Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






Методы теоретического и эмпирического исследования и познания действительности



Научное сознание, как и сама наука, включает:

– естественно-технический раздел, содержащий законы физической природы, методы её наблюдения, способы её исследования, а также технологии её преобразования или использования для потребностей человека;

общественный раздел, содержащий сведения о различных общественных явлениях, социальных законах развития, а также о человеке, как о социальном явлении.

С эпохи Возрождения наука становится важнейшей сферой общественного сознания, накапливающей всё более мощный социальный потенциал. Открытия науки и изобретения в области техники оказали огромное влияние на развитие человечества.

В настоящее время роль науки в развитии производства постоянно возрастает. Современная наука, благодаря своим открытиям, значительно облегчила жизнь людей, привела к повышению производительности труда, к увеличению количества и качества товаров. В современных условиях наука становится непосредственной производительной силой.

Уровень науки может служить одним из основных критериев экономического и культурного развития общества и государства. В соответствии с этим важное значение в современном обществе играет и научное сознание, призванное управлять развитием науки, а также искать методы внедрения научных методов в управление социальными процессами.

В этой связи основные ФУНКЦИИ НАУЧНОГО СОЗНАНИЯ выглядят следующим образом:

1. Познавательная функция, призванная производить новые научные знания.

2. Мировоззренческая функция, призванная систематизировать научные знания в те или иные научные картины мира.

3. Технико-технологическая функция, призванная внедрять научные достижения в производственные, экономические, социальные и другие процессы общества.

4. Культурная функция, призванная накапливать, сохранять и развивать сумму знаний, достигнутых человечеством.

Научное сознание формируется целенаправленно, в соответствии с государственными программами и является сферой особой заботы и внимания любого общества.

Определенная сумма научных знаний является обязательной для каждого члена общества, что выражается в наличии такого социального института, как общеобразовательная школа.

В отличие от научного сознания РЕЛИГИОЗНОЕ СОЗНАНИЕне формируется государственными институтами, а является делом личного выбора членов общества, если, конечно, государство не является религиозным по конституции

Религиозное сознание наиболее цельно выражается в религии, то есть в системе убеждений, верований и культов, относящихся к той или иной форме признания существования чего-то Высшего человеку и материальной природе. С древности, люди через обряды и другие действия религиозного характера пытались вступить в связь со сверхъестественными силами, служить им, сотрудничать с ними или, в некоторой степени, управлять ими, поэтомурелигиозное сознание является одной из старейших форм общественного сознания.



С помощью религии с самого начала закреплялись нормы поведения человека и обеспечивалась социальная стабильность общества. Реальные земные потребности, связанные с материальными и природными обстоятельствами жизни, которые поначалу пытались обеспечить языческие (многобожные) религии, затем в монотеистических (единобожных) религиях стали постепенно замещаться духовными проблемами и поисками ответа на то, что такое человек, смертен он или бессмертен, какова природа добра и зла, совести, справедливости, любви, истории, мира и т.д.

В итоге сформировалось развитое религиозное сознание человека, тесно переплетенное с идеями нравственности и справедливости. Именно понятие о необходимости справедливости и нравственности является общим сходством, которое объединяет три мировые религии: христианство, ислам и буддизм. Несмотря на полное вероисповедальное различие этих религий, данное сходство объясняется единством самого человечества и наличием общих для всех людей духовных ценностей.

Особенность религиозного сознания состоит в том, что оно базируется на вере, глубоко эмоционально, требует соответствующего поведения в жизни и совершения обрядов поклонения Богу.

Центральным содержанием религиозного сознания является идея Бога, вера в Него как в Живую Реальность, связь с Которой вызывает религиозные чувства.



Религиозные чувства – это эмоциональное переживание связи с Богом и эмоциональное отношение ко всему, что с Ним связано. У верующего человека религиозные чувства являются объектом духовной потребности, а любое религиозное сознание характеризуется стремлением к их переживанию.

Религиозное сознание, как одна из сторон духовной жизни, взаимодействует с другими формами общественного сознания, поэтому религиозное сознание может принимать вид самых различных философских мировоззренческих систем, опирающихся на центральный идеал мира – существование Бога.

