Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






Развитие социологии в Беларуси



Социологическая мысль Беларуси имеет давние традиции. Ее основы закладывались еще в XVIII-XIX веках в трудах Ф. Богушевича, К. Калиновского, А. Пашкевич и других известных ученых и общественных деятелей. В работах этих мыслителей предпринимается попытка научного изучения белорусской национальной самобытности, особого белорусского менталитета. Социологическая мысль в этот период тяготела к общим теоретическим построениям, сливаясь, с одной стороны, с социальной философией, а с другой – работами этнографического и демографического характера.В созданном в 1921 году Белорусском государственном университете сразу же была открыта кафедра социологии и первобытной культуры. В преподавании социологических дисциплин активно участвовали профессора В.И. Пичета, С.З. Каценбоген, В.Н. Ивановский, С.М. Василейский и др. Для студентов факультета общественных наук читались курсы лекций по социологическим проблемам экономики и труда, государства и права, семьи и брака, истории и теории культуры.Масштабы исследовательской работы значительно расширились после создания в январе 1922 года Института белорусской культуры, преобразованного в 1929 году в Академию наук Беларуси. Уже в первые годы деятельности Инбелкульта были проведены систематические исследования в области социально-экономических и социально-культурных проблем развития белорусской нации, динамики социальной структуры Беларуси, социологии семьи, религии, образования и воспитания.В 1927 году в Минске вышла первая и единственная в довоенный период монография С.М.Василейского «Введение в теорию и технику психологических и психотехнических исследований». В 1927 году была опубликована коллективная монография «Рабочая молодежь Белоруссии». Численность, состав, быт, условия труда и физическое состояние», подготовленная Б.Я. Смулевичем и другими преподавателями кафедры социальной гигиены. В работе обобщались материалы крупномасштабного обследования влияния социально-экономических условий труда и быта на физическое развитие молодежи. Эмпирические социальные исследования 20-30-х годов в большинстве своем имели прикладной характер и были мало связаны с теоретическими концепциями.К середине 30-х годов социологические исследования в Беларуси стали постепенно свертываться. Фактически в 1937-1938 годах социология как специфическая отрасль научного знания перестала существовать.С середины 60-х годов начинается новый этап развития социологических исследований в республике. В 1965 году на общественных началах в Минске был открыт институт социальных исследований. Он выполнял функции научного центра, координирующего социологические исследования, проводимые в республике. В 1967 году создаются проблемные социологические лаборатории в Белорусском политехническом институте, Минском пединституте, Белорусской сельскохозяйственной академии, Гродненском педагогическом и Гродненском сельскохозяйственном институтах. В 60-70-е годы социологические группы в Беларуси функционировали во всех ведущих вузах.В 1968 году в составе Института философии и права АН БССР был создан сектор конкретных социальных исследований. В 1978 году создается Сектор методологических проблем социологических исследований в Институте философии и права Академии наук Беларуси. В январе 1989 года Сектор был преобразован в Центр социологических исследований.В 1990 году был создан Институт социологии. Создание института способствовало укреплению базы социологических исследований и развитию основных направлений социологической мысли. В качестве одного из направлений в институте активно развиваются теоретико-методологические основы учения о народонаселении, активно разрабатываются новые методологические подходы к исследованию социальных проблем труда. Проблемы социологии политики разрабатывает группа социологов под руководством доктора социологических наук, профессора И.В.Котлярова. Продолжает развиваться традиционное для Беларуси научное направление – социология культуры, ведутся исследования в области науки, много внимания уделяется изучению социальных общностей. Начиная с 1989 года с открытием отделения социологии на философско-экономическом факультете и открытием кафедры социологии осуществляется специализированная подготовка социологов-профессионалов.





