Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






Значение участия негосударственных организаций в работе с мигрантами



Участие негосударственных организаций в социальной работе, в том числе с мигрантами, имеет давнюю историю. Так, в Германии социальную работу первоначально поддерживали и финансировали преимущественно свободные благотворительные союзы и общества. Начало было положено еще Германским конгрессом благотворительности в конце XIX в., который инициировал создание Германского благотворительно союза заботы о бедных. Затем в 1919 г. был создан Германский союз государственного и частного попечительства. Только после Первой мировой войны возникла государственная служба социальной помощи населению, которая существует и по сей день в виде ведомств социального обеспечения, охраны здоровья и помощи молодежи. Те сферы оказания услуг, которые не охватывают государственные и муниципальные службы (а в отношении мигрантов незанятые государством ниши еще остаются), заполняются услугами, оказываемыми негосударственными, в том числе общественными, организациями.

Пример многих государств, в частности Дании и Германии, свидетельствует, что необходимо преодолевать скепсис по отношению к частной и коллективно-общественной инициативе в социальной работе вообще, и с мигрантами в частности. Государство может интегрировать эти инициативы в свою систему социальной работы. Этому способствует высокий статус социальной политики и социальной работы. Декан факультета социальной работы Московского государственного социального университета С.С. Гиль отмечает господство такого принципа в современной Германии, вследствие чего там носителями профессиональной социальной работы как вида деятельности в соответствии с социальным законодательством страны считаются как государственные, так и негосударственные организации, а также частные лица. Но в отличие от российского опыта, в Германии, а особенно в Дании максимально используют негосударственную инициативу, стимулируют ее проявление в сфере социальной работы с населением. Законодательство Германии предполагает делегирование полномочий в реализации любой из задач социальной работы организациям, готовым их разрешать компетентно и эффективно. При этом финансовые отношения «свободного носителя» (Freitraeger) и государства рассматриваются, как отношения партнеров и инвесторов. Государство финансирует до 75% расходов на осуществление проекта, заявленного «свободным носителем» и актуального для государства и общества. «Свободный носитель» обязан нести расходы на осуществление проекта в сумме не менее 25% от стоимости проекта.



В России негосударственные организации (в виде некоммерческих организаций — фондов, общественных объединений) могут оказывать мигрантам социальные услуги, соответствующие Национальному стандарту социальных услуг Российской Федерации. Спектр услуг, оказываемых общественными организациями мигрантам, может по своим формам быть более богатым, выходить на все сферы жизнедеятельности, вовлекать более разнообразные ресурсы. Например, для обеспечения интеграции общественными организациями применяются ресурсы культуры и искусства, туризма, спорта, науки, предпринимательства, рекреационных, оздоровительных учреждений, трудотерапии, правовой защиты в судах и т. д. Общественные организации участвуют в создании коллективных поселений с компактным проживанием мигрантов из определенных государств, например русскоязычных беженцев и иммигрантов из Таджикистана в г. Борисоглебске. В таких местах компактного проживания удается эффективно применять как классические (например, работа в общине), так и новые (групповой терапии) формы социальной работы. Здесь могут действовать общественные организации переселенцев (мигрантов), международные организации, обеспечивающие формы работы, оказывающие влияние как на среду (сообщество, принимающее мигрантов), так и на самих мигрантов.

По самым скромным подсчетам, только в Европейской части России действуют более 200 объединений мигрантов и помогающих им отечественных и зарубежных организаций. Одним из наиболее ярких примеров является деятельность уже упоминаемой выше многопрофильной организации «Форум переселенческих организаций», а также организаций «Балтийский союз», «Балтийское содружество», Башкирское республиканское общество беженцев и вынужденных переселенцев, «Бежин Луг» в Орловской области. Белгородская региональная общественная организация «Пристань» помогает переезжать и обустраиваться переселенцам из стран СНГ, способствует устройству детей мигрантов в школы, строительству домов для мигрантов. Переселенческая организация в Башкирии создала уникальный детский реабилитационный центр.



