Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






Формирование толерантного сознания



В Федеральной целевой программе «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе (2001—2005 годы)» толерантность определялась как ценность и социальная норма гражданского общества, проявляющаяся в праве всех индивидов быть различными, в обеспечении устойчивой гармонии между разными конфессиями, политическими, этническими и другими социальными группами, в уважении к разнообразию различных мировых культур, цивилизаций и народов, в готовности к пониманию и сотрудничеству с людьми, различающимися по внешности, языку, убеждениям, обычаям и верованиям.

Толерантное сознание не означает всетерпимость и отсутствие патриотизма. Толерантность и патриотизм взаимосвязаны, и как раз понятия «геокультура» и «геоэкономика» позволяют показать эту связь. В.А. Тишков, директор Института этнологии и антропологии РАН, характеризуя миграционную политику и Концепцию регулирования миграционных процессов в России в 2003 г., отмечал, что необходимо просчитывать ее социально-психологические последствия для формирования образа России среди народов соседних стран[63]. Не только свободная регистрация, либеральные нормы предоставления гражданства и вида на жительство являются важными условиями успешной интеграции иммигрантов. Есть и другие факторы, оказывающие подспудное, невидимое на первый взгляд действие. Даже наличие нелегальных мигрантов, переводящих свои скромные заработки в более бедные государства СНГ, несмотря на определенный негативный аспект, нельзя рассматривать только в отрицательном свете. В то же время такие переводы способствуют созданию благоприятных внешних условий восприятия образа России, сохранения благожелательного отношения к России со стороны населения государств СНГ. Весомая часть доходов трудовых мигрантов из стран СНГ действительно поступает в страны их исхода. Но эти трасферты способствуют сохранению относительно стабильной обстановки на границах России, а значит, вносят вклад в поддержание геокультурной и геоэкономической стабильности. Стабильность — серьезный ресурс, за который всегда так или иначе приходится платить. Установка на выдворение мигрантов из России приводит не только к ухудшению состояния мигрантов и экономики в целом в странах СНГ, но и к настроениям реванша по отношению к русскоязычным общинам в этих государствах.

Для формирования нормальной геокультурной ситуации миграционная политика должна соединять два взаимных направления: а) осуществление за рубежом агитации в пользу миграции в Россию, распространение информации о стране, правилах для потенциальных эмигрантов; б) работу среди принимающего населения по адаптации к мигрантам, как полезным членам сообщества, возможным согражданам, хотя и отличающимся иной культурой. Адаптация и интеграция, по мнению В. Тишкова, касаются не только мигрантов, но и всего российского общества: это процесс двусторонний. Если Россия будет устойчиво развиваться в XXI в., она, возможно, станет привлекательной страной для эмигрантов со всего мира, как США в XIX и XX вв., что принесет ей значительную пользу. Но для этого надо вести последовательную миграционную политику и социальную работу, формируя толерантное сознание граждан.



В России принималась и действовала[64], хотя и испытывая трудности с финансированием, Федеральная целевая программа «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе (2001—2005 годы)». В ней ставились, в частности, задачи разработки государственных мер и механизмов по формированию у граждан толерантного сознания, снижению социально-психологической напряженности, внедрению учебных программ для всех ступеней и форм образования, эффективных социокультурных технологий распространения норм толерантного поведения и противодействия экстремизму, этнофобии и ксенофобии, прежде всего с привлечением СМИ, реализации комплекса мер по налаживанию и повышению эффективности межэтнического и межконфессионального диалога.

В данной Программе подчеркивалось, что конструктивное взаимодействие социальных групп, имеющих различные ценностные, религиозные и политические ориентиры, достигается на основе выработки норм толерантного поведения и навыков межкультурного взаимодействия. В России сохранялась социальная напряженность в обществе, продолжались межэтнические и межконфессиональные конфликты, рост сепаратизма и национального экстремизма, являющихся прямой угрозой безопасности страны. Поэтому формирование установок толерантного сознания и поведения, веротерпимости и миролюбия, профилактика различных видов экстремизма по-прежнему имеют для многонациональной России особую актуальность[65].



Основными направлениями реализации Программы были обозначены:

1. научно-аналитическое — разработка научно-методических основ формирования толерантного сознания в гражданском обществе; методов диагностики, экспертизы и мониторинга проявлений экстремизма в обществе, в том числе в СМИ; социально-психологических методов устранения экстремистских настроений в массовом сознании;

2. пропаганда и контрпропаганда — использование СМИ для раскрытия антиобщественной природы экстремизма в любых его формах; проведение социально-психологической экспертизы публикаций, теле- и радиопрограмм, провоцирующих разжигание национальной и религиозной розни; издание публицистических материалов, способствующих распространению толерантности, снижению социальной напряженности в обществе;

3. образовательно-методическое направление — создание и применение в образовательных учреждениях всех уровней образовательных программ, направленных на формирование толерантного сознания, веротерпимости и обучение межкультурному диалогу; проведение специальных психологических тренингов по подготовке и переподготовке специалистов в сфере массовых коммуникаций, государственных служащих, работников органов правопорядка;

4. нормативное, методическое и организационное направление — разработка методических документов для проведения социально-психологической экспертизы публикаций и передач в СМИ; использование интерактивных средств обучения и игр; разработка законодательства, обеспечивающего условия для формирования толерантного поведения, борьбы с проявлениями экстремизма, национальной и религиозной нетерпимости; разработка механизмов оказания помощи беженцам и вынужденным переселенцам, методик повышения эффективности межконфессионального диалога.

Программа предполагала широкое участие в ее реализации общественных объединений, разделяющих принципы гражданского общества и толерантности; выделены в отдельную группу мероприятия по международному сотрудничеству, включая полномасштабное участие России в соответствующих международных программах и инициативах.

К сожалению, в 2005 г. было принято решение Правительства РФ о том, что данная Программа не будет возобновлена на следующий срок, а это в условиях углубления напряженности в межнациональных отношениях не было оправданно. Позднее, в связи с участившимися нападениями на иностранцев и даже убийствами, начали приниматься меры по возвращению многих мероприятий, которые содержались в Программе. В.В. Путин отметил роль образования в предупреждении ксенофобии и культивации нормального отношения к мигрантам: «В условиях растущей мобильности населения нашей планеты и устойчивого увеличения миграционных процессов особое значение имеет проблема "вхождения" в иную культуру... Очевидно, что образование способно обеспечить взаимную социальную адаптацию различных культурных, этнических и конфессиональных групп»[66].

Формирование толерантности в отношении к мигрантам, соотносимое с воспитанием нравственности и патриотизма, должно включать профилактическое направление. В