Религиозное сознание формируется в двух уровнях:

1.Обыденный уровень. Это религиозные представления, чувства и традиции, связанные с личным переживанием религиозных чувств индивидами и с опытом их личного исповедания религиозной веры.

2. Теоретический (концептуальный).Это системно организованные вероучения, разработанные специалистами, а также религиозная философия, являющаяся синтезом философии и религии.


45. Культура и духовная жизнь общества. Культура
как определяющее условие становления и развития личности.

Культура – это сумма материальных, творческих и духовных достижений народа или группы народов.

Понятие культуры многогранно и вбирает в себя, как глобальные явления бытия, так и отдельные его частные явления. В широком смысле культура – это уровень материального и духовного развития общества. В частных смыслах, культура – это и некие вечные духовные ценности, и степень образованности общества, и его политическая культура, и его бытовая культура, и материальная культура, и нравственное или эстетическое развитие народа и т.д.

Еслижеговорить о культуре, как об элементе духовной жизни общества, то здесь культура более всего понимается как некий двоякий процесс творческой деятельности человека, который содержит:

1. Опредмечивание человеческого духа, то есть процесс воплощения духовного богатства человека в:

материальных объектах культуры (материальные ценности и произведения искусства);

– в духовных объектах культуры (язык, мораль, традиции, идеи, устои, философские системы, идеалы и т.д.).

2. Распредмечивание объектов культуры, то есть процесс освоения человеком культурного наследия и превращения его в своё духовное богатство.

Таким образом, культура, как феномен духовной жизни общества, это диалектическое взаимодействие процессов опредмечивания человеческого духа и процессов распредмечивания объектов культуры в едином процессе создания человеком материальных и духовных ценностей общества.

Соответственно культуру можно разделить на две сферы: материальнуюидуховную.

Материальная культура подразделяется на:

1.Производственно-технологическую культуру, в состав которой входят:

– технология материального производства;

– вещественные результаты материального производства;

– способы деятельности человека в материальном производстве и производственный опыт.

2. Культуру воспроизводства человеческого рода, в состав которой входят:

– сфера формирования социальных условий для матери и ребенка;

– сфера мероприятий по формированию приемлемых условий для материально-социального существования человека;

– сфера интимных отношений между мужчиной и женщиной.

Духовная культура подразделяется на:

1. Процессы духовного производства – искусство, философия, наука, мораль, религия.

2. Процессы социально-политического обустройства общества – право, различные системы власти, политические идеалы и стратегии, социальные доктрины, эргономика, методы научной организации труда, физкультура и спорт и т.д.

Таким образом,культура есть то, что одновременно и формирует всю духовную жизнь общества, и то, что формируется самой этой духовной жизнью.

Это диалектическое единство культуры и духовной жизни общества оказывает определяющее воздействие на формирование и развитие личности человека, поскольку человек через достижения культуры развивается интеллектуально, определяется социально и развивается духовно.Именно через приобщение к культурному наследию общества человек получает возможности для личного развития, для эффективной социализации и для реализации своих жизненных планов.

Становление и развитие социально успешной и духовно здоровой личности человека через культуру происходит в силу того, что феномен культуры базируется на признании безусловных ценностей и идеалов, присущих человеческому бытию. Если личность приобщается к культуре, то её становление и развитие определяется приоритетом общечеловеческих нравственных ценностей, здоровыми эстетическими вкусами и значительным интеллектуальным багажом.

В противоположность этому, если человеческая личность тяготеет не к культуре, а к нигилизму, то есть к отрицанию безусловных ценностей и идеалов, то становление и развитие такой личности приобретает уродливые формы или вообще задерживается на низком уровне.

Таким образом, можно сказать, что культура является средством ориентации человеческой личности на главные ценности человеческого общества – на гуманизм, свободу, духовное здоровье и творческое отношение к жизни.

Именно содержанием этих ценностей отличается подлинная культура – сумма духовных достижений человечества, основанная на непреходящих идеалах прекрасного, нормах нравственности, духовном здоровье и престиже активного интеллекта.

