Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






Понятие масштаба производства. Отдача от масштаба производства



Административно-командная система (плановая)

Основные черты:

· государственная собственность практически на все экономические ресурсы;

· сильная монополизация и бюрократизация экономики;

· централизованное, директивное экономическое планирование как основа хозяйственного механизма.

Основные черты хозяйственного механизма:

· непосредственное правление всеми предприятиями из единого центра;

· государство полностью контролирует производство и распределение продукции;

· государственный аппарат руководит хозяйственной деятельностью с помощью преимущественно административно-командных методов.

Смешанная система

Отличительные черты:

· приоритетность рыночной организации экономики;

· многосекторность экономики;

· государственное управляющее предпринимательство сочетается с частным при всесторонней его поддержке;

· ориентация финансовой, кредитной и налоговой политики на экономический рост и социальную стабильность;

· социальная защита населения.

 

Билет 5 (Основные экономические школы. Вклад российских ученых в развитие экономической мысли)

1) Меркантилизм Первой научной школой экономической теории стал меркантилизм (от итальянского слова «мерканте» — торговец, купец). Зародившись в конце XV века, эта школа достигла расцвета в XVII столетии. Главная ее особенность заключается в ограничении объекта исследования сферой обмена. По существу, экономическая деятельность сводилась к торговле, к торговой деятельности. Подобная ограниченность меркантилизма не случайна, поскольку эта школа развивалась в период интенсивной торговли, особенно международной. В это время шло формирование капитализма, и доминирующей общественной идеей была идея обогащениия, так что экономическая теория должна была дать ответы на вопросы: что такое богатство? откуда оно берется? каковы его источники? Меркантилисты дали на эти вопросы относительно простые ответы: богатство воплощено в деньгах, роль которых в то время выполняло золото, его источником является торговля. Конечно, такой подход к богатству и его источникам был весьма поверхностным. Современная экономическая теория гласит, что богатство воплощается в различных благах и через их куплю-продажу богатство не создается, а распределяется. В этом заключается особая роль торговли — она доставляет богатство людям в той форме, в какой они хотят: покупателю — в форме необходимого для удовлетворения потребностей блага, а продавцу - в форме денег (золота). Источником же богатства является производство.



2) Физиократы Школа физиократов (от греческих слов «физио» — природа и «кратос» — сила, власть), существовавшая в XVIII столетии и положившая начало классической политэкономии.Совершенно справедливо указав на производство как на источник богатства, физиократы вместе с тем ограничили производство сферой сельского хозяйства, отнеся все остальные сферы экономики к непроизводительным, то есть не создающим богатство. Ограниченность физиократов была обусловлена тем, что богатство они отождествляли с веществом природы: если оно увеличивается, значит, по их мнению, растет и богатство.

3) Школы классической политической экономии Развитие школы классической политической экономии, связанное с именами английских экономистов А.Смитом (1723-1790 гг.) и Д.Рикардо (1772-1823), позволило вывести производство как источник богатства за рамки сельского хозяйства. В этом им помогла трудовая теория стоимости. Согласно этой теории, богатство имеет вещественное воплощение и измеряется величиной стоимости, создаваемой трудом. Богатство создается там, где труд преобразует вещество природы в необходимые людям блага. При этом они не умоляли роль природы, вполне обоснованно утверждая, что «природа — мать, а труд - отец богатства».С середины XIX века развитие политической экономии пошло по двум направлениям: первое направление получило название политэкономии капитала (или буржуазной политэкономии), а второе — политэкономии труда (или пролетарской политэкономии).Первое направление политэкономии отошло от представления о труде как единственном источнике стоимости и богатства. Наряду с ним выделялась роль капитала и земли. Буржуазным это направление было названо потому, что оно отражало интересы буржуазии как собственника капитала и земли. Второе направление политэкономии осталось на позициях трудовой теории стоимости. Поскольку ее развитие связано с работами К.Маркса (1818-1883 гг.), в первую очередь с его главным трудом «Капитал», то данное направление стало называться марксистской политэкономией. Она отражала интересы рабочего класса, единственным источником существования которого является труд. Политэкономию отличает от экономике и то, что рыночная экономика рассматривается как одна из форм хозяйства носящая преходящий характер, и на определенном этапе своего развития уступающая место плановой экономике.



 

Следует отметить следующие особенности экономической мысли России:

1. Одной из них является органическая связь теоретического анализа с актуальными, как правило, весьма острыми проблемами развития производительных сил, реформирования социально-экономических отношений.

2. На протяжении длительного времени в центре внимания российских экономистов оставался крестьянский вопрос, проблема аграрных преобразований. Дискуссии шли о проблемах общинного землевладения, о повышении эффективности сельскохозяйственного труда, о путях вовлечения села в систему рыночных отношений.

