Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






Понятие и виды финансово-правовых санкций. Порядок применения финансово-правовых санкций



Санкция являет собой элемент правовой нормы, которая предусматривает неблагоприятные последствия для правонарушителя. Санкция существует в правовой норме как стимулятор, воплощенный в действительность лишь при правонарушении. Юридическую санкцию имеет смысл изучать не только под углом зрения юридической ответственности. Применение санкций не ставится в зависимость от вины правонарушителя, поскольку направлены они на восстановление нарушенных прав и обеспечение исполнения обязанностей. Упомянутые выше санкции относятся не к мерам ответственности, а к мерам защиты[8]. Из этого следует, что этот факт не дает оснований для определения юридической ответственности в качестве применения санкций.

Отличительной чертой санкций, закрепляющих меры юридической ответственности, выступают содержащиеся в них указания на неблагоприятный характер последствий, которые наступают в случае нарушения диспозиции. В таких санкциях закреплено государственное осуждение и государственное принуждение правонарушителя.

При рассмотрении финансово-правовых санкций следует бы уточнить сферу их действия. Финансово-правовые санкции закреплены в законодательстве о налогах и сборах, бюджетном законодательстве, в законодательстве о валютном регулировании и валютном контроле, в нормативных правовых актах о банковской деятельности, а также рынке ценных бумаг. Специфика общественных отношений также позволяет отграничить финансово-правовые санкции от административных.

Особенность финансово-правовых санкций проявляется в их предназначении в системе охранительных финансовых правоотношений. Поскольку финансовая ответственность выполняет правовосстановительную и карательную функции, то и финансово-правовые санкции нацелены прежде всего на восполнение финансовых потерь государства, принудительное выполнение обязанностей, устранение противоправных состояний.

Итак, можно сделать вывод, что если рассматривать понятие "финансово-правовая санкция" в узком смысле - это часть финансово-правовой нормы, имеет денежное, четко определенный характер и указывает на меры государственного принуждения, применяемые компетентными органами к субъектам , совершающих финансовые правонарушения. В широком смысле под финансово-правовой санкцией следует понимать - систему мер государственного принуждения, применяемые определенными государственными органами к лицам, которые совершили финансовое правонарушение.



Финансовые санкции – это меры государственного принуждения, предусмотренные финансово-правовыми нормами.

Финансовыми законодатель называет три санкции – взыскание недоимок, пеню и штраф. Их особенности заключаются в том, что они, во-первых, применяются в связи с нарушениями финансового законодательства, во-вторых, являются имущественными, в-третьих, взыскание производится всегда в денежной форме, в-четвертых, суммы финансовых санкций направляются в бюджет и, в-пятых, как правило, применяются компетентными органами.

Финансово-правовые санкции делятся на два вида, в соответствии с законодательством:

1. Правовосстановительные - направлены на возмещение ущерба, причиненного государству или органам местного самоуправления финансовых правонарушений. Такой санкцией является пеня - это денежная сумма, которую налогоплательщик, сбора должен выплатить в случае уплаты сумм налога или сбора в более поздний по сравнению с установленным законодательством срок.

Функция пени как финансово-правовой санкции заключается в том, чтобы компенсировать государству или органам местного самоуправления тот вред, а именно убытки, которые они несут в связи с несвоевременной уплатой соответствующими субъектами в бюджет налога, сбора, несвоевременный возврат бюджетных средств и др.. Есть финансово-правовая пеня это дополнительное бремя для правонарушителя, размер которой определен законодательством.



Пеня в налоговом праве соответствует всем признакам юридической ответственности: условия назначения и порядок реализации пени законодательно определены; пеня неотделима от правонарушения и выступает его следствием, она связана с реализацией санкции правовой нормы, оплата пени сопряжена с государственно-властной деятельностью и является проявлением государственно -правового принуждения, оплата пени означает выполнение дополнительной обязанности, при уплате пени правонарушитель несет лишения имущественного характера.

По действующему законодательству процентная ставка для пени равен 120% учетной ставки НБУ за каждый день просрочки. Подобный механизм использования учетной ставки для расчета процентов за неуплаченные налоги используется и в других странах.

Учетная ставка призвана учитывать реальную ситуацию, в частности, взаимоотношения спроса и предложения на денежном рынке, стоимость денежных ресурсов, их изменчивость во времени. Зависимость компенсационной санкции от учетной ставки НБУ, безусловно, позволяет более точно учесть величину экономического ущерба, нанесенного в результате несвоевременной уплаты налогов.

Пеню следует рассматривать как самостоятельное мероприятие финансово-правовой ответственности, характеризуется специфическими признаками, которые отличаются от признаков штрафа. Во-первых, потому что пеня, в отличие от штрафа, действует как взыскание уже в момент привлечения правонарушителя к ответственности. Во-вторых, особенность пени состоит в определении ее размера. В-третьих, пеня осуществляет компенсационную функцию, в отличие от штрафа.

В налоговом законодательстве большинства зарубежных стран пеня за просрочку уплаты налогов также рассматривается как разновидность санкций финансово-правовой ответственности.

2. Карательные (штрафные) финансово-правовые санкции устанавливаются за финансовые правонарушения с целью наказания правонарушителя.

В юридической литературе штраф, как мера юридической ответственности или правовая карательная санкция, характеризуется: государственным принуждением; ограничением имущественных интересов лиц, в отношении которых он применяется; одноразовым взысканием; применением только по отношению к лицам, которые нарушили правовые обязанности перед обществом и государством, при установлении их вины.

Согласно п.1.5 ст.1 Закона Украины "О порядке погашения ... под штрафной санкцией (штрафом) признается плата в фиксированной сумме или в виде процентов от суммы налогового обязательства (без учета пени и штрафных санкций), которая взимается с плательщика налогов в связи с нарушением им правил налогообложения, определенных соответствующими законами.

По действующему налоговому законодательству сумма штрафных санкций рассчитывается исходя из суммы неуплаченного налогового обязательства. Прибыль (доход) полученный с нарушением законодательства по искам налоговых органов взимается в пользу государства, однако не признается базу исчисления штрафных санкций. В свою очередь, суммы сокрытого (заниженного) прибыли (дохода) является базой исчисления налога, а не базой для начисления штрафных санкций. Такие суммы, по действующему законодательству, если они получены на законных основаниях, вообще не изымаются у плательщика.


Просмотров 3412

Эта страница нарушает авторские права

allrefrs.ru - 2020 год. Все права принадлежат их авторам!