Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






Вопрос №67. Социально-психологическая характеристика неорганизованных больших групп



Большие стихийные социальных группы – это кратковременные объеди­нения большого числа лиц, часто с весьма различными интере­сами, но тем не менее собравшихся вместе по какому-либо определенному поводу и демонстрирующих какие-то совместные действия. Членами такого временного объединения являются пред­ставители разных больших организованных групп. Такое образование не является «субъектом совместной деятельности». Среди стихийных групп чаще всего выделяют толпу, массу, пуб­лику.

Толпа. Сознательная личность исчезает, причем чувства и идеи всех отдельных единиц, образующих целое, именуемое толпой, принимают одно и то же направление. Образуется коллективная душа, имеющая, конечно, временный характер, но и очень определенные черты.

Массаобычно описывается как более стабильное образование с довольно четкими границами. Масса - это множество людей без особых достоинств, это средний, заурядный человек. Различают открытую и закрытую массу. Открытая масса, раз возникнув, стремится стать больше. Она распадается также внезапно, как возникает. Закрытая масса отказывается от роста и делает упор на структуру. В массе большую роль играют организаторы.

Публика тоже кратковременное собрание людей для совместного времяпровождения в связи с каким-то зрелищем - на трибуне стадиона, в большом зрительном зале, на площади и др. Но и публика остается массовым собранием людей, и в ней действуют законы массы. Достаточно и здесь какого-либо инцидента, чтобы публика стала неуправляемой.

Социальные движения - особый класс социальных явлений, имеющих отношение к массовому стихийному поведению. Социальное движение представляет собой достаточно организованное единство людей, ставящих перед собой определенную цель, как правило, связанную с каким-либо изменением социальной действительности.

Общее социальное движение: рабочее, молодежное, женское, движение за мир и др. Общие социальные движения неорганизованны, не имеют ни устоявшегося руководства, ни признанного членского состава; им свойственна низкая степень управления и контроля. Общие социальные движения развиваются главным образом неформально.



Специфические социальные движения: реформистские и революционные движения. Специфическое социальное движение - это движение, обладающее четко определенной целью, которую оно стремится достичь. В этом усилии оно развивает свою организацию и структуру, что делает его обществом.

Основныеэкспрессивные движения - религиозные движения и мода. Основные способы психологического воздействия.

· Внушение — целенаправленное эмоционально-волевое воздействие, основанное на некритическом восприятии. Суггестор - человек, осуществляющий внушение. Условия внушающего воздействия: авторитетность источника внушения и доверие к нему. Внушение может быть направлено как на отдельного человека так и на группу в целом

· Убеждение — способ психологического воздействия, который основан на логике, на обращении к разуму. Слагаемые убеждения: постановка фраз, аргументы, факты, доказательства, логические рассуждения.

· Заражение — бессознательная невольная подверженность индивида определенным психическим состояниям. Заражение носит автоматический характер и плохо поддаетсясознательному контролю. Это один из наиболее древних механизмов воздействия. Одним из наиболее ярких примеров заражения является распространение панических настроений. Высокая энергетика собственного поведения, артистизм в исполнении действий способствуют передаче своего состояния другому человеку.



· Подражание — способ психологического воздействия, который основан на воспроизведении индивидом черт и образцов демонстрируемого другими поведения. Публичная известность способствует стремлению подражать у других людей.

К видам психологического влияния относят также просьбы, принуждения, критику, игнорирование, самопродвижение и манипулирование

 

Вопрос №68. Понятие «малая группа» в социальной психологии. Специфика социально-психологического подхода к группе.

К малым относят разнообразные социальные объединения людей с небольшим и конечным числом участников, которые в той или иной форме включены в существующую систему общественного производства и контроля (к формальному определению малой группы мы обратимся чуть ниже).

Малые группы - это рабочие коллективы, научные лаборатории, учебные объединения, спортивные команды и т.д. Малые группы существуют реально: они доступны непосредственному восприятию, обозримы по своему размеру и времени существования. Их изучение может проводиться через специфические приемы работы со всеми членами группы (наблюдение за взаимодействием в группе, опросы, тесты на особенности групповой динамики, эксперимент). Можно вычленить конкретную цель существования таких групп (шаблон деятельности), так как они организованы по поводу какой-то деятельности, материальной или духовной.


Просмотров 655

Эта страница нарушает авторские права

allrefrs.ru - 2020 год. Все права принадлежат их авторам!