3. В выдвижении и обосновании оригинальных идей активно участвовали не только профессиональные экономисты, но и представители других сфер знания, публицисты, практики. С планами экономических преобразований, проведения денежной реформы выступали государственные деятели и ученые. Сергей Юльевич Витте (1849-1915) был не только министром финансов, но и автором теоретических трудов. О необходимости решительных перемен в промышленности и сельском хозяйстве, в других видах экономической жизни и управления писал в «Заветных мыслях» Дмитрий Иванович Менделеев (1834-1907). Не были профессионалами в области экономики многие революционные деятели, например энциклопедист и исследователь общественных отношений в деревне, особенностей развития крестьянской общины, первый российский марксист Георгий Валентинович Плеханов (1856-1918).

4. Определенную роль в формировании российской экономической мысли играли представители исторической школы, в том числе авторы исследований и работ по истории экономических учений — В.В. Святловский (1869-1927), А.И. Чупров, М.И. Туган-Барановский.

Туган-Барановский был первым экономистом, выступившим за соединение теорий трудовой стоимости и предельной полезности. Туган-Барановский установил определенную зависимость между величиной ценности блага и его трудовой стоимостью, сформулировав следующий закон: предельные полезности свободно воспроизводимых хозяйственных благ пропорциональны их трудовым стоимостям. Этот закон он объявил всеобщим экономическим законом.

Билет 6 (Рынок: понятие, условия возникновения и функции рынка. Субъектно-объектная структура рынка и инфраструктура рынка)

Ры́нок — совокупность экономических отношений, базирующихся на регулярных обменных операциях между производителями товаров (услуг) и потребителями. Обмен обычно происходит на добровольной основе в форме эквивалентного обмена товара на деньги (торговля) или товара на товар (бартер). При свободном доступе на рынок, как производителей, так и потребителей, обмен происходит в условиях конкуренции.

К функциям рынка относятся

1. информационная — рынок даёт его участникам информацию о необходимом количестве товаров и услуг, их ассортименте и качестве;

2. посредническая — рынок выступает посредником между производителем и потребителем;

3. ценообразующая — цена складывается на рынке на основе взаимодействия спроса и предложения, с учётом конкуренции;

4. регулирующая — рынок приводит в равновесие спрос и предложение. Через закон спроса он устанавливает необходимые пропорции в экономике. Наиболее успешно это происходит в условиях совершенной конкуренции

5. стимулирующая — рынок стимулирует внедрение в производство достижений научно-технического прогресса, снижение затрат на производство продукции и увеличение качества, а также расширение ассортимента товаров и услуг;

6. координирующая — рынок побуждает производителей создавать нужные обществу экономические блага с наименьшими затратами и получать достаточную прибыль.

Условия возникновения рынка:

1-е условие – общественное разделение труда, которое возникло в глубокой древности. Первая стадия общественного разделения труда – отделение скотоводства от земледелия, вторая – выделение ремесла, третья – возникновение купечества. Затем стали дробиться отрасли, углублялась специализация отдельных производств. Разделение труда с неизбежностью требует обмена.

2-е условие – экономическая обособленность производителей. Эта обособленность исторически возникает на базе частной собственности. Товарный обмен предполагает стремление к эквивалентности.

3-е условие – самостоятельность производителя, свобода предпринимательства.

Объектом рынка выступают все блага и услуги, по поводу которых возникают рыночные отношения.

Структура рынка может быть субъектной и объектной. Если субъектная структура рынка раскрывает состав его участников, то объектная зависит от того, чем на данном рынке торгуют.

Как известно, субъектами рынка являются домашние хозяйства (индивидуумы) и фирмы.

Инфраструктура рынка – это совокупность организационно-правовых форм, опосредствующих движение товаров и услуг, акты купли-продажи, или совокупность институтов, систем, предприятий, обслуживающих рынок и выполняющих определенные функции по обеспечению нормального режима его функционирования.

Инфраструктура рынка – это совокупность институтов, обеспечивающих обращение различных товаров.

Билет 7 . (Спрос и закон спроса. Основные параметры спроса. Неценовые факторы спроса. Ис-ключения из закона спроса)

Спрос - фундаментальное понятие рыночной экономики, означающее подкрепленное Денежной возможностью желание, намерение покупателей, потребителей приобрести данный товар.

Закон спроса - экономический закон, в соответствии с которым рост цен приводит к снижению величины спроса на товары при прочих равных условиях т.е. объем спроса на товары и уровень цен на них находятся в обратно пропорциональной зависимости.

На величину спроса оказывают влияние как ценовые , так и неценовые факторы , которые можно сгруппировать следующим образом:

1. Потребительские вкусы. Благоприятное для данного продукта изменение потребительских вкусов или предпочтений, вызванное рекламой или изменениями моды, будет означать, спрос возрастет по каждой цене. Важно отметить, что технологические изменения в виде появления нового продукта способны привести к изменению потребительских вкусов.

2. Число покупателей. Очевидно, что увеличение на рынке числа потребителей обуславливает повышение спроса. А уменьшение числа потребителей находит отражение в сокращении спроса.

