Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






Речевая и языковая деятельность



1. Языкознание как наука о языке. "Введение в языкознание" как учебная дисциплина.

Язык, речь, речевая и языковая деятельность.

Функции языка.

 

Языкознание, языковедение, лингвистика как наука, изучающая языки (существовавшие, существующие, могущие существовать в будущем), а тем самым язык вообще.

Практическое знание языков и научное изучение. Частное и общее языкознание. Частное языкознание как наука, занимающаяся отдельным языком или группой родственных языков. Разделы частного языкознания: синхроническое (описательное), описывающее факты языка в определенную эпоху, и историческое (диахроническое), прослеживающее развитие языка на протяжении большего или меньшего отрезка времени. Общее языкознание как теоретическая, методологическая основа лингвистики, теория науки о языке. Область исследования общего языкознания: сущность и природа языка, проблем происхождения языка, общие законы развития и функционирования языка.

Языковые универсалии общего языкознания, то есть положения, действительные для всех языков (абсолютные универсалии), и для значительного большинства языков (статистические универсалии).

Научное определение понятий языкознания в целом (частного и общего) как одна из важных задач языкознания.

Курс "Введение в языкознание" – начальный, элементарный курс общего языкознания, дающий первые сведения о языке вообще, о его структуре, об основных понятиях и терминах языкознания. Основные цели и задачи курса. Определения языка и речи. Различия между языком и речью. Язык (общее) выражается и осуществляется в частном (речи). Частное (речь) как одна из многих конкретных форм общего (языка).

Функции языка – роль, употребление, назначение языка в человеческом обществе. Основные функции языка: коммуникативная, когнитивная, аккумулятивная, эмоциональная, метаязыковая.

Связь языкознания с другими науками: историей, этнографией, психологией, литературоведением, физиологией, антропологией, биологией, химией и т.д.

 

Вопросы и задания:

1.Укажите и охарактеризуйте основные разделы языкознания.

2. Что изучает частное языкознание? Каков его предмет?

3. Что изучает общее языкознание? Каков его предмет?

4. В чем заключаются основные проблемы общего языкознания?

5. Каковы задачи курса "Введение в языкознание"?

6.Каковы задачи разделов языкознания: фонетики и фонологии, морфологии и синтаксиса, лексикологии и лексикографии, словообразования, диалектологии, стилистики, ономастики.



7.Какие различия существуют между языком и речью? Можно ли отождествлять/разделять/ язык и речь?

8.Какие определения языка и речи являются наиболее известными? Какими учеными отмечалось тождество/различие/ языка и речи?

9. Каковы основные функции языка?

10. С какими другими науками связано языкознание?

 

Литература

1.Гируцкий А.А. Введение в языкознание. М.:Тетра-Системс, 2005.-С. 5-9; 29-37; 40.

2. Кодухов В.И. Введение в языкознание. – М.: Просвещение, 1987.- С. 16-20; 21-26; 41-42.

3. Маслов Ю.С. Введение в языкознание. – М.: Высшая школа, 1975. – С. 3-10.

4.Березин Ф.М., Головки Б.Н. Общее языкознание. – М.: Просвещение, 1979. – С. 7-28.

5. Перетрухин В.Н. Введение в языкознание. – Воронеж, 1973. – С.3-17; 21-30.

6.Кондрашов Н.А., Копосов Л.Ф., Рупосова Л.П. Сборник задач и упражнений по введению в языкознание. – М.: Просвещение, 1991.– С. 3-17.

7.Емец Т.В. Тестовые задания к курсу «Введение в языкознание», Магнитогорск. 1998,С.4-7.

8.Емец Т.В. Введение в языкознание.Магнитогорск, 2006, 129с.

СЕМИНАР 2: Происхождение языка Историческое развитие языков

 

Основные теории происхождения языка.

Законы и закономерности развитии языка.

Взаимодействие и дифференциация языков.

Литературный язык.

 

Две самостоятельные проблемы: проблема происхождения языка вообще и проблема возникновения тех или иных отдельных языков. Основные теории происхождения языка: логосическая, доктрина "Общественный договор", ономатопоэтическая, трудовая.

Согласно логосической теории в основе зарождения мира лежит духовное начало; слово, речь воспринимаются как основа господства социальных сил над человеком, его разумом и общественнным сознанием, доктрина "Общественный договор" отличает общество от первобытного стада. Для отношений, характерных для общества необходимо, чтобы между враждующими сторонами были достигнуты соглашения по интересам, и отношения вражды сменились отношениями сотрудничества. Этой доктриной объединяются разные зтимологические теории: звукоподражательная, междометная, теория "трудовых команд и трудовых выкриков".



Ономатопоэтическая теория Штейнталя-Потебни – учение о происхождении слов путем звукоподражания.

Согласно трудовой теории источником развития общества /языка/ является целесообразный и разделенный труд.

Законы и закономерности развития языка. Три лингвистических закона. Взаимодействие языка и мышления. Природа языка. Виды взаимодействия языков: сосуществование, смешение, скрещивание. Субстрат и суперстрат.

Литературный язык. Основные признаки литературного языка. Функции литературного языка в обществе. Проявления территориального членения языка. Причины возникновения профессиональных языков и социальных жаргонов. Основные типы языковых контактов. Диглоссия. Билингвизм.

 

Вопросы и задания:

1.Каковы биологические и социальные предпосылки возникновения языка?

2. Какие гипотезы происхождения языка Вы можете назвать?

3.В чем сущность логосической теории языка?

4.Чем отличаются звукоподражательная и междометная теория происхождения языка от социальных теорий?

5. В чем сущность теории "Общественный договор"?

6. В чем сущность теории происхождения языка по Ф.Энгельсу?

7. В чем заключается принципиальное отличие теории трудовых команд и трудовых выкриков Нуаре-Бюхера-Плеханова от трудовой теории языка Ф.Энгельса?

8. Какие существуют взгляды по поводу природы языка? Можно ли считать язык врожденным умением?

9. Что можно сказать о взаимоотношении языка и мышления?

10. Каковы основные законы и закономерности развития языка?

11. Почему лингвистические законы называют внутренними законами развития языка?

12. Какие виды взаимодействия языков Вы можете назвать?

13. Перечислите основные признаки присущие литературному языку, какие функции выполняет литературный язык в современном обществе?

14. Каковы проявления территориального членения языка?

15. Каковы причины возникновения профессиональных языков и социальных жаргонов?

16. Укажите основные типы языковых контактов?

 

Литература

1.Гируцкий А.А. Введение в языкознание. М.:Тетра-Системс, 2005.-С. 17-27; 272-277.

2. Рождественский Ю.В. Лекции по общему языкознанию. – М.: Высшая школа, 1990. – С. 5-34.

3.Кодухов В.И. Введение в языкознание. – М.: Просвещение, 1987 – С. 58-80.

4.Перетрухин В.Н. Введение в языкознание. – Воронеж, 1972. –С. 58-80.

5.Головин В.Н. Введение в языкознание. – М.: Высшая школа, 1983. – С. 158-163.

6.Кондрашов Н.А., Копосов Л.Ф., Рупосова Л.П. Сборник задач и упражнений по введению в языкознание. – М.: Просвещение, 1991. С. 17-25.

7.Емец Т.В. Тестовые задания к курсу «Введение в языкознание», Магнитогорск. 1998,С.7-11.

8. Емец Т.В. Введение в языкознание.Магнитогорск, 2006, 129с.

 

 

СЕМИНАР 3: Язык как знаковая система


Эта страница нарушает авторские права

allrefrs.ru - 2019 год. Все права принадлежат их авторам!