8. Понятие, типология и сферы жизни общества.Существует много определений понятия «общество» . В узком смысле под обществом может пониматься как определенная группа людей, объединившихся для общения и совместного выполнения какой-либо деятельности, так и конкретный этап в историческом развитии народа или страны.В широком смысле общество — это обособившаяся от природы, но тесно связанная с ней часть материального мира, которая состоит из индивидуумов, обладающих волей и сознанием, и включает в себя способы взаимодействия людей и формы их объединения. Для анализа сложноорганизованных систем, подобных той, которую представляет собой общество, учеными было выработано понятие «подсистема». Подсистемами именуются «промежуточные» комплексы, более сложные, чем элементы, но менее сложные, чем сама система. Подсистемами общества принято считать сферы общественной жизни, которых обычно выделяют четыре:

1) экономическая (ее элементами являются материальное производство и отношения, возникающие между людьми в процессе производства материальных благ, их обмена и распределения);

2) социальная (состоит из таких структурных образований, как классы, социальные слои, нации, из их взаимоотношений и взаимодействий друг с другом);

3) политическая (включает в себя политику, государство, право, их соотношение и функционирование);

4) духовная (охватывает различные формы и уровни общественного сознания, которые в реальной жизни общества образуют явление духовной культуры).Каждая их этих сфер, будучи сама элементом системы, называемой «общество», в свою очередь оказывается системой по отношению к элементам, ее составляющим. Все четыре сферы общественной жизни взаимосвязанны и взаимно обусловливают друг друга. На современном этапе наиболее универсальными являются формационная и цивилизационная типологии. Формационная модель разработана К. Марксом. Согласно ей, человечество от одной стадии движется к другой. Той или иной стадии развития соответствует общественно—экономическая формация, которая выделяется по признаку господствующего типа производства, который описывается как исторически конкретное единство производительных сил и производственных отношений.К. Маркс выделял три общественно—экономические формации: первичную (первобытную, архаическую), вторичную (экономическую, основанную на частной собственности), третичную (коммунистическую). Историческое развитие предстает как последовательная смена общественно—экономических формаций.Решающую роль в развитии общества, согласно марксистской теории, играют производственные отношения. Они выступают базисом формации, определяющим надстройку общества. Переход от одной формации к другой вызывается противоречиями, принимающими в антагонистическом обществе форму классовой борьбы, высшей формой которой является социальная революция, победой которой знаменуется переход к коммунистической формации. В соответствии с формационным подходом выделяют первобытное общество, рабовладельческое общество, феодальное общество, капиталистическое общество и коммунистическое общество. А так же традиционные (аграрные) общества, индустриальные общества и постиндустриальные общества. Характерные черты традиционных обществ: преобладание сельского натурального хозяйства и примитивных ремесел; преобладание ручных орудий труда; зависимость от природы (человек стремился максимально приспособиться к окружающей среде); господство общинной собственности; социальная мобильность отсутствовала; преобладало религиозное мировоззрение; основной фактор производства – земля;- поведение человека регулировалось традициями, обычаями и верованиями; основные социальные ячейки – община и семья и др.Традиционными (аграрными, доиндустриальными) были все общества древности и средневековья. Они сохранились и до наших дней в основном в странах так называемого «третьего мира» (Азия, Африка).В результате модернизации - общественно-исторического происходит переход от традиционного общества к индустриальному. Новое индустриальное общество иначе называют техногенным или промышленным, так как экономической базой индустриального общества является промышленность, основанная на машинной технике.

Характерные черты индустриальных обществ: интенсивным тип ведения хозяйства; человек освобождается от прямой зависимости от природы; социальная мобильность значительна; урбанизация населения; преобладание промышленного производства; ручной труд заменяется машинным; капитал - основной фактор производства;- производятся товары массового потребления; появляется глобальный товарный рынок и др.Модернизация породила множество противоречий, которые со временем превратились в глобальные проблемы. Разрешая их, поступательно развиваясь, некоторые современные общества (страны Западной Европы и Северной Америки) перешли к стадии постиндустриального общества, теоретические параметры которого были разработаны в 1970–е гг. американскими социологами Д. Беллом, Э. Тоффлером и другими.

Характерные черты постиндустриальных (антропогенных, информационных) обществ: информация и знания становятся основой общественного прогресса; возрастает роль науки и образования, образование становится основным социальным лифтом; сфера услуг преобладает над сферой производства; высокая социальная мобильность; большая часть общества составляет так называемый “средний класс”, где различия в доходах, уровне и образе жизни незначительны; компьютерная революция, появление глобальной компьютерной сети; глобализация; СМИ становятся «четвёртой ветвью власти»; превращение науки в непосредственную производительную силу общества.