Своеобразные идеалы и ценности могут быть характерными, однако, и для массовой культуры, если она, хоть в слабой форме, но, все-таки, будет выражать в себе основное содержание подлинной, классической культуры.

Идеалы и ценности подлинной культуры во многом обусловлены особенностями той или иной национальной культуры или исторической эпохи, однако существуют и универсальные, общечеловеческие ценности, которые преодолевают время и национальные границы. К ним в первую очередь относятся: уважение к жизни человека, к его достоинству и свободе, понятия долга, чести, справедливости, совести, почитания предков и своей истории, милосердие, сострадание, оберегание домашнего очага, любовь, дружба, умение видеть и создавать прекрасное.

Именно умение видеть и создавать прекрасное дает человекуодин из основных внешних критериев подлинной культуры – утонченность и изящество её форм. В этом смысле подлинная культура противоположна извращенности, грубости, распущенности, примитивности, чрезмерности, утрированности, фальши и вульгарности.

Подлинная культура характеризуется не скандальностью, броскостью, или оригинальностью своих форм, а их гармоничностью, глубокой выразительностью, соразмерностью, красотой, изяществом, функциональностью, благородством, чистотой содержания и правдой.

Культура формируется в процессе человеческой деятельности, и культура есть продукт полностью человеческий.

По форме воздействия на социальные процессы общества и на самого человека, культурная деятельность подразделяется на:

1. Практическую, в составе которой выделяются:

– материально-преобразовательная культурная деятельность, направленная на изменение природы и улучшение материального бытия человека;

– творчески-созидательная, направленная на создание эстетических объектов культуры;

– социально-преобразовательная, меняющая социальную реальность.

2. Духовнуюдеятельность, направленную на изменение человеческого сознания и духовного мира человека.

 

По мере движения истории в мировой культуре всё более доминируют и проявляются общечеловеческие черты, поскольку культурная деятельность человека становится всё более единой по своим формам, задачам и способам, что, соответственно, формирует единую культуру всего человечества.

Основные термины

 

КУЛЬТУРА – сумма материальных, творческих и духовных достижений народа или группы народов.

КУЛЬТУРА (в широком смысле) – уровень материального и духовного развития общества.

КУЛЬТУРА (как деятельность) – взаимодействие процессов опредмечивания человеческого духа и процессов распредмечивания объектов культуры в едином процессе создания человеком материальных и духовных ценностей общества.

КУЛЬТУРА КЛАССИЧЕСКАЯ – совокупность материальных и духовных достижений человечества, преодолевающих время и национальные границы.

КУЛЬТУРА ПОДЛИННАЯ – сумма духовных достижений человечества, основанная на непреходящих идеалах прекрасного, нормах нравственности, духовном здоровье и престиже активного интеллекта.

НИГИЛИЗМ – отрицание значения культуры и культурных ценностей.

ОБЪЕКТ КУЛЬТУРЫ – материально воплощенный результат культурной деятельности человека.

ОПРЕДМЕЧИВАНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ДУХА –процесс воплощения духовного богатства человека в материальных и духовных объектах.

РАСПРЕДМЕЧИВАНИЕ ОБЪЕКТОВ КУЛЬТУРЫ –процесс освоения человеком культурного наследия и превращения его в своё духовное богатство.


46. Аналитика внутреннего мира человека:
проблема счастья, смысл жизни, проблема смерти и бессмертия.
Творческая жизнедеятельность как выражение личностного начала.

Внутренний мир человека – это единый духовный опыт взаимодействия его личности как с внешними фактами бытия, так и с собственным «я».

Таким образом, внутренний мир человека дан ему непосредственно в прямом созерцании собственным сознанием собственных же процессов сознания. Поэтому для человека в его внутреннем мире одинаково очевидны и процессы сознания, вызванные внешними фактами бытия, и процессы сознания, вызванные деятельностью его собственного «я»,ведь для его сознания и те, и эти процессы есть явления одной внутренней природы собственной психики.

