Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






Краткосрочные циклы Китчина (характерный период — 2-3 года);



Среднесрочные циклы Жюгляра (характерный период — 6-13 лет);

Ритмы Кузнеца (характерный период — 15-20 лет);

Длинные волны Кондратьева (характерный период — 50-60 лет).


Фазы

В циклах деловой активности выделяются четыре относительно чётко различимые фазы: пик, спад, дно (или «низшая точка») и подъём; но в наибольшей степени эти фазы характерны для циклов Жюгляра[1].

Бизнес-циклы в экономике

Подъём

Подъём наступает после достижения низшей точки цикла (дна). Характеризуется постепенным ростом занятости и производства. Многие экономисты полагают, что данной стадии присущи невысокие темпы инфляции. Происходит внедрение инноваций в экономике с коротким сроком окупаемости. Реализуется спрос, отложенный во время предыдущего спада.

Пик

Пик, или вершина цикла деловой активности, является «высшей точкой» экономического подъема. В этой фазе безработица обычно достигает самого низкого уровня либо исчезает совсем, производственные мощности работают с максимальной или близкой к ней нагрузкой, то есть в производстве задействуются практически все имеющиеся в стране материальные и трудовые ресурсы. Обычно, хотя и не всегда, во время пиков усиливается инфляция. Постепенное насыщение рынков усиливает конкуренцию, что снижает норму прибыли и увеличивает средний срок окупаемости. Возрастает потребность в долгосрочном кредитовании с постепенным снижением возможностей погашения кредитов.

Спад

Спад (рецессия) характеризуется сокращением объёмов производства и снижением деловой и инвестиционной активности. Вследствие этого увеличивается рост безработицы. Официально фазой экономического спада, илирецессией, считают падения деловой активности, продолжающееся свыше трёх месяцев подряд.

Дно

Дно (депрессия) экономического цикла — это «низшая точка» производства и занятости. Считается, что данная фаза цикла обычно не бывает продолжительной. Однако история знает и исключения из этого правила.Великая депрессия 1930-х годов, несмотря на периодические колебания деловой активности, длилась 10 лет (1929-1939гг).

 

41. Безработица - это незанятость в производстве трудоспособного населения, которое желает иметь работу. Различают следующие формы безработицы:

 

1. фрикционная (добровольное)

 

2. структурное

 

3. циклическое

 

4. сезонное



 

5. скрытое

 

Закон Оукена (Okun's law) – это закон, согласно которому страна теряет от 2 до 3% фактического ВВП по отношению к потенциальному ВВП,

когда фактический уровень безработицы увеличивается на 1% по сравнению с ее естественным уровнем.

 

В соответствии с законом Оукена отклонение объема выпуска от его естественного уровня обратно пропорционально отклонению уровня безработицы от ее естественного уровня, или:

Закон Оукена

 

Закон Оукена

 

где V - фактический ВВП;

V* - потенциальный ВВП;

U - фактический уровень безработицы;

Un - естественный уровень безработицы;

? - эмпирический коэффициент чувствительности ВВП к динамике циклической безработицы (коэффициент Оукена).

 

Выделяют экономические и неэкономические последствия безработицы, которые проявляются как на индивидуальном уровне, так и на общественном уровне.

 

1.Неэкономические последствия безработицы - это психологические и социальные и политические последствия потери работы.

2.Экономические последствия безработицы на индивидуальном уровне заключаются в потере дохода или части дохода (т.е. снижении текущего дохода),

а также в потере квалификации (что особенно плохо для людей новейших профессий) и поэтому уменьшении шансов найти высокооплачиваемую,

престижную работу в будущем (т.е. возможном снижении уровня будущих доходов).

 

 

42. Инфляция — это переполнение каналов денежного обращения избыточной денежной массой, проявляемое в росте товарных цен.

 

В зависимости от темпов (скорости протекания) выделяют следующие виды инфляции:

 

Ползучая (умеренная) — рост цен не более 10% в год. Сохраняется стоимость денег, контракты подписываются в номинальных ценах.



