Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






Статистический учет и отчетность в правоохранительных органах



 

В настоящее время в России учет и отчетность правоохрани­тельных органов и судов являются достаточно развитыми. Учитыва­ются преступления, лица, уголовные дела, осужденные на основе документов первичного учета (статистических карточек). Регистраци­онные журналы и образцы учетно-статистических карточек воспроиз­ведены в Типовых инструкциях по делопроизводству, разработанных Министерством юстиции.

Статистические формуляры - бланки определенной формы учета и отчетности. Обязательным элементом формуляра являются титульная и адресная его части. В них

Бывают индивидуальные формуляры (содержат сведения об одной единице совокупности) и списочные (содержат данные по нескольким единицам совокупности).

К статистическим формулярам составляется инструкция -совокупность разъяснений и указаний по программе статистического наблюдения. В ней разъясняются цели и задачи исследования; объект и единицы наблюдения; указываются способы проведения наблюдения; даются подробные указания к записям ответов на вопросы. Она должна быть краткой, четкой, а ее указания - простыми и ясными.

В широком смысле уголовно-правовой учет — цифровая харак­теристика количественных и качественных сторон общественной жизни, осуществляемая путем систематической, научно-организованной регистрации явлений и процессов.

Уголовно-статистический учет — основанная на заполнении в строго определенных документах, обеспечивающих статистическое наблюдение преступлений и лиц, их совершивших, деятельность правоохранительных органов по строго установленной программе с целью получения данных об уровне, структуре, динамике и тенден­циях преступности.

Учет информации осуществляется по трем линиям: по преступ­лениям; по лицам, совершившим их; по результатам борьбы с пре­ступностью.

Задачи единого учета: дать исчерпывающую количест­венно-качественную характеристику преступности; достоверное отра­жение показателей деятельности государственных органов.

Этапы учета: 1) наблюдение или отслеживание событий преступлений; 2) регистрация случаев совершенных преступле­ний; 3) обобщение информации о преступности; 4) ее анализ (сопоставление и сравнение цифровых данных); 5) внедрение результатов анализа.

Первичный учет преступлений осуществляется путем заполне­ния документов первичного учета (статистических карточек): карточ­ная или персональная форма.

Заполнение карточек осуществляется по месту возбуждения уголовного дела, ведения следствия и дознания.



Существует также журнальная или списочная форма (в виде таблицы).

Регистрация сообщения о преступлении - внесение уполномо­ченным должностным лицом в книгу, предназначенную для их регист­рации, краткой информации, содержащейся в принятом сообщении о преступлении, а также отражение в этом сообщении сведений о его фиксации в вышеуказанной книге с присвоением соответствующего регистрационного номера.

 

Учет лиц, совершивших преступления. Такими лицами счи­таются лица, в отношении которых утверждено обвинительное заклю­чение, либо санкционировано направление протокола с материалами дела в суд. Учету подлежат также лица, уголовные дела, по обвинению которых прекращены, либо в возбуждении уголовного дела отказано по нереабилитирующим основаниям (вследствие акта амнистии, с истечением срока давности).

Отчетность - это организованная форма статистического наблюдения, при которой сведения поступают в виде обязательных отчетов в определенные сроки и по утвержденным формам.

Она подразделяется на общегосударственную (пред­ставляемую как в вышестоящую организацию, так и в соответст­вующие органы государственной статистики) и внутриведомственную.

Отчетность подразделяется также на текущую и годовую.

Отчет о зарегистрированных преступлениях (форма №1) содер­жит два основных раздела: 1) преступления отчетного периода; 2) пре­ступления прошлых лет (данные о количестве раскрытых и нераскры­тых преступлений по линиям служб).

Отчет о лицах, совершивших преступление (форма №2), фикси­рует, какое число лиц выявлено в совершении преступлений, привле­чено к уголовной ответственности и освобождены от нее. Дается также криминологическая характеристика лиц, включая сведения о возрасте, социальные и образовательные признаки, показатели по рецидиву, группе.



Учет судимости в судах всех уровней строится на основе стати­стических карточек по делу. Работу судов по рассмотрению дел можно характеризовать по объему, срокам и качеству. В судах документами первичного учета являются статистические карточки на уголовное дело, на гражданское дело, на исполнительное производство.