Таким образом,во внутреннем мире человека происходит диалектическое объединение в едином духовном опыте двух обособленных и противоположных явлений действительности – внешних объективных факторов бытия и внутренней субъективной сферы бытия.

В процессе этого внутренние установки человеческой души трансформируются и изменяются, потому что испытывают на себе воздействие внешних обстоятельств бытия, а внешние обстоятельства бытия воспринимаются и оцениваются человеком с точки зрения этих постоянно меняющихся внутренних установок.

В неразрывном соединении этого возникает некое состояние души человека, характеризующееся цельным осмыслением и переживанием собственного бытия, направленным на оценку этого бытия с точки зрения смысла жизни, решения проблем счастья, бессмертия, стремлений, планов жизненного пути и т.д.

Разорватьэтипроблемы человека на чисто внешние и на чисто внутренние невозможно,и окончательное решение любой человеческой проблемы всегда должно учитывать диалектику его внутреннего мира, то есть взаимное влияние друг на друга внешних обстоятельств и внутренних состояний, в результате чего и формируется общий итог его мировосприятия.

Наиболее полно эта диалектика выражена в проблеме человеческого счастья, которая складывается из двух различных по происхождению компонентов:

– из того, что зависит от предпочтений самого человека;

– из того, что предзадано ему внешними условиями, то есть зависит только от внешних обстоятельств его бытия.

СЧАСТЬЕэто понятие, выражающее высшее удовлетворение человека от своего бытия. Таким образом, счастье – это некое телесно-духовное состояние человека, доставляющее ему радость, наслаждение или чувство блаженства по тому или иному поводу с той или иной длительностью во времени.

То есть, счастье – это понятие многоаспектное и многогранное, которое, если говорить именно о состояниях внутреннего мира человека, может представлять собой что угодно, например:

1. Интеллектуально и духовно насыщенное, длительное по времени и периодически актуализирующееся удовлетворение от общей гармоничности мира и благосклонности судьбы, предоставившей возможность прожить данную жизнь.

Или, как вариант – устойчивая, благодарная и длительная радость от удачливости, везучести на жизненном пути, удовлетворение пройденным путем и оптимистичное, спокойное, мудрое блаженство от уверенности в дальнейшем благоприятном исходе жизни.

2. Эмоционально и интеллектуально приподнятое кратковременное состояние интенсивной радости, вызванное каким-либо событием или физическим ощущением.

Либо духовное переживание светлой радости, длящееся соответственно времени действия источника радости или соответственно остроте его новизны.

3. Низко интеллектуально и духовно насыщенное фоновое наслаждение души от возможности обладать благами материального свойства, или некий общий, несомненно, положительный баланс душевного состояния от наличия возможности получать желаемое в этом мире, проявлять свою власть и видеть подчинение своей воле, и т.д.

4. Непритязательное и беспричинное чувство удовлетворения жизнью психофизиологического свойства,

и т.д. и т.п.

Если же говорить не о состояниях внутреннего мира человека, определяющих или не определяющих собою счастье, то

счастье, как понятие, есть в общефилософском смысле идеал некоей жизни, которая характеризовалась бы полным благоприятствованием человеку во всех своих параметрах и обстоятельствах.

Счастье в этом смысле есть слабо осознаваемая в конкретных формах, но постоянно влекущая человечество цель достигнуть максимальной суммы условий бытия для полной реализации всех способностей человека радоваться и наслаждаться жизнью.

Однако в реальной конкретике проблема счастья не есть проблема замкнутая сама на себя, поскольку человек – явление общественное, и многое в его жизни зависит от его взаимоотношений с другими людьми и с обществом.

В силу этого проблема поиска счастья или смысла счастья, как такового, тесно взаимосвязана с моралью, то есть с системой норм и правил поведения людей в обществе. Поэтому проблема счастья в философии, призванной осмыслять мир в его всеобщности, не может решаться вне этического аспекта.

В этическом же аспекте, в зависимости от полноты учета диалектики внутреннего мира человека, то есть в зависимости от выделения материальных или духовных приоритетов в жизни человека, философия различает три основных направления в решении проблемы счастья:

1. Гедонизм. Гедонизм – это принцип главенства чувственного, телесного наслаждения при построении этических систем.