Экономическая теория такую инфляцию рассматривает как наилучшую, поскольку она идет за счет обновляемости ассортимента,

она дает возможность корректировать цены, сменяющиеся условями спроса и предложения. Эта инфляция управляемая, поскольку ее можно регулировать.

Галопирующая (скачкообразная) — рост цен от 10-20 до 50-200% в год. В контрактах начинают учитывать рост цен, население вкладывает деньги в материальные ценности.

Инфляция трудно управляемая, часто проводятся денежные реформы. Данные изменения свидетельствуют о больной экономике, ведущей к стагнации, то есть к экономическому кризису.

Гиперинфляция — рост цен более 50% в месяц. Годовая норма более 100%. Благосостояние даже обеспеченных слоев общества и нормальные экономические отношения разрушаются.

Неуправляемая и требует чрезвычайных мер. В результате гиперинфляции производство и обмен останавливаются,

снижается реальный объем национального производства, растет безработица, закрываются предприятия и происходит банкротство.

 

Прочие виды инфляции:

 

Сбалансированная — цены разных товаров меняются в одинаковой степени и одновременно.

Несбалансированная — цены на товары растут неодинаково, что может привести к нарушению ценовых пропорций.

Ожидаемая — позволяет предпринять меры защиты. Обыноч рассчитывается государсвенными органами статистики.

Неожидаемая

Импортируемая — развивается под воздействием внешних факторов.

 

Инфляция вызывается монетарными и структурными причинами:

 

монетарные: несоответствие денежного спроса и товарной массы, когда спрос на товары и услуги превышает размер товарооборота;

превышение доходов над потребительскими расходами; дефицит государственного бюджета; чрезмерное инвестирование — объем инвестиций превышает возможность экономики;

опережающий рост заработной платы по сравнению с ростом производства и повышением производительности труда;

структурные причины: деформация народно-хозяйственной структуры, выражающаяся в отставании развития отраслей потребительского сектора;

снижение эффективности капиталовложения и сдерживание роста потребления; несовершенство системы управления экономикой;

внешние причины — сокращение поступлений от внешней торговли, отрицательное сальдо внешнеторгового платежного баланса.

 

Типы инфляции

 

В зависимости от причин возникновения рассматривают два основных источника возникновения инфляции: спрос и предложение.

 

Последствия инфляции

Как любой многофакторный экономический процесс инфляция имеет целый ряд последствий:

 

расхождение в оценках между денежными потоками и денежными запасами. Все денежные запасы (вклады, кредиты, остатки на счетах и др.) обесцениваются.

Обесцениваются также и ценные бумаги. Резко обостряются проблемы эмиссии денег;

стихийное, неконтролируемое перераспределение доходов: при инфляции проигрывают кредиторы, продавцы, экспортеры, работники бюджетных предприятий, а выигрывают должники, покупатели, импортеры, работники реального сектора.

Благодаря инфляции возникают «мнимые» доходы, которые могут и не поступать в финансовую систему;

искажает все основные экономические показатели: ВВП, рентабельность, процент и т. п.;

рост цен сопровождается падением валютного курса национальной денежной единицы.

 

 

Взаимосвязь инфляции и безработицы в современной экономике

 

В целом взаимосвязь инфляции и безработицы имеет обратную зависимость, но только в краткосрочном периоде – это означает,

что во время роста цен безработица снижается (другими словами на этапе развития инфляционного процесса занятость временно увеличивается),

однако в долгосрочном временном горизонте взаимосвязь инфляции и безработицы постепенно пропадает, сходит на «нет». Чтобы понять, почему так происходит, необходимо изнутри изучить данное экономическое явление.

 

 

43. ДЕНЕЖНЫЙ АГРЕГАТ - показатель количества денег или финансовых активов, классифицируемых как денежная масса (их ликвидность близка к единичной).

Де?ньги — специфический товар максимальной ликвидности, который является универсальным эквивалентом стоимости других товаров или услуг.