3. Доход. Воздействие на спрос изменений дохода несколько более сложно. В отношении большинства товаров повышение дохода приводит к увеличению спроса. По мере роста доходов потребители, как правило, покупают больше дорогих вещей. И, наоборот, при снижении дохода спрос на такие вещи падает. Товары, на которые спрос изменяется в прямой связи с изменением дохода, называются товарами высшей категории или нормальными товарами. Товары, спрос на которые изменяется в противоположном направлении, то есть возрастает при снижении дохода, называются товарами низшей категории.

4. Цены на сопряженные товары. Здесь объяснение я нахожу в одном простом примере. Повышение цены на сливочное масло влечет за собой повышение спроса на более дешевый маргарин.

5. Ожидания. Потребительские ожидания относительно таких факторов, как будущие цены на товары, наличие товаров и будущий доход, способны изменить спрос. Ожидания потребителей относительно возможного повышения цен в будущем могут побудить их покупать теперь, чтобы упредить угрожающее повышение цен. И наоборот ожидание понижения цен на товары ведет к сокращению спроса. Тогда функция спроса, характеризующая его зависимость от указанных факторов, будет выглядеть следующим образом:

 

 

Билет 8(Предложение и закон предложения. Неценовые факторы предложения)

Предложение — желание и способность производите­лей (продавцов) предоставлять товары для продажи на рынке по каждой возможной цене в каждый данный момент времени.

Между ценой и количеством предлагаемого товара существу­ет положительная (прямая) зависимость: при прочих равных ус­ловиях с повышением цены возрастает и величина предложения, и наоборот, снижение цены сопровождается при прочих равных условиях сокращением объема предложения. Эта специфическая связь называется законом предложения.

Действие закона предложения можно проиллюстрировать при помощи графика предложения.

Среди основных факторов, способных изменить предложе­ние и сместить кривую S вправо или влево, можно выделить сле­дующие (эти факторы называются неценовыми детерминантами предложения):

1. Цены ресурсов, используемых в производстве товара. Чем больше должен платить предприниматель за труд, землю, сырье, энергоносители и т. п., тем ниже его прибыль и тем меньше его желание предлагать на продажу данный товар. Значит, при уве­личении цен на применяемые факторы производства предложе­ние товара снижается, а уменьшение цен на ресурсы, наоборот, стимулирует повышение количества предлагаемого товара при каждой цене, и предложение возрастает.

2. Уровень технологии. Любое технологическое усовершенст­вование, как правило, приводит к сокращению затрат на ресур­сы (снижению издержек производства) и поэтому сопровождает­ся расширением предложения товара.

3. Цели фирмы. Основная цель любой фирмы — максимиза­ция прибыли. Однако зачастую фирмы могут преследовать иные цели, что сказывается на предложении. Например, стремление фирмы производить товар без загрязнения окружающей среды может привести к снижению количества предлагаемого товара при каждой возможной цене.

4. Налоги и субсидии. Налоги влияют на расходы предпри­нимателей. Рост налогов означает для фирмы рост затрат на производство продукции, а это, как правило, вызывает сокраще­ние предложения; снижение налогового бремени имеет обычно обратный эффект. Субсидии ведут к снижению издержек произ­водства, поэтому увеличение субсидий бизнесу, безусловно, сти­мулирует расширение производства, и кривая предложения сме­щается вправо.

5. Цены на иные товары также могут влиять на предложение данного блага. Например, резкое повышение цен на нефть мо­жет привести к увеличению предложения угля.

6. Ожидания производителей. Так, ожидания производителя­ми возможного повышения цен (инфляционные ожидания) ока­зывают неоднозначное воздействие на предложение товаров. Предложение тесно связанно с инвестициями, а последние чут­ко и, главное, труднопредсказуемо реагируют на конъюнктуру рынка. Однако в зрелой рыночной экономике ожидаемый рост цен на многие товары вызывает оживление предложения. Ин­фляция в условиях кризиса обычно вызывает снижение произ­водства и сокращение предложения.

7. Количество производителей (степень монополизации рын­ка). Чем больше фирм выпускает данный товар, тем выше пред­ложение этого товара на рынке. И наоборот.

Билет 9 (. Концепции рыночного равновесия А. Маршалла и Л. Вальраса. Основные элементы рыночного механизма и принципы его действия)

<<Вальрас>>

Общее равновесие предполагает установление равновесия в обмене и производстве. Равновесие в обмене означает, что эффективный (фактический) спрос на производительные услуги (продукты) равен эффективному предложению производительных услуг (продуктов). Равновесие в производстве означает, что цена каждого продукта равна издержкам на его изготовление, включающим в себя и нормальную прибыль как вознаграждение за капитал.

