Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






III. Закрепление изученного



Урок 57. Растения, которые мы едим

Цель: расширить знания учащихся о растениях, которые мы едим.

Ход урока

I. Организационный момент.

Чтение сказки «Мужик и медведь».

II. Формирование новых знаний.

– О каких растениях шла речь в сказке? (Репе и ржи.)

– Какую часть репы мы употребляем в пищу? (Корень.)

– Какую часть ржи мы употребляем в пищу? («Вершки» – зёрна, которые находятся наверху.)

– Почему медведь обиделся на мужика? (Так как мужик его опять обманул, а медведь не знает, какую часть растения мы употребляем в пищу.)

– А вы знаете? Давайте поиграем.

Игра «Что мы едим».

Учитель называет или показывает рисунок растения, а ученики называют, какие части у этих растений можно есть.

Вишня (плоды), морковь (корни), огурец (плоды), петрушка (листья), яблоня (плоды), картофель (корень), редис (корень), слива (плод), укроп (листья), абрикос (плод), щавель (листья), репа (корень), свекла (корень), лук (корень.)

– Рассмотрите рисунок в учебнике (на с. 153). Какие части у этих растений мы едим? (Салат – листья, вишня – плоды, персик – плоды, помидор – плоды, капуста – листья, репа – корнеплод.)

– Что такое корнеплод? (Сильно разросшиеся съедобные корни культурных растений.)

– Назовите растения, у которых мы употребляем в пищу корнеплоды? (Морковь, репа, свекла, редис, редька, картофель.)

– Какая разница между корнем и плодом? (Плод употребляем в пищу, а корень нет.)

– Вновь обратимся к рисунку растений (на с. 153). На какие две группы вы можете разделить эти растения? (Фрукты и овощи.)

– Назовите овощи. (Салат, помидор, капуста, репа.)

– Назовите фрукты. (Вишня, персик.)

Игра «Фрукты – овощи».

Класс делится на две команды: «фрукты» и «овощи».

Учитель называет растение. если это фрукт, то первая команда поднимает руки, если овощ – то вторая. Выигрывает та команда, у которой меньше всего ошибок.

Вишня, капуста, яблоко, груша, морковь, картофель, слива, репа, редис, помидор, абрикос, черешня, огурец, перец, малина, баклажан.




Физкультминутка

Один, два – выше голова. (Голову подняли выше.)

Три, четыре – руки шире! (Руки в стороны.)

Пять, шесть – тихо сесть. (Садятся за парты.)

– Рассмотрите рисунок в учебнике (на с. 154). Что вы можете рассказать о капусте?

– Отгадайте:

Рос сперва на воле в поле,

Летом цвёл и колосился,

А когда обмолотили,

Он в зерно вдруг превратился.

Из зерна – в муку и тесто,

В магазине занял место.

(Хлеб.)

– Какие пословицы о хлебе вы знаете?

• Хлеб – всему голова.

• Без хлеба и мёда сыт не будешь.

• Без хлеба сыт не будешь.

• Хлеб – батюшка, вода – матушка.

• Хлеб в человеке – воин.

• Ржаной хлебушко – калачу дедушка.

– Из чего пекут хлеб? (Из муки зерновых культур.)

– Почему он бывает белый и тёмный? (Из пшеницы получается белый хлеб, а изо ржи – тёмный.)

– Сейчас ни один обед не обходится без хлеба. Хлебные злаки люди начали использовать в пищу очень давно. Сначала их зёрна варили; печь хлеб научились гораздо позже. Сначала хлеб пекли из растёртых желудей. Прошло время, и люди научились выращивать зерновые растения – пшеницу, рожь, ячмень. Свежие зёрна можно было есть, а твёрдые, сухие – растирали в муку, размешивали в воде и варили кашу или пекли тонкие сухие лепёшки.

Таким был хлеб, пока в тесто не попали мельчайшие грибки – дрожжи. Представьте, какой ужас испытали древние люди, когда увидели, как тесто стало подниматься, лезть из горшка, словно живое. В ужасе горшок бросили в огонь, чтобы избавиться от наваждения. Тесто испеклось, и получилась мягкая, пышная, вкусная лепёшка. Это было великое открытие.



– В древности в каждом земледельческом регионе были свои хлебные растения: на Ближнем Востоке, Средней Азии – пшеница; в Юго-Восточной Азии – рис; в Америке – кукуруза; в Китае – просо и гречиха. Наибольшее распространение получили рис, пшеница и кукуруза.

– Что вы знаете о зерновых культурах?

Сообщения подготовленных учеников.

1-й ученик. Почти 3/5 населения планеты питаются в основном рисом. Его возделывают там, где тепло и много воды. Это самый урожайный «хлеб». Много риса выращивают в Китае, Японии, Индии, Индонезии. Но население этих стран потребляет весь произведённый рис, поэтому здесь часто его даже закупают за рубежом.

Рисовая мука не годится для выпечки хлеба. Его отваривают и употребляют в пищу в чистом виде или в смеси с мясом, рыбой, овощами, фруктами. В азиатских странах строго следят за тем, чтобы варёные зёрна не слипались и были похожи на сухие, потому что по местным обычаям рис едят только руками или с помощью специальных палочек.

1-й ученик. Второй мировой хлеб – пшеница. Её урожайность меньше, чем у риса. В зависимости от климата выращивают разные сорта пшеницы. У пшеницы полые стебли, узкие длинные листья и колосья, в которых созревают зёрна. В них содержатся многие питательные вещества, нужные человеку. В нашей стране под посевы пшеницы заняты большие площади земли.

3-й ученик. Кукуруза– это древний хлеб американских индейцев. В конце XV века она была завезена в Испанию, где её разводили в садах как диковинное растение. Уже в XVI в. её стали выращивать и употреблять в пищу. Свыше половины её посевных площадей находится в Америке, главным образом в США. Значительную часть урожая кукурузы скармливают скоту. Это очень выгодная кормовая культура, поскольку в пищу домашним животным идёт не только зерно, но и зелёная масса (листья, стебли.)

Сейчас выведено много новых сортов кукурузы, один из которых стал любимым лакомством детей и взрослых во многих странах. Это лопающаяся кукуруза. При нагревании зёрна разрываются, и их содержимое выворачивается наружу в виде мягкой рыхлой массы большого объёма, которую называют воздушной кукурузой.

III. Закрепление изученного.

Игра.

– К названиям растений подберите подходящее понятие.

– Для чего человек выращивает культурные растения? (Для питания.)

– Какие их части мы едим? (Листья, плоды, корнеплоды.)

– На какие части можно разделить все растения? (На овощи и фрукты.)

– Какие вы знаете зерновые культуры? (Рожь, пшеница, просо, рис, ячмень, овёс, гречиха.)

IV. Итог урока.

– Какие части растений вы знаете? (Корень, стебель, листья, плод.)

– Какие части растений мы едим? (В пищу мы употребляем различные части растений, у каждого растения свои: у какого-то корень, у какого-то листья, у какого-то плоды.)

 


Просмотров 529

Эта страница нарушает авторские права

allrefrs.ru - 2021 год. Все права принадлежат их авторам!