9. Социальная стратификация и её теории.Социальное неравенство в обществе чаще всего понимается как стратификация – распределение общественных групп в иерархически упорядоченном ранге (по возрастанию или убыванию какого-либо признака).

Термин «социальная стратификация» ввел в научный оборот П. Сорокин, который заимствовал это понятие из геологии. Стратификация обязательно подчеркивает упорядочение социальных слоев.

Теории социального неравенства подразделяются на два принципиальных направления: функционалистское и конфликтологическое (марксистское). Функционализм, в традициях Э. Дюркгейма, выводит социальное неравенство из разделения труда: механического (природного, половозрастного) и органического (возникающего вследствие обучения и профессиональной специализации). Поскольку стратификация рассматривается как продукт разделения труда, функционалисты считают, что социальное неравенство определяется в первую очередь значимостью и престижем функций, выполняемых для общества. Профессия стала определяющим критерием социального расслоения и профессиональный статус отдельного человека или социальной группы тесно связан с такими основаниями стратификации, как доходы, и престиж.В марксизме основное внимание уделяется проблемам классового неравенства и эксплуатации. Неравенство определяется разным отношением к собственности. Социальная структура: 2 основных класса – пролетарии и буржуазия. Один класс эксплуатирует другой – в результате между двумя классами возникает социальный антогонизм, который можно преодолеть через социалистическую революцию, которая уничтожит частную собственность. Теория М. Вебера. Он поддерживал идею К. Маркса по поводу деления общества на 2 класса. В основе этого деления лежит экономический фактор, его дополняет еще ряд факторов: престиж профессии, квалификация, уровень дохода, наличие диплома, статус человека, партийность.Эмпирическая теория социальной стратификации. В рамках ее выделяются три подхода:

самооценочный или метод классовой идентификации: социолог представляет респонденту определить свое место на определенной шкале.Метод оценки ситуации: социолог предлагает респонденту выступить в качестве эксперта и оценить классовую принадлежность другого человека. «объективный» метод: социолог оперирует некоторыми объективными критериями социальной дифференциации. Чаще всего престиж профессии, уровень власти, уровень дохода.Существенным недостатком данной теории является отсутствие разработанной теоретической базы, присутствие элементов субъективизма.Западногерманский социолог Р.Дарендорф предложил в основу соц стратификации положить понятие «авторитет», которое, по его мнению, наиболее точно характеризует отношение власти и борьбу между соц группами за власть. На основе этого понятия Д. Делит все современное общество на управляющих и управляемых. В свою очередь управляющих делит на 2 подгруппы: управляющих собственников и управляющих несобственников, т.е. бюрократов-менеджеров. Управляемые делятся тоже по крайней мере на 2 подгруппы: высшая – рабочая аристократия и низшая – низко квалифицированные рабочие. Между этими двумя социальными группами находится промежуточный «новый средний класс» - продукт ассимиляции рабочей аристократии и служащих с управленцами.

10.Теория социальной стратификации Вебера и социальная мобильностьЗнаменитый социолог Макс Вебер, проводя многолетние исследования, положившие начало его теории о социальной стратификации, вывел к ней собственный, совершенно отличный от видения другими теоретиками, трехмерный подход. Основу его трех измерений социальной стратификации составляют: экономика, власть и престиж. В последствии эти три измерения им же были названы автономными. Согласно теории Макса Вебера именно собственность, а точнее виды ее владения, дают возможность к возникновению экономических классов, в которых различают меры доступа к власти, образованию политических партий, а престижность отдельных из них создает статусные группировки.Вебер определяет класс как возможность отдельно взятого человека получать доступ к различным благам и доход в рыночных условиях. Этот социолог полагал, что классы имеют место только в обществе с капиталистическим строем, так как именно этот строй определяется рыночными отношениями. Но в условиях рынка индивидуумы делятся на два вида: первые предлагают товары и услуги, а вторые только рабочую силу. В свою очередь отличаются первые от вторых только количественным обладанием собственностью. Классификации классов:- рабочий класс;- мелкая буржуазия;- интеллигенция и инженерно-технические работники; административно-управленческий персонал; собственники; арендодатели; предприниматели.