Основным первичным документом учета является статисти­ческая карточка на каждого подсудимого. Она заполняется по при­говорам и обвинительным заключениям по делу лично судьей, под председательством которого рассматривалось дело, а в кассационной инстанции - членом суда, докладывающим дело. Карточка составляет­ся на каждого осужденного, оправданного, в отношении которого дело прекращено, а также на лицо, признанное невменяемым с применением к нему принудительных мер медицинского характера.

В учетно-статистических карточках на уголовные и граждан­ские надзорные дела кроме пунктов, относящихся к рассмотрению дела в суде первой инстанции, дается подробная характеристика пересмотра приговора или решения в кассационном и надзорном порядке. Фикси­руется, кем принесено представление (жалоба) по делу, по уголовным делам - основания их принесения и результаты рассмотрения (удовле­творен, отклонен, отозван). Приводится подробный перечень возможных вариантов удовлетворения представлений (отмена, изменение приговора, отмена кассационного определения с оставлением без изменения приго­вора или решения суда первой инстанции и др.).

Сообщения о преступлениях рассматриваются в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством. Решение по ним должно быть принято в течение 3 суток, а в исключительных случаях, когда по фактам, изложенным в заявлении, требуется дополнительная проверка – до 10 суток. Сообщения о происшествиях, не содержащих признаки преступления или административного правонарушения, рассматриваются в срок не более 30 суток.

5.Коэффициент преступности и порядок вычисления

Коэффициент преступности — конкретный обобщающий показатель общего количества учтенных преступлений, соотнесенного с численностью населения. Он расшифровывается как число преступлений на 100 тыс., 10 тыс. или 1 тыс. населения и является объективным измерителем преступности, позволяющим сопоставлять ее уровни в разных странах и в разные годы.

Коэффициент рассчитывается по формуле:
,


где П — абсолютное число учтенных преступлений; Н — абсолютная численность всего населения. Оба показателя берутся в одном и том же территориальном и временном объеме. Число преступлений обычно рассчитывается на 100 тыс. населения. Но при малых числах преступлений и населения (в городе, районе, на предприятии) КП может рассчитываться на 10 тыс. или на 1 тыс. жителей. Однако в любом случае эти числа означают размерность рассматриваемого коэффициента, которая обязательно указывается: число преступлений на 100 тыс. или 10 тыс. населения.

При расчете и оценке коэффициента преступности в криминологических целях необходимо знать некоторые статистические, демографически и иные особенности.

1. Преступления, взятые за тот или иной год, представляют интервальныеряды, характеризующие динамику деяний, которые суммируются в течение всего года. Неточности в этом показателе могут быть связаны лишь с неполнотой и недобросовестностью регистрации преступлений.

2. Численность населения представляет моментный ряд, характеризующий его лишь на определенную дату. В начале года численность населения одна, в середине — другая, а в конце — третья. Коэффициент, рассчитанный на население по состоянию на начало года, как правило, будет завышенным. Он будет более адекватным, если его рассчитать на численность населения конца года или на среднегодовую численность населения, которая берется в виде полусуммы численности населения в начале и в конце года.

3. Демографы различают население постоянное и наличное. Это имеет особое значение для регионов с высоким уровнем временного населения. Постоянное население Москвы на начало 1996 г. составляло 8,6 млн. человек, число «нелегалов» (лиц, живущих без прописки и регистрации) — около 1 млн. и приезжих — до 1,5 млн. При расчете коэффициента преступности этого нельзя не учитывать, тем более что от трети до половины преступлений в Москве совершают временные жители.

4. Уголовная ответственность в нашей стране наступает с 14 лет (по ограниченному кругу деяний) и с 16 лет — за все преступления. Удельный весь несовершеннолетних до 14 лет в среднем в мире составляет около 35% всего населения. В стране с высокой рождаемостью доля этих подростков выше 40%, а с низкой — около или меньше 20%. При сравнении разных по рождаемости регионов (стран) коэффициент преступности желательно рассчитывать на население в возрасте уголовной ответственности, например с 14 лет и старше. В противном случае в регионе с высокой рождаемостью число преступлений на 100 тыс. всего населения будет фактически заниженным, так как дети до 14 лет субъектами преступлений не являются и к уголовной ответственности не привлекаются. Данная рекомендация трудно выполнима при сравнении стран, где уголовная ответственность наступает с разного возраста (10, 12, 14, 16 лет). Поэтому при международных сравнениях рассматриваемый коэффициент, как правило, рассчитывается на все население.

