Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






Зрелая классика. Трагедия. Комедия. Прозаические произведения



4. Новоаттическая комедия. Александрийская поэзия.

Периодизация древнеримской литературы

Архаика. Устное народное творчество.

Зрелая пора доклассического периода. Комедия.

Конец доклассического и начало классического периода. Прозаические произведения. Дидактический (философский) эпос. Лирика.

Классика. Эпос. Лирика.

Послеклассический период. Трагедия. Басня. Эпиграмма. Сатира.Роман.

После пятого периода следует закат античного общества, время

замирания старых традиций и установления новых – христианско-

византийских.

 

Значение

· развитие литератур древних европейских народов. Настоящее познание этих литератур невозможно без знакомства с античной литературой.

· история античной литературы представляет для нас интерес благодаря не только высокому качеству созданных в это время художественных ценностей, но и благодаря глубокому влиянию на всю европейскую литературу.

· зародились и оформились следующие науки: Теория литературы Историография Ораторское искусство Философские учения Филология Грамматика

Источники изучения античной литературы.

Основным источником для изучения античной литературы являются литературные памятники греческих и римских писателей, поскольку они сохранились и дошли до нашего времени. ранение наиболее ценного в качественном отношении материала. Кроме этой основной массы памятников, переписывавшихся в средние века, имеются литературные тексты, дошедшие непосредственно от античности.Это цитаты из не дошедших до нас произведений, содержащиеся в сохранённых текстах, например в учёных трактатах, комментариях к классическим произведениям литературы, словарях, хрестоматиях, школьных руководствах. Большую ценность имеют архивные документы (в форме надписей на камне), о времени постановки театральных пьес (так называемые дидаскалии), но таких документов сохранилось немного. Источниковедческая работа над памятниками античной письменности, их издание и комментирование, исправление и дополнение искажённых переписчиками или повреждённых текстов, собирание и упорядочение фрагментов, разбор подлинности памятников и достоверности свидетельств – всё это составляет содержание специальной научной дисциплины – античной, или классической, филологии.

Долитературный период. Устное народное творчество. Песенный фольклор. Народная эпическая песня. Прозаический фольклор. Дидактические фольклорные жанры



ДолитерПериод

Первыми памятниками древнегреческой и всей европейской литературы являются «Илиада» и «Одиссея», эпические поэмы, включающие в себя в общей сложности около 30 тысяч стихов. Автором обеих поэм греки называли Гомера и считали его первым поэтом. Ни Аристотель, ни его предшественники и последователи не могли назвать никаких догомеровских произведений, а перечисление догомеровских поэтов превращалось у них в перечень имен, расцвеченных занимательными легендами биографического характера.Имя его стало нарицательным именем создателя поэзии, родоначальника всех последующих поэтов, избранника богов и любимца Муз. Однако даже первое поверхностное знакомство с «Илиадой» и «Одиссеей» позволяет видеть в этих поэмах не начало словесного творчества, как бы оно ни было блистательно, а скорее указывает на его продолжение и длительное сложное развитие, которое на своих ранних этапах не нашло отражения в письменности и носило устный, фольклорный характер.

Устное народное творчество(там сами придумаем)

Песенный фольклор

ОБРЯДОВЫЕ ПЕСНИ Ритм трудовых операций сопровождается музыкальным словом, песней в такт производственному процессу.( фольклоре о «Питтаке»)

Особый жанр греческой лирики, гименей или эпиталамий, сохранивший ряд фольклорных мотивов, вроде прощания с девичеством или величания жениха и невесты. Таков, например, отрывок из эпиталамия поэтессы Сапфо

Плач (threnos), причитание над умершим. В «Илиаде» изображается картина плача, при котором запевалами являются специалисты-певцы, а в ответ им плачут хором женщины.

Пир, совместная трапеза мужчин. На ранних стадиях греческого общества пир также имел обрядовый характер, и пирующие обычно были связаны между собой участием в каком-либо родовом или возрастном объединении.