Следующим делением согласно теории Вебера является деление на основе престижа и возникающую в следствие вертикаль статусных групп, а иначе говоря, иерархию. Основой, в которой служат общины, в которых складывается понятие почести, определяемое как любое из качеств оцененное большим количеством индивидуумов общины.Макс Вебер представлял приобретение в статусных группах почести ( престижа) возможным только путем прочного закрепления за членами группы строго исключительными видами деятельности, налагая запрет на занятие этим же других индивидуумов, иначе говоря монополизируя любые блага. Проявлялось внутри групп это следующим образом – возможность ношения определенной одежды, украшений, знаков отличия, производство определенного продукта и др. Также для создания исключительности широкое использование получали брачные связи лиц внутри одного круга.Третьей основой для социального разделения Вебер считал различия власти в свою очередь порождающее возникновение партий, в которые люди объединялись согласно своим убеждениям. По утверждению Вебера, человек, принадлежащий к определенной группе имеет в равных объемах власть, богатство и престиж, которые независимы друг от друга. Партии же представляют интересы согласно статусному положению входящих в них индивидуумов и с возможностью пополнения своих рядов из своих же статусных групп.Единственное выраженное согласие Вебера с остальными теоретиками, изучавшими теорию социологической стратификации, заключается в принятии существования социальной дифференциации как аксиомы, но в понимании ее характера, внутренних взаимоотношениях его теория отличительна своим трехмерным видением.Социальная мобильность - это переход индивида или группы с одной социальной позиции на другую.Социальная мобильность бывает: Вертикальная и горизонтальная; Индивидуальная и групповая; Внутрипоколенная и межпоколенная. Вертикальная мобильность - это перемещение индивида или группы между стратами с изменением социального статуса. Горизонтальная мобильность - переход индивида или группы с одной позиции на другую без изменения социального статуса.Индивидуальная мобильность - изменения социальных характеристик индивида вследствие его личных усилий.

Групповая мобильность - изменение социальных характеристик индивида, вызванное повышением или понижением значимости той социальной группы, к которой он принадлежит, вследствие организованных массовых социальных перемещений.Внутрипоколенная мобильность - изменения социальной позиции индивида на протяжении его активной жизнедеятельности, по сравнению с его возрастными группами. Межпоколенная мобильность - изменения современного социального статуса одного поколения по отношению к предыдущему.Наиболее важной составляющей социальной мобильности общества является вертикальная мобильность. Она позволяет каждому индивиду занять позицию в социальной иерархии общества, соответствующую его потенциалу. Любые препятствия для вертикальной мобильности индивида или группы создают напряжение в обществе и опасность социального конфликта. В зависимости от параметров вертикальной социальной мобильности различают интенсивность и всеобщность вертикальной мобильности.Интенсивность - вертикальная социальная дистанция или количество страт, проходимых индивидом в его восходящем или нисходящем движении за определенный период времени. Интенсивность может рассчитываться как для индивида, так и для групп, и для общества в целом .Всеобщность - это число индивидов, которые изменили свою позицию в вертикальном направлении за отдельный промежуток времени. Всеобщность может быть абсолютной (определяется общим количеством лиц, изменивших свой социальный статус) и относительной (определяется пропорциональным количеством переместившихся к общему числа людей в обществе).В зависимости от показателей интенсивности и всеобщности различают 2 типа общества - закрытое и открытое. Закрытое общество - такое общество, в котором возможности для вертикального перемещения затруднены, ограничены или вообще отсутствуют для некоторых социальных групп. Открытое общество - обществе, в котором возможности для вертикального перемещения равны и доступны для всех. К открытым обществам относятся современные демократические государства.

11.Социальные группы в структуре обществаР. Мертон утверждал что, социальная группа – совокупность людей, которые определённым образом взаимодействуют друг с другом, осознают свою принадлежность к данной группе и считаются членами этой группы с точки зрения других.Признаки социальной группы:

· Определённый способ взаимодействия между её членами.

· Осознание членства, чувство принадлежности к данной группе.

· Осознание единства

В социологии выделяют первичные и вторичные группы. Впервые такое разграничение ввёл американский социолог Кули, который понимал под первичными группами – группы, характеризующиеся тесными, непосредственными связями и сотрудничеством. Они первичны в нескольких смыслах, а главное в том что они являются фундаментом для формирования социальной природы и идеалов индивида. Первичные группы: семья, соседство, игровая группа детей. Они дают самый ранний опыт социального единства.

