) Бодуэном де Куртене

б) Фердинандом де Соссюром

в) А.А. Потебней

2. Функция языка – быть средством общения между людьми:

а) когнитивная

б) коммуникативная

в) аккумулятивная

г) метаязыковая

3. Под речью понимают явление:

а) социальное, общее

б) психическое, индивидуальное

4. Теория, в котрой слово, речь воспринимаются как основа господства социальных сил над

человеком, его разумом, общественным сознанием, является:



а) трудовой теорией языка

б) ономатопоэтической теорией

в) логосической теорией

г) доктриной "Общественного договора"

5. Вид взаимодействия языков, при котором один язык растворяется в другом, один из языков

умирает, обогатив другой; один язык является победителем, другой побеждённым:

а) смешение

б) скрещивание

в) сосуществование

6. Под билингвизмом понимают:

а) взаимодействие двух или трёх вариантов одного и того же языка /литературного языка

и местного диалекта/

б) взаимодействие двух или трёх языков в одном и том языковом коллективе

7. В любом языке сосуществуют и противоборствуют элементы нового и старого качества в силу

действия закона:

а) неравномерности развития разных ярусов языковой структуры

б) изменения по аналогии

в) эволюционного изменения структуры языка

8. Наука, занимающаяся знаками языка:

а) этимология

б) семиотика

в) семантика

г) прагматика

9. Языковой знак – это психическая сущность:

а) односторонняя

б) двусторонняя

в) многосторонняя

10. Различают следующие знаки /вычеркнуть лишний/:

а) признаки

б) сигналы

в) символы

г) жесты

11. Искусственный язык, созданный в Германии в 1880 г.:

а) идо

б) эсперанто

в) воляпюк

12. Знаки, несущие некоторую информацию о предмете в следствии естественной связи с ним:

а) знаки-сигналы

б) знаки-признаки

в) знаки-символы

г) языковые знаки

13. Речь идёт о согласных звуках, если указаны следующие свойства:

а) средний подъём, передний ряд, нелабиализованный

б) средний ряд, нижний подъём, нелабиализованный

в) среднеязычный, фрикативный, звонкий

14. Звук, состоящий из двух-трёх букв:

а) диакритика

б) лигатура

в) аббревиатура

15. Собрание правил для нормативного написания слов и их частей:

а) графика

б) орфография

в) орфоэпия

16. Определите лигатуру:

а) st

б) en

в) sh

17. Какая из перечисленных характеристик не относится к пиктограмме:

а) сохраняет наглядность и зрительный образ

б) условна и имеет постоянное значение

в) не имеет предметно-понятийного содержания

18. Определите тип омонимии в примере: метр /единица измерения/ - метр /наставник,

руководитель/:

а) лексические омонимы

б) омофоны

в) омографы

19. Определите главное слово /доминанту/ в синонимическом ряду:

а) животрепещущий

б) жизненный

в) актуальный

г) живой

д) злободневный

20. Определите паронимы

а) длинный – рослый

б) антипатия – симпатия

в) проблемный – проблематичный

21. Укажите лишнее слово в лексико-семантической группировке слов:

а) несчастный

б) жалкий

в) презренный

г) скромный

д) мелкий

е) незначительный

з) незаметный

22. Фразеологический оборот: попасть впросак является:

а) сращением

б) единством

в) сочетанием

23. Определите стилистическую принадлежность фразеологизма: переливать из пустого

в порожнее:

а) книжный

б) разговорный

в) просторечный

24. Устаревшие слова, обозначающие реалии и понятия прежних эпох, вышедшие в настоящее

время из быта, жизни народа:

а) архаизмы

б) историзмы

в) окказионализмы

25. При … способе аффиксы постепенно присоединяются друг за другом, обогащая словоформу

всё новыми грамматическими значениями /моемся, моетесь, мойтесь, мылись, моются/ :

а) флективном

б) агглютинативном

 

 

7.3. ОБОБЩАЮЩИЕ ТЕСТЫ

 

Указания:после полного изучения курса лекций предлагаются обобщающие тесты.

 

ОБОБЩАЮЩИЙ ТЕСТ № 1

Тест состоит из 15 вопросов, в каждом вопросе только один правильный вариант ответа, время выполнения 7-8 минут.

