Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






Специфика факторов интеграции мигрантов



В работе с мигрантами учитываются предпосылки и характер солидаризации, существовавшей на старом месте, складывающейся на новом месте, а также общая атмосфера в регионе и обществе. Более чем в 30 субъектах РФ были созданы миграционные программы, отражающие местную специфику. При этом социальный работник должен учитывать весь комплекс причин переселения, ценностей и механизмов социальной интеграции на старом и новом месте. Каковы отношения мигранта и новой общности, каков уровень толерантности? Какова динамика социального и правового статуса мигранта? Есть ли предпосылки для этнокультурных и социальных конфликтов? В какой ситуации оказываются дети мигрантов? Все эти вопросы приходится решать социальному работнику вместе с работниками миграционных служб.

Так, необходимо учитывать роль семьи. С одной стороны, семья помогает человеку выжить в труднейшей ситуации, поддержать, придать новые силы, установить связи с общиной и становится, таким образом, позитивным фактором интеграции. Но в то же время семейным мигрантам приходится особенно трудно. Часть трудовых мигрантов отказывает себе во всем, чтобы отсылать деньги семье, оставшейся на родине. Если их заработки невелики, то тяжелый труд, отсутствие времени и денег для нормального общения не способствуют интеграции. Если же мигрант переезжает с семьей, то в трудной ситуации оказываются прежде всего дети.

Положение детей беженцев в семье, сообществе сверстников, в школе очень часто наносит ущерб их самоидентификации. Незнание языка и культуры принимающей страны приводит к тому, что они чувствуют себя дискомфортно, дезадаптируются, отстают от других учащихся в изучении школьных предметов. Стремление сохранить собственную идентичность, приверженность прежним ценностям, наоборот, обостряет их пребывание в новой среде. Особенно это остро проявляется в школе. Проблемы детей мигрантов в школе могут стать причиной дезадаптированности всей семьи, что вынуждает их покидать это место жительства и искать новое. Подрываются возможности ребенка получать позитивные ощущения за пределами семьи, т. е. в общине.

В этом смысле община, по мнению немецкого специалиста Ф. Ахерна, оказывает сильное влияние на процесс самосознания личности, ее развитие и определяет все взаимоотношения с другими людьми. Поэтому распад инфаструктуры общины, ее экономический развал и культурная разобщенность ведут к нарушению взаимопонимания, враждебности и росту преступности в данном регионе. Когда отдельные личности и целые семьи теряли связь со своей территорией, они лишались одновременно поддержки людей и социальных институтов. Такая дезадаптация проявлялась как ощущение страха, чувство незащищенности, злобы, тревоги и депрессии. Дети беженцев наряду с родителями всегда остро переживают дезинтеграцию с прежней общиной. А процесс формирования новой общины в принимающей среде и адаптация к ней даются им очень трудно, как и приобщение к новой культуре.



Культура является посредником в рамках коллективных интересов людей, представляющих общину. Она выступает цементирующим средством, которое интегрирует общину, придавая ей смысл и необходимую сплоченность. Существующие модели и структуры социализации способствуют передаче культуры от поколения к поколению. Попадая в другую страну, детям необходимо адаптироваться к новой культуре, овладеть новыми ценностями, которые противоречат часто их традиционным ценностям и нормам, что приводит к напряженным отношениям в семье, неизбежным конфликтам. Известно, что большую роль в процессе социализации играет школа. Она постепенно формирует в ребенке нравственные нормы и определенные стандарты поведения. Но в условиях положения беженцев процесс социализации ребенка существенно изменяется. Он уже связан с приобщением к новой культуре, отличной от привычного уклада жизни в семье.

В программах натурализации, аккультурации, профессиональной адаптации следует учитывать этнические различия мигрантов. Одни программы необходимы для русских мигрантов из Белоруссии, Украины, других государств СНГ и Балтии. Близкие по содержанию программы возможны для русскоязычных иммигрантов других национальностей (украинцы, белорусы, татары, евреи, армяне, молдаване, казахи и др.) из данных государств[135].