Равновесная цена устанавливается в модели Вальраса в ходе так называемого процесса «нащупывания» [tatonnement]. На рынке действует особое лицо - аукционщик, - которое наблюдает за ходом дел в экономике и выкрикивает относительные цены на блага. Потом участники обмена сообщают аукционщику, какое количество того или иного блага они хотели бы продать или купить при данных ценах. Если при этом спрос не равен предложению (имеется избыток спроса (Di > Si) или избыток предложения (Di < Si), аукционщик назначает новые цены. Причем здесь действует следующее правило: если был избыток спроса, - цена повышается, если избыток предложения, - цена понижается. Обмен состоится только тогда, когда набор относительных цен, объявленный аукционщиком, окажется равновесным. Математически, чтобы найти этот набор, состоящий из n-1 цены, необходимо решить n-1 уравнение (цена n-го блага - денег - задана):

Di(P1,..., Pn-1) = Si(P1,..., Pn-1); i = 1,.. n-1. (3)

Количество уравнений здесь равно количеству неизвестных, а потому данная система будет иметь единственное решение, т. е. равновесный набор относительных цен существует и он единствен. Отсюда мы можем вывести так называемый закон Вальраса:

SPiDi º SPiSi, (4)

который гласит, что ценность совокупного спроса равна ценности совокупного предложения. Иными словами, сумма избыточного спроса и предложения на всех рынках должна всегда равняться нулю. Следовательно, если n-1 находится в равновесии (т. е. ни на одном из них нет ни избыточного спроса, ни избыточного предложения), то n-й рынок также должен быть в равновесии. Таким образом, закон Вальраса отнюдь не предполагает, что экономика всегда находится в равновесии, т. е. на всех рынках отсутствует избыток спроса или предложения. Просто на уровне всего народного хозяйства все эти избытки в ценностном выражении «взаимопогашаются».

<<Маршал>>

-

-

 

Любой рынок, независимо от его конкретного вида, базируется на трех основных элементах: цене, спросе и предложении, конкуренции. Именно эти основные эле­менты рыночного механизма должны стать прежде всего объектом нашего анализа.

Механизм, основные принципы функционирования

Чтобы понять, как действует рыночная экономика, следует признать существование пяти фундаментальных вопросов, на которые каждая экономическая система должна находить ответ. Вот эти вопросы.

1. Сколько следует производить? В каком объеме или какую часть имеющихся ресурсов нужно занять или использовать в производственном процессе?

2. Что следует производить? Какой набор товаров и услуг наиболее полно удовлетворит материальные потребности общества?

3. Как эту продукцию следует производить? Как должно быть организовано производство? Какие фирмы должны осуществлять производство и какую применять технологию производства?

4.Кто должен получить эту продукцию? В частности, как должна распределяться экономики между индивидуальными потребителями?

5. Способна ли система адаптироваться к изменениям? Может ли система добиться надлежащих коррекций в связи с изменениями в потребительском спросе, в поставках ресурсов и технологии производства?

Все эти вопросы существуют лишь потому, что потребности общества безграничны, а ресурсы, способные данные потребности удовлетворить, ограничены.

Функционирование рыночного хозяйства базируется на конкуренции между товаропроизводителями и покупателями. Именно они устанавливают цены на товары и услсги. Но, помятуя то, что предприятия руководствуются мотивом получения прибыли и недопущения убытков, можно сделать вывод: производиться будут лишь те товары, выпуск которых может принести прибыль, а те товары, производство которых влечет за собой убытки, выпускать не будут. При этом известно, что получение прибыли или ее отсутствие преопределяют две вещи: общий доход, получаемый фирмой от продажи своего продукта; общие издержки его производства.

Билет 10 (Паутинообразная модель рыночного равновесия («динамичная паутина»). Исследование поведения продавцов и покупателей на рынке по «динамичной паутине»)

ПАУТИНООБРАЗНАЯ МОДЕЛЬ - модель, изображающая траекторию движения к состоянию равновесия, когда реакция предложения или спроса запаздывает.

Паутинообразная модель описывает динамический процесс: траекторию корректировки цен и объема производства при движении от одного состояния равновесия к другому; используется для описания колебаний цен на рынках сельскохозяйственной продукции, на биржевом рынке, где предложение реагирует на изменения цен с некоторым запозданием.

Рассмотрим вариант динамической модели рынка одного продукта. Предположим, что объем спроса зависит от уровня цен текущего периода, а объем предложения - от уровня цен предшествующего периода:

QiD=QiD(Pt), QiD = QiS(Pt-1),

где t - определенный период (t = 0,1,2,..., Т). Это значит, что производители в период t - 1 определяют объем производства, предполагая, что цены периода t - 1 сохраняются и в период t (Pt-1 = Pt).

В таком случае график спроса и предложения будет иметь вид паутинообразной модели.

Возможны три варианта изменения рыночной цены во времени.

1. Если наклон линии предложения более крутой, чем наклон линии спроса, то со временем отклонение от равновесия уменьшается, равновесие восстанавливается (рис. 6.5).

2. Если наклон линии предложения более пологий, чем наклон линии спроса, отклонение от равновесия увеличивается (рис. 6.6).

3. При одинаковом наклоне линий предложения и спроса рынок колеблется вокруг точки равновесия (рис. 6.7). Этот вариант рассмотрим несколько подробнее.