1. Для лингвиста в первую очередь важно:

а) говорить на многих языках

б) научно понимать хотя бы один язык

с) говорить, читать, писать на многих языках

2. Разграничение между понятиями "язык" и "речь" впервые было проведено и обосновано:

а) Бодуэном де Куртене

б) А.А. Потебней

в) Фердинандом де Соссюром

3. Функция языка - быть средством общения между людьми:

a) коммуникативная

б) когнитивная

с) аккумулятивная

г) метаязыковая

4. Под речью понимают явление:

а) социальное, общее

б) психическое, индивидуальное

5. Какая семья языков занимает первое место по числу говорящих на этих языках людей:

а) китайско-тибетская

б) нигеро-кордафанская

с) тюркская

г) индоевропейская

6. Общее языкознание занимается:

а) отдельным языком или группой родственных языков

б) исследованием сущности природы языка, происхождения языка, законами развития и

функционирования языка; разрабатывает методы исследования языков

7. Влияние языка на развитие общества и отдельных лиц; природу языка изучает

особая лингвистическая дисциплина:

а) семантика

б) прагматика

в) социолингвистика

г) психолингвистика

8. Собрание правил произношения, соответствующих норме национального языка:

а) орфография

б) графика

в) орфоэпия

9. Какой язык не относится к государственным языкам Швейцарии:

а) немецкий

б) французский

в) английский

г) итальянский

10. Звук, состоящий из двух-трёх букв:

а) диакритика

б) лигатура

в) аббревиатура

11. Наука, занимающаяся происхождением языка:

а) семиотика

б) прагматика

в) этимология

г) семантика

12. Наука о письме, изучающая начертание букв и соотношение между буквами и звуками:

a) орфография

б) графика

с) орфоэпия

13. Теория языка, основы которой были изложены Ф. Энгельсом в "Диалектике природы", и язык

рассматривается как непосредственная действительность мысли: …

а) логосическая

б) ономатопоэтическая

в) трудовая

14. Какая семья алфавитов имеет наибольшее распространение в мире:

а) славяно-кирилловская

б) арабская

в) латинская

г) индийская

15. Каким письмом пользуются сербы, исповедующие православие:

а) латиницы

б) кириллица

 

 

ОБОБЩАЮЩИЙ ТЕСТ № 2

Тест состоит из 100 вопросов, в каждом вопросе только один правильный вариант ответа, время выполнения 50 минут.

 

1. Общее языкознание занимается:

а) отдельным языком или группой родственных языков

б) исследованием сущности и природы языка, происхождения языка, законами развития и функционирования языка; разрабатывает методы исследования языков

 

2. … языкознание описывает факты языка, состояние языка в определённую эпоху, в какой-то момент его развития

а) синхроническое

б) диахроническое

3. Диахрония – " ось …" / отношения между одним и тем же элементом языка на разных этапах времени/

а) одновременности

б) последовательности

4. Речь идёт о … универсалиях ( положениях, если указаны следующие свойства 1) во всех языках есть гласные и согласные звуки; 2) на всех языках люди говорят предложениями; 3) во всех языках есть имена собственные:

а) абсолютные

б) статистические

5. Язык представляет собой:

а) абстрактную сущность; систему, стремящуюся, к стабильности

б) конкретное явление; процесс

6. Функция языка быть средством выражения, передачи и хранения содержания:

а) коммуникативная

б) аккумулятивная

в) когнитивная

г) метаязыковая

7. Теория языка, основы которой были изложены Ф. Энгельсом в "Диалектике природы", и язык рассматривается как непосредственная действительность мысли:

а) логосическая теория

б) ономатопоэтическое теория

в) доктрина общественного договора

г) трудовая

8. Влияние языка на развитие общества и отдельных лиц; природу языка изучает особая лингвистическая дисциплина:

а) семантика

б) прагматика

в) социолингвистика

г) психолингвистика

9. Взаимодействие двух или трёх вариантов одного и того же языка (литературного языка и местного диалекта; литературного языка и языка науки):

а) билингвизм

б) диглоссия

10. В силу действия лингвистического закона … разные уровни языковой структуры отличаются друг от друга темпами развития:

а) эволюционного изменения структуры языка

б) неравномерности развития

в) изменения по аналогии

11. Вид взаимодействия, когда два языка сталкиваются на своём историческом пути, оказывают друг на друга значительное влияние, а затем расходятся и продолжают развиваться самостоятельно:

а) сосуществование

б) смешение

в) скрещивание

12. Язык местного населения, вытесненный языком пришельцев:

а) субстрат

б) суперстрат

13. Наука, занимающаяся происхождением языка:

а) семиотика

б) прагматика

в) этимология

г) семантика

14. Польский врач Л.М. Замменгоф занимался:

а) изучением теорий происхождения языка

б) изучением мёртвых языков

в) созданием искусственного языка

15. В чьих работах в первые получило обоснование понятия языка как знаковой системы:

а) И.М. Шлеера

б) Ф. де Соссюра

в) Б. де Куртене

16. Знаки, несущие информацию по условию, по договорённости и не имеющие никакой естественно связи с предметами ( явлениями), о которых они информируют:

а) знаки – признаки

б) знаки – сигналы

в) знаки – символы

г) языковые знаки

17. Прагматическая функция языкового знака позволяет:

а) называть объект

б) выражать состояние сознания

в) воздействовать на человека

18. По отношению друг к другу знаки языка выполняют следующие функции:

а) различительную, конструктивную, классифицирующую

б) номинативную, дейктивную, экспрессивную, сигнификативную, прагматическую,

моделирующую

19. Функция языкового знака, позволяющая ему выражать состояние сознания:

а) номинативная

б) прагматическая

в) дейктивная

г) экспрессивная

д) сигнификативная

20. Наибольшую известность и применение после эсперанто получил язык:

а) окциденталь

б) воляпюк

в) идо

г) интерлингва

21."… - это грамматически оформленная по законам данного языка, целостная единица речи, являющаяся главным средством формирования, выражения и сообщения мысли". (В.В. Виноградов)

а) слово

б) словосочетание

в) предложение

22. Учение о сочетании морфем в их отношении к составу слов:

а) лексикология

б) фонология

в) словообразование

23. Группа слов или словоформ одного слова, объединённых одним или несколькими категориальными значениями:

а) синтагма

б) парадигма

24. Создатель учения о фонеме:

а) Ф. де Соссюр

б) Г. Штейнталь

в) Бодуэн де Куртене

25. Основанием классификации гласных звуков служат:

а) ряд, подъём языка, и работа губ

б) место артикуляции, активный орган, способ артикуляции, работа голосовых связок

26. Различают три типа … : передние, средние, задние

а) согласных

б) гласных

27. Если указаны следующие свойства звука: переднеязычный, сонорный, носовой, то речь идёт о:

а) гласном звуке

б) согласном звуке

28. Речь идёт о гласном звуке, если указаны следующие свойства:

а) нелабиализованный, средний подъём, передний ряд

б) губно-губной, шумный, взрывной

в) среднеязычный, фрикативный

29. Гласные со сложной артикуляцией, произносимые в один слог и выступающие как одна фонема:

а) монофтонги

б) дифтонги

30. К активному органу согласные звуки делятся на:

а) шумные и сонорные

б) губные, язычные, гортанные

в) смычные и щелевые

31. Укажите фонетический процесс, не относящийся к комбинаторным фонетическим процессам:

а) ассимиляция

б) аккомодация

в) эпентеза

г) диэреза

д) редукция безударных гласных

е) диссимиляция

32. Фонетический процесс: выпадение звука в сложном сочетании звуков:

а) эпентеза

б) аккомодация

в) диэреза

 

33. Определите фонетический процесс в слове дважды (двашды):

а) диэреза

б) диссимиляция

в) эпентеза

г) ассимиляция

д) аккомодация

34. Определите фонетический процесс в слове: трамвай (транвай):

а) диссимиляция

б) эпентеза

в) ассимиляция

г) аккомодация

д) диэреза

35. Определите фонетический процесс в словах: сердце (серце), солнце (сонце):

а) аккомодация

б) ассимиляция

в) диссимиляция

г) диэреза

д) эпентеза

36. Собрание правил произношения, соответствующих норме национального языка:

а) орфография

б) графика

в) орфоэпия

37. Укажите синоним термина "логография":