ГИМН (греч. hymnus), торжественная песнь в честь божества. В Греции ранней эпохи гимн был культовым пением или особой формой песни, позднее гимн выступал в различных жанрах: пеана (paian — гимн Аполлону), дифирамба (dithyrambos — гимн Дионису), просодия (prosodion — песни процессий), пролога.

Народная эпическая песня.

Деяния богов и героев воспевались в эпических песнях, исполнявшихся участниками пиров; позже появились профессиональные певцы, аэды.

Аэды (певцы) пользовались у греков глубоким уважением: считалось, что их устами говорят музы. Певец только инструмент, к которому они прибегают. Имея в своем распоряжении целый арсенал эпитетов, сравнений, стихотворных форм, аэд был скорее импровизатором, чем исполнителем готовой песни.

Рапсоды («сшиватели песен») были исполнителями уже готовых песен (они сменили аэдов с 8 в.). Постепенно они отказывались от песенного исполнения и перешли к декламации эпических преданий, сохранивших характер некоторой напевности и сопровождаемый выразительной жестикуляцией, поэтому место лиры занял увитый зеленью жезл-символ чудесной власти певца.

Прозаический фольклор

Греческая лирическая поэзия уходит своими корнями в устное народное творчество. Она связана с любовными, свадебными и застольными песнями, с обрядовыми прославлениями и гимнами, а также погребальными заплачками.Важнейшими лирическими жанрами были элегия и ямб; оба они восходили к фольклорному песенному творчеству. Истоком элегии были заплачки, но в литературном виде этот элегический жанр не обязательно носил грустный характер. Элегии исполнялись на пирах, народных сходках иногда содержали призыв. Нередко элегия строилась на чередовании гексаметра с пентаметром –

это был т. н. элегический дистих.

Дидактические ФольклЖанры

Устное народное творчество – это богатейшее наследие каждой страны. Фольклор был еще до возникновения письменной речи, это не литература, а шедевральное искусство устной словесности. Роды фольклорного творчества сформировались еще в долитературный период искусства на основе обрядно-ритуальных действий. Первые попытки осмысления литературных родов относятся к эпохе античности.

Эпические жанры в античной литературе

Эпопея (эпос как жанр) – (от греч. epos – слово, повествование и poieo – творю) , «монументальное по форме эпическое произведение общенародной проблематики» .

Эпиллий – малый эпический стихотворный жанр, утвердившийся в греческой литературе эпохи эллинизма. Смысл названия («маленький эпос» ) оправдывается не только небольшим объемом текста, но и особым подходом к отбору художественного материала, а также изящной – «ювелирной» – обработкой художественной формы

Басня – «короткий рассказ в прозе или в стихах с прямо сформулированным моральным выводом, придающим» ему «аллегорический смысл» .

«Биография(от греч. bios – жизнь и grapho – пишу) , жизнеописание. …На основе фактического материала она дает картину жизни человека, развитие его личности в связи с общественными обстоятельствами. История биографического жанра восходит к античности («Сравнительные жизнеописания» Плутарха, «Жизнь Агриколы» Тацита, «Жизнеописания двенадцати цезарей» Светония)» .

Гимн (греч. hymnos – хвала) в Древней Греции – «культовая песнь в честь божества» , исполня

Элегия (от греч. elegos – жалобная песня) , «лирический жанр, стихотворение средней длины, медитативного или эмоционального содержания… , чаще всего – от первого лица, без отчетливой композиции. …Форма античной элегии – элегический дистих» . Возможно, развилась в ионийской Малой Азии из плачей над усопшими

«Ода (от греч. ode – песня) , жанр лирической поэзии. В античности слово «ода» сначала не имело терминологического значения, затем стало обозначать преимущественно написанную строфами лирическую хоровую песню торжественного, приподнятого, морализирующего характера… »

Сатира – лирическое стихотворение обличительной направленности, часто имеющее характер ораторского выступления лирического героя, критического обзора общественной жизни и нравов людей, в котором широко используется сатира как один из видов комического наряду с другими видами (сарказм, ирония, юмор и т. д. )

«Трагедия, драматургический жанр, основанный на трагической коллизии героических персонажей, трагическом ее исходе и исполненный патетики… »

Комедия, драматический жанр, «в котором характеры, ситуации и действие представлены в

Диалог – «литературный жанр, преимущественно философскопублицистический, в котором мысль автора развернута в виде собеседования, спора двух или более лиц. Опирался на традицию устного интеллектуального общения в Древней Греции; у истоков традиции – деятельность Сократа»

6.Греческая мифология, ее типичные образы и сюжеты.