Вторичные группы образуются из людей, между которыми отсутствуют эмоциональные связи. Их стремление – достижение определённой цели.

Также выделяют реальные и квазигруппы, малые и большие, условные, экспериментальные и референтные.

Условные группы – объединённая по определённым признакам (полу, возрасту) общность людей, являющаяся объектом изучения социологии и вкл индивидов, которые не имеют прямых или косвенных взаимодействий друг с другом.

Экспериментальные – группа, которая создаётся для проведения социально-психологических экспериментов, когда люди, незнающие друг друга, объединяются для исследования определённых научных целей.

Реальная – ограниченная в размерах общность людей, объединённых реальными отношениями или видами деятельности.

Квазигруппа – случайные, стихийные группы. К и числу относится аудитория – неоднородная и неустойчивая общность людей. Толпа – бесструктурное скопление людей, лишённых явно осознаваемой общности целей, но связанные общность интересов.

Малая группа – относительное небольшое число индивидов, непосредственно взаимодействующих друг с другом и объединённых общими целями. Малые группы делятся на формальные (официальные) и неформальные. К формальным группам относятся театральная группа, армейский взвод, вузовская кафедра. Неформальная группа складывается стихийно, в них ни позиции, ни статусы, ни роли не предписаны. Это группа друзей и т.д.Большая группа – значительная по размерам и сложно организованная общность людей, вовлечённую в общественную деятельность и систему соответствующих отношений. Это коллектив определённой школы, вуза, предприятия.

12. Понятие социального института и его структура.Социальный институт – организованная система связей и отношений, социальных норм, которая объединяют общественно значимые ценности и процедуры и удовлетворяют основные потребности членов общества

Черты социального института:

1.постоянные и прочные взаимодействия между всеми участниками связей и отношений;

2.чёткое распределение обязанностей и функций каждого из участников связи;

3. регламентация и контроль все взаимодействия;

4. наличие специально подготовленных кадров, обеспечивающих функционирование социального института.

Типология социальных институтов:

1.С точки зрения содержания деятельности:

a. экономические (биржа, корпорации): представляют собой систему объединений и учреждений, обеспечивающих относительно устойчивую экономическую деятельность, экономические отношения людей, связанных с производством, обменом, распределение товаров, с их отношением к собственности.

b.политические (государство, местные власти): создаются в целях завоевания, удержания и укрепления власти, её осуществление и распределение.

c. Социально-культурные ( театры. Музеи. Библиотеки и др.): представляют в своей совокупности устойчивые способы взаимодействия людей по поводу создания и распространения ценностей культуры. А также сисему учреждений культуры. Ориентированную социализацию личности.

d.Институт образования – система объединения людей и учреждений, ориентированных на владении знаниями, умениями и навыками, повышение комплектности людей во всех сферах деятельности.

e. Институт религии (религиозные группы, секты и др.): совокупность социальных объединений, а также учреждений и организаций, ориентированных на поддержание, распространение и укрепление религиозной веры.

f. Институт здравоохранения и социального обеспечения – система общностей организаций и учреждений, имеющих целью своей деятельности поддержание, сохранение и укрепление здоровья людей, социальную поддержку и защиту детей. Объединение врачей, поликлиники, санатории, дома престарелых и др.

g. Семья: воспроизводство членов общества, их первичную социализацию.

2.По характеру организации:

a. Формальные: взаимодействие между субъектами осуществляется на основе формально оговорённых установлений, правил, норм, положений.

b.Неформальные: хотя и регулируется определёнными нормами, однако не обладают жёсткой регламентаций.

Функции: функция закрепления и воспроизводства общественных отношений в определенной области; функция интеграции и сплочения общества; функция регулирования и социального контроля; коммуникативная функция или включение людей в деятельность.

Мертон выделял явные и латентные функции. Явные – объективные результаты, способствующие регулированию или адаптации, которые планируют и осознают участники данной системы. Латентные – соответсвенно те которые не планируют и не осознают.