а) идеография

б) пиктография

в) фонография

38. Значение слова передаёт:

а) фонограмма

б) идеограмма

в) пиктограмма

39. Алгебраический пример 5 -2 =3, это типичный пример:

а) фонограммы

б) идеограммы

в) пиктограммы

40. Наука о письме, изучающая начертание букв и соотношение между буквами и звуками ;

а) орфография

б) графика

в) орфоэпия

41. Конкретное изображение предметов и явлений в действительности характерно для:

а) фонографии

б) идеографии

в) пиктографии

42. Какая семья алфавитов имеет наибольшее распространение в мире:

а) славяно-кирилловская

б) арабская

в) латинская

г) индийская

43. Где впервые появилась арабская цифровая система:

а) Индия

б) в Европе

в) в Вавилонии

г) в Египте

44. Какой народ считается изобретателем алфавита:

а) греки

б) римляне

в) финикийцы

45. Каким письмом пользуются сербы и хорваты, исповедующие православие:

а) латиница

б) кириллица

46. Какой язык не является государственным языком Швейцарии:

а) немецкий

б) французский

в) английский

г) итальянский

47. Назовите способ словообразования следующих слов: удаль, разбег, прогул, прицеп, накал:

а) аффиксальный

б) безаффиксный

в) словосложение

48. Для каких языков характерны агглютинация (данные языки являются агглютинативными):

а) татарский, турецкий

б) русский, украинский

в) французский, немецкий

49. Какой язык не является государственным в Канаде:

а) немецкий

б) английский

в) французский

50. Под лингвистическим термином лексема подразумевают:

а) словосочетание

б) знак

в) слово

г) слог

51. Раздел лексикологии, изучающий состав языка, его номинативные средства, типы словарных единиц языка; способы номинации:

а) ономастика

б) семасиология

52. Лексикологическая дисциплина, занимающаяся теорией составления словарей разных типов:

а) терминология

б) ономастика

в) лексикография

г) этимология

д) фразеология

53. Наименьшая смысловая единица языка, свободно воспроизводимая в речи для построения высказывания:

а) морфема

б) фонема

в) лексема

54. Определите тип омонимии в примере: молод – молот

а) лексические омонимы

б) омофоны

в) омографы

55. Определите тип омонимии в примере: крона (дерево) – крона ( денежная единица):

а) лексические омонимы

б) омофоны

в) омографы

56. Разные слова, которые совпадают по написанию, хотя произносятся различны :

а) лексические омонимы

б) омофоны

в) омографы

г) паронимы

57. Слова, близкие по значению, но различающиеся по форме:

а) омофоны

б) омографы

в) синонимы

г) паронимы

58. … - это слова, вышедшие в настоящее время из быта, жизни народа и обозначающие реалии и понятия прежних эпох:

а) неологизмы

б) историзмы

в) архаизмы

59. Определите синонимы следующих примеров:

а) невежа – невежда

б) работать – труд

в) прилив – отлив

60. Определите паронимы:

а) статика- динамика

б) подарок – дар

в) значение – значительность

61. Укажите главное слово (доминанту) в синонимическом ряду:

а) долговязый

б) высоченный

в) длинный

г) рослый

д) высокий

62. Укажите лишнее слово в синонимическом ряду:

а) состоятельный

б) богатый

в) щедрый

г) имущий

д) зажиточный

е) денежный

ж) обеспеченный

63. Укажите лишнее слово в лексико-семантической группировке слов:

а) крутой

б) пресный

в) терпкий

г) горький

д) пряный

е) кислый

64. Определите слово, которое невозможно употребить одновременно как термин, и как общенародное слово:

а) предлог

б) прямая

в) окончание

г) суффикс

д) лицо

е) точка

65. Определите среди узкоспециальных терминов слово, которое понятно всем носителям языка:

а) орфография

б) дифтонг

в) омонимия

г) алфавит

д) фонема

66. Укажите слово, которое не относится к данной терминосистеме:

а) синоним

б) метафор

в) омофон

д) индукция

е) омограф

ж) идиома

67. Фразеологический оборот: цыплят по осени считают, является:

а) сращением

б) сочетанием

в) единством

68. Фразеологический оборот: разинуть рот, является:

а) сращением

б) сочетанием

в) единством

69. Укажите лишний раздел морфологии:

а) синтаксис

б) словообразование

в) учение о частях речи

70. Общая часть всех родственных слов, образующих словообразовательное гнездо:

а) основа

б) корень

в) префикс

г) постфикс

71. Повтор тех или иных отрезков морфем в рамках слов или повтор целых словоформ в лингвистике называют:

а) многоморфемностью

б) редупликацией

72. Среди данных служебных слов укажите слово, которое относится к самостоятельным частям речи:

а) частица

б) предлог

в) междометие

г) союз

д) связка

73. Определите смысловое отношение между компонентами словосочетания подождать минуту:

а) атрибутивное

б) объектное

в) обстоятельственное

74. Определите смысловое отношение между компонентами словосочетания идти лугом:

а) атрибутивное

б) объектное

в) обстоятельственное

75. Определите смысловое отношение между компонентами словосочетания выпить молока:

а) атрибутивное

б) объектное

в) обстоятельственное

76. В данном ряду словосочетаний, компоненты которых связаны атрибутивными отношениями, укажите словосочетание с другим отношением:

а) пятый год

б) увидеть двоих

в) хорошая работа

г) приготовленный ужин

д) какой-то предмет

е) юбка в клетку

ж) езда верхом

з) возможность уехать

77. Согласование, управление, примыкание – это … синтаксической связи предложения (словосочетания):

а) отношение

б) признак

в) вид

78. Укажите синтаксическую связь в словосочетании написать матери:

а) согласование

б) управление

в) примыкание

79. Укажите синтаксическую связь в словосочетании озеро Байкал :

а) согласование

б) управление

в) примыкание

80. Укажите синтаксическую связь в словосочетании возможность уехать :

а) согласование

б) управление

в) примыкание

81. Укажите нераспространённое предложение:

а) Небо сияло голубизной.

б) Прошло несколько лет.

в) Его занятия – в разъездах.

г) нет такого предложения

82. Укажите односоставное предложение:

а) Между тем солнце поднялось довольно высоко.

б) Веник у порога, кадка с водой в сенях, зелёный свет пробивал сквозь листву в окошке.

в) Взгрустнулось как-то мне в степи однообразной. ( Кольц.)

г) нет такого предложения

83. Укажите лишнюю группу в индоевропейской семье языков:

а) романская

б) кельтская

в) славянская

г) индоарийская

д) греческая группа

е) германская

ж) тюркская

з) балтийская

84. В германской группе языков укажите лишний язык, т. е. относящийся к другой группе

а) английский

б) немецкий

в) датский

г) шведский

д) бургундский

е) провансальский

ж) исландский

з) готский

85. К какой семье языков относится арабский язык:

а) индоевропейская

б) семито-хамитская

в) тюркская

86. К какой семье языков относится армянский язык:

а) кавказская

б) тюркская

в) индоевропейская

87. К какой семье языков относится албанский язык:

а) тюркская

б) семито-хамитская

в) индоевропейская

88. Какой язык относят к арийским языкам:

а) немецкий

б) цыганский

в) японский

89. В балтийской группе языков укажите лишний язык:

а) литовский

б) прусский

в) эстонский

г) латышский

90. Какой из ниже перечисленных языков не входит ни в одну из известных семей:

а) китайский

б) японский

в) санскрит

91. Укажите лишний язык в тюркской семье языков:

а) татарский

б) турецкий

в) узбекский

г) башкирский

д) казахский

е) чувашский

ж) мордовский

з) киргизский

92. Какие языки можно назвать близкородственными:

а) русский и башкирский

б) русский и немецкий

в) русский и сербохорватский

93. Какая семья языков занимает первое место по числу говорящих на этих языках людей:

а) китайско-тибетская

б) нигеро-кордафанская

в) тюркская

г) индоевропейская

94. Согласно морфологической классификации языки индейцев Америки относят к:

а) флективным

б) инкорпорирующим

в) агглютинативным

г) изолирующим

95. Романская группа языков относится к:

а) флективным языкам

б) инкорпорирующим

в) изолирующим

г) агглютинативным

96. Большую роль в разработке генеалогической классификации языков на материале индоевропейских языков сыграли следующие филологи и лингвисты (укажите лишнего):

