Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






Научное познание и его специфические признаки. Возможности и границы науки. Этика науки. Эмпирический и теоретический уровни научного познания, их формы и методы



Научное познание, как все формы духовного производства, необходимы для того, чтобы регулировать человеческую деятельность.

Специфические признаки научного познания заключаются:

1. В обнаружении объективных законов действ-ти, законов познания и мышления, в ориентации наобщиесв-ва предмета и их выражении в с-ме абстракций.

2. В объективности, в достижении объективной истины преимущественно рациональными сред-ми и методами, при участии живого созерцания.

3. В ориентации на изменение окружающего мира, на воплощение в практику.

4. В рационально-теоретическом способе ориентации, постижении человеком мира.

5. В фиксации знаний, как целостной системы понятий, теорий, гипотез, законов и других идеальных форм в естественном и искусственном языке и постоянном воспроизводстве знания.

6. В применении специфич. матер-ных средств (приборы, инструменты, оборудование), а так же идеальных средств и методов (логика, диалектика, системный, математический, кибернетический и другие методы).

7. В доказательности, обосновании научных результатов достоверности выводов.

Наука – это форма познавательной деятельности человека, специфической функцией которой выступают выработка и совершенствование объективно-истинных знаний.

Наука не заменяет религию, философию, искусство. Наука исследует то, что есть, но не то, что должно быть согласно требованиям человеческой воли, совести, разума. Потому Кант говорил, что ему "пришлось ограничить знание, чтобы освободить место вере" Эти слова означают, что научное знание не может быть единственным руководством для деятельности человека.

Вне компетенции науки лежит вопрос о целях деятельности и смысле человеческого существования. Наука предоставляет средства для достижения целей, но не определяет цели. Наука наращивает силы и возможности человечества, но она не решает, для чего эти силы, и появляется искушение испытать новые силы - ни для чего, просто потому, что мы это можем. И в этом состоит одна из опасностей научных знаний, которые в своем росте опережают процесс морального созревания человечества

Научное познание действительности - процесс, который принципиально не может быть завершен, в этом смысле он безграничен. Но есть вопросы, которые не входят в компетенцию науки и которые выходят за границы возможностей науки.

Научное познание имеет 2 уровня:эмпирический и теоретический. Эмпирический уровень связан с предметом научного исследования, включает в себя 2 компонента - чувственный опыт (ощущение, восприятие, представление) и их первичное теоретическое осмысление. Для эмпирического познания характерна фактофиксирующая деятельность. Теоретический уровень заключается в дальнейшей обработке эмпирического материала. Теоретическое познание - это сущностное познание, осуществляемое на уровне абстракций высоких порядков.



Основной формами научного познания являются:

1) Проблема - научный вопрос.

Различают конструктивные и реконструктивные проблемы, они могут конструироваться до появления разрешающей их теории, или реконструироваться (формулироваться) на основе готовой теории с позиции которой становится ясно, какие в действительности она решила.

Научная проблема формулируется на базе достаточно основательных предварительных исследований. Псевдопроблемы, связаны с заблуждением, суевериями (алхимия).

2) Гипотеза - предполагает решение проблемы. Гипотеза означает попытку выхода за пределы известного и устоявшегося, выдвижение необычных, даже невероятных с прежних позиций решений.

3) Теория имеет 2 основных значения: а) высшая форма научного познания; б) система понятий, описывающих и объясняющих какую либо область действительности.

Важнейшие методы научного познания:

1) Метод восхождения от абстрактного к конкретному. Процесс научного познания всегда связан с переходом от предельно простых понятий к более сложным - конкретным.

2) Метод моделирования и принцип системности состоит в том, что объект, недоступный непосредственному исследованию заменяется его моделью.

3) Эксперимент и наблюдение. В ходе эксперимента наблюдатель искусственно изолирует ряд характеристик исследуемой системы и изучает их зависимость от других параметров.

 


Эта страница нарушает авторские права

allrefrs.ru - 2019 год. Все права принадлежат их авторам!