Структура социального института: Набор социальных позиций и ролей; Социальные нормы и санкции, регулирующие функционирование данной социальной области; Группа лиц, профессионально занятых в данной области; Совокупность организаций и учреждений, функционирующих в данной сфере; Материальные средства и ресурсы, обеспечивающие функционирование сферы.

13. Институт образованияПонятие образования многозначно. Его можно рассматривать и как процесс, и как результат усвоения систематизированных знаний, умений, навыков и развития личности. Это и реальный уровень знаний, качеств личности, фактическая образованность. И формальный результат этого процесса – аттестат, диплом, свидетельство. Образование также рассматривается как система, включающая в себя различные уровни: Дошкольное, Начальное, Среднее, Высшее, Аспирантура.

Система образования также включает различные виды: 1.Массовое и элитарное. 2. Общее и техническое.

В современном виде образование возникло в Древней Греции. Там преобладало частное семейное образование, которое осуществляли рабы. Публичные школы функционировали для беднейших слоев вольного населения. Появляется отбор. Элитарные школы (ситарии) формируют художественный вкус, умение петь, играть на музыкальных инструментах. Физическое развитие и воинские способности формировались в палестрах, развивались в гимназиях. Именно в Древней Греции зародились основные типы школ: гимназия, лицей (место изложения своей системы Аристотелем), академия (Платон).В Древнем Риме школа преследовала целью решение прикладных, утилитарных задач, была нацелена на подготовку воинов и государственных деятелей, в ней царила жесткая дисциплина. Изучались мораль, право, история, риторика, литература, искусство, медицина.В средние века формируется религиозное образование. Функционируют 3 вида учебных заведений:

1Церковно-приходские, 2. Кафедральные,3. Светские.В 12-13 веках в Европе возникают университеты, а при них коллегии для выходцев из беднейших слоев. Типичные факультеты: искусства, права, теологии и медицины.Широкое распространение образование получило в течение последних двух-трех веков.

В конце 19 – н 20 вв. появилась концепция «Социология образования» Уорд, Дьюи. Дюркгейм написал работу «Социология образования». В этой работе он подчёркивал что основал функцию образования – передавать подрастающему поколению ценности господствующей культуры. Маркс раскрыл связь содержания и функции образования с классовой структуры общества.

Основные направления социологии образования:

a. Место образования как социального института в системе общественного воспроизводства;

b.Связь образования с социальной структуры общества;\

c. Взаимные процессы образования с другими процессами общественной жизни;

d.Социальная роль и социальное положение учителей и преподавателей;

e. Динамика взаимоотношений между обучаемыми и обучающимися.

Функции образования:Социально-экономическая. Подготовка к трудовой деятельности рабочей силы разного уровня квалификации

Культурная. Обеспечивает передачу культурного наследия от одного поколения другому.Социализирующая. Приобщение личности к социальным нормам и ценностям общества.Интеграционная. Приобщая к единым ценностям, обучая определенным нормам, образование стимулирует единые действия, объединяет людей.Функция социальной мобильности. Образование выступает каналом социальной мобильности. Хотя в современном мире и сохраняется неравный доступ к образованию. Так, в США из семей, имеющих доходы ниже 10 тыс. дол., в вузы поступают 15,4% детей, свыше 50 тыс. дол. – 53%.Функция отбора. Существует отбор детей в элитные школы, их дальнейшее продвижение.Гуманистическая. Всесторонне развитие личности учащегося.Выделяют также латентные функции образования, к которым относятся функция «няни» (школа на какое-то время освобождает родителей от необходимости присматривать за детьми), функция формирования среды общения, высшая школа в нашем обществе играет роль некой «камеры хранения».Среди разнообразных целей образования выделяется три наиболее устойчивые: интенсивная, экстенсивная, продуктивная.Экстенсивная цель образования предполагает передачу накопленных знаний, достижений культуры, помощь учащимся в самоопределении на этом культурном базисе, задействовании имеющегося потенциала.Интенсивная цель образования состоит в широком и полном развитии качеств учащихся для формирования у них готовности не только усваивать определенные знания, но и постоянно углублять знания, развивать творческий потенциал.Продуктивная цель образования предполагает подготовить учащихся к тем видам деятельности, которыми ему предстоит заниматься и той структуре занятости, которая сложилась.

