Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






Билет 29. Теории базовых и дифференциальных эмоций (К. Изарда, У. Мак-Дауголл, Р. Плутчик)



 

 

Основная идея: теория дифференцированных эмоций Изарда (2000) – предполагает существование 10-ти основных, «фундаментальных эмоций», все остальные эмоции есть результат их комбинирования в разнообразные конфигурации

Теория дифференциальных эмоций имеет в своей основе пять ключевых допущений:

1. Девять фундаментальных эмоций образуют основную мотивационную систему человеческого существования.

2. Каждая фундаментальная эмоция обладает уникальными мотивационными и феноменологическими свойствами.

3. Фундаментальные эмоции, такие, как радость, печаль, гнев и стыд, ведут к различным внутренним переживаниям и различным внешним выражениям этих переживаний.

4. Эмоции взаимодействуют между собой — одна эмоция может активировать, усиливать или ослаблять другую.

5. Эмоциональные процессы взаимодействуют с побуждениями и с гомеостатическими, перцептивными, когнитивными и моторными процессами и оказывают на них влияние.


Личность — это сложная организация шести систем: гомеостатнческой, эмоциональной, перцептивной, когнитивной, моторной и системы побуждений.

Гомеостатическая система является сетью взаимосвязанных систем, которые действуют автоматизированно и бессознательно. Основными среди них являются эндокринная и сердечно-сосудистая системы, которые, взаимодействуя с системой эмоций, влияют на личность. Гомеостатические механизмы рассматриваются как вспомогательные по отношению к эмоциональной системе.
Система побуждений основана на тканевых изменениях и обеспечивает информацию о потребностях тела. Наиболее общие побуждения — голод, жажда, секс, поиск комфорта и избегание боли. Побуждения важны как основа выживания, но при обычных обстоятельствах (после того как потребности выживания и комфорта удовлетворены) побуждения (за исключением секса и боли) психологически значимы лишь в той мере, в какой они влияют на эмоции.
Важны для функционирования личности и для социального взаимодействия четыре системы: эмоциональная, перцептивная, когнитивная и моторная. Эти системы формируют основу уникального человеческого поведения. Продуктивность человека является производной взаимодействия этих четырех систем. Неэффективное же поведение и дезадантации — результат нарушения или неправильного осуществления системного взаимодействия.

Четыре типа мотивационных феноменов
Согласно теории дифференциальных эмоций шесть систем личности создают четыре основных вида мотивации: побуждения, эмоции, аффективно-когнитивное взаимодействие и аффективно-когнитивные структуры. Побуждения являются результатом изменения в тканях, происходящего обычно циклично. Эмоции рассматриваются как переживательно-мотивационные феномены, имеющие адаптивные функции. Аффективно-когнитивное взаимодействие — это мотивационное состояние, возникающее из-за взаимодействия между аффектом и когнитивными процессами. Аффективно-когнитивные структуры являются результатом повторяющегося взаимодействия аффекта с некоторым набором знаний. Любой из этих четырех основных типов мотивации может являться в течение некоторого времени основной детерминантой поведения.
Из таблицы 1 можно видеть, что, когда есть взаимодействие аффектов и добавляются аффективно-когнитивные структуры и ориентации, схема человеческой мотивации и переживаемых феноменов становится максимально сложной.
В теории дифференциальных эмоций считается необходимым концептуально разграничить эмоции, побуждения и феномены, описываемые как аффективно-когнитивные структуры. Эти структуры состоят из динамических и относительно стабильных отношений между аффектом (эмоцией, побуждением, с одной стороны, и определенными когнитивными процессами, с другой).