 

деньги выполняют три функции:

 

— средства обращения (платежа) товаров и услуг,

 

— средства измерения ценности реализуемых благ,

 

— средства накопления (сбережения денег для будущих рыночных актов)

 

МОНЕТАРНОЕ ПРАВИЛО

правило, согласно которому масса денег в обращении должна ежегодно увеличиваться темпами, равными потенциальному темпу роста реального валового национального продукта.

Для стран с развитой экономикой этот темп составляет примерно 3-5% в год.

 

 

45. Двухуровневая банковская система – организация финансов в стране, когда кредитные учреждения разделены на две группы.

К первой относится центральный банк, осуществляющий расчеты только между кредитными организациями. Он же занимается эмиссией денег и регулированием финансовой сферы.

Во второй группе - все остальные кредитные организации, обслуживающие конечных клиентов.

 

46. Балансовый отчет

Пассивы банка - это обязательства и капитал. Обязательства имеют две основные составляющие: депозиты различных экономических агентов и недепозитни заимствования на рынках денег и капитала.

К обязательствам банка относятся следующие статьи:

1. Корсчета банков. Это средства, находящиеся на счетах «ностро» банков-корреспондентов.

2. Депозиты и кредиты банков. Сюда относят средства, хранящиеся на счетах в виде депозитов других банков, а также кредиты, полученные банком от НБУ и других банков.

3. Средства до востребования клиентов. Срочные депозиты клиентов. По этим статьям отражают суммы привлеченных банком депозитов от физических и юридических лиц.

4. Ценные бумаги собственного долга. По этой статье отражаются векселя, депозитные сертификаты и другие долговые ценные бумаги, эмитированные банком.

5. Кредиты, полученные от международных финансовых организаций. Отражаются суммы кредитов, полученных банком от МВФ, ЕБРР, Всемирного банка и т.д.

6. Субординированные задолженность. Это долгосрочные долговые обязательства, требования по которым наступают сразу после удовлетворения требований других кредиторов (в этом смысле они являются субординированному).

7. Прочие обязательства. Включают доходы будущих периодов, кредиторскую задолженность, начисленные расходы и т.п.

К собственному капиталу принадлежат статьи, свидетельствующие о размере уставного оплаченного и неоплаченного капитала, прибыли и резервы, прибыль-убыток текущего года.

Резервы банк создает на случай непредвиденных обстоятельств как действенное средство покрытия убытков.

Прослеживается связь между балансовым отчетом и отчетом о прибылях и убытках. Активы балансового отчета обеспечивают основную часть операционных доходов, а пассивы - операционных расходов.

 

 

47. ИЗБЫТОЧНЫЕ РЕЗЕРВЫ

превышение минимального уровня резервных запасов, которые банки в обязательном порядке должны держать в виде наличности в собственных хранилищах или в виде вкладов в центральном банке страны.

 

Фактический резерв ( включая аварийный, ремонтный, нагрузочный) для объекта или узла определяется в каждый конкретный момент времени функционирования системы в зависимости от уровня текущего потребления газа и от объема технологических мощностей,

находящихся в профилактическом и аварийном ремонтах.

 

Фактические резервы банка, как правило, превышают обязательные резервы. Избыточная сумма используется при кредитовании клиентов.

 

Фактические резервы коммерческих банков равны сумме обязательных и избыточных резервов.

 

Сумма, на которую фактические резервы банка превышают его обязательные резервы.

 

Обязательные резервы — это часть суммы депозитов, которую коммерческие банки должны хранить в виде беспроцентных вкладов1 в Центральном Банке (формы хранения могут различаться по странам).

Нормы обязательных резервов устанавливаются в процентах от объемов депозитов.

 

Кредитная мультипликация

 

В основе механизма расширяющейся эмиссии денег лежит эффект кредитно-депозитной мультипликации.

Можно дать определение банковской мультипликации.

Она представляет собой процесс многократного (мультипликативного) увеличения (уменьшения) денег в качестве бессрочных депозитов в коммерческих банках в результате увеличения (уменьшения) банковских резервов

при осуществлении коммерческими банками кредитно-депозитных и расчетных операций в рамках банковской системы. Мультипликативным может быть как расширение, так и сужение денежной массы.