14.Понятие социологического исследования и его виды.Социологическое исследование – система логически последовательных методологических, методических и организационно-технических процедур, связанных целью получить достоверные данные об изучаемом явлении или процессе, о тенденциях и противоречиях их развития.Социологическое исследование включает следующие этапы:

· разработка программы и инструментария;

· сбор информации;

· подготовка собранной информации к обработке и ее обработка;

· анализ полученной информации,

· подведение итогов исследования,

· формулировка выводов и рекомендаций

Социологические исследования многообразны. Их можно классифицировать по разным критериям

По целям проведения исследования различаются:

· разведывательные (пилотажные, зондажные);

· описательные;

· аналитические

1) Разведывательные исследования проводятся для предварительного обследования нового общественного процесса или явления, когда проблема или мало, или вообще не изучена; либо для получения дополнительной информации о предмете и объекте; охватывает, как правило, небольшие обследуемые совокупности и основывается на упрощенной программе и сжатом по объему инструментарии; дает возможность получить первичную социологическую информацию, т.е. необобщенные сведения, подлежащие дальнейшей обработке и обобщению.

2) Описательное исследование — более сложный вид социологического анализа, который позволяет составить относительно целостное представление об изучаемом явлении, его структурных элементах; проводится по подробно разработанной программе и на базе методически апробированного инструментария; делает возможными группировку и классификацию элементов по тем характеристикам, которые выделены в качестве существенных в связи с изучаемой проблемой; в его ходе устанавливается, есть ли связь между характеристиками изучаемого явления; обычно применяется в тех случаях, когда объектом служит относительно большая общность людей, отличающаяся разнообразными характеристиками (персонал крупного предприятия, население города, района, области, региона).

3) Аналитическое социологическое исследование ставит целью углубленное изучение явления, когда нужно не только описать структуру, но и узнать, что определяет его основные количественные и качественные параметры; имеет особенно большую научную и практическую ценность; выясняется, носит ли связь между характеристиками изучаемого явления причинный характер; в каждом аналитическом исследовании изучается совокупность факторов (переменных); из нее выделяются основные и неосновные, временные и постоянные, управляемые и неуправляемые.Переменной называется понятие, которое может принимать различные значения. Социологи стремятся выявить и измерить черты, характерные для одного специфического явления, а затем объяснить их воздействием другого явления. Первое явление называют зависимой переменной. Второе, объясняющее или служащее причиной первого, называют независимой переменной.

По месту проведения социологические исследования бывают: полевые и лабораторные

Полевыми называют исследования, проводимые в естественной среде обитания объектов

Лабораторными называют исследования в искусственно созданных социологами условиях

По месту социолога при проведении социологических исследований они бывают

· включенными и

· невключенными

Включенными называют такие исследования, при проведении которых социолог находится внутри объекта

Невключенными называют исследования, при которых социолог находится вне объекта изучения

В социологии используются также специальные виды социологических исследований:

1) монографическое исследование нацелено на всестороннее, «глобальное» изучение избранного социального процесса или явления на одном из объектов, взятом в качестве представителя целого класса аналогичных объектов;

2) когортные исследования изучают специфические совокупности людей в течение определенного времени, например года, переживших одновременно одно и то же событие (вступивших в брак, призванных в армию, поступивших в вуз и т.д.);

3) международные, кросскультурные исследования, которые основаны на сравнении и сопоставлении явлений и процессов в различных странах.