Таксономия аффектов и взаимодействий аффектов
I.Фундаментальные эмоции а II.Побуждения- телесные ощущения б III.Аффективно-когнитивные структуры или ориентации б
1.Интерес-возбуждение 1. Голод 1.Интроверсия-экстраверсия
2. Удовольствие-радость 2. Жажда 2. Скептицизм
3. Удивление 3. Усталость-сонливость 3. Эгоизм ( самомнение)
4. Горе-страдание 4. Боль 4. Решительность
5. Гнев-ярость 5. Секс 5. Невозмутимость
6.Отвращение-омерзение    
7.Презрение-пренебрежение    
8. Страх-ужас    
9.Стыд-застенчивость в    
10. Вина-раскаяние    
  А. Эмоция-эмоция IV. Взаимодействия Б. Эмоция-побуждение   В. Эмоция-аффективно-когнитивные структуры
Диады: Диады: Диады:
1.Интерес-удовольствие 1. Интерес-секс 1. Интерес-интроверсия
2. Горе-гнев 2.Интерес-удовольствие-секс 2.Интерес-удовольствие-интроверсия
3. Страх-стыд( из 10 фундаментальных эмоций можно образовать 45 диад) (45) (к каждой фундаментальной эмоции и к каждой диаде эмоций может быть добавлено одно или несколько побуждений) (к каждой фундаментальной эмоции и к каждой диаде эмоций может быть добавлена одна или несколько аффективно-когнитивных структур)
Триады: Триады эмоций и драйвов: Триады эмоций и аффективно-когнитивная структура:
1.Удивление-интерес-удовольствие 1. Боль-страх-стыд-гнев ( к каждой триаде 1.Удивление-интерес-удовольствие-эгоизм ( к каждой триаде
2.Горе-гнев-отвращение эмоций может быть добавлено одно или эмоций может быть добавлена одна или
3. Страх-стыд-вина ( из 10 фундаментальных эмоций можно образовать 120 триад) несколько побуждений) несколько когнитивных структур)

Эмоции и эмоциональная система.
Исследователи, занимающиеся прикладной психологией, так или иначе приходят к пониманию специфичности отдельных эмоций. Современная практика отходит от использования таких общих терминов, как «эмоциональная проблема», «эмоциональное нарушение» и «эмоциональное расстройство». Психологи пытаются анализировать отдельные аффекты и аффективные комплексы и воздействовать на них как на различные мотивационные феномены в жизни индивида.



Эмоции как система. Теория дифференциальных эмоций представляет эмоциональные элементы как систему. Дарвин заметил, что внимание может постепенно изменяться, переходя в удивление, а удивление — «в леденящее изумление», напоминающее страх. Подобно этому, Томкинс доказал, что градиенты стимуляции, вызывающие интерес, страх и ужас, представляют иерархию, где градиент, необходимый для появления интереса, наименьший, а для ужаса — наибольший. Например, новый звук заинтересовывает ребенка. Если при первом предъявлении незнакомый звук будет достаточно громким, он может напугать. Если звук очень громкий и неожиданный, он может вызвать ужас. Другая характеристика эмоций, которая входит в их организацию как системы, — очевидная, полярность, между некоторыми парами эмоций. Исследователи от Дарвина до Плутчика наблюдали полярность и приводили доказательства в пользу ее существования. Подобно понятиям положительных и отрицательных эмоций, понятие полярности не должно рассматриваться как жестко определяющее взаимоотношения между эмоциями.
Противоположности иногда связаны друг с другом, или одна из них вызывается с помощью другой (например, «слезы радости»). Определенные эмоции, иные, чем пары полярных противоположностей, могут также при определенных обстоятельствах иметь взаимосвязи. Интерес может сменяться страхом, презрение может переходить в радость и возбуждение, вызывая «воинственный энтузиазм». Две или несколько фундаментальных эмоций, взаимодействуя с некоторым набором когниций, могут образовывать аффективно-когнитивную структуру или ориентацию. Описательный термин «аффективно-когнитивная ориентация» представляется полезным для анализа определенных личностных черт. Например, комбинация интерес — страх, связанная с пониманием того, что избегание опасности и риск сами по себе могут быть развлечением, приводит к аффективно- когнитивной ориентации поиска переживаний. Однако комбинация интерес — страх может быть связана с риском как компонентом исследовательской деятельности, и в этом случае аффективно-когнитивная ориентация будет представлять собой любознательность.
Все эмоции имеют некоторые общие характеристики. Все эмоции, отличаясь от побуждений, не цикличны: ничто не вызывает интерес, отвращение или стыд два-три раза в день соответственно пищеварению или метаболическим процессам. Все эмоции воздействуют на побуждение и другие системы личности, усиливая или уменьшая различные мотивации. Например, эмоции отвращения, страха или горя могут редуцировать или совершенно подавлять сексуальное влечение.