 

Кредитные возможности коммерческого банка определяются главным образом:

 

а) суммой обязательных и сверхнормативных резервов;

б) произведением общей суммы депозитов на норму обязательного резервирования;

в) суммой кредитов, которые он берет у центрального банка;

г) разницей между суммой депозитов и суммой обязательных сверхнормативных резервов;

д) собственным капиталом банка.

 

48. Основные инструменты и методы денежно-кредитной политики Банка России

 

Содержание денежно-кредитной политики регулируется различными нормативными актами, и, прежде всего Конституцией Российской Федерации.

Здесь существенны не только те ее положения, которые закрепляют основы денежной системы, но и все те конституционные нормы, которые, по сути, содержат ответ на вопрос, ради чего в обществе организуется и функционирует денежная система.

Это все те нормы, которые относятся к правам человека и гражданскому обществу.

Однако это только предпосылки, а сам механизм реализации денежно-кредитной политики предусмотрен в статьях 35-44 главы VII "Денежно-кредитная политика" Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)".

В этом Федеральном законе предусматривается, что основными инструментами и методами денежно-кредитной политики Банка России являются:

Статья 35. Основными инструментами и методами денежно-кредитной политики Банка России являются:

1) процентные ставки по операциям Банка России;

2) нормативы обязательных резервов, депонируемых в Банке России (резервные требования);

3) операции на открытом рынке;

4) рефинансирование кредитных организаций;

5) валютные интервенции;

6) установление ориентиров роста денежной массы;

7) прямые количественные ограничения;

8) эмиссия облигаций от своего имени.

 

Банк России регулирует общий объем выдаваемых им кредитов в соответствии с принятыми ориентирами единой государственной денежно-кредитной политики.

Он может устанавливать одну или несколько процентных ставок по различным видам операций или проводить процентную политику без фиксации процентной ставки.

Процентные ставки Банка России представляют собой минимальные ставки, по которым Банк России осуществляет свои операции.

Банк России использует процентную политику для воздействия на рыночные процентные ставки в целях укрепления рубля.

 

Политика «дешевых» и «дорогих» денег

 

В зависимости от экономической ситуации, которая складывается в тот или иной период в стране, центральный банк проводит политику «дешевых» или «дорогих» денег.

Политика «дешевых» денег характерна, как правило, для ситуации экономического спада и высокого уровня безработицы. Ее цель — сделать кредит более дешевым и легкодоступным, с тем чтобы увеличить совокупные расходы, инвестиции, производство и занятость.

Какие меры могут обеспечить достижение этой цели?

 

Во-первых, уменьшение учетной ставки процента, что должно побудить коммерческие банки увеличить займы у центрального банка и тем самым увеличить собственные резервы.

Во-вторых, центральный банк осуществляет покупку государственных ценных бумаг на открытом рынке, оплачивая их увеличением резервов коммерческих банков.

В-третьих, центральный банк уменьшает норму резервных требований, что переводит обязательные резервы в необходимые и увеличивает одновременно мультипликатор денежного предложения.

 

Политика «дорогих» денег имеет своей целью ограничение денежного предложения, с тем чтобы сократить совокупные расходы и снижать темпы инфляции. Она включает следующие мероприятия:

 

1) повышение учетной ставки процента, что выступает антистимулом для заимствований коммерческих банков у центрального банка;

 

2) продажа центральным банком государственных ценных бумаг на ^открытом рынке;

 

3) увеличение нормы резервных требований, что сократит избыточные резервы и уменьшит мультипликатор денежного предложения.

 

Помимо общих методов денежно-кредитного регулирования, влияющих на весь денежный рынок в целом, центральные банки используют и селективные методы, предназначенные для регулирования конкретных видов кредита (например, прямое ограничение размеров банковских кредитов на потребительские нужды, под биржевые ценные бумаги, установление пределов ссуд для одного заемщика и т.п.).

 

Моральное воздействие — рекомендации, заявления, собеседования традиционно играют важную роль в денежно-кредитной политике многих развитых стран.