В этих системах нравственным в поведении считается всё, что сопряжено с телесным удовольствием, и наоборот.

Что же касается проблем счастья, то гедонизм исходит из абсолютного приоритета телесного блаженства и полагает, что

счастье – это совокупность приятных переживаний от различных комфортных состояний тела.

Телесное наслаждение в гедонизме признается высшей целью и высшим благом человека, то есть счастье есть смысл самой жизни человека, а всё, что доставляет человеку телесную боль, стеснения и вообще физический дискомфорт – противоречит смыслу человеческой жизни и, следовательно, аморально.

Гедонизм, таким образом, предполагает для счастья, прежде всего, внутренние, субъективные предпосылки в виде индивидуальных ощущений наслаждения.

Поэтомусчастье в гедонизме возможно только как комплекс индивидуальных ощущений, толькокак нечто, что способно существовать лишь по отдельности для каждой индивидуальности. Благодаря этому гедонизм сводится к эгоизму, то есть к полному игнорированию интересов других людей в угоду собственным.

2. Эвдемонизм. Эвдемонизм – это принцип необходимости сочетания духовных и материальных факторовв мотивах к этическому совершенствованию.

По эвдемонизму,

элементарный путь к счастью – это устранение и физических страданий тела, и волнений души.

Однако эвдемонизм отдает некоторое предпочтение духовным предпосылкам счастья, поскольку чувство счастья, по эвдемонизму, более зависит от внутренней способности человека быть счастливым, чем от достижения им внешних материальных благ.

Поэтому эвдемонизм главным залогом счастья полагает способность человека быть внутренне свободным от внешнего мира, становиться независимым от внешних обстоятельств жизни.

То есть,

более сложный, не элементарный путь к счастью – это путь к духовной работе по отрешению от пустых искушений мира, путь к добродетели и чистоте духа.

Таким образом, в эвдемонизме, чем выше нравственность личности, тем значимее её предпосылки для счастья.

В эвдемонизме счастье также видится главной целью любой человеческой жизни, но оно полагается возможным в едином виде и для множества людей, и даже для всех людей, если каждый человек будет делать всё возможное не только для своего, но и для общечеловеческого счастья(социальный эвдемонизм).

3. Утилитаризм. Утилитаризм – это принцип основания любой этической системы на критериях личной или общественной пользы.

Счастье в системе утилитаризма понимается как«польза польз», как наивысшая возможная польза, как сверхполезная польза,как совокупность максимально возможных результатов того, что полезно и выгодно.

Утилитаризм принимает возможность такого счастья, как для отдельного человека, так и для наивозможно наибольшего количества людей. Наибольшее счастье для наибольшего количества людей утилитаризм понимает как сумму благ отдельных людей с одной стороны, и как подчинение всех норм морали задачам получения пользы, с другой стороны.

Таким образом, проблема счастья непосредственно примыкает к проблеме СМЫСЛА ЖИЗНИ, поскольку многие философские системы напрямую возводят счастье в ранг смысла жизни любого человека.

Однако счастье, как таковое, не может быть центральной идеей жизни, то есть её смыслом, если рассматривать проблему смысла жизни через конечность бытия человека, через его смертность. Потому что факт полного и окончательного исчезновение данного человека из бытия своим трагизмом девальвирует до нуля любую значимость какого-либо его текущего счастья по общему итогу его существования.

Решение проблемы смысла человеческой жизни, поэтому, традиционно решается в двух точках зрения:

Атеистическая точка зрения.

Исходя из атеизма, если человек смертен, то никакого смысла жизни, кроме неё самой, как таковой, нет. То есть, смысл жизни – состоит в самой жизни, в том, чтобы прожить её с каким-либо смыслом.

Таким образом, атеистическая точка зрения предлагает человеку самому найти смысл своей жизни, исходя из того, что он сможет предложить самому себе для того, чтобы нечто полностью бессмысленное по своей собственной сущности, наполнилось бы каким-то смыслом из человеческой сущности.

