Главная Обратная связь Поможем написать вашу работу!

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






Понятие о знаке. Типы знаков



Язык как знаковая система особого рода.

Об искусственных языках.

Понятие о знаке. Структура знака. Типы знаков. Знаки-признаки, знаки-сигналы, знаки-символы, языковые знаки. Свойства языкового знака: произволъность и линейность. Основные функции знаков по отношению друг к другу: различителъная, конструктивная, классифицирующая. Основные функции знаков к объектам сознания: номинативная, дейктивная, зкспрессивная, сигнификативная, моделирующая, прагматическая.

Типологическое членение знаков. Система языка. Семиотика. Искусственные языки зсперанто, воляпюк, идо, окциденталь, интерлингва. Интерлингвистика. Отличителъные признаки искусственного языка от естественного.

 

Вопросы и задания:

1. Что такое знак? Какова его структура?

2. Каковы основные типы знаков?

3. Каковы основные свойства знаков?

4. Каковы основные функции и знаков по отношению друг к другу?

5. Каковы основные Функции знаков к объектам сознания?

6. В чем состоит типологическое членение знаков?

7.Какие знаки называют детерминированными и недетерминированными, безусловными и условными?

8. Что такое система языка?

9. Каким образом можно выяснить значение того или иного знака в системе?

10. Какие искусственные языки Вы можете назвать?

11. В чем состоит основное различие искусственного языка от естественного?

12.Почему искусственный язык, несмотря на логичность и разумность его системы, не может выполнять роль полифункционального языка человечества?

 

Литература

1. Гируцкий А.А. Введение в языкознание. М.:Тетра-Системс, 2005.-С. 5-9; 29-37; 40.

2. Березин Ф.М., Головин Б.Н. Общее языкознание. – М.: Просвещение, 1979. – С. 90-91.

3. Кодухов В.И. Введение в языкознание. – М.: Просвещение, 1987. –– С. 95-100.

4.Лингвистический энциклопедический словарь/ гл. ред. В.Н.Ярцева.–М.:Советская энциклопедия, 1990. – 685с.

5.Емец Т.В. Тестовые задания к курсу «Введение в языкознание», Магнитогорск. 1998,С.11-14.

6. Емец Т.В. Введение в языкознание.Магнитогорск, 2006, 129с.



 

 

СЕМИНАР 4: Единицы языка и речи

Единицы языка и речи как объекты лингвистики.

Синтагматика и парадигматика в языке и речи.

 

Единица языка и речи. Уровни /ярусы/ языка: фонемный, морфемный, уровень слов, уровень словосочетаний, уровень предложений. Отличительные признаки уровней /ярусов/ языка. Определения единиц языка. Распределение единиц языка по уровням. Распределение каждого уровня /яруса/ по классам и подклассам. Класс фонем, класс морфем, класс слов, класс словосочетаний, класс предложений. Факторы, препятствующие увеличению количества единиц одного уровня.

Состояние языковой системы. Фонология. Грамматика. Словообразование. Лексикология.

Парадигматика и синтагматика. Определения парадигмы, синтагмы. Парадигмы образуют порядки первый, второй, третий.

Парадигматические и синтагматические отношения.

 

Вопросы и задания:

1. Что понимают под единицами языка и речи?

2. Что такое уровень (ярус) языка? Какие уровни (ярусы) языка Вы можете назвать?

3. Каковы отличительные признаки уровней (ярусов) языка?

4. Каким образом происходит распределение каждого уровня на классы и подклассы?

5. Как определяют (какие разделы) состояние языковой системы?

6. Что понимается под синтагматикой и парадигматикой?

7. Какие отношения называют синтагматическими, а какие парадигматическими?



 

Литература

1.Гируцкий А.А. Введение в языкознание. М.: Тетра-Системс, 2005.-С. 5-9; 29-37; 40.

2.Березин Ф.М., Головин Б.Я. Общее языкознание. – М.: Просвещение, 1979. – С. 202-219.

3.Степанов Ю.С. Основы общего языкознания. – М.: Просвещение, 1975. – С. 227-229.

4.Рождественский Ю.В. Лекции по общему языкознанию. – М.: Высшая школа, 1990. – С.150-173.

5.Лингвистический энциклопедический словарь/ гл. ред.В.Н.Ярцева.М.:Советская энциклопедия, 1990. – 685с.

6.Емец Т.В. Тестовые задания к курсу «Введение в языкознание», Магнитогорск. 1998, С.15-18.

7. Емец Т.В. Введение в языкознание.Магнитогорск, 2006, 129с.

 

СЕМИНАР 5: Письменная речь

Основные особенности письменной речи. Виды письма.

Графические системы.

3. Орфография и её принципы.

Письмо. Основные этапы развития письма. Письменность. Пиктография и пиктограмма. Идеография и идеограмма. Фонография и фонограмма. Консонатно-звуковое (слоговое) письмо, его особенности. Вокально-звуковое /буквенное/ письмо, его особенности.

Алфавит. Происхождение алфавитов. Лигатура и диакритический знак (диакритика).

Графика. Графические системы. Орфография. Отличие график от орфографии. Принципы орфографии: фонетический, морфологический, историко-традиционный, символический.

 

Вопросы и задания:

1.Каковы основные этапы развития письма? Что называют пиктографией и пиктограммой? Идеографией и идеограммой? Фонографией и фонограммой?

2.В чем заключаются особенности консонантно-звукового /слогового/ и вокально-звукового /буквенного/ письма?

3.Что понимают под термином "алфавит"? Каково происхождение современного русского алфавита и алфавита изучаемого Вами иностранного языка?

4.Что такое лигатура, диакритический знак /диакритика/?



5. Что такое графика?

6. Что такое орфография, чем она отличается от графики?

7.В чем заключаются фонетический, морфологический, историко-традиционный и символический принципы орфографии? В одинаковой ли степени они используются в разных языках?

8.Какой принцип орфографии является основным в русском языке и в языке, который Вы изучаете как иностранный?

Литература

1.Гируцкий А.А. Введение в языкознание.- М.: Тетра-Системс, 2005.-С. 224-250.

2.Головин Б.Н. Введение в языкознание. – М.: Высшая школа, 1983. – С. 169-182.

3.Кодухов В.И. Введение в языкознание. – М.: Просвещение, 1987. – С. 139-158.

4.Кондрашов Н.А., Копосов Л.Ф., Рупосова Л.П. Сборник задач и упражнений по введению в языкознание. М.: Просвещение, 1991. – С. 71-79.

5.Емец Т.В. Тестовые задания к курсу «Введение в языкознание», Магнитогорск. 1998, С. 22-24.

6. Емец Т.В. Введение в языкознание.Магнитогорск, 2006, 129с.

 

 

СЕМИНАР 6: Фонетика языка


Просмотров 956

Эта страница нарушает авторские права





allrefrs.ru - 2022 год. Все права принадлежат их авторам!