Степени свободы эмоциональной системы.
Описывая роль эмоций, Томкинс заключает: «Причина без эмоции бессильна, эмоция без причины слепа. Сочетание эмоции и причины гарантирует высокую степень человеческой свободы». Эмоциональная система обладает десятью типами свободы, не присущими системе побуждений.

1. Прежде всего, это свобода во времени: не существует основного ритма или цикла, как у побуждений.

2. Эмоции обладают свободой интенсивности, тогда как побуждения характеризуются повышением интенсивности до тех пор, пока они не будут удовлетворены.

3. Эмоция имеет значительную свободу плотности, с которой она действует (плотность эмоции — продукт ее интенсивности и продолжительности).

4. Свобода эмоциональной системы такова, что эмоция может возникать из-за «вероятности события». Благодаря этому эмоция гарантирует предвосхищение, являющееся центральным процессом при обучении. Например, эмоция страха заставляет избегать огня ребенка, который когда-то обжигался. Эмоция может также предвосхищать благоприятные события.

5. Эмоциональная система обладает свободой объекта. Хотя эмоции, возбуждающиеся влечениями, обладают ограниченным набором объектов, которые могут эти влечения удовлетворить, соединение эмоций с объектами через знание чрезвычайно расширяет набор объектов положительных и отрицательных эмоций.

6. Эмоция может быть связана с конкретным видом опыта— мышлением, ощущением (сенсорикой), действием и т. д.

7. Эмоции свободны для комбинации с другими эмоциями и для их модуляции и подавления.

8. Существует большая свобода. В способе возбуждения и угашения эмоций, как правило, большинство людей стараются сделать максимальными положительные эмоции и минимальными — отрицательные, но даже различные аспекты одной и той же деятельности могут вызывать пли гасить и отрицательные и положительные эмоции.

9. Эмоции относительно свободны в возможности замещения объектов привязанности. (Именно трансформация эмоций, а не влечений, связывается с фрейдовским понятием сублимации.)

10. Эмоции обладают огромной свободой с точки зрения целевой ориентации или возможных альтернатив реакций. Согласно Томкпнсу, «то, что вызывает положительные эмоции, обычно имеет самоподкрепляющее действие; и ситуации и объекты, которые вызывают положительные эмоции, широко распределены в пространстве».

Вспомогательные системы.
Две другие биологические системы функционируют как вспомогательные по отношению к эмоциональной системе. Это — ретикулярная система ствола мозга, которая регулирует изменения уровня нейронной активности, и автономно иннервируемая висцерально-эндокринная система, контролирующая такие акты, как гормональная секреция, сердечный ритм, частота дыхания и т. д. Висцерально-эндокринная система помогает организму подготовиться к направленному действию, обусловленному эмоцией, и помогает поддерживать и эмоцию и это действие.
Эмоциональная система редко функционирует в полной независимости от других систем. Некоторые эмоции или комплексы эмоций фактически всегда появляются и взаимодействуют с перцептивной, когнитивной и двигательной системами, и эффективное функционирование личности зависит от баланса в деятельности различных систем и их интеграции. В частности, так как эмоция любой интенсивности имеет тенденцию организовать действие организма как целого, все физиологические; системы и органы до некоторой степени включаются в эмоцию.