Греческая мифология при всей сложности и разнообразии входящих в неё элементов имеет одну общую особенность – высокую художественность образов, производившую и доныне производящую сильное впечатление на слушателя и читателя. Художественность эта выражается, прежде всего, в глубоком гуманизме мифологических образов греков. Этот гуманизм, называемый обычно антропоморфизмом, с внешней стороны проявляется в придании образам богов и героев чисто человеческого облика, который воплощался в живописи и скульптуре, а точнее в чисто человеческой обрисовке этих персонажей. Боги и герои Греции – это возвеличенные, идеализированные люди, с их добродетелями и пороками. Ничто человеческое не чуждо греческим богам, и нет в них почти ни одной черты, не свойственной человеческой природе. Бессмертие – вот единственное качество, отличающее богов от людей в глазах верующего грека. Всемогуществом и всеведением они не обладают. Сами же мифы дошли до нас не в их чистой народной форме, а в поэтической и даже философской обработке: в поэмах Гомера и Гесиода, в произведениях трагиков и некоторых лирических поэтов, в римских переделках – стихах Овидия и Вергилия. С другой стороны, мифологический материал преломился и сквозь изобразительное искусство классической Эллады – в великих творениях Фидия и Праксителя. Широко использовалась мифология в литературе и как форма, оболочка оригинальных сочинений (Сократом, Платоном), и как неисчерпаемый источник тем, сюжетов и образов (особенно в трагедии – Софоклом, Еврипидом, Эсхилом). На многие годы герои мифов станут темой произведений античных ваятелей. Интерес к мифологии, её общечеловеческим ценностям вспыхнет с новой силой в эпоху Возрождения и классицизма. С неослабевающим интересом читаем мы мифы Древнего мира, любуемся дошедшими до нас скульптурными произведениями на мифическую тематику, потому что «в памяти культурного общества античная мифология осталась прекрасным детством человечества».

7. Гомеровский эпос. «Гомеровский вопрос».

Гомер (ок. VIII в. до н. э. ) - легендарный древнегреческий поэт. Восемь античных жизнеописаний Гомера, приписываемых Геродоту, Плутарху и др. , противоречивы и недостоверны. Местом его рождения называют ряд городов и островов - Аргос, Афины, Иос, Итака и др. Мифологична его родословная - в числе его предков называют певцов Мусея и Орфея, в роли отца выступает бог Аполлон, бог реки Мелет, Телемах и пр. , матерью его считают Метиду, Каллиопу, Эвметиду и др. нимф. В биографиях сообщается, что он ослеп (слово "гомер" на эолийском диалекте значит "слепой", другие возможные значения - "заложник", "пророк", "поэт"), был вдохновлен Музами на создание песен, скитался по Греции, в основном по Малоазийскому побережью, участвовал в поэтических состязаниях, соревновался якобы с Гесиодом, а скончался на острове Иос, где показывали его могилу.

Труден и практически неразрешим из-за утраты многих текстов вопрос об авторстве произведений, приписывающихся Гомеру. Вплоть до эпохи эллинизма многие греки считали его создателем не только "Илиады" и "Одиссеи", но и целого ряда "киклических" поэм, связанных с мифами о Троянской войне, - это "Фиваида", "Киприи", "Малая Илиада" и др.

"Гомеровский вопрос" возник в эпоху эллинизма, когда некоторые филологи александрийской школы,опираясь на текстологический анализ, выдвинули предположение, что "Илиада" и "Одиссея" созданы двумя разными поэтами. Вообще, величайшее почтение к Гомеру не помешало античным мыслителям высказывать и критическое отношение к нему - в плане религиозном, морально-педагогическом, эстетическом.