Рис. 6.5

Допустим, что начальная цена Ро. На эту цену ориентируются производители в период t = 1, предлагая продукцию в объёме Q1, что ниже равновесного уровня QE. Тогда возникает дефицит, в результате чего цены повышаются до P1. В ответ на это производители увеличат объем предложения до Q2, надеясь, что уровень цен сохранится и в период t = 2. Избыток предложения приведет к понижению цены до Ро и т. д.

Все три варианта допускают неизменность функций спроса и предложения во времени.

Рис. 6.6

Рис. 6.7

Следовательно, несмотря на то что линии спроса и предложения имеют нормальный наклон, запаздывание в реакции предложения на изменение цен может привести к нестабильности равновесного состояния. Из этого вытекает, что анализ стабильности не ограничивается только методом сравнительной статики.

 

11. Эластичность – относительное изменение одной переменной в ответ на относительное изменение другой переменной, характеризуется коэффициентом эластичности (Kd).Он показывает процентное изменение объёма спроса (предложения), которое последует после однопроцентного изменения, например, цены данного товара (или цены другого товара, или дохода и т. д.), как эластичность спроса по цене:

,

где Q – изменение объема спроса, P – изменение цены.

Q – среднее значение объема спроса в интервале, равное (Q1+Q2) : 2.

P – среднее значение цены товара в интервале, равное (P1+P2) : 2.

Расчет величины изменения относительно средней точки интервала позволяет избежать математической ошибки определения коэффициента эластичности, возможной при смене направления отсчета изменения функции – возрастают или падают: цена данного товара, цена другого товара, доход потребителей.

Аналогично рассчитывается коэффициент перекрестной эластичности спроса – изменение объема спроса на один товар в ответ на изменение цены другого товара:

,

где Q – изменение объема спроса,

Pдр. – изменение цены другого товара.

Эластичность спроса по доходу, степень изменения величины спроса в ответ на изменение дохода потребителя:

,

где Q – изменение объема спроса,

I – изменение дохода.

12. Общая полезность (total utility) представляет собой совокупную полезность, получаемую в результате потребления всех единиц блага. Общая полезность возрастает по мере увеличения потребления, но не пропорционально объему потребления, и постепенно затухает, пока не дойдет до нуля.

Предельная полезность — это полезность, которую человек получает от использования ещё одной дополнительной единицы блага.

Другими словами, предельная полезность — это увеличение общей полезности при потреблении одной дополнительной единицы блага (производная):

где — функция полезности, а — количество потребляемого блага.

В условиях чистой конкуренции определяет рыночную цену товара.

Принцип предельной полезности был изложен почти одновременно тремя учёными-экономистами Стенли Джевонсом, Карлом Менгером и Леоном Вальрасом. Хотя Джевонс изложил свои идеи в лекции, опубликованной в 1866, Менгер в «Основаниях политической экономии» в 1871, а Леон Вальрас в 1874, все трое писали независимо друг от друга. Термин «предельная полезность» был введён в экономическую науку Фридрихом фон Визером (1851—1926)[1].

Принцип предельной полезности сводится к следующему: ценность блага данного рода определяется полезностью предельного экземпляра, удовлетворяющего наименее настоятельную потребность

 

Законы Госсена

· Первый закон Госсена. При последовательном потреблении полезность каждой последующей единицы продукта ниже предыдущей.

· Второй закон Госсена. Упрощённый вариант основан на рассмотрении натурального хозяйства человека, изолированного от общества. При наличии определённого количества различных продуктов индивидуум в течение данного ограниченного периода времени может потребить их в разных комбинациях, одна из которых должна быть наиболее выгодной, приносящей максимум наслаждения, что достигается при установлении равенства предельных полезностей всех продуктов. Следующая степень приближения учитывает условия товарного хозяйства. Цена товаров и количество денег — главные факторы, ограничивающие потребление. Оптимальным будет тот вариант потребления, при котором достигается равенство между предельными полезностями, получающимися от последних денежных единиц, израсходованных на покупку отдельных товаров.

Второй закон впоследствии широко использовался математической школой для объяснения явлений спроса и ценообразования.

Закон формулируется в предположении, что полезность по меньшей мере слабо квантируема, и таким образом в равновесной точке субъект будет распределять свои расходы таким образом, что отношение предельной полезности к цене (предельные издержки приобретения, англ. marginal cost of acquisition) будет одинаковым для всех товаров и экономических услуг:

где

· — полезность

· — количество -го товара или услуги

· — цена -го товара или услуги

 

Таблица Менгера

I II III IV V VI VII VIII IX X
 
   
     
       
         
           
             
               

 

13. Бюджетная линия. Если потребитель готов израсходовать определенную сумму денег на товары А и Б, и только на них, то совокупность всех возможных затрат этой суммы называется бюджетной линией.

Как следует из определения, уравнение бюджетной линии можно записать в виде: ЗА+ЗБ=I, где I=const – сумма, выделяемая на покупку товаров; ЗА – затраты, связанные с приобретением товара А; ЗБ – затраты по покупке товара Б.