15. Программа социологического исследования - один из важнейших социологических документов, в котором содержатся методологические, методические и процедурные основы исследования социального объекта. Программа социологического исследования - это, по существу, есть теория и методология конкретного исследования отдельного эмпирического объекта или явления, и представляет собой теоретико-методологическую основу процедур всех этапов исследования сбора, обработки и анализа информации. Она выполняет три функции: методологическую, методическую и организационную.Методолгическая функция программы позволяет четко определить изучаемую проблему, сформировать цели и задачи исследования, определить и провести предварительный анализ объекта и предмета исследования, установить отношение данного исследования к ранее выполненным или параллельно выполняемым исследованиям по аналогичным проблемам. Организационная функция обеспечивает разработку четкой системы разделения обязанностей между членами исследовательского коллектива, обеспечивает эффективную организацию исследовательского процесса.Задачи - отдельные исследования, которые способствуют достижению цели. Задачи формулируют вопросы, на которые должны быть получены ответы для реализации целей исследования. Задачи могут быть основные и частные. Основные являются средством решения главных вопросов исследования. Частные - для проверки побочных гипотез, решения каких-то методических вопросов и т.п.С целью использования единого понятийного аппарата в программе социологического исследования определяются основные понятия, их эмпирическая интерпретация и операционализация, в ходе которых осуществляется обнаружение элементов основного понятия по строго заданным критериям, которые отражают качественные стороны предмета исследования. Предварительный системный анализ объекта исследования - это "моделирование" исследуемой проблемы, расчленение ее на элементы, детализация проблемной ситуации. Это позволяет более четко представить предмет исследования. Важное место в разработке программы исследования занимает формулирование гипотез. Гипотеза - это вероятностное предположение о причинах явления, взаимосвязях между изучаемыми социальными явлениями, структуре изучаемой проблемы, возможных подходах к решению социальных проблем. Гипотеза задает направлению исследованию, влияет на выбор методов исследования и формулировку вопросов. Исследование должно подтвердить, опровергнуть или откорректировать гипотезу. Можно выделить несколько типов гипотез. Во-первых, основные (центральные) и выводные (гипотезы следствия). Они логически взаимосвязаны, но различаются по степени обобщенности. Во-вторых, с точки зрения задач исследования - основные и неосновные. В-третьих, по степени разработанности и обоснованности различают первичные и вторичные гипотезы. Вторичные выдвигаются взамен первых, если те оперируются в ходе исследования. В-четвертых, по содержанию предположений о предметной области проблемы -описательные и объяснительные гипотезы.Основная трудность формулирования гипотез заключается в соответствии их с целями и задачами исследования, которые имеют ясные и точные понятия. Процедурная часть программы социологического исследования включает методику и технику исследования, т.е. описание способа сбора, обработки и анализа социологического исследования.Эмпирические исследования проводятся на выборочной совокупности. Тип и способ выборки напрямую зависят от вида исследования, его целей и гипотез. Выборочный метод основан на двух посылках: взаимосвязи и взаимообусловленности качественных характеристик объекта исследования и на правомерности выводов в целом.В зависимости от специфики объекта осуществляется выбор методов сбора социологической информации - наблюдение, анкетирование и т.п. и на этой основе разрабатывается инструментарий исследования (анкеты, карточки наблюдения и т.д.). Описание методов сбора информации предполагает обоснование избранных методов, фиксацию основных элементов инструментария и технических приемов работы с ними. Описание способов обработки и анализа информации предполагает указание, каким образом это будет производиться, с использованием каких прикладных компьютерных программ. После составления программы социологического исследования начинается организация полевого исследования, т.е. сбор информации. Программа социологического исследования как научный документ должна отвечать ряду необходимых требований. В ней отражается определенная последовательность, по этапность социологического ис-ния. Каждый этап - относительно самостоятельная часть познавательного процесса - характеризуется специфическими задачами, решение которых связано общей целью ис-ния. Все составляющие части программы логически связаны, подчинены общему замыслу поиска. Принцип строгой поэтапности выдвигает особые требования к структуре и содержанию программы.Программа соц. ис-ния состоит из двух основных частей: методологической и процедурной. В идеальном варианте программа содержит следующие разделы: постановка проблемы, цели и задачи исследования, объект и предмет исследования, интерпретация основных понятий, предварительный системный анализ объекта исследования, гипотезы, операционализация понятий; методы исследования, план исследования.Соотношение проблемы и проблемной ситуации зависит от вида и-ния, от масштабности и глубины социологического изучения объекта. Определение объекта эмпирического социологического ис-ния предполагает получение пространственно-временных и качественно-количественных характеристик. В реально существующем объекте выделяется какое-то свойство, определяется его сторона, которые обусловлены характером проблемы, тем самым обозначается предмет ис-ния. Предмет означает границы, в пределах которых конкретный объект изучается в данном случае. Далее необходимо поставить цели и задачи ис-ния.


Эта страница нарушает авторские права

allrefrs.ru - 2019 год. Все права принадлежат их авторам!