Но и сейчас личность Гомера остается загадкой. Хочется верить - это действительно был гениальный певец, которому удалось создать великолепные произведения, в которых фольклор и собственно литература органически соединились в неповторимом синтезе.

Поэмы Гомера "Илиада" и "Одиссея" были созданы в первой трети I тысячелетия до н.э. в той области древней Греции, которая носила название Ионии. Составителей этих поэм было, вероятно, очень много, но художественное единство поэм предполагает какого-то неизвестного нам единоличного автора, оставшегося в памяти всей античности и всей последующей культуры под именем слепого и мудрого певца Гомера. "Илиада" и "Одиссея" передают только отдельные моменты троянской мифологии.

8 Гомер - легендарный творец «Илиады» и «Одиссеи».

В основу содержания «Илиады» и «Одиссеи» легли предания из цикла мифов о Троянской войне, действительно происходившей, очевидно, в XIII– XII вв. до н. э.

«Илиада», военно-героическая поэма, повествует о событиях 10-го года войны, вызванных ссорой храбрейшего из участников похода Ахилла, царя Фтии, с предводителем войска Агамемноном, который отобрал у Ахилла его пленницу Брисеиду. Оскорбленный Ахилл отказался участвовать в сражениях и вернулся к войску лишь после гибели его лучшего друга Патрокла. Мстя за смерть друга, он вступил в поединок с предводителем троянского войска Гектором, виновником смерти Патрокла, и убил его.

«Одиссея» – сказочно-бытовая поэма. В ней рассказывается о событиях, происшедших после окончания войны, о возвращении на родину одного из греческих военачальников Одиссея, царя Итаки, и о его многочисленных злоключениях.

В поэме «Илиада» рассказы о действиях людей на земле чередуются с изображением сцен на Олимпе, где боги, разделившиеся на две партии, решают судьбу отдельных сражений (так как конечный исход войны давно предрешен). При этом события, происходящие одновременно, излагаются как происходящие последовательно, одно за другим (так называемый закон хронологической несовместимости). Завязкой действия «Илиады» является гнев Ахилла; события, излагаемые в поэме, вызваны этим гневом, и весь сюжет представляет собой как бы последовательное изложение фаз гнева Ахилла, хотя встречаются отклонения от основной сюжетной линии, вставные эпизоды. Кульминационный момент «Илиады» Гомера – поединок Ахилла с Гектором; развязка – возвращение Ахиллом Приаму тела убитого им Гектора.

Композиция поэмы «Илиада» отличается некоторой симметричностью в соответствии с нравственными установками поэта. В начале действия старик Хрис обращается к Агамемнону с просьбой вернуть ему плененную дочь и получает надменный отказ, явно осуждаемый автором. Этот отказ по существу стал началом многих кровавых событий, разыгравшихся у стен Трои. В конце поэмы другой старик, Приам, приходит к Ахиллу с просьбой вернуть ему тело Гектора и не получает отказа – это поступок, достойный героя гуманного поэта.

В структуре «Одиссеи» Гомера самое замечательное – первый в мировой литературе прием транспозиции – изложение прошлых событий в виде рассказа Одиссея.

Заслуживает внимания та особенность поэмы, что рассказы о чудовищах и фантастических событиях сосредоточены в рассказе самого Одиссея; автор, стремящийся к рационализации мифа, как бы не участвует в этом искажении действительности.

9.Дидактический эпос. Гесиод, «Теогония» и «Труды и дни». Упадок героического эпоса и пародии на него.