Если вспомнить, что затраты на покупку товара равны цене, умноженной на количество, то уравнение бюджетной линии примет вид: QA•PA+QБ•PБ=I, где QA и QБ – количества товаров А и Б; PA и PБ – их цены.

Равновесие потребителя

Карта безразличия – это совокупность кривых безразличия по отношению к товарам А и Б, изображенных на одной координатной плоскости. Считается, что полезность увеличивается, когда кривая безразличия сдвигается вправо и вверх.

 

14.В общем прибыль — это разность между суммой выручки от реализации продукции и суммой издержек.

Если с бухгалтерской точки зрения предприятие вполне благополучно: оно не стремится к банкротству, получает прибыль, своевременно выплачивает дивиденды владельцам, платит налоги и г.д., то с экономической точки зрения прибыль может оказаться отрицательной. Это означает, что деньги были вложены не лучшим образом, а ресурсы используются неэффективно. Работая в другой сфере, фирма могла бы получить большую прибыль.

Если фирма — акционерное общество, где функции управления выполняют менеджеры, то нормальную прибыль можно рассматривать как «справедливые» выплаты за использование акционерного капитала, переданного акционерами в уставный фонд предприятия в обмен на акции. Здесь также нормальная прибыль — это неявные издержки. Их величина определяется доходами, которые могли бы иметь акционеры, если бы вложили свой капитал в другое дело, например купили акции другого акционерного общества, либо положили деньги на депозит в банк.

Для получения бухгалтерской прибыли фирме нужно добиться превышения доходов над явными издержками. Наличие бухгалтерской прибыли свидетельствует только на первый взгляд о благополучии фирмы. Бухгалтерская прибыль говорит о том, что фирма не несет убытков, не разоряется.

Чтобы предприниматели оставались в деле, величина бухгалтерской прибыли должна равняться нормальной, покрывая, т.о., неявные издержки. Предприятие, приносящее нормальную прибыль, получает нулевую экономическую прибыль.

Положительная экономическая прибыль больше нормальной. Это способствует притоку капитала и предпринимательских талантов в фирму или отрасль, потому что доходность выше, чем в среднем по экономике. С этой точки зрения именно экономическая прибыль — наиболее точный показатель эффективности работы предприятия.

 

 

15.

16.Понятие бухгалтерских и экономических затрат связано с явными и неявными затратами.

Явные затраты* - это денежные затраты предприятия на приобретение сырья, материалов, оплату наемного труда, амортизацию оборудования и другие фактические расходы, связанные с производством продукта.

Неявные затраты связаны с тем, что владелец предприятия имеет в собственности определенные факторы производства. Например, у него имеются производственное помещение и часть оборудования, которые используются в процессе производства. Он не должен тратить имеющиеся у него средства на приобретение этих факторов производства, но они имеют определенную стоимость, которая носит характер неявных затрат. Можно представить, что данное помещение и оборудование владелец сдаст в аренду, получив соответствующую арендную плату, которая будет альтернативной стоимостью данных факторов производства.

Поэтому, неявные затраты* можно определить как стоимость факторов производства, находящихся в собственности владельца предприятия, затраты по которым не входят в явные затраты.

Бухгалтерский подход к определению затрат рассматривает только явные затраты, то есть фактические расходы на производство какой-либо продукции. Все эти затраты отражаются в бухгалтерских счетах и используются для определения бухгалтерской прибыли.


Бухгалтерская прибыль определяется как разница между доходами фирмы и бухгалтерскими (явными) затратами.

Бухгалтерская прибыль = Доход фирмы - Бухгалтерские затраты

При определении экономических затрат, помимо бухгалтерских затрат, берутся и неявные затраты, которые учитывают стоимость ресурсов, принадлежащих самой фирме.

В таком случае, экономическую прибыль можно определить как разницу между доходами фирмы и суммой бухгалтерских и неявных затрат:

Экономическая прибыль = Доход фирмы - (Бухгалтерские затраты + Неявные затраты).

Из приведенных формул видно, что экономисты и бухгалтеры по-разному подходят к определению прибыли. Даже прибыльное с бухгалтерской точки зрения дело может быть экономически убыточным, если используемые данным образом ресурсы дают меньший результат, чем могли бы, если бы они использовались другим способом.

17. Точка безубыточности — минимальный объём производства и реализации продукции, при котором расходы будут компенсированы доходами, а при производстве и реализации каждой последующей единицы продукции предприятие начинает получать прибыль. Точку безубыточности можно определить в единицах продукции, в денежном выражении или с учётом ожидаемого размера прибыли.

Синонимы: критическая точка, CVP-точка.

Не путать с точкой окупаемости (проекта). Она рассчитывается для определения времени, когда прибыль проекта превысит затраты на него потраченные, это та же точка безубыточности, только измеряется не в штуках, а в месяцах и годах.

