Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






Социальная работа с семьями и детьми мигрантов



Семьи и дети мигрантов — один из важных каналов, по которому успешно идет интеграция в российское общество. Эта работа ведется как в классических, так и неклассических формах, совместно с семьями «старожилов» и отдельно для мигрантов. Формирование сети учреждений социального обслуживания семьи и детей началось в 1993—1994 гг. в соответствии с Указом Президента РФ от 1 июня 1992 г. «О мерах по реализации Всемирной Декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей в 1990 годы». В нем органам исполнительной власти субъектов РФ рекомендовалось «содействовать созданию и укреплению территориальной сети учреждений нового типа социальной помощи семье и детям». Такими учреждениями нового типа стали центры социальной помощи семье и детям, центры психолого-педагогической помощи населению, центры экстренной психологической помощи по телефону, социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних, социальные приюты для детей и подростков, центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей, реабилитационные центры для детей и подростков с ограниченными возможностями. В других учреждениях социального обслуживания населения открывались отделения по работе с семьей и детьми.

Число социальных услуг семье и детям постоянно возрастает. Если в 1995 г. было обслужено в разных учреждениях социального обслуживания 885 495 семей, то в 2004 г. — 3 336 907 семей. В 2004 г. центры социального обслуживания семьи в России обслужили 9,6 тыс. семей беженцев и вынужденных переселенцев. На 1 января 2005 г. количество таких учреждений в ведении органов социальной защиты населения в 89 субъектах РФ по сравнению с предыдущим годом увеличилось на 142 и составило 3371.

В ближайшей перспективе планировалось создание свыше 300 учреждений социального обслуживания семьи и детей различного типа.

Вместе с тем было много случаев, когда соответствующая помощь семьям и детям мигрантов не оказывалась или оказывалась формально, несмотря на трудную жизненную ситуацию. Психолог Ф. Ахерн считает, что испытания, которые детям мигрантов приходится переносить, соотносятся с такими понятиями, как «травма», «утрата» и «жестокое лишение». Травма становится последствием страха, связанного со стихийным бедствием, жестокостью со стороны каких-либо людей, войной, этническим конфликтом, унижением. Она воспроизводит стрессовые состояния. Дети беженцев могли оказаться свидетелями бомбежек, убийств, нанесения другому лицу телесных повреждений, могли сами подвергаться насилию. Они нуждаются в психолого-социальной помощи[147]. Другие стрессовые ситуации возникают у детей беженцев, когда они сравнивают свое положение и положение детей в благополучных семьях — их одежда, дом, игрушки, питание, а также отношение к ним сверстников. Это обостряет состояние переживания «утраты», что является определяющей характерной чертой статуса беженца.



Понятие «жестокие лишения» отражает потери, которые ведут к наиболее серьезным расстройствам. Для таких детей характерны неврозы, депрессии, ухудшение умственных способностей, ослабление физической активности. Исследователи отмечают, что наиболее уязвимым в этом отношении является дошкольный и подростковый возраст.

Травматические стрессовые ситуации негативно влияют на состояние здоровья как взрослых, так и детей. Возникает необходимость создания реабилитационных центров, государственных, общественных, курируемых некоммерческими организациями, которые помогают и местному населению, и семьям мигрантов, и беспризорным детям.

В Москве разработана программа «Солнечный круг» для оказания помощи в создании подобных организаций. Общественная организация может ставить перед собой задачи развития различных видов социальной реабилитации детей и их семей. Например, создание курсов обучения воспитателей, социальных работников; помощь действующим центрам и создание собственной сети социально-психологических реабилитационных центров; разработка социально-реабилитационных программ для детей, программ социальной профилактики детской и подростковой дезадаптации, в том числе детской наркомании; выявление потребностей в различных видах социальной и психологической помощи семьям, попавшим в сложную ситуацию; социальный патронаж таких семей; открытие собственных приемных и телефонных линий для обращений граждан, а затем проведения консультаций и направ-ления граждан в соответствующие структуры, представления интересов семей в государственных и иных общественных организациях с целью побуждения их к оказанию практической и социальной помощи, создания экспериментальных групп, классов диагностической, консультативной помощи детям, подросткам и их семьям.