Известным нам представителем дидактического и генеалогического эпоса является писатель VIII-VII вв. до н.э. Гесиод.Дидактизм его сочинений был вызван потребностями времени. Это время - конец всей эпической эпохи, когда героические идеалы иссякли в своей яркой непосредственности и превращались в поучение, наставление, мораль. Перед нами здесь не бесклассовое родовое общество, где люди живут в единстве родо-племенных отношений, но уже классовое общество людей, друг другу чужих и объединенных (или разъединенных) по признаку того или иного отношения к производству. Старые героические доклассовые идеалы общины и племени, так возвеличенные Гомером, меркнут, перестают волновать и объединять людей. Люди задумываются о своих идеалах, но пока еще не созрели новые идеалы городского - чисто торгово-промышленные и денежного типа - и не умерли старые - домашне-родственные, сознание людей превращает эти последние в мораль, в систему поучений и наставлений. Сохраняется мнение, что зародившееся классовое противоречие можно потушить или ослабить учением о правде, справедливости или разного рода увещеваниями. Таков именно Гесиод в своей поэме "Труды и дни".Итак, прогрессирующее разложение и расслоение общины приводило к дифференциации чисто классовой, к противоречию имущего и неимущего населения. Гесиод является певцом населения, разорившегося, а не нажившегося от распадения древней общины. Он оказался в лагере обиженных.Отсюда то обилие мрачных красок, столь поражающее при переходе от гомеровской героики к нравоучениям Гесиода.

а) "Труды и дни".

Поэма эта - образец дидактического эпоса - развивает несколько тем. Первая тема (1-380) построена на проповеди правды со вставкой эпизодов о Прометее и о пяти веках. Гесиод говорит об обязанности сильных уважать правду: тут - апофеоз труда и справедливости. Вторая, основная тема (380-764) посвящена полевым работам, земледельческим орудиям, скоту, одежде, пище и пр. В этих стихах говорится о счастливых и несчастных днях для работы (так, например, на 13-й день нельзя начинать сева, но для посадки растений этот день хорош). Вся поэма пересыпана разнообразными наставлениями, рисующими перед нами образ крестьянина, скопидома в душе, знающего, как и когда можно выгодно устроить свои хозяйственные дела, сметливого, дальновидного, расчетливого, которого трудно провести. Начинает он с обзаведения домом, женой и коровой, любит он во всем "порядок и точность" (471); батраки и батрачки у него всегда бездетные, так как "прислуга с сосунком неудобна" (603); жену надо выбирать не сластену, работящую (695-705); надо трудиться, чтобы была хорошая репутация; и Гесиоду тоже хочется быть богатым, так как "взоры богатого смелы" (303-319). Словом, это типичный скопидом со своей моралью, возводимый обязательно к божественному авторитету, со своей, как мы теперь сказали бы, "мещанской" идеологией, не идущей дальше устроения ближайших хозяйственных дел, и со всем ассортиментом добродетелей, когда здоровая, работящая и расчетливая хозяйка в качестве жены уже бесконечно превосходит по своей ценности, честности и красоте всех эпических Пентесилей, Медей, Навсикай и Андромах. Гесиод очень консервативен и по своему умственному горизонту весьма узок. Это делает образ его мыслей в значительной мере патриархальным, неповоротливым и слишком расчетливым, практическим. Поэтому его классовый антагонизм с царями и судьями, "пожирателями даров", в сущности говоря, есть явление временное и в значительной мере для самого Гесиода случайное. На почве предпринимательской ему будет нетрудно договориться с аристократами, в особенности когда эти последние сами начнут втягиваться в растущую денежную и торгово-предпринимательскую культуру.

Теого́ния (греч. Θεογονία, «происхождение богов» ) — поэтическое сочинение Гесиода (VII — VIII век до н. э.) , одна из первых древнегреческих мифологических поэм, ставших известными в европейской литературе.

10..Лирика. Элегическая, ямбическая, мелическая (хоровая и сольная) и эпиграмматическая поэзия. Мелическая поэзия: строфическое строение песен.

Термин лирика возник в эллинистический период для обозначения тех сольных и хоровых песен, которые исполнялись под аккомпанемент лиры. Древность не знала различия между песней и стихотворением, так как вся поэзия была песенной. Источником античной лирики было песенное народное творчество. Античное определение лирики основывалось на чисто формальном признаке – характере аккомпанемента (лира – древнейший музыкальный струнно-щипковый инструмент).