Точка безубыточности в денежном выражении — такая минимальная величина дохода, при которой полностью окупаются все издержки (прибыль при этом равна нулю):

, где

BEP (англ. break-even point) — точка безубыточности,

TFC (англ. total fixed costs) — величина постоянных издержек,

VC (англ. unit variable cost) — величина переменных издержек на единицу продукции,

P (англ. unit sale price) — стоимость единицы продукции (реализация),

C (англ. unit contribution margin) — прибыль с единицы продукции без учёта доли переменных издержек (разница между стоимостью продукции (P) и переменными издержками на единицу продукции (VC)).

Можно заметить, что выражение численно равно отношению валовой маржи к выручке.

Точка безубыточности в единицах продукции — такое минимальное количество продукции, при котором доход от реализации этой продукции полностью перекрывает все издержки на её производство:

.

18. Закон убывающей предельной производительности (убывающей отдачи) утверждает, что с ростом использования какого-либо производственного фактора (при неизменности остальных) рано или поздно достигается такая точка, в которой дополнительное применение переменного фактора ведет к снижению относительного и далее абсолютного объемов выпуска продукции.

Закон убывающей производительности никогда не был доказан строго теоретически, он выведен экспериментальным путем.

(Рис.)Взаимосвязь общего, среднего и предельного продуктов

В точке А достигается максимальный общий продукт, а предельный продукт равен 0 (МР = 0). В точке С скорость роста функции наибольшая, следовательно, в этой точке предельный продукт максимален.

В точке В’ максимума достигает средний продукт (АР), в этой точке пересекаются кривые МР и АР, т.е. МР = АРmax.

На участке от 0 до точки В МР > АР.

После точки В скорость функции снижается, поэтому МР < АР.

На основе производственной функции Кобба-Дугласа можно выделить два свойства функции:

1) при изменении одного фактора производства и неизменности остальных выпуск растет до определенного предела, а затем уменьшается в силу действия закона убывающей отдачи;

2) в рамках данной технологии труд и капитал могут заменять друг друга без изменения объема выпуска.

Закон убывающей предельной производительности носит относительный характер. Во-первых, он применим на краткосрочном отрезке времени. Во-вторых, технический прогресс постоянно раздвигает его границы. Первые порции труда, присоединяемые к заданному объему капитала, обеспечивают рост выпуска, опережающий рост количества вовлекаемого в производство труда. Это продолжается до достижения технологически оптимального соотношения труда и капитала. Дальше рост выпуска начинает отставать от роста количества применяемого труда.

Факторы производства используются в производстве только тогда, когда их производительность представляет собой положительную величину. Если обозначить предельный продукт в денежном выражении через MRP, а предельные издержки – через MRC, то правило использования ресурсов может быть выражено равенством:

MRP = MRC.

 

19.Кривая долгосрочных средних издержек (АТС) формируется на базе краткосрочных средних издержек разных периодов. В длительном периоде фирмы работают в условии минимальных издержек.

В любой момент времени фирма имеет определенную величину. В пределах этих размеров издержки изменяются в соответствии с моделью, описанной для краткосрочного периода времени. В условиях долгосрочного периода фирма может изменять все свои ресурсы, поэтому все факторы производства становятся переменными. Поэтому в долгосрочном периоде фирма стремится увеличить выпуск, снижая средние издержки.

Построим долгосрочную кривую средних издержек ( LAC ). Она строится на основе краткосрочных графиков средних издержек, которые соответствуют разным по величине фирмам. Функция долгосрочных средних издержек характеризует связь между выпуском продукции и минимально возможными затратами на её производство. Кривая LAC – это плавная опоясывающая кривая, огибающая множество краткосрочных кривых средних издержек, каждая из которых соответствует определенному размеру предприятия. Кривая LAC касается всех краткосрочных кривых средних издержек, нигде не пересекаясь с ними.

Объем Q * соответствует минимальной величине LAC , которая обозначена AC * . Точка А означает, что после нее идет повышение уровня средних издержек.

Закон убывающей отдачиили закон убывающего предельного продукта, или закон изменяющихся пропорций, — все это различные названия одного закона. Рассмотрим два определения, под разным углом зрения объясняющие закон убывающей отдачи.

Закон убывающей отдачи гласит: по мере того как возрастает использование какого-либо производственного фактора (при фиксированных остальных производственных факторах) в итоге достигается точка, в которой дополнительное использование этого фактора ведет к снижению объема выпуска продукции.

Закон убывающей отдачи состоит в том, что, начиная с определенного момента, последовательное присоединение единиц переменного ресурса (например, труда) к неизменному, фиксированному ресурсу (например, капиталу или земле) дает уменьшающийся добавочный, или предельный, продукт в расчете на каждую последующую единицу переменного ресурса. Уточним перевод слова «предельный» — marginal. Marginal — близким к пределу, находящийся на краю. Для российского экономиста наиболее точный смысл выражают слова «добавочный», «дополнительный».

Иначе говоря, если численность сотрудников, обслуживающих данное направление деятельности, будет увеличиваться, то рост объема производства будет происходить после некоторого момента все медленнее, по мере увеличения числа рабочих на производстве.