В Программе действий Конференции переселенческих организаций было рекомендовано способствовать объединению групп самопомощи мигрантов в ассоциации. Именно такой ассоциацией и является «Форум переселенческих организаций»- За несколько лет своего существования он превратился в массовое Переселенческое движение. Активно себя зарекомендовали Координационный совет помощи беженцам и вынужденным переселенцам, ведущий просветительскую работу, Российский фонд помощи беженцам «Соотечественники», помогающий создавать рабочие места и временные трудовые коллективы. Международная организация по миграции (MOM) оказывает экспертную и консультативную помощь, организует семинары, помогает в осуществлении в Тамбове и Новгороде пилотных проектов расселения вынужденных мигрантов.

ЭКОцентр «Среда обитания» разрабатывает Проекты расселения и строительства жилья для мигрантов с их участием. Благотворительная организация помощи вынужденным переселенцам «Гражданское содействие» и Ассоциация «Светоч» в Пензенской области оказывают бесплатные юридические услуги, осуществляют трудоустройство, правовое просвещение как Мигрантов, так и всего местного населения. Форум переселенческих организаций координирует деятельность различных объединений мигрантов и фондов, поддерживает связи с органами государственной власти и местного самоуправления. В Концепции регулирования миграционных процессов 2003 г. предусмотрено активное содействие государства, органов местного самоуправления общественным организациям мигрантов.

Эта сеть переселенческих организаций расширяется. Аппарат «Форума переселенческих организаций» является защитой для региональных переселенческих организаций. Благодаря объединению переселенческие организации предпринимают совместные действия, имеющие гораздо больший эффект, чем одиночные акции. Используется потенциал различных коммуникаций. Например, позитивный опыт НПО становится достоянием всех организаций, распространяясь через «Вестник Форума», веб-сайт «Форума», а также во время обменов опытом, личных приемов мигрантов сотрудниками аппарата.

В Новосибирске развивают такую форму, как добровольческая активность населения. Добровольцы — это, как правило, сами мигранты, в том числе и те, кто уже решил свои вопросы и успешно интегрировался. Но, кроме того, к работе подключаются и некоторые местные жители. Участие добровольцев расширяется в качестве одного из основных ресурсов для работы в сообществе. Это расширение в цифрах выглядит следующим образом — от 27% организаций в 1997 г. до около 90% в 2001[134]. Добровольческое участие зарекомендовало себя как чрезвычайно эффективное. Добровольцы собирают пожертвования для мигрантов, содействуют трудоустройству и нахождению жилья, обучаются и работают в качестве консультантов, сидят с детьми, собирают информацию о ресурсах, необходимых для адаптации и интеграции мигрантов, помогают создавать группы самопомощи, вместе с социальными работниками осуществляют коллективные формы (работу в общине). Участие добровольцев теперь закладывается как элемент реализации социальных программ юридической подготовки и переквалификации (с особым упором на права человека) социальных работников, работников миграционных служб.

Создаются добровольческие центры для реализации социальных проектов. Их называют еще инфраструктурой возможностей, т. е. организациями, которые принимают добровольцев и предоставляют им определенный фронт работ, а также находят «социальных аниматоров». Эти люди готовы выступить в роли как инициаторов привлечения менее активных людей, так и лидеров на всем протяжении проекта (независимо от срока жизни проекта). Требуется и создание системы повышения морального веса добровольцев. В Новосибирске проводились конкурсы «Доброволец года», размещалась информация о кандидатах в добровольцы в местных СМИ.

К тому же общественные объединения проводят различные научные, в том числе социологические и психологические, исследования проблем мигрантов, их поведения, потребностей, трудных ситуаций, девиации и т. д. Эти исследования позволяют корректировать формы и методы социальной работы, проводить эксперименты и отслеживать процесс интеграции мигрантов, состояние толерантности и комплементарности среды.

MOM проводила программу по снижению и предотвращению нелегальной миграции в Свердловской области совместно с областным ГУВД. Суть программы — широкое информирование населения, трудовых мигрантов и их работодателей о трудовой миграции и законах, регулирующих ее. Основная цель этой программы — преодолеть создавшийся дефицит информации, что порождает различные правонарушения и негативные слухи, которые мешают натурализации, аккультурации и адаптации мигрантов, интегрированию их в российское общество.

 


Эта страница нарушает авторские права

allrefrs.ru - 2019 год. Все права принадлежат их авторам!