Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






Опыт специализации социальной работы в зарубежных странах



Дифференциация направлений и специализация социальной работы зависят от функциональной основы, социальной структуры общества. Работа с мигрантами начинает выделяться как специализация и развиваться в тех странах, куда поступали значительные потоки мигрантов и где было необходимо их интегрировать (абсорбировать), например в США, Германии, Израиле, Франции, Испании. Появились даже соответствующие отраслевые министерства. На эту дифференциацию и специализацию влияли многие функциональные и структурные факторы- Фактор создания социального правового государства и его функций становился определяющим в Скандинавских странах, Франции, Германии. В значительной мере это касалось состояния жизненных сфер — естественно-антропологической сферы (особенно жилья), духовно-культурной сферы (толерантность сознания населения), агентно- профессиональной сферы (рынок труда, трудовые отношения, способы найма социальных работников). Кроме того, влиял и такой фактор, в каком секторе (частном, коммунальном, государственном) концентрировались социальные работники и как взаимодействовали эти сектора.

Структура организации социальной работы на местном уровне существует обычно в виде двух моделей организации: а) организация вокруг имеющихся проблем (или секторов); б) организация по территориальному принципу. Организация вокруг имеющихся проблем (или секторов) означает, что социальная работа осуществляется в соответствии с имеющимися у клиентов проблемами: набираются социальные работники по вопросам социальной работы с детьми, целевой социальной помощи, занимающиеся проблемами алкоголизма, инвалидов, престарелых, специалисты по интеграции и адаптации мигрантов и т. д.

К. Ауликки, финский специалист по социальным услугам[114], отмечала, что услуги для иммигрантов включают специальные услуги по адаптации к социальной и культурной ситуации в стране нахождения. Изучение языка — одна из основных предпосылок адаптации и, следовательно, языковые курсы обычно являются неотъемлемой частью услуг, предоставляемых иммигрантам. Во многих странах службы продленного дня для детей служат одним из важнейших путей ознакомления семьи с культурой и окружающей обстановкой. Возможна организация услуг на первоначальный период, а также услуг по долгосрочной адаптации. Последнее включает также обилие реабилитационных мероприятий с целью помощи иммигрантам в трудоустройстве[115]. Но подобная специализация больше возможна в городах, где местные власти могут взять на работу несколько различных социальных работников. В сельских районах социальная работа всегда имеет общий характер, когда один и тот же социальный работник занимается несколькими видами проблем.



В течение 1970-х гг. европейские страны начали реорганизовывать функции социального обеспечения, как и системы муниципального управления, усиливая влияние территориального принципа. Группа специалистов по различным видам социальной работы начинала совместную деятельность по обслуживанию населения на оптимальной по количеству людей территории. Особенно тщательная работа по планированию организации социальных услуг, основанной на территориальном принципе, была проведена в Великобритании. Многие другие страны последовали ее примеру. Было подсчитано, что оптимальной является территория, где проживает 2000 жителей. Это, с одной стороны, позволяло социальным работникам лучше изучить людей, проживающих на данной территории, а с другой — люди, проживающие там, могли узнать социальных работников.

 

Подобная модель давала возможность обнаруживать проблемы на стадии зарождения и усилить, если надо, профилактическую работу. Часто это координировалось при оказании медицинских услуг, так как последние организовывались по территориальному принципу. Это соответствовало результатам стратегии Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), инициирующей подходы, опирающиеся на сообщество, межсекторальные организации, пропагандирующие здоровый образ жизни. При территориальном принципе организации, тем не менее, специалисты по интеграции мигрантов должны быть обособлены в своей работе.

Организация по территориальному принципу получила широкое распространение в городах Швеции, Норвегии, Финляндии и Дании. Но в больших районах эти подходы варьировались и даже комбинировались. Например, в Хельсинки в 1985 г. социальные услуги организовывались по 7 территориальным районам. Но в этих районах численность населения достигала от 40 000 до 100 000 чел. Их пришлось разбивать на более мелкие территории. Социальная служба в Хельсинки обслуживала район с населением от 5000 (и менее) до более 30 000 чел. Внутри данных служб социальная работа формировалась либо по принципу организации вокруг имеющихся проблем, либо по территориальному принципу. Медицинские услуги в Хельсинки строились на той же территориальной основе, что и социальные услуги, и это значительно облегчало взаимодействие данных секторов. В Финляндии и Швеции отдельные местные власти перешли опять от организации, основанной по территориальному принципу, к организации по принципу базирования вокруг имеющихся проблем. Причина — необходимость предоставления населению более специализированных услуг[116].