20.Масштаб производства определяется объемами произведенной продукции и затраченных факторов производства. Он задается производственной функцией, которая показывает, какое максимально возможное количество товаров и услуг фирма может произвести, имея в наличии строго определенное количество ресурсов. В том случае, когда производитель принимает решение о пропорциональном изменении объема используемых факторов, наблюдается процесс динамики масштаба производства.

Предположим, что изначальный выпуск продукции отдельной фирмы составил величину Q = (L;K). В этом случае производственная функция характеризуется двумя видами ресурсов: трудом (L) и капиталом (K). Увеличение масштаба производства в n раз вызывает увеличение количества труда и капитала тоже в n раз, следовательно, Q= (nL; nK). Отдача от масштаба - это количественная связь между динамикой масштаба производства и объемом произведенного продукта. Экономисты выделяют три возможные ситуации.

1. Постоянная отдача от масштаба возникает при одновременном и пропорциональном изменении затрат ресурсов и конечных товаров и услуг, полученных в результате производственного процесса, т.е. фирма, увеличивая масштаб производства вдвое, получит, соответственно, двойной продукт [Q1 = 2Q = (2L;2K)]. При этом предельные затраты на единицу продукта будут постоянны.

2. Возрастающая отдача от масштаба. Динамика масштаба производства не всегда совпадает с объемом выпуска. Если фирма использует в nраз больше ресурсов, а продукт производства растет более чем в nраз, то налицо положительная отдача. Она возникает при узкой специализации и напрямую зависит от применяемой технологии. Расширяя производство, фирма может себе позволить привлечение дополнительных работников в ту или иную производственную область (например, специалиста по дизайну продукции, рекламе или работе с персоналом). Кроме того, крупное предприятие применяет дорогостоящую технику, поскольку она более производительна и в результате даст наибольший прирост прибыли.

3. Уменьшающаяся отдача от масштаба. Если пропорциональное увеличение факторов производства в n раз вызывает меньший рост объема продукции, имеет место отрицательная отдача от масштаба. Причиной этому являются, как правило, растущие бюрократические издержки (например, бухгалтерские). Расширение штата служащих требует увеличения затрат на заработную плату и трансфертные платежи. Существует такое понятие, как отдача от фактора. Она показывает изменение объема выпускаемой продукции по мере наращивания одного фактора, что объясняется теорией убывающей предельной производительности факторов производства.

 

ВОПРОС №20

Понятие масштаба производства. Отдача от масштаба производства

Масштаб производства определяется объемами произведенной продукции и затраченных факторов производства. Он задается производственной функцией, которая показывает, какое максимально возможное количество товаров и услуг фирма может произвести, имея в наличии строго определенное количество ресурсов. В том случае, когда производитель принимает решение о пропорциональном изменении объема используемых факторов, наблюдается процесс динамики масштаба производства.

Предположим, что изначальный выпуск продукции отдельной фирмы составил величину Q = (L;K). В этом случае производственная функция характеризуется двумя видами ресурсов: трудом (L) и капиталом (K). Увеличение масштаба производства в n раз вызывает увеличение количества труда и капитала тоже в n раз, следовательно, Q= (nL; nK). Отдача от масштаба - это количественная связь между динамикой масштаба производства и объемом произведенного продукта. Экономисты выделяют три возможные ситуации.

1. Постоянная отдача от масштаба возникает при одновременном и пропорциональном изменении затрат ресурсов и конечных товаров и услуг, полученных в результате производственного процесса, т.е. фирма, увеличивая масштаб производства вдвое, получит, соответственно, двойной продукт [Q1 = 2Q = (2L;2K)]. При этом предельные затраты на единицу продукта будут постоянны.

2. Возрастающая отдача от масштаба. Динамика масштаба производства не всегда совпадает с объемом выпуска. Если фирма использует в n раз больше ресурсов, а продукт производства растет более чем в n раз, то налицо положительная отдача. Она возникает при узкой специализации и напрямую зависит от применяемой технологии. Расширяя производство, фирма может себе позволить привлечение дополнительных работников в ту или иную производственную область (например, специалиста по дизайну продукции, рекламе или работе с персоналом). Кроме того, крупное предприятие применяет дорогостоящую технику, поскольку она более производительна и в результате даст наибольший прирост прибыли.

3. Уменьшающаяся отдача от масштаба. Если пропорциональное увеличение факторов производства в n раз вызывает меньший рост объема продукции, имеет место отрицательная отдача от масштаба. Причиной этому являются, как правило, растущие бюрократические издержки (например, бухгалтерские). Расширение штата служащих требует увеличения затрат на заработную плату и трансфертные платежи. Существует такое понятие, как отдача от фактора. Она показывает изменение объема выпускаемой продукции по мере наращивания одного фактора, что объясняется теорией убывающей предельной производительности факторов производства.


Эта страница нарушает авторские права

allrefrs.ru - 2019 год. Все права принадлежат их авторам!