Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






Билет. Основные этапы формирования мотивационной сферы у детей. Механизмы развития мотивации по А.Н. Леонтьеву



Мотивационная сфера личности имеет следующие этапы развития.
Первый год жизни: основные интересы, на основе которых развивается мотивационная сфера личности ребенка, связаны с восприятием предметов. В сферу его интересов попадают те, которые привлекают его внимание своей яркостью и незнакомыми звуками. Попытки взять эти предметы. Наблюдаются и зародыши эмоциональных переживаний: ребенок улыбается, испытывая удовольствие от контакта со взрослыми. Можно говорить о неосознанной потребности во впечатлениях.

1,5-2 года: расширение спектра интересов через повышение двигательной активности. Ребенок производит самостоятельные манипуляции с предметами (рассматривает их, вращая в руках, периодически бросает их на пол, отслеживая их полет и звук при ударе, и др.). В основе его зарождающихся потребностей лежат неустойчивые интересы и эмоциональная насыщенность желаний. Ярче проявляются мотивы позитивного взаимодействия со взрослыми людьми.

От 3 до 5 лет: формирование собственных потребностей, связанных с предметным миром игрушек, который существенно расширился благодаря контактам ребенка со взрослыми и сверстниками. Важнейшую роль при этом играет речь. Начинается развитие социальных потребностей через интерес к играм с другими детьми. В играх проявляются первые признаки личности ребенка: умение оценивать окружающих людей по шкале «хороший - плохой, добрый - злой», лидерские замашки, трудолюбие. Появляются мотивы достижений успеха и избегания неудач. Проявляется склонность к соперничеству

Возраст начальных классов школы: резкий рост интересов к знаниям, к школе как к процессу трудовой деятельности, к миру вообще. Для ребенка здесь все одинаково интересно: и поведение сверстников, и поведение учителя, и оценки в тетрадях, и возня в перерывах между уроками. Пробуждаются чувства долга и ответственности за учебу, хотя истинный мотив здесь маскируется стремлением получить хорошую отметку или похвалу.

Возраст средних классов школы: здесь характерна резкая смена интересов, особенно в сфере отношений со сверстниками. Это период полового созревания и появления ярких влечений. Свергаются прежние идолы и авторитеты, а новые формируются на основе собственных представлений, что обеспечивает им определенную устойчивость.

Возраст старших классов школы: рост потребностей в интеллектуальном, физическом и нравственном самосовершенствовании. Человек задумывается о будущем, своем месте в жизни. На первом месте оказываются те интересы и потребности, которые соответствуют представлениям индивида о своем будущем, о своей профессии. Все большее место в мотивационной сфере личности занимают потребности в самореализации. Интенсивно формируются потребности в справедливости.



Юношеский и последующий за ним возраст актуализирует интересы, связанные в первую очередь с профессиональной деятельностью, отношением полов, семьей и т.п.

Таким образом, мотивационная сфера личности формируется и развивается в непосредственной связи с той системой деятельности и общественных отношений, в которую он вовлекается но мере взросления. Статистически верной оказывается фраза: каждому возрасту - своя мотивационная сфера личности.

Мотив – это (определение не вполне соответствует Леонтьеву) аффективно закрепленный предмет потребности, который направляет деятельность.

Источник новых потребностей не только в субъекте, но и внутри самой деятельности. Новые потребности возникают в процессе самой деятельности. Источник этот находится на уровне действий.

Механизм образования новых мотивов ( По Леонтьеву)

Сдвиг мотива на цель. Механизм заключается в том, что в процессе деятельности цель, к которой стремится человек, со временем сама становится самостоятельной побудительной силой, т. е. мотивом.

Мотивация человека тесно связана с его интересами. Интерес - в большей степени познавательное явление, отражающее тягу человека к получению информации определённого рода.

Изменения структуры мотивационной сферы, которые происходят при развитии личности:

1-е рождение, феномен горькой конфеты, соподчинение мотивов.

2-е рождение, осознание мотивов, возникновение самосознания.

Мотивация бессознательна, нужен специальный анализ. Мотивационная сфера может быть осознана. Рождение личности в узком смысле – осознание мотивационной сферы, которая сложилась стихийно. Осознание – необходимо, но не достаточно. Личность входит во внешний мир и себя изменяет. Развитие требует усилия, работы. Деятельность направлена на внешний мир, только тогда возможны изменения, нельзя просто так сесть и изменить внутренний мир.