Дети беженцев испытывают суровые лишения из-за недостатка пищи, воды, отсутствия медицинского обслуживания, надлежащего жилья, что ведет к физическому истощению организма. Развитие ребенка в результате замедляется; истощается и его эмоциональный потенциал. Однако социальная помощь детям мигрантов заключается не только в том, чтобы обеспечить им элементарные условия для реализации естественно-антропологических потребностей (питание, жилье, медицинское обслуживание), но также дать возможность формировать духовно-культурные (учеба, общение с родителями и сверстниками) и агентно-профессиональные (обучение ремеслу, трудовое воспитание) потребности. Эти потребности далеко не везде реализуются. Например, в Волгоградской области по официальным данным более 300 детей и подростков не посещают школу. Но таких детей в области гораздо больше, поскольку не ведется статистика посещения школы детьми мигрантов из государств Средней Азии. Дети этой категории торгуют вдоль дорог. На сезонные работы приезжают рабочие из Таджикистана, остаются потом на зиму, проживая порой в землянках вместе с со своими детьми. Таких детей в школу не оформляют, так как нет необходимых документов. Им в первую очередь необходима социальная помощь, потому что в отличие от родителей, хотя бы слабо изъясняющихся по-русски, дети совсем не знают русского языка. Среди мигрантов, получивших статус вынужденных переселенцев и соответствующее обустройство, некоторые не пускают детей в школу, ограничивают общение с детьми по языковой причине, боясь, что они будут отторгнуты сообществом сверстников.

Подобные примеры, изобилующие и в других субъектах РФ, свидетельствуют о том, что социальная работа с детьми мигрантов, помимо традиционного социального обслуживания (социально-материальных и медико-социальных услуг), должна включать меры психологической адаптации, преодоления отчуждения, умения общаться со сверстниками. Необходимы бесплатные курсы по русскому языку, проводимые по интеграционной социокультурной программе. Кроме того, многим таким детям необходима помощь социальных педагогов, занятие в классах по ликвидации отставания в учебе и социокультурном развитии. Понадобится и психологическая коррекция для части детей мигрантов, некоторые из них, по существу, превращаются в безнадзорных и даже в беспризорных. Обустройство, социальная адаптация последних особенно трудны. В целом требуются специальные учебные программы, а также социальные услуги, чтобы восстановить нормальные личностные качества, психическое и соматическое состояние, уровень социокультурного развития таких детей, на основе чего только и возможна постепенная интеграция в российское общество.

Для аккультурации и интеграции детей мигрантов немало можно сделать, привлекая ресурсы образования и художественного творчества. Так, общественные движения при поддержке государственных органов провели в 2001 г. I Всероссийский фестиваль для одаренных детей мигрантов «Сквозь тернии к звездам». Фестиваль проходил в два тура. В течение всей осени 14 НПО «Форума» готовили и проводили конкурсы в своих регионах. В декабре победители приехали на заключительный тур в Москву, который проходил с 30 ноября по 1 декабря. Он проводился при содействии Правительства Москвы и Министерства культуры РФ, Российского и Московского фондов культуры, благотворительного фонда «Новые имена» и Центра народной помощи «Благовест». Для фестиваля были выделены (бесплатно) престижные концертные залы (в Словацком центре и Государственном музее А.С. Пушкина). Все дети смогли посетить достопримечательные места столицы и получили подарки. В фестивале участвовало более 200 детей.

Заключительный тур проходил в великолепном концертном зале музея А.С. Пушкина. Авторитетное жюри было поражено талантами детей мигрантов. Лауреатами фестиваля стали 32 чел., 6 победителей получили стипендии фонда «Новые имена», 6 — благодарности от министра культуры РФ. Другие фонды также приняли участие в творческой судьбе наиболее ярких участников фестиваля. По единодушному мнению жюри, традиция детских мигрантских фестивалей должна быть продолжена. О фестивале писала центральная пресса, шли передачи на каналах радио. «Форум переселенческих организаций» продолжил организацию подобных конкурсов. На конкурс в 2005 г. приехали более 100 конкурсантов после отбора в 12 региональных конкурсах. Организаторы конкурса подчеркнули, что искусство помогает детям преодолевать последствия ужасов войны, дает моральную поддержку, показывает, что среди детей-мигрантов много талантов, что они не обуза, а гордость России.