6.Относительные величины используемые для характеристики преступности.

 

Относительные величины в статистике представляют собой важные обобщающие показатели, которые раскрывают числовую меру соотношения двух сопоставляемых статистических величин. При исчислении относительных величин наиболее часто сравни­вают две абсолютные, но можно сопоставлять и средние, и от­носительные величины, получая новые относительные показа­тели. Важно лишь, чтобы эти величины были сопоставимыми по взаимосвязям, единицам измерения, временному периоду, тер­ритории и другим параметрам.

Чисто технически можно сопоставить любые величины. Но такое сопоставление мало что дает, если эти величины не взаи­мосвязаны. Что даст, например, сопоставление количества рас­смотренных гражданских дел в судах с объемом выпуска телеви­зоров, если даже какое-то количество исков было связано с те­левизионной промышленностью и реализацией ее продукции? Ничего. Но сопоставление тех же гражданских дел с числом су­дей, их рассмотревших, с численностью населения, характерис­тикой истцов и ответчиков, со сроками рассмотрения дел и дру­гими данными дает возможность получить важные обобщающие сведения о нагрузке гражданских судей, интенсивности обраще­ния граждан в суды, распределении исков по группам истцов и ответчиков и т. д.

Единицы измерения сравниваемых величин должны быть од­ними и теми же или вполне сопоставимыми. Например, нельзя объективно выявить изменения преступности в России путем сопо­ставления учетных данных 20-х и 90-х гг., так как в 20-е гг. преступ­ность как таковая не регистрировалась, а учитывалось лишь коли­чество рассмотренных уголовных дел и число осужденных по ним правонарушителей. Числа преступлений, уголовных дел и осужден­ных — показатели контролируемые, т. е. взаимосвязанные, но не со­поставимые по единицам измерения. В одном уголовном деле мо­жет быть рассмотрено несколько преступлений и осуждена группа лиц; несколько осужденных могут совершить одно преступление и, наоборот, один осужденный — множество деяний. Числа преступ­лений, дел и осужденных сопоставимы с численностью населения, количеством персонала системы уголовной юстиции, уровнем жизни народа и другими данными одного и того же года. Более того, в течение одного года рассматриваемые показатели вполне сопоста­вимы и между собой. Можно, например, рассчитать, сколько осуж­денных или преступлений падает на одно дело, но нельзя, взяв за какой-то год число осужденных, сопоставить их с числом учтенных преступлений последующих лет.

Сопоставляемые данные обязательно должны соответствовать друг другу по времени или территории их получения либо по тому и другому параметрам вместе. Скажем, можно сравнивать преступность в Швеции и России, хотя эти страны несопостави­мы по территориям и численности населения, но такое сравне­ние возможно за одни и те же годы; можно сравнивать преступ­ность или судимость за разные годы, но на одной и той же тер­ритории, и т. д. Более детальные требования к сопоставимости показателей будут рассмотрены применительно к различным ви­дам относительных величин.

Абсолютная величина, с которой сравниваются другие вели­чины, называется основанием или базой сравнения, а сравнивае­мый показатель — величиной сравнения.

К относительным величинам примыкают индексы. В обшей и экономической статистике они имеют свое особое самостоятель­ное значение и поэтому в учебниках чаще всего излагаются в отдельной главе. В юридической статистике применение индек­сов ограничено и мы их рассматриваем вместе с относительны­ми величинами. По сути своей они таковыми и являются.

Использование этих величин дает возможность лицу, изуча­ющему юридически значимые явления и процессы, рассматри­вать их как в целом, так и по отдельным группам, во взаимосвя­зи и взаимозависимости путем сопоставления численности от­дельных групп (видов) преступлений, дел, исков друг с другом, с их общим итогом, с прошлыми периодами, с численностью населения и т. д.


Эта страница нарушает авторские права

allrefrs.ru - 2019 год. Все права принадлежат их авторам!