Смена ведущих деятельностей в ходе развития личности. На разных этапах развития одна из деятельностей является ведущей, имеющей большее значение для дальнейшего развития личности, другие – меньшее.

Ведущая деятельность:

  • Деятельность, в которой формируются главные новообразования;
  • Формируются и закладываются основы будущей личности;
  • Закладываются основы следующей ведущей деятельности.

Каждому возрасту соответствует определенная ведущая деятельность, которая определяет выбор тех или иных мотивов деятельности. Леонтьев выделяет следующие типы ведущих деятельностей:1) младенчество соотносится с непосредственно-эмоциональным общением ребенка и взрослого; 2) раннее дет-ство - с предметной деятельностью; 3) дошкольное детство - с игрой; 4) школь-ный возраст - с учением; 5)подростковый возраст - с общественно полезной деятельностью и общением со сверстниками; 6) юношеский - с учебно-профессиональной деятельностью.

Билет.

Нарушение мотивационной сферы
Мотивационная сфера личности не только имеет тенденцию к развитию, но и подвержена разрушающим воздействиям различного типа. К таким воздействиям относятся прежде всего факторы неудовлетворения потребностей, желаний, интересов, влечений индивида. Именно они становятся причинами расстройств мотивационной сферы, проявляющихся в неврастении, истерии и неврозах навязчивых состояний. Иногда нарушения этой сферы вызываются некоторыми заболеваниями (маниакальным психозом, эпилепсией, шизофренией и т.д.). Общим же Проявлением всех этих недугов является факт изменения личности человека и, естественно, стратегии его поведения и особенности поступков.

При неврастении мотивационные расстройства чаще всего связаны с сужением потребностной сферы (нерешительность, тревожность ожидания чего-то нового, тяготение повседневными обязанностями, снижение сексуальных влечений). При истерии мотивационная сфера личности поворачивается как бы внутрь личности человек пытается играть придумаинук им самим роль (чаще всего роль страдальца, неизлечимого больного), склонен к фантазированию и тревожности по поводу, но чаще без такового.

Невроз навязчивых состояний привносит в мотивационную сферу личности различного рода навязчивые идеи (мысли), страхи (фобии — осознаваемые, но непреодолимые неадекватные переживания страхов публичных выступлений, открытого пространства и др.) и навязчивые действия (обсессии).

Навязчивые мысли проявляются в поведении в виде бесплодных когнитивных переживаний типа «почему Земля круглая, а трава зеленая», а также в виде затруднений при принятии решений, болезненных сомнений в правильности того, что уже сделано.

Дефект мотивации проявляется и в детском аутизме, связанном с дефицитом побуждений к активности любого типа.

Оновные нарушения мотивационной сферы: нарушение смыслообразования и изменение опосредованности и направленности личности при психических заболеваниях.
Нарушение мотивационной сферы наблюдается при различных психических заболеваниях личности. Постепенно происходит разрушение старой иерархии мотивов. Мотивация становится все менее опосредованной, от развернутых способов удовлетворения потребности, человек постепенно прибегает все к более простым (как например, при хроническом алкоголизме). Потребность превращается в цель, другие важные для каждой личности мотивы, постепенно отодвигаются назад, становятся менее важными. У человека появляется новая направленность, как например, до заболевания, а остальные увлечения отодвигаются назад. Человек становиться более узким, главной целью является удовлетворение его потребности, которая при сниженной опосредованности становится неуправляемой.
Изменение иерархии и опосредованности мотивов означает утерю сложноорганизованной деятельности человека. Хотя эти нарушения не вытекают непосредственно из нарушений деятельности мозга, а проходят длительный путь формирования.
Нарушение смыслообразующей функции приводит к тому, что человек придает смысл намного меньшему количеству вещей, чем до заболевания. У человека уменьшается количество формируемых мотивов, а редукция мотивов ведет к отсутствию деятельности, что неизбежно влечет к деградации личности.
Таким образом, что любые нарушения мотивационной сферы приводят к деградации личности, изменению социальных и культурных ценностей, потребностей и направленности.

 

Билет


Эта страница нарушает авторские права

allrefrs.ru - 2019 год. Все права принадлежат их авторам!