Московский фонд культуры в 2002 г. провел конкурс детского рисунка, пригласив «Форум» в партнеры. Проводился литературный конкурс для детей мигрантов «Полюби меня, Родина!». Первый конкурс проходил в 2001 г. при материальной поддержке УВКБ ООН, фонда Сороса и при организационной поддержке Союза журналистов России. В 38 региональных СМИ было опубликовано объявление о конкурсе. Более 50 участников из 13 регионов России прислали свои искренние исповеди, рассказы и стихотворения. О судьбе мигрантов написали не только дети из мигрантских семей, но и местные школьники. В жюри конкурса вошли: Г. Остер — детский писатель; В. Соболева — пресс-секретарь УВКБ ООН; Л. Графова — Председатель Исполкома «Форума переселенческих организаций»; П. Гутионтов — заместитель Председателя Союза журналистов РФ; Е. Короткова — корреспондент газеты «Московский комсомолец»; Т. Воронько — руководитель творческих программ Московского фонда культуры; Е. Белугина — журналист Информационного агентства «Миграция». Дипломы были присуждены 13 лауреатам. Им были вручены подарки от Центра народной помощи «Благовест». Остальным участникам посланы благодарственные письма и сувениры от УВКБ ООН. Опубликован сборник лучших конкурсных работ.

В аккультурации и интеграции значительную помощь может оказать и оказывает школа. Большое значение должно придаваться школьному воспитанию и образованию детей мигрантов. Этнокультурные проекты направлены на интеграционную работу, воспитание толерантности, взаимодополняемость культур[148]. Проведен конкурс авторов интеграционных проектов из 18 школ, в которых участвовали педагоги и школьники. В 2006 г. была проведена презентация проектов победителей и «круглый стол». В Краснодарском крае, где много детей мигрантов из Армении, прошли уроки на тему «Пушкин и армянская поэзия». Подготовлены сценарии классных часов, праздников. В Москве работают школы с этнокультурным компонентом, где учатся дети мигрантов из стран СНГ, Афганистана, Турции, Ирака, а также коренных российских этносов. Например, дети татар, живущих в Москве, с 1998 г. получили возможность учиться в школе № 1186 (Юго-восточный административный округ столицы) с татарским этнокультурным компонентом[149], а корейцы — в школе № 1086 с этнокультурным корейским компонентом образования[150]. В Челябинской области образована школа для детей — представителей такого традиционно кочующего этноса, как цыгане. В структуре Центра межнационального образования «Этносфера» совместно с Московским комитетом образования и УВКБ ООН была создана Информационно-методическая служба, занимающаяся проблемами образования вынужденных мигрантов.

Департамент социальной защиты Правительства Москвы и благотворительный фонд «Самю Сосьяль — Москва» подписали договор о сотрудничестве. Фонд использует парижские методы социальной работы с детьми мигрантов и беспризорниками. Специалисты на машине, принадлежащей фонду, объезжают места, где собираются беспризорники. В данную группу входят водитель-охранник, социальный работник-психолог и медработник. Они выезжают по вечерам к беспризорникам, развозя им еду и одежду. Задача-минимум такой социальной работы — оказать помощь голодным и замерзающим детям, показать, что есть люди, которым они не безразличны. Задача-максимум — помочь этим детям восстановить нормальную идентичность, идентификацию с социальными структурами общества, оказать на них положительное влияние, чтобы они сами отказались от бродячей жизни[151].

 

 

Дети могут оказываться в эмиграции без родителей и сопровождения взрослых. При обнаружении и задержании детей мигрантов в России они направляются в специализированные учреждения, где до их отправления на родину с ними проводится социальная работа. Государства — участники СНГ подписали Соглашение о сотрудничестве в вопросах возвращения несовершеннолетних в государства их постоянного проживания. 2 июня 2006 г. Россия ратифицировала это Соглашение, что поможет урегулировать вопросы содержания маленьких иностранцев в специальных приютах, обеспечивать социальную работу, устанавливать статус ребенка. Ранее возвращение таких детей в страну гражданства (пребывания) решалось через посольства на основании общих гуманитарных норм. Теперь такое возвращение будет легче оформлять на основе Соглашения. •

Но среди детей мигрантов много россиян. Они приезжают в крупные города самостоятельно или оказываются в такой ситуации по причине потери их родителями, обмана, эксплуатации. В Москве таких детей собирается в год около 20 тыс. Их также отправляют в спецприемники, где с ними занимаются сотрудники детских комнат милиции, педагоги и социальные работники. В перспективе такое направление социальной работы будет по-прежнему востребовано, оно потребует координации действий ФМС, управлений социальной защиты, сотрудников детских домов, посольств и консульств, московских школ и интеграционных центров.


Эта страница нарушает авторские права

allrefrs.ru - 2019 год. Все права принадлежат их авторам!