Такие миграционные потоки способствуют сохранению национально-государственной и этнокультурной идентичности россиян. Но необходимо разработать специальные дифференцированные миграционные программы для плохо говорящих по-русски мигрантов из Таджикистана, учитывая их массовый приток, а также иммигрантов из Афганистана, Ирака, Кореи, Вьетнама, Индии и Турции. В перечисленных странах много безработных, поэтому они обладают значительным потенциалом эмиграции, в том числе на территорию России.

В отношении иммигрантов из Китая должна быть разработана особенно взвешенная миграционная стратегия. Компактное расселение иммигрантов из Китая вдоль Государственной границы РФ на Дальнем Востоке, да еще в районах прохождения Транссибирской магистрали, чревато впоследствии возможными серьезными геополитическими осложнениями. Пока еще значительная часть китайцев мигрирует с севера Китая на юг Китая, где развертывается промышленный бум. Поэтому только небольшая часть миграционного потенциала с севера Китая едет в российское Приморье. Миграционные программы и работа с мигрантами должны учитывать возможные изменения в ориентации китайской миграции. Дифференцированные программы должны быть созданы также для иммигрантов из стран Африки.

Не все иммигранты способны одинаково адаптироваться в иноэтничной среде, к климатическим зонам России. Некоторые этносы, находясь в других странах, в минимальной степени усваивают культуру страны пребывания, интегрируются только в диаспоре (китайцы, вьетнамцы, турки). Другие этносы (например, индусы) более восприимчивы и толерантны к иной культуре, и если их нормально встречает принимающая среда, они успешно натурализируются в новую общность и даже аккультурируются и ассимилируются. Необходимо учитывать этнические и климатические особенности региона, в который переселяются мигранты. Например, своя специфика есть у северокавказских и дальневосточных регионов России. Сложная этно-социальная обстановка уже сложилась в связи с миграцией в Краснодарском, Ставропольском, Хабаровском, Приморском краях. Поэтому необходимо сочетание индивидуальной, семейной, групповой, этноориентированной социальной работы с социальным административным планированием. Чрезвычайно важно сотрудничество с органами власти[136], со СМИ в формировании идеологии единства соотечественников, абсолютной ценности каждого человека, идеологии толерантности, совместного труда и единой судьбы. В этом плане важна специальная пропаганда прав человека, а именно — разъяснение прав вынужденных переселенцев, добровольных переселенцев и других мигрантов. В индивидуальной работе применим весь арсенал методов специалиста социальной сферы: социально-психологических, личностно-психологических, социометрических, возрастной психологии, медико-социальных, консультационно-правовых. При групповой работе продуктивны методики «группы самостоятельного опыта», «группы взаимопомощи», групповой психотерапии, поддержки соседских общностей (в местах компактного проживания), землячеств для представительства интересов переселенцев.

Специфические условия для интеграции мигрантов создавались в местах компактного проживания вынужденных переселенцев. При компактном расселении вынужденных переселенцев им оказывалась со стороны государства финансовая помощь для создания инженерной и социальной инфраструктуры поселений, а также рабочих мест. В случае переселения в сельскую местность предоставлялись земельные участки из целевого земельного фонда для индивидуального жилищного строительства. Создавались условия для ведения личного подсобного хозяйства и создания крестьянских (фермерских) хозяйств. Но бывает, что компактность поселения мигрантов приводит к их изолированной натурализации, сохранению отрыва от социальной среды. Мигранты замыкаются в своем кругу и только в формальном плане общаются с местными жителями и муниципальными властями. В таких случаях необходимы мероприятия, способствующие большей открытости мигрантских сообществ, иначе негативные моменты в восприятии их со стороны принимающего общества будут усугубляться.

В целях стимулирования переселения на малонаселенные и удаленные территории следует совершенствовать систему дифференциации экономических стимулов в зависимости от предложенных и выбранных вынужденными переселенцами мест для постоянного (временного) проживания. Государственный контроль за использованием земельных участков, предоставленных из целевого земельного фонда для размещения поселений, жилищного строительства, в том числе индивидуального, личного подсобного хозяйства и иных нужд, осуществляют органы государственной власти РФ по земельным ресурсам и землеустройству (территориальные органы, а также другие специально уполномоченные государственные органы в соответствии с установленным порядком). Разработана система действенного контроля за выделением земельных участков для размещения поселений вынужденных переселенцев и использованием созданного целевого земельного фонда.