Элегия происходит от слова «элегос» - значение его трактуется по-разному. Одни считают, что это название тростниковой флейты, вторые – что это азиатское слово, плач по покойнику.

Неизвестно откуда появляется название ямб. Долгое время его объясняли мифом про служанку Ямбу или глаголом «бросать». Ямбы писали и врагам. Архилох. Яркий поэт, интересная личность, писал и элегии, и ямбы.

Мелическая поэзия, многонапевная и предназначенная для сольного исполнения, возникла впервые на острове Лесбосе.

Хоровая лирика древнее лирики сольной. Она напрямую связана с религиозными и свадебными обрядами. «Хор» означало, прежде всего, место для хоровода. Отсюда видно, в какой неразрывной связи танец и хоровая лирика. Несколько типов песен в зависимости от содержания и посвящения их богам. Гимны: в честь Диониса – дифирамб, это страстная песнь, повествующая о трагических событиях в жизни бога Диониса. Особенность – дифирамб исполнялся как диалог.

Алкей. Сапфо. Анакреонт

Алке́й ( 620/626 — после 580 до н. э.) — древнегреческий поэт и музыкант, представитель монодийной мелической (музыкально-песенной) лирики. Алкей родился во второй половине VII в. до н. э., вероятно, в Митиленах на о. Лесбос, и был современником и соотечественником Сапфо и Питтака. Уцелевшие стихи Алкея сохранились либо в передаче поздних античных авторов, либо на египетских папирусах II—III вв. н. э. Из десяти книг сохранилось только около 500 строк в целом, и эти строки дошли до нас в основном благодаря цитатам у Афинея,Аполлония, Гефестиона, Страбона, Гераклида и некоторых менее известных античных авторов.Сохранившиеся фрагменты охватывают широкий спектр тем, которые принято делить на пять классов: 1) гимны богам (пеаны), 2) бунтарские песни (стасии), 3) застольные песни (сколии) 4) любовные песни (эротики), 5) прочее.

Пеаны, гимны в честь богов (Афины, Аполлона, Гермеса, Ареса, Эрота и др.), а также в честь полубогов и героев (Диоскуров,Ахилла, Аякса и др.) составляли значительную часть стихотворений Алкея. Эти песни вкратце перечисляли достоинства богов, их деяния, события жизни, и содержали просьбы о благосклонности, чаще всего — о помощи в борьбе с врагом или о возвращении на родину.

Сапфо́ (около 630 года до н. Э)— древнегреческая поэтесса, представительница монодической мелики (песенной лирики). Современники называли её «страстной». Была включена в канонический список Девяти лириков учеными эллинистической Александрии. Все стихи Сапфо – религиозные гимны, эпиталамы, эротические песни и т. п., были разделены александрийскими грамматиками, по размеру стиха, на 9 книг, так что Сапфо, по словам одной эпиграммы, от каждой музы получила по книге. До нас дошли только две полные оды и несколько небольших отрывков; но и эти незначительные остатки стихов Сапфо свидетельствуют о тех дарованиях, которые приписывались ей древними, – о глубине и искренности чувства, о нежности и грации, с которою она весьма откровенно и наивно высказывала чувства сильно взволнованного сердца, о прекрасном, благозвучном языке, о прелести стихотворного размера. Любимый её размер – строфа, названная по её имени сапфической.

Анакрео́нт (570/559 — 485/478 год до н. э.) — древнегреческий лирический поэт. Был включен в канонический список Девяти лириков учеными эллинистической Александрии

Поэзию ионийского певца Анакреонта можно считать продолжением эолийской поэзии Сапфо и Алкея. Она сходится с их поэзией как во внешней своей форме, так и в духе, и в содержании; песни Анакреонта, точно так же как и песни Алкея и Сапфо, служат выражением его чисто личных, субъективных чувств. При этом, однако, не следует упускать из виду, что Анакреонт был ионянин, а не эолиец, что он прославился полвека спустя после Алкея и Сапфо и жил в такое время, которое было вовсе не похоже на время жизни эолийских поэтов.