а) Ф. Диц

б) А. Шлейхер

в) Ф. Бопп

г) А. Х. Востоков

д) Бодуэн де Куртене

97. На основе деления всех языков на синтетические и аналитические флективные языки являются:

а) синтетическими

б) аналитическими

98. Автор известного предложения " Глокая куздра штеко булданула бокра и курдячит бокренка":

а) Н.С. Трубецкой

б) Бодуэн де Куртене

в) Л. В. Щерба

99. Среди данных мёртвых языков, которые известны на основании письменных памятников и сохранились в живом употреблении в качестве языков культа, укажите язык, который из мёртвого культового языка превратился в разговорный:

а) латинский язык

б) коптский язык

в) тибетский язык

г) санскрит

д) старославянский язык

е) иврит

100. Автор определения: "Язык есть система знаков, выражающих понятие, последовательно, его можно сравнить с письменностью, с азбукой для глухонемых, с символическими обрядами, с формами учтивости, с военными сигналами и т.д. и т.п. Он только наиважнейшая из этих систем".

а) Г. Пауль

б) В. фон Гумольдт

в) О. Есперсен

г) Ф. де Соссюр

 

 

 

8.АТТЕСТАЦИОННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ПО КУРСУ

Вариант тест – билета для студентов по курсу

Указания:тест – билет включает 35 вопросов, время выполнения 45 минут. Все вопросы имеют 5 вариантов ответа, из которых правильный только один. Номер выбранного Вами ответа обведите кружочком.

ВАРИАНТ № 1

1.Разграничение между понятиями «язык» и «речь» впервые было проведено и обосновано:

1) Бодуэном де Куртене

2) Фердинандом де Соссюром

3) А.А Потебней

4) Вильгельмом фон Гумбольдтом

5) Отто Есперсеном

  1. Функция языка быть средством общения между людьми называется …

1) аккумулятивная

2) когнитивная

3) коммуникативная

4) метаязыковая

5) гносеологическая

3.… - эта наука, которая занимается знаками языка.

1) этимология

2) семантика

3) прагматика

4) социология

5) семиотика

4.Какой народ считается изобретателем алфавита?

1) финикийцы

2) греки

3) русские

4) римляне

5) голландцы

5.Теория, в которой слово, речь воспринимаются как основа господства социальных сил над человеком, его разумом, общественным сознанием является:

1) трудовой теорией языка

2) ономатопоэтической теорией языка

3) логосической теорией языка

4) звукоподражательной теорией языка

5) доктриной общественного договора

6.Какая семья языков занимает первое место по числу говорящих на этих языках людей:

1) тюркская

2) индоевропейская

3) нигеро-кордафанская

4) китайско-тибетская

5) кавказская

7.Под лингвистическим термином лексема понимают …

1) слово

2) словосочетание

3) предложение

4) знак

5) текст

8.Определите фонетический процесс в словах: сердце [серце]; солнце [сонце]:

1) аккомодация

2) ассимиляция

3) диссимиляция

4) диэреза

5) эпентеза

9.… - это грамматически оформленная по законам данного языка, целостная единица речи, являющаяся главным средством формирования, выражения и сообщения мысли. (В.В. Виноградов)

1) фонема

2) морфема

3) слово

4) предложение

5) словосочетание

10.Согласование, управление, примыкание – это … синтаксической связи

словосочетания (предложения)

1) вид

2) отношение

3) признак

4) категория

5) взаимодействие

11.Грамматические категории подразделяются на следующие два типа:

1) словообразовательные и словоизменительные

2) морфологические и синтаксические

3) словообразовательные и морфологические

4) словоизменительные и синтаксические

5) синтаксические и словообразовательные

12.Морфема - … единица языка

1) односторонняя

2) многосторонняя

3) трехсторонняя

4) четырехсторонняя

5) двусторонняя

13.Языкознание связано с социальными науками. Укажите естественную науку:

1) этнография

2) антропология

3) история

4) физиология

5) психология

14.В любом языке сосуществуют и противоборствуют элементы нового и старого качества в силу действия закона …

1) эволюционного изменения структуры языка

2) изменения по аналогии

3) неравномерности развития разных ярусов языковой структуры

4) взаимодействия двух или трех вариантов одного и того же языка

5) взаимодействия двух или трех языков в одном и том же языковом коллективе

15.Знаки … несут информацию о предмете или явлении на основе отвлечения от него каких-то свойств и признаков.