Активация эмоций нервной системой.
Активация представляет собой изменения в нервной системе, которые порождают эмоциональный процесс, сопровождающийся в своей кульминации субъективным переживанием специфической эмоции. Эти изменения отличаются от тех внутренних и внешних феноменов, которые их обусловливают и которые рассматриваются обычно как «причины» или «детерминанты» эмоции.
Томкинс доказал, что нервная активация всех эмоций может быть описана с помощью принципа плотности нервного возбуждения. Он показал, что некоторые эмоции постоянно проявляются при повышении нейронной стимуляции, некоторые — при ее уменьшении, а некоторые — при достижении, ею устойчивого уровня. Сингер (Singer, 1974) предложил операционализировать принцип Томкинса, переведя его в термины относительной способности усваивать информацию, перерабатываемую индивидом.
Кроме того, нейронные механизмы, относящиеся к специфическим эмоциям, могут быть генетически запрограммированы к избирательному восприятию определенных воздействий. Предполагается, что избирательное восприятие действует по-разному в различном возрасте и на различных стадиях развития, зависит от зрелости эмоциональных механизмов индивида и способности субъекта преобразовывать условия, вызывающие эмоцию. Нейрофизиологические феномены, сопровождающие нервную активацию и ведущие к переживанию эмоции, будут обсуждены далее.

Лицо как источник испытываемых в эмоциях чувств.
Выразительное поведение является либо последовательностью эмоций, либо их регулятором. Это положение Дарвина стало шагом к гипотезе о роли обратной связи в эмоциях. Можно было бы ожидать широкого и интенсивного изучения вслед за Дарвином роли в эмоциях соматической системы и, в частности, выражения лица, однако вместо этого умами психологов завладели представления Джемса и направили внимание исследователей эмоций на автономную систему и висцеральные функции.