Федеральная миграционная программа предусматривает создание 107 таких мест на территории России. Наиболее крупное из них находится в г. Борисоглебске Воронежской области для вынужденных мигрантов из Таджикистана (22 тыс. чел.). Большое компактное поселение беженцев и вынужденных переселенцев расположено в Воротынске Калужской области, куда в 1989-1990 гг. из зоны Карабахского конфликта, а затем, после резни в Баку и Сумгаите, самолетами МЧС были доставлены первые тысячи мигрантов. За 10 лет миграции население компактного поселения выросло с 2 до 14 тыс. чел., являя собой уникальный социум и общественный феномен, который еще предстоит изучать. Иногда в новом месте сохраняется ранее сплоченный коллектив мигрантов. Например, в Орловскую область, в тургеневские места, переехала сначала группа духоборов из Грузии, создав свою общину, а затем группа молокан. В подобных новых естественно-антропологических и социокультурных условиях солидарности социальные работники могут опереться на общность переселенцев, практикуя методики «группы самостоятельного опыта», «развития через группу психосоциальной компетенции». Ф. Ахерн отмечает, что основой большинства программ должны быть так называемые «вторичные предупредительные меры» на уровне общины, семьи или отдельной личности, помогающие беженцам вновь создать свои общины на новой земле, наладить связи между индивидами и семьями.

Для значительного числа мигрантов на основе Федеральной миграционной программы проводилось некомпактное расселение (936 тыс. чел. — 9,3 тыс. семей). Здесь проблемы реинтеграции могут быть осложнены в зависимости от различных параметров среды и характеристик самого мигранта[137]. Но гораздо сложнее были условия интеграции при значительных потоках вынужденных мигрантов в Ингушетии, Чечне, Ставрополье, расселяемых во временных лагерях или вообще не получающих государственной защиты из-за недостатков в организации.

Социальный работник может продуктивно влиять на восстановление естественно-антропологических, духовно-культурных, агентно-профессиональных условий и прав мигранта. Сотрудничество с медицинскими учреждениями, миграционными службами и службами занятости помогает в вопросах трудоустройства, профессиональной ориентации, профессиональной адаптации мигрантов. Все вместе это работает на интеграцию переселенцев и их общностей. Специализация социального работника на вопросах миграции обязательно включает решение данных проблем в контексте изучения этнокультурных особенностей контингента мигрантов.

При этом социальный работник непосредственно или опосредованно опирается на помощь специализированных государственных и общественных организаций и учреждений по вопросам мигрантов.

 

 

В 1990-е гг. на переднем плане оказались экстренные виды вынужденной миграции, что наложило отпечаток на характер социальной работы. В 2000-е гг. социальные работники смогут уделять внимание не только вынужденной миграции, но и участвовать в проектах управляемой миграции в разных регионах, активнее участвовать в разработке и реализации научно обоснованной политики реинтеграции с учетом процессов глобализации. В Концепции регулирования миграционных процессов обращено уже большое внимание социально-экономическим миграциям. В Федеральной миграционной программе на 2006—2010 гг. предусмотрены миграционные амнистии, более детальный учет потребностей регионов в рабочей силе, а также подготовка и переподготовка специалистов по миграции, в том числе изучение культур различных миграционных контингентов.

Ф. Ахерн говорит о необходимости создания комплексной программы подготовки социальных работников для работы с беженцами, в том числе и с детьми мигрантов.Эта программа должна быть разработана с учетом деятельности соцработников в разных условиях. Студентам следует знать корни этого феномена, причины возникновения миграции, все процессы, связанные с поселением беженцев, периодом их адаптации вплоть до приведения к нормальной жизни. Натурализация, аккультурация, профессиональная адаптация будут проходить успешнее, если удастся наладить работу с мигрантами на уровне общин и семей.

 


Эта страница нарушает авторские права

allrefrs.ru - 2019 год. Все права принадлежат их авторам!