Данная позиция предполагает самые различные выходы из ситуации в виде целевых жизненных установок – прожить жизнь без страданий, размеренно и спокойно, или прожить жизнь в удовольствиях, данных духу и телу, или полностью реализовать себя в течение жизни в науке, искусстве, карьере и т.д., или оставить по себе добрую память потомкам, добиться славы, вырастить детей, бороться за коммунизм (Маркс) или за всеобщую любовь друг к другу (Фейербах), или увидеть смысл жизни в воле к власти (Ницше) и т.д.

Религиозная точка зрения.

Исходя из множества религиозных точек зрения, смысл текущей жизни, чаще всего, есть приготовление к обретению вечной жизни. Это есть общий и абсолютный смысл жизни вообще – жизнь вечная. Однако жизнь вечная требует определенных условий, заключающихся в духовно-нравственном совершенствовании человека, что требует нравственных усилий человека для приобретения высоких добродетелей, жизненных заслуг, внутренней свободы от мирских соблазнов, презрения к богатству, следования воле Бога и т.д.

Таким образом, целью текущей жизни человекас религиозной точки зренияявляетсяочищение и, тем самым,спасение своей души для жизни вечной.

Таким образом, смысл жизни в философии непосредственно связан с ПРОБЛЕМОЙ СМЕРТИ И БЕССМЕРТИЯ человека.

В философии тема смерти решается разными путями.

Первый путь утверждает бессмертие человека. Одним из первых философских учений о бессмертии человека было учение Платона о человеке, как о существе, состоящем из двух частей – смертного тела и бессмертной души. В дальнейшем вся философия, стоящая на позициях бессмертия человека, так или иначе, является продолжением Платона, или комментариями к Платону.

Второй путь призывает смириться с неизбежностью смерти, например, по тем философским основаниям, что у всего есть конец, и у человека он тоже должен быть. Или смириться по тем основаниям, что человек вообще не встречается со смертью, поскольку, пока он жив, смерти еще нет, а когда приходит смерть, то нет уже самого человека. Или смириться по любым основаниям любого рода, лишь бы принять этот факт и не мучиться им всю свою жизнь. Или смириться со смертью вообще безо всяких оснований, поскольку это ничего не меняет по общему результату. И так далее.

Некоторые философские концепции второго пути видят в смерти положительную сторону, которая проявляется в том, что угроза смерти заставляет задуматься людей о смысле и содержании жизни. Или, по другим версиям (экзистенциализм), перед лицом смерти, в пограничном состоянии, человек способен обрести понимание смысла жизни, освободившись от ложных целей и ненужных мелочей.

 

По своей сути, оба из этих философских путей осмысления смерти направлены на то, чтобы человек обрел внутреннюю свободу от осознания факта своей смертности.

При этом, если смерть понимается как устранение из этой жизни данной личности, то внутренняя свобода от смерти, понимается как мужественное утверждениев противовес этому своего личностного начала в духовном совершенствовании, или в материальных достижениях этой жизни.

Высшей формой утверждения личностного начала, как в духовной сфере, так и в материальных достижениях, является такая человеческая деятельность, как творчество.

ТВОРЧЕСТВО – это человеческая деятельность, которая создает качественно новые, никогда ранее не существовавшие, материальные и духовные ценности.

Практически все виды человеческой деятельности включают в себя элементы творчества. Однако наиболее ярко они проявляются в науке, философии, искусстве и технике.

Изучает природу творчества и создает различные модели творческой деятельности наука эвристика. Согласно эвристике творческая деятельность чаще всего содержит следующие основные фазы:

1. Замысел, то есть первичная организация материала, выявление центральной идеи, ядра проблемы, наметки основной цели и этапов ей достижения.

2. Созревание идей, то есть процесс мысленного конструирования идеального образа результата творческой деятельности.

3. Озарение, то есть момент мгновенного решения творческой проблемы, зачастую неожиданного и логически не проистекающего из этапа созревания идей.


Эта страница нарушает авторские права

allrefrs.ru - 2019 год. Все права принадлежат их авторам!