Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






Основные теории происхождения языка



Возникает законный вопрос: как сложился язык, как люди научились говорить? Следует строго различать 2 самостоятельные и различные проблемы: проблему происхождения языка вообще – как человек научился говорить, выражать свои мысли, и другую проблему – как возникают те или иные отдельные языки (русский, японский, английский). В первом случае исследователь обращается к предыстории, во втором случае приходится иметь дело с историческим возникновением того или иного отдельного языка или группы родственных языков.

Теории: логосическая, доктрина «Общественный договор», ономатопоэтическая, трудовая теория языка.

1) Логосическая теория возникла на ранних этапах цивилизации (существует в нескольких разновидностях: библейской, ведической, конфуцианской). В ряде цивилизаций она является краеугольным камнем религии и богословия. Согласно этой теории, в основе зарождения мира лежит духовное начало. Обозначая его, давали названия бог, логос, слово и др. Слово творило мир из первичного хаоса. Евангелист Иоанн I так определил основы логосической теории: «Вначале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. Оно было вначале у Бога. Все через Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть». Помимо божественного происхождения, эта теория объясняет слово и как человеческое явление. Человеку передает бог дар слова. В Библии первочеловек Адам дает имена животным, приводимым ему богом. Человек создает слова, старейшины соглашаются (или нет) признать изобретение.

Теория обращает главное внимание на постижение человеком божественного вдохновения как конечный критерий знания. А также и на борьбу одного человека с другим по поводу того, насколько точно передан им промысел бога в созданном слове. Здесь источник догматических споров и борьбы религий толков и сект. Естественно, при таком понимании природы слова о разуме человека, доверии к этому разуму нет и речи. В логосической теории слово, будучи созданием человека, господствует над ним. Это господство выражено во всей общественной жизни древности и средневековья.

Именно слово, речь воспринимается как основа господства социальных сил над человеком, его разумом и общественным познанием. В наше время эта теория не играет такой большей роли, но поскольку филолог постоянно имеет дело с литературой древности, средневековья, с философией, то чтение древних источников невозможно без знания этой теории происхождения языка.



 

 

Рассмотрим:

 

Библейский вариант логосической теории.

Библия, Глава 11, Ч. 1.

 

1. Вавилонская башня; смешение языка. На всей земле был один язык и одно наречие.

2. Двинувшись с востока, они нашли в земле Сеннаар равнину и поселились там.

3. И сказали друг другу: наделаем кирпичей и обожжем огнем. И стали у них кирпичи вместо камней, а земляная смола вместо извести.

4. И сказали они: построим себе город и башню, высотою до небес; и сделаем себе имя, прежде нежели расселимся по лицу всей земли.

5. И сошел Господь посмотреть город и башню, которые строили сыны человеческие.

6. И сказал Господь: вот, один народ, и один у всех язык; и вот что начали они делать, и не отстанут они оттого, что задумали делать.

7. Сойдем же и смешаем там язык их, так чтобы один не понимал речи другого.

8. И рассеял их Господь оттуда по всей земле; и они перестали строить город.

9. Посему дано ему имя: Вавилон; ибо там смешал Господь язык всей земли, и оттуда рассеял их Господь по всей земле.

 

2) Доктрина «Общественный договор»

Данная доктрина (лат. учение, научная или философская теория, политическая система, теоретический или политический принцип) лежит в основе современной государственной идеологии ряда стран. Современное языкознание этих стран (США, Великобритания) не может не испытывать влияния этой доктрины. В XV-XVII вв. логосическую теорию языка (библейскую) сменяет новый взгляд на язык, в основе которого лежит философская доктрина «Общественный договор».

Доктрина «Общественный договор» отличает общество от первобытного стада (где существует вражда, борьба каждого с каждым). Для отношений, характерных для общества, необходимо, чтобы между враждующими сторонами были достигнуты соглашения по интересам, и отношения вражды сменились отношениями сотрудничества. Родоначальник этой доктрины – голландский ученый Гроций (1583 – 1645), который считал, что государство и право возникают из общественной природы человека.



Понимание этой доктрины характерно во многом для современного языкознания (например, первоначального сопоставительного описания языков). Доктрина противопоставлена догматическому богословию.

В этой доктрине были разработаны:

1) идеи развития логики как инструмента познания и в особенности идеи индуктивной логики;

2) идеи конструирования новых языков для научно-познавательных целей;

3) идеи знаковости языка;

4) идеи психологии как науки о познающем мышлении;

5) гипотеза происхождения языка, основанная на идее знаковости языка, на данных логики, психологии.

Логика – инструмент открытия. Мыслится, что путем логических операций над избранным числом понятий можно создать новое знание. Такое знание доказуемо и оправданно в силу своей логической оправданности. Это значит, что не нужно опираться на прозрение и пророчество как на единственный источник истины.

Развитие научной дедукции (от знания большей степени общности к частному, единичному знанию меньшей степени общности) и индуктивного мышления приводит к тому, что изменяется взгляд на природу языка. Считают, что язык можно создать заново, можно построить необходимые человеку языки (Бэкон, Лейбниц, Декарт). В создании новых языков намечаются два пути: индуктивный – отобрать необходимые новому языку словарь и грамматические правила из существующих языков. На основании этого отбора можно построить язык более совершенный, чем существующий. Таким путем предлагал идти Ф. Бэкон. Другой путь состоит в том, чтобы строить язык их новых же элементов (Лейбниц). Было создано немало искусственных международных языков.