 

В некоторых муниципалитетах организация работы вокруг имеющихся проблем позволяла на разных уровнях социальных работников создавать свои собственные административные отделы. Например, социальные работники, оказывающие помощь на дому, могут иметь свой собственный отдел. Или детские учреждения, обычно берущие на работу социальных педагогов, могут создать свой собственный административный отдел. Возникают и отделы по интеграции (абсорбции, адаптации) иммигрантов, хотя такие органы и учреждения могут создаваться и как самостоятельные. Они могут базироваться вокруг сообществ (этнообщин), групп самопомощи, кварталов центров временного размещения иммигрантов; тогда и специализация, и территориальный принцип могут выступать в качестве соответствующей основы организации услуг. Министерство социального обеспечения и здравоохранения Финляндии рассматривает различные альтернативные варианты с целью объединить более общую структуру социальной работы, базирующуюся вокруг сообщества со специализированными услугами для тех групп людей, которым требуются высокопрофессиональные специализированные навыки.

В Германии стремятся, где необходимо, организовать работу по интеграции мигрантов, не обязательно замыкаясь на территориальном скоплении иммигрантов, концентрируясь на специализации (жилищные сообщества под контролем социальных работников). Специализированные знания необходимы, например, в области детского обеспечения, а также во многих областях медицинской социальной работы или работы с инвалидами. Выделяется и такая профессия социальной сферы, как «социальный работник по делам иностранцев»[117], другими словами, специалист по работе с мигрантами.

Новые возможности может давать и диверсификация найма социальных работников, рассредоточение их по разным секторам. В Скандинавских странах основная часть социальных работников нанимается организациями социального обеспечения, находящимися в ведении местных властей. Такое практикуется также в Великобритании. Кроме того, социальных работников нанимают и другие государственные организации, например в здравоохранении (чаще всего это общие и специализированные больницы, а также общедоступные медицинские учреждения, как поликлиники в России). Социальные работники нанимаются также общеобразовательными школами и прочими образовательными организациями, тюрьмами и исправительными учреждениями. В школах специалисты по интеграции мигрантов становятся более востребованными. В области медицинских услуг традиционными местами социальной работы являются психиатрические больницы. В Великобритании социальные работники приглашаются в клиники для работы с больными, страдающими психическими расстройствами.

В странах Центральной Европы, Германии социальные работники часто работают в общественных объединениях или организациях по оказанию социальных услуг при церкви. Добровольные организации нанимают социальных работников также в Скандинавских странах. Ранее предприятия предоставляли социальные услуги своему персоналу, нанимая социальных работников. Такая практика стала реже применяться, но сохраняется на отдельных предприятиях в Испании и Нидерландах. Также специалисты по интеграции могут найти работу в реабилитационных центрах, консультационных пунктах, учреждениях, предоставляющих ночлег, группах самопомощи, выездных службах Красного Креста, школах, юридических консультациях по социальным вопросам, в службах полиции.

Частнопрактикующие социальные работники более распространены в США и менее — в Европе. Но в последние годы их все больше можно видеть и в Европе. Частная практика в области социальной работы перенимает методы терапевтической практики. Социальный работник обязательно получает специальную подготовку в практикующейся области семейной и индивидуальной терапии и лицензию на ведение частной практики. Но такая помощь обычно посильна только для обеспеченных клиентов. Предоставляя свои услуги бедным слоям населения, специалист обычно не может заработать. Таким образом, частнопрактикующая социальная работа выходит за рамки сущности и функциональной основы социальной работы. Тем более иммигрантам, как правило, такие услуги не по карману.

 

 


Эта страница нарушает авторские права

allrefrs.ru - 2019 год. Все права принадлежат их авторам!