1) признаки

2) сигналы

3) символы

4) языковые знаки

5) жесты

16.Основоположник учения о парадигматических и синтагматических отношениях …

1) А.А. Потебня

2) Фердинанд де Соссюр

3) Бодуэн де Куртене

4) А.Х. Востоков

5) Г. Пауль

17.Создатель учения о фонеме –

1) Бодуэн де Куртене

2) Х.Г. Штейнталь

3) Ф.Ф. Фортунатов

4) Э.Сэпир

5) Ж. Вандриес

18.Какая цифровая система используется в предложенном вам тексте и где она впервые появилась?

1) арабская система в Европе

2) римская система в Риме

3) арабская система в Риме

4) арабская система в Индии

5) римская система в Индии

19.Определите синонимы в примерах:

1) невежа – невежда

2) работа – труд

3) прилив – отлив

4) зàмок – замόк

5) молод – молот

20.Общая часть всех родственных слов, образующих словообразовательное гнездо - …

1) префикс

2) основа

3) корень

4) флексия

5) постфикс

21.Имя … - одна из самых больших групп внутри класса знаменательных слов

1) глагол

2) наречие

3) числительное

4) прилагательное

5) существительное

22.Среди словосочетаний с управлением как подчинительной связью, укажите словосочетание с другой подчинительной связью:

1) девочка с картиной

2) идти в музей

3) ехать медленнее

4) письмо матери

5) надеюсь на дружбу

23.В славянской группе языков укажите язык, относящийся к другой группе:

1) русский

2) польский

3) болгарский

4) молдавский

5) чешский

24.Для языковеда (лингвиста) в первую очередь важно:

1) говорить на многих языках

2) научно понимать хотя бы один язык

3) читать и писать на многих языках

4) понимать много языков

5) говорить, писать, читать на одном языке

25.Вид взаимодействия языков, при котором один язык растворяется в другом, один язык умирает, обогатив другой - …

1) скрещивание

2) смешение

3) сосуществование

4) билингвизм

5) диглоссия

26.Самую большую известность получил искусственный язык …

1) идо

2) окциденталь

3) воляпюк

4) интерлингва

5) эсперанто

27.На уровне … создать новую единицу говорящий (пишущий) не может.

1) фонем

2) морфем

3) слов

4) словосочетаний

5) предложений

28.Речь идет о согласном звуке, если указаны свойства: …

1) средний подъем, передний ряд, нелабиализованный

2) средний ряд, нижний подъем нелабиализованный

3) среднеязычный, фрикативный, звонкий

4) задний ряд, средний подъем, лабиализованный

5) передний ряд, средний подъем, нелабиализованный

29.Сколько насчитывается видов письма?

1) три

2) пять

3) сто

4) пятьсот

5) по количеству языковых семей

30.Среди фразеологических единств укажите фразеологическое сражение:

1) пустить красного петуха

2) вылететь в трубу

3) съесть собаку

4) проглотить пилюлю

5) камень с души свалился

31.Кто автор известного предложения: Глόкая кýздра штéко булданýла бόкра и курдячит бокрéнка

1) Л.В. Щерба

2) В.фон Гумбольдт

3) Г. Пауль

4) Ф. Диц

5) А. Шлейхер

32.Укажите лишний признак частей речи.

1) синтаксический

2) словообразовательный

3) словоизменительный

4) морфологический

5) семантический

33.Предложение: Как он был дома, его ругали, является сложноподчиненным с придаточной частью …

1) сравнительной

2) условной

3) времени

4) места

5) цели

34.Среди флективных языков укажите агглютинативный

1) английский

2) русский

3) немецкий

4) венгерский

5) французский

35.… - раздел языкознания, изучающий имена собственные.

1) этимология

2) ономастика

3) лексикология

4) лексикография

5) семантика

 

 


Эта страница нарушает авторские права

allrefrs.ru - 2019 год. Все права принадлежат их авторам!