Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






Основные черты чистой монополии



В предыдущей теме речь шла о критериях, по которым выделяют отдельные модели рынков. Относительно рынка чистой монополии они имеют такие характеристики:

1. На рынке функционирует только один производитель данной продукции. Этот факт означает, что справедливым будет утверждения: фирма-монополист – это и есть определенная отрасль производства. Тогда для монопольного рынка отсутствует деление на спрос по отношению к отдельной фирме и рыночный (отраслевой) спрос, а также на предложение отдельной фирмы и рыночное предложение. Для чистого монополиста эти понятия будут синонимами.

2. У товара, производимого монополистом, нет близкого заменителя. Конечно, практически нет таких товаров, которых нельзя было бы заменить на какие-то другие. Однако по отношению к товару монополиста справедливым будет предположение, что у потребителя существует только два возможных варианта поведения: или вообще отказаться от потребления этого товара, или же обратиться за его приобретением к монополисту.

Следует отметить, что у чистого монополиста отсутствуют прямые конкуренты на рынке товаров. Но это совсем не означает, что он вообще не вступает в отношения конкуренции. Прежде всего, необходимо принять к вниманию тот факт, что монополист, в свою очередь, становится покупателем на рынке ресурсов, где он соприкасается с иной конкурентной средой. Однако об этом речь пойдет в следующем разделе.

3. Чистый монополист сам устанавливает цену на свой товар. Если конкурентную фирму мы назвали соглашающейся с ценой, то монополист – это диктующий цену. Чтобы понять механизм диктату монополиста, нужно вспомнить, как вообще формируется рыночная цена. Цена равновесия выступает результатом взаимодействия спроса и предложения. Поскольку для монополиста спрос совпадает с рыночным, и его можно рассматривать как заданный, то установить равновесную цену он может через маневрирование предложением: увеличение предложения уменьшает цену и, наоборот, уменьшение предложения приводить к повышению цен.

4. Вступление в отрасль других производителей заблокировано. Практически каждый производитель хочет стать монополистом и ограничить конкуренцию на рынке его товаров. Монополизация рынка может достигаться несколькими путями:

1. Увеличение фирмы за счет капитализации дохода, банкротства конкурентов, их поглощения до достижения фирмой полного господства в отрасли.

2. Объединение капиталов на добровольной основе и преобразование такого объединения в господствующего производителя. Известны различные формы монополистических объединений, в частности:



- картель, как достижение соглашения о распределении рынков сбыта, цен и квот производства при сохранении каждым участником производственной и коммерческой самостоятельности;

- синдикат, как создание участниками, сохраняющими производственную самостоятельность, специального общего подразделения, осуществляющего снабженческо-сбытовые операции для всех членов объединения;

- трест, в котором объединяются ранее самостоятельные предприятия одной отрасли, теряя при этом и коммерческую, и производственную самостоятельность.

Однако всякий монополист сможет сохранить свое монопольное положение только в том случае, когда вступление в эту отрасль для других производителей будет надежно заблокировано. Поэтому блокирование вступления в отрасль, установление соответствующих барьеров – обязательное условие для существования чистой монополии. Барьеры для вступления в отрасль имеют отношение не только к случаю чистой монополии, но к олигополии или монополистической конкуренции, а потому заслуживают на особое внимание.

Эти барьеры могут приобретать различные формы:

а) масштабы производства. Как правило, фирма-монополист – это достаточно большое предприятие, а потому для создания достойной конкуренции необходимо вложить значительные средства, которые для абсолютного большинства потенциальных конкурентов не по силам да и нецелесообразны;

б) легальные барьеры. Это определенные законодательные нормы, регламентирующие тот или иной вид деятельности. Самыми распространенными среди них являются патенты (исключительное право на производство любого продукта или использования что технологии) и лицензии (право на занятие каким-либо видом деятельности);



в) собственность на самые важные виды ресурсов. Удержать свое монопольное положение на рынке можно, захватив те виды ресурсов, с помощью которых осуществляется производство продукции монополиста. Это срабатывает в том случае, когда ограниченность ресурсов абсолютная, и у них нет близкого заменителя;

г) недобросовестная конкуренция. Некоторые фирмы-монополисты применяют методы борьбы с конкурентами, которые не только не отвечают кодексу чести предпринимателя, но и в большинстве стран запрещены законом. Это может быть давление на поставщиков сырья, на профсоюзы, банки, переманивание ведущего персонала, ценовая война с целью банкротства конкурента и тому подобное. Однако обнаружить нарушителя закона и применить к нему соответствующее наказание достаточно сложно.

Проанализированные черты монопольного рынка оказывают решающее влияние на цены и объемы производства монополистом.

В условиях монополии производитель должен выбрать: стоит ли ему ограничить объем реализации в целях поддержания высокого уровня цен или понизить цену для увеличения объемов продаж. Иными словами, когда монопольный производитель принимает решение об объемах выпуска и реализации, ему необходимо учитывать, что с расширением производства он приобретет стоимость выпущенной дополнительно продукции, но потеряет из-за уменьшения цены часть стоимости прежних меньших объемов производства и реализации.

Так как монопольный производитель сам определяет объем реализации и цену на свою продукцию, то ему необходимо также не допустить такой ситуации, когда потери от понижения цены превысят прирост дохода от продажи дополнительных единиц продукции. Для принятия эффективных решений об изменениях объемов производства и реализации ему следует сравнивать общий доход от продажи k единиц продукции с общим доходом от продажи (k + 1) единиц продукции, т. е. величину предельной выручки. Как правило, в условиях монополии в отличие от рынка совершенной конкуренции производитель выпускает меньше продукции, но устанавливает на нее высокие цены. Монопольный производитель устанавливает цену, которая больше предельных издержек на величину, которая обратно пропорциональна эластичности спроса по цене.

 

ВОПРОС №27

Естественные монополии. Особенности ценообразования: монопольная, «справедливая» и «народная» цены

Монополия – на рынке один продавец, но много покупателей. Монополист может производить объем продукции, который он захочет и продавать ее по цене, какой захочет (но от него не зависит спрос на данную продукцию).

В данном случае монополия естественная – когда при большом положительном эффекте масштаба производства нет смысла дробить предприятие на части.

Естественными монополистами бывают: предприятия по обеспечению населенного пункта водой, электричеством, теплом, метрополитен, железная дорога. Поскольку речь идет обычно об удовлетворении жизненно важных потребностей большого числа людей, то государство, как правило, вмешивается в процесс ценообразования – само устанавливает.

Чтобы частные владельцы предприятий не сопротивлялись, государство часто само является владельцем этих предприятий.

Справедливая и народная цена.

Если бы государство не вмешалось, естественный монополист установил бы монопольную цену(МС = МR). Но государство, заботящееся об интересах своих граждан, устанавливает «народную» (AC = D). В этом случае у монополиста нет прибыли, но возмещены все издержки.

Государство может установить и «справедливую» цену (МС = D). В этом случае объем производства немного сокращается, цена увеличивается тоже ненамного, но у монополиста есть прибыль, кстати, не такая уж и маленькая – только работать нужно больше. Но эта прибыль может пойти на развитие своего производства.

 

ВОПРОС №28


Эта страница нарушает авторские права

allrefrs.ru - 2019 год. Все права принадлежат их авторам!