 

Разумный банковский надзор — различные методы контроля за функционированием банков с точки зрения обеспечения их безопасности на основе сбора информации, требования соблюдения определенных балансовых коэффициентов.

 

Контроль за рынком капиталов — порядок выпуска акций и облигаций, включая стандартные правила-требования, очередность эмиссии, официальный предел внешних заимствований относительно самофинансирования, квоты выпуска облигаций и др.

 

Допуск к рынкам — регулирование открытия новых банков, разрешение операций иностранным банковским учреждениям. Количественные ограничения — потолки ставок, прямое ограничение кредитования, периодическое «замораживание» процентных ставок. Регулирование конкретных видов кредита в целях стимулирования или сдерживания развития определенных отраслей называется селективным контролем.

 

Валютные интервенции — купля-продажа валюты для воздействия 'на курс и, следовательно, на спрос и предложение денежной единицы (наличные и срочные сделки, свопы). Непременно учитывается связь валютных операций с денежным обращением, в частности, практикуется «стерилизация» интервенций, т.е. одновременно проводятся кре-гдитные мероприятия для нейтрализации негативного воздействия.

 

Управление государственным долгом. Эмиссия гособлигаций нейтрализует ликвидность банков, связывает их средства, и поэтому масштабы госдолга, техника его эмиссии, форма размещения имеют большое значение для контроля за денежным обращением. Так, выпуск долговых обязательств сверх реальных потребностей может использоваться для изъятия избыточной ликвидности, а активное сальдо бюджета и погашение части долга вместо рефинансирования равнозначно увеличению ликвидности банковской системы.

 

Таргетирование — установление целевых ориентиров роста одного или нескольких показателей денежной массы.

 

Регулирование форвардных и фьючерсных операций путем установления обязательной маржи, т.е. реально вносимой суммы по сделке.

 

Указанные и другие инструменты денежно-кредитной политики, будь то политика «дорогих» (рестриктивная политика) или «дешевых» (экспансионистская политика) денег, могут быть эффективными только в условиях тесной увязки с фискальной политикой, законодательством.

 

Денежная политика, так же как и фискальная, имеет свои плюсы и минусы. К ее сильным сторонам можно отнести быстроту и гибкость, меньшую по сравнению с фискальной политикой зависимость от политического давления, ее большую консервативность в политическом отношении

 

 

49. Принципы построения налоговой системы

 

Принципы налогообложения зависят от экономической ситуации в стране, плана государственных мероприятий, размеров государственного долга, отношения государственного аппарата и общества к отдельным группам населения.

Попытки выработать оптимальную систему налогообложения позволили сформулировать следующие принципы:

 

1) простота алгоритма расчета отдельных налогов;

 

2) отсутствие дублирования;

 

3) простота и экономичность системы сбора налогов;

 

4) стабильность;

 

5) законодательное регламентирование;

 

6) пропорциональность налоговых сборов выгоде, которую взамен может предоставить государство;

 

7) равенство по доходам и правам граждан, облагаемых равным налогом;

 

8) приемлемый размер общего налогового давления;

 

9) справедливость по горизонтали;

 

10) справедливость по вертикали.

 

Справедливость по горизонтали предполагает, что равные по доходам лица должны платить равные налоги. Принцип справедливости по вертикали заключается в том,

что если равные по экономическому и социальному положению налогоплательщики платят разные налоги,

то и неравные должны платить неравные налоги.

 

Налоговая политика государства не только базируется на конкретных принципах, но и учитывает социально-экономические потребности страны, стратегические и текущие задачи экономики.

 

Негативным последствием повышенного налогообложения может быть падение интереса к работе, следовательно, снижение производительности труда, сдерживание роста объема и совершенствования ассортимента продукции, сокращение дохода от производства.

 

При высоких налогах исчезает материальное стимулирование, в результате останавливается экономический и социальный прогресс.

 

При ориентации налоговой системы на промышленность государство использует в основном налог с оборота. Такой системой можно управлять из единого монопольного банка.

 

Децентрализованная экономика в основе государственной системы налогообложения предусматривает подоходный налог с граждан и косвенный налог, например на добавленную стоимость.