В теории происхождения языка «общественного договора» существуют гипотезы о происхождении языка. В них необходимо различать две стороны: 1) проблему создания общего языка, его обязательность для членов общества; 2) проблему материала языка, т.е. то, откуда взялись первые общие слова первого языка, так сказать проблему этимологии языка (этимология – происхождение слова; раздел языкознания, изучающий происхождение слов).

Доктриной «общественного договора» объединяются разные этимологические теории:

а) Звукоподражательная: суть этой теории: безъязычный человек, слыша звуки природы (пение птиц, журчание ручья и т.д.), старается подражать этим звукам своим речевым аппаратом (типа ку-ку, гав-гав, хрю-хрю, кап-кап и производных куковать, кукушка, гавкать, хрюкать, капать). Но, во-первых, таких слов немного, во-вторых, звукоподражать можно только звучащему, тогда как же назвать «безгласное»: камни, дома…(Гумбольдт, Гримм, Балли).

б) Междометная теория: первобытные люди инстинктивные животные вопли превратили в естественные звуки – междометия, сопровождающие эмоции, откуда якобы произошли все иные слова. Эту точку зрения в XVIII веке поддерживали Ж.-Ж. Руссо, Дарвин, Потебня. Междометия входят в состав любого языка и могут иметь производные, как, например, в русском языке: ах, ох – ахать, охать и т.д. Но опять же таких слов немного, даже меньше, чем звукоподражательных.

в) Теория «трудовых команд и трудовых выкриков»: возникла в 19 в. в трудах вульгарных материалистов (Нуаре, Бюхер, Плеханов). Язык возник из выкриков, сопровождающих коллективный труд. При совместной работе выкрики облегчают и организуют трудовую деятельность. Когда женщины прядут, мужчины маршируют, они сопровождают свою работу более или менее ритмичными возгласами. Первоначальный язык был набором глагольных корней. Теория трудовых выкриков оказывается, по сути, вариантом междометной теории.

Все три точки зрения на происхождение языка, по сути дела, дополняют друг друга в доктрине общественного договора. Возможность объединить все эти «этимологии» языка в одной доктрине в том, что гипотеза о происхождении языка в доктрине общественного договора источником языкового единства людей устанавливает единство человеческой психики, разума и рационального знания. Это является условием установления общего языка, понятности языков разных народов при переводе. Поэтому неважно, каковы были первые слова языка какого-либо народа, важно, что любой народ обладает памятью, волей, чувствами, представлениями, может строить логические силлогизмы и т.д.

 

3) Ономатопоэтическая теория Штейнталя – Потебни

«Общественный договор» объяснял происхождение языка вообще.

В XIX в. развиваются новые науки о Земле и Вселенной, доказывается происхождение человека из животного царства. Огромное влияние получают художественная литература и литературная критика, психология, история, искусствоведение. Ономатопоэтической теорией называют учение о происхождении слов путем звукоподражания. Становление этой теории проходило в три этапа: в работах В. Гумбольдта, Г. Штейнталя, Д.А. Потебни. Идея была сформулирована Гумбольдтом: «Язык есть самозарождающееся и самодвижущееся целое – энергия», а также «Язык – дух народа, и дух народа есть его язык». Штейнталь многое добавил к этой теории:

1) Язык возникает из сигнала, поданного вне ситуации.

2) Язык возникает как повтор привычных звуков.

3) Язык возникает при потребность индивида в эмоциональной экспрессии.

А.А. Потебня сделал следующий шаг по пути развития ономатопоэтической теории происхождения языка. Основным источником движения в языке он предложил считать поэтическое творчество.

Иными словами, эта теория является уже не философской доктриной, а чисто языковедческой научной гипотезой. В основе этой теории лежит эволюционный взгляд на язык, внимание к формам устной речи. Односторонность этой теории в том, что сторонники ее рассматривают язык не как общественное, а как естественное (природное) явление.

 

Трудовая теория языка

В те же годы, т.е. в последней трети XIX в., была развита еще одна философская теория, более правильно называть ее социальной теорией происхождения языка. Основы этой теории были изложены Ф. Энгельсом в «Диалектике природы» (1873 – 1876). Энгельс рассматривает язык как непосредственную действительность мысли. Согласно взглядам Энгельса источником развития общества (языка) является целесообразный и разделенный общественный труд. Первыми изобретаются орудия производства. Их изобретение приводит к необходимости наладить совместную деятельность, содержащую зачатки труда (т.е. согласовать план работы, оценку сделанного). Отсюда появляется необходимость в средстве общения. Становление общественного труда совпадает с возникновением потребности в языке и в общественной мысли. Данная теория, как теория философская, получила много подтверждений в ходе развития науки в последние сто лет (биология, химия).

 

 


Эта страница нарушает авторские права

allrefrs.ru - 2019 год. Все права принадлежат их авторам!