Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






Вопрос №54. Место социального восприятия в системе перцептивных процессов. Его специфика по сравнению с восприятием физическим



Место.

Структура межличностного восприятия описывается как трехкомпонентная. Она включает в себя: субъект межличностного восприятия, объект межличностного восприятия и сам процесс межличностного восприятия.

Для субъекта восприятия все характеристики разделяются на два класса: физические и социальные. Социальные характеристики включают в себя внешние (формальные ролевые характеристики и межличностные ролевые характеристики) и внутренние (система диспозиций личности, структура мотивов и т.д.). Соответственно такие же характеристики фиксируются и у объекта межличностного восприятия.

Важная специфическая черта межличностного восприятия - здесь в процесс включены два человека, каждый из которых является активным субъектом, и осуществляется одновременно как бы «двойной» процесс – взаимного восприятия и познания. При построении стратегии взаимодействия двух людей, находящихся в условиях этого взаимопознания, каждому из партнеров приходится принимать в расчет не только свои собственные потребности, мотивы, установки, но и другого. Выделены такие стороны этого процесса, как идентификация и рефлексия.

Идентификация: простейший способ понимания другого человека есть уподобление себя ему. Предположение о внутреннем состоянии партнера по общению строится на основе попытки поставить себя на его место.

В процесс взаимного восприятия людьми друг друга присутствует явление рефлексии. Здесь под рефлексией понимается осознание каждым из участников процесса межличностного восприятия того, как он воспринимается своим партнером по общению. Это не просто знание другого, понимание другого, но знание того, как другой знает (понимает) меня.

Специфика.

Наиболее очевидно отличает содержание межличностного восприятия от процессов восприятия физических объектов феномен казуальной атрибуции.

Каузальная атрибуция феномен межличностного восприятия. Заключается в интерпретации, приписывании причин действий другого человека в условиях дефицита информации о действительных причинах его действий[. Человек борется с мнимыми проблемами.



Понятие было сформировано Г. Келли,Ф. Хайдером, Ли Россом. Исследователи каузальной атрибуции пытались выяснить механизмы, факторы с помощью которых «рядовой человек», «человек с улицы» объясняет для себя причинно-следственные связи тех событий, которые он воспринимает, в том числе и своё собственное поведение[.

Мера и степень атрибуции зависят от двух показателей:

1. соответствие поступка ролевым ожиданиям — чем больше соответствие, тем меньше дефицит информации, следовательно степень приписывания будет меньше;

2. соответствие действия культурным нормам.

Г. Келли выделил три типа атрибуции:

· личностная атрибуция (причина приписывается человеку, совершающему действие);

· объектная атрибуция (причина приписывается объекту, на который направлен поступок);

· обстоятельственная атрибуция (причина приписывается обстоятельствам).

В ходе исследований было выявлено, что участник событий чаще использует обстоятельственную атрибуцию, а наблюдатель личностную.

Вопрос №55. Структура, эффекты и механизмы социальной перцепции.

Социальная перцепция - восприятие, понимание и оценка людьми социальных объектов (др. людей, самих себя, групп и т.д.).

Структура.

 Восприятие внешнего облика и поведенческих реакций объекта

 Восприятие внутреннего облика объекта, то есть набора его социально-психологических характеристик. Это осуществляется через механизмы эмпатии, рефлексии, атрибуции, идентификации и стереотипизации.



Механизмы.

«Идентификация» - процесс интуитивного отождествления, сравнения субъектом самого себя с другим человеком (группой людей), в процессе межличностной перцепции. Идентификация является способом распознания объекта восприятия, в процессе уподобление ему.

«Эмпатия» - это понимание другого человека путем эмоционального чувствования его переживания. Это способ понимания другого человека, основанный не на реальном восприятии проблем другого человека, а на стремлении эмоциональной поддержки объекта восприятия.

«Аттракция» - особая форма восприятия одного человека другим, основанная на устойчивом положительном отношении к человеку. В процессе аттракции люди не просто понимают друг друга, но формируют между собой определенные эмоциональные взаимоотношения.

Симпатия - устойчивое, положительное, эмоциональное отношение человека к другим людям или к группам людей, проявляющееся в доброжелательности, приветливости, оказанию внимания, восхищении.

Социальная рефлексия— это понимание другого человека путем размышления за него. Это внутреннее представительство другого во внутреннем мире человека.

Каузальная атрибуция - это интерпретация поведения партнера по взаимодействию через выдвижения гипотез о его эмоциях мотивах, намерениях, качествах личности, причинах поведения с дальнейшим их приписыванием этому партнеру.

Эффекты.

Важную роль в процессе восприятия человека человеком играют установки, которые приводят к возникновению различных социально-психологических эффектов. Наиболее полно исследованы три таких эффекта:

1) Эффект ореола («галоэффект») - информация, получаемая о каком-то человеке, «категоризируется» определенным образом, а именно накладывается на тот образ который уже был создан заранее. Этот ранее существовавший образ выполняет роль ореола, мешающего видеть действительные черты и проявления объекта восприятия.

Эффект ореола проявляется при формировании первого впечатления о человеке и заключается в том, что общее благоприятное впечатление приводит к позитивным оценкам неизвестных качеств воспринимаемого и, наоборот, общее неблагоприятное впечатление способствует преобладанию негативных оценок.

2) Эффект первичности проявляется в том, что при восприятии незнакомого человека преобладающее влияние имеет та информация, которая предъявляется сначала. Напротив, в ситуациях восприятия знакомого человека действует эффект новизны, который заключается в том, что последняя, т.е. более новая, информация оказывается наиболее значимой.

3) Эффект стереотипизации - это восприятие и оценка другого человека путем распространения на него характеристик какой-либо социальной группы. Это процесс формирования впечатления о воспринимаемом человеке на основе выработанных группой стереотипов.


Просмотров 644

Эта страница нарушает авторские права

allrefrs.ru - 2020 год. Все права принадлежат их авторам!