 

Важным условием при этом должно быть равенство налогового давления по видам предпринимательской деятельности.

 

Связь дохода и налога реализуется через прогрессивную, пропорциональную или регрессивную шкалу. Первая шкала обычно используется для налогов с прямых доходов и наследства, вторая и третья применяются для косвенных налогов.

 

В различных странах список налогов включает от 10 до 30 видов. Имеются налоги на прибыль, имущество (оборудование, здание, транспорт и т.д.), продажи, заработную плату, наследство, отдельные виды товаров,

отдельные виды деятельности (эксплуата­ция игровых автоматов, видеопоказ, концертно-зрелищные мероприятия и др.), экспорт, импорт, добавочную стоимость и др.

 

Налоговые поступления являются основным источником формирования бюджета любого государства и составляют от 78–79 % до 92-95 % ее доходной части.

 

 

Виды налогов

 

Все налоги подразделяются на несколько видов:

Прямые и косвенные

 

В общем, налоги делятся на прямые, то есть те налоги, которые взимаются с экономических агентов за доходы от факторов производства и косвенные,

то есть налоги на товары и услуги, состоящие в самой цене на предметы потребления. Прямыми налогами можно назвать такие, как налог на доходы физических лиц, налог на прибыль и подобные.

К косвенным налогам относятся налог на добавленную стоимость, акцизы и другие.

Аккордные и подоходные

 

Также принято различать аккордные и подоходные налоги. Первые государство устанавливает вне зависимости от уровня дохода экономического агента. Таким образом,

 

Tx = Tx(autonomous),.

 

Под последними же подразумевают налоги, составляющие какой-то определённый процент от дохода (Y). Данную зависимость показывает либо предельная ставка налога (t), которая объясняет,

насколько увеличивается налог при увеличении дохода на одну денежную единицу, либо средняя ставка налога (q): просто отношение суммы взимаемого налога к величине дохода. То есть,

 

Tx = Tx(autonomous) + t*Y,

 

или

 

Tx = Tx(autonomous) + q*Y, где:

 

q = frac{Tx}{Y}\,

 

t = frac{Delta Tx}{Delta Y}

 

Прогрессивные, регрессивные или пропорциональные

 

Подоходные налоги сами делятся на три типа:

 

Прогрессивные налоги — налоги, у которых средняя налоговая ставка повышается с увеличением уровня дохода. Таким образом, если доход агента увеличивается, то растёт и налоговая ставка.

Если же, наоборот, падает величина дохода, то ставка так же падает.

 

Регрессивные налоги — налоги, чья средняя ставка налога снижается при увеличении уровня дохода.

Это означает, что при увеличении доходов экономического агента, ставка падает, и, наоборот, растёт, если доход уменьшается

 

Пропорциональные налоги — налоги, ставка которых не зависит от величины облагаемого дохода.

 

 

50. Структура государственного бюджета

 

Бюджетная система в первую очередь определяется действующим государственным устройством. В унитарных (единых) государствах бюджетная система включает два звена: государственный бюджет и многочисленные местные бюджеты.

В федеративных же государствах, каковым является Россия, бюджетная система состоит из трех звеньев: государственный бюджет (федеральный); бюджеты членов федерации (штатов - в США, земель - в ФРГ, провинций - в Канаде, субъектов Федерации - в России); местные бюджеты.

Государственная бюджетная система Российской Федерации функционирует в соответствии с Законом РСФСР "Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР" от 10 октября 1991 г. и включает:

 

- Федеральный бюджет;

 

- 21 республиканский бюджет в составе российской Федерации, 55 краевых и областных бюджетов, городские бюджеты Москвы и Санкт- Петербурга, 10 окружных бюджетов автономных округов, бюджет автономной Еврейской области (всего - 89);

 

- Около 29 тысяч местных бюджетов (городских, районных, поселковых, сельских). При этом бюджеты нижестоящих органов самоуправления не входят своими доходами и расходами в бюджеты вышестоящих уровней.

 


Эта страница нарушает авторские права

allrefrs.ru - 2019 год. Все права принадлежат их авторам!