Гипотеза о природной обратной связи.
Джемс определял эмоцию как восприятие телесных изменений (в основном висцеральной природы), производимых стимульной ситуацией. Он рассматривал эмоцию как индивидуальное сознание ощущений, вызываемых такими феноменами, как сердцебиение и прерывистое или быстрое дыхание. В теории Джемса нашло место и действие поперечно- полосатой мускулатуры, понимаемое как телесное изменение. Джемс замечает: « непрерывное взаимодействие произвольной мускулатуры с нашими эмоциональными состояниями. Даже когда нет изменений, ее внутреннее напряжение меняется, удовлетворяя требованиям каждого появляющегося настроения, и ощущается как разница напряжения»
Ланге же полагал, что эмоция состоит из вазомоторных изменений во внутренних и железистых органах и что секреторные, моторные, когнитивные и переживаемые феномены лишь вторичные аффекты.
Теория Джемса—Ланге быстро завоевала популярность. Психологи явно удовлетворились объяснением, следующим из этой теории, что субъект «печален, потому что он плачет; боится, потому что он бежит». (Заметим, что эти примеры демонстрируют феномены широкой обратной связи.) Постепенно в теории эмоции Джемса—Ланге понятие телесных изменений, сопутствующих эмоции, стало синонимичным висцеральной деятельности, иннервированной автономной нервной системой. Теория Джемса—Ланге была подвергнута критике со стороны виднейшего физиолога Кэннона, который провел серию успешных экспериментов с денервацией висцеральных, органов экспериментальных животных. Опыты Кэннона показали, что:
отделение внутренних органов от центральной нервной системы не изменяет эмоциональное поведение; внутренние органы реагируют слишком интенсивно и слишком медленно для того, чтобы быть источником эмоционального ощущения;
одни и те же висцеральные изменения возникают при различных эмоциональных состояниях и при неэмоциональных состояниях;искусственно вызванные висцеральные изменения, типичные для определенных эмоций, этих эмоций не вызывают.
Аргументы Кэннона и их обоснованность оказались достаточно убедительны, но они не являлись критическими для гипотезы обратной связи. Фактически работы Кэннона реально поддерживали и эту гипотезу и позицию теории дифференциальных эмоций, которая исключает висцеральные акты из эмоционального процесса и отводит им роль дополнительной системы. Больше того, доказательство того, что можно наблюдать возбуждение-симпатической нервной системы (висцеральной) при неэмоцнональных состояниях, согласуется с понятием относительной независимости эмоции и висцерального возбуждения, принятом в теории дифференциальных эмоций.
Мандлер дает детальный анализ критики, Кэннона, не соглашаясь с двумя первыми пунктами Кэннона, и принимая два последних. Поддерживая взгляд на эмоцию как сочетание возбуждения автономной нервной системы, с одной стороны, и когниций, с другой, он утверждает, что возбуждение автономной нервной системы вместе с когнитивной интерпретацией условий, вызывающих возбуждение, способствует появлению эмоции и что именно возбуждение обеспечивает «теплоту» или «окрашенность» эмоционального переживания. Аргументы Мандлера против первых двух утверждений Кэннона не имеют достаточного эмпирического подтверждения. Пытаясь опровергнуть положение Кэннона о том, что эмоциональное переживание происходит более быстро, чем возбуждение автономной нервной системы, и поэтому ему предшествует, он пишет, что «эмоциональные стимулы — это знакомые стимулы, которые могут вызывать непосредственно некоторый аспект эмоционального ответа». Соглашаясь с тем, что «эмоциональные» ответы могут возникать и при отсутствии возбуждения, он считает, что «знакомые стимулы» могут способствовать «автономному воображению», которое и вызывает «эмоциональные ответы». Надо сказать, что кроме того, что представление об эмоции без возбуждения противоречит основному положению Шехтера—Мандлера, оно не представляется правдоподобным в эволюционной перспективе. Если организм должен был бы формировать связь между стимулом и автономным возбуждением, прежде чем он смог бы быстро на него среагировать в критических ситуациях, его шансы выжить должны были бы существенно снизиться.

Соматическая система, мимическая обратная связь и дифференциация эмоций. Особое значение мимики и мимической обратной связи было впервые подчеркнуто Томкинсом и затем Гельгорном. На языке Томкинса эмоции— это в основном мимические ответы. Он утверждал, что проприоцептивная обратная связь от выражений лица, трансформируясь в осознанную форму, создает ощущение или осознание эмоции.
Гельгорн предложил анализ взаимоотношений между проприоцептивными, мимическими и пантомимическими импульсами и субъективным переживанием эмоции; проприоцептивные сигналы от лица направляют в кору возбуждения через задние отделы гипоталамуса, что сопровождает эмоцию. Таким образом, проприоцептивные импульсы «играют важную роль в сложных взаимоотношениях между стволом мозга, лимбической системой и новой корой. Они вносят вклад в разнообразие кортикальных комплексов возбуждения, которые лежат в основе специфических эмоций». Гельгорн не говорил о причинной роли мимических сенсорных стимулов в возникновении эмоций, но он утверждал, что они являются регулятором эмоции.

Представление об эмоциональном процессе в теории дифференциальных эмоций
В теории Изарда эмоция состоит из трех взаимосвязанных компонентов:

1. нейронной активности мозга и соматической нервной системы;

2. деятельности поперечно-полосатой мускулатуры, или мимической и пантомимической экспрессии и обратной связи «лицо—мозг», и

3. субъективного переживания. Каждый компонент обладает достаточной автономностью, поэтому в некоторых необычных условиях он может быть оторван от других, но, как правило, эти три компонента взаимозависимы и взаимодействуют друг с другом в эмоциональном процессе.

 

 


Эта страница нарушает авторские права

allrefrs.ru - 2019 год. Все права принадлежат их авторам!