Стихи Анакреонта, написанные на ионийском диалекте греческого языка, предназначались для сольного пения или декламации в сопровождении музыкального инструмента (вероятно, лиры, отсюда говорят о «лирике» Анакреонта).Афиней и «Суда» упоминают о пяти книгах текстов Анакреонта, подготовленных в Александрийской школе; три книги лирических произведений, одна — ямбических и одна — элегических. До наших дней дошли незначительные фрагменты, собранные из цитат позднейших авторов.В число лирических сочинений, помимо гимнов и парфениев (хоровых песен, исполнявшихся девушками), входят также любовные песни и стихотворения-жалобы на скоротечность молодости и быстрый приход старости. Инвективные интонации встречаются в ямбических сочинениях; наиболее известные здесь — обращение к «фракийскому жеребенку», строптивость которого нуждается в укрощении; злобный выпад против богатого выскочки по имени Артемон.

12. Хоровая лирика, ее виды и способы выполнения.

Это были песни, гимны, исполнение которых предполагало участие хора. Она была тесно связана с культовыми, обрядовыми действами. Обычно хор двигался в ритмическом танце под звуки музыки вокруг запевалы. Наиболее распространенными видами хоровой лирики были: пеан (хвалебный гимн в честь бога Аполлона) , френ (погребальное пение) , дифирамб (хвалебный гимн в честь бога Диониса) . Песни же в честь остальных олимпийских богов назывались гимнами. Хоровая лирика отличалась тем, что опиралась прежде всего на мифологический сюжет, величественные образы богов, отсюда и её торжественный стиль.

13. Пиндар. Виды греческой лирики: а) декламационная, б) песенная

один из самых значительных лирических поэтов Древней Греции. Был включен в канонический список Девяти лириков учёными эллинистической Александрии. Им особенно восхищался Гораций[2]. Родился в Беотии, в местечке Киноскефалы около Фив. Принадлежал к знатному фиванскому роду, который восходил к древнейшей знати этого города. Произведения Пиндара относятся к хоровой лирике (мелике): это были обращённые к богам гимны и пеаны, дифирамбы Дионису, просодии (песни для торжественных процессий), энкомии (хвалебные песни), плачи и эпиникии (оды в честь победителей на общегреческих играх). Эпиникии Пиндара являются образцом жанра. Для кастовой идеологии греческой аристократии атлетический успех имел ценность в первую очередь как проявление «классовой доблести»; соответственно герой-победитель должен был прославляться в свете подвигов мифологических персонажей, от которых обычно вёл происхождение знатный род.

Термин "лирика" происходит от названия музыкального инструмента – лиры, под аккомпанемент которой исполнялись

произведения лирического жанра. Древнегреческую лирику делят на два вида:

– декламационную лирику, уже отошедшую от музыки;

– мелическую лирику, которая пелась под звуки различных инструментов.

К декламационной лирике относились следующие жанры: элегия, ямб,

эпиграмма, гнома. Основным жанром считалась элегия. Это стихотворение средней длины, морально-политического, позже любовного содержания, без отчетливой композиции. Древнейшей разновидностью элегии считается военно-героическая, которая очень близка к эпосу. Герой этой элегии совершает подвиги сознательно, не для блага рода, а для государства (Каллин, Тиртей).

Мелическая лирика подразделялась на монодийную и хоровую.В монодийной лирике присутствовали индивидуальные переживания,любовная тематика. Хоровая лирика была связана с общественными событиями, праздниками, проводимыми в честь богов. В хоровых произведения активно использовали миф. В хоровой лирике выделялись три жанра: парфений (исполняемый хором девушек) , пеан (гимн, исполняе- мый в честь Аполлона) дифирамб (гимн, исполняемый в честь Диониса) .

14. Зарождение литературной прозы. Новелла и басня. Эзоп: судьба литературного наследства.

 

 


Эта страница нарушает авторские права

allrefrs.ru - 2019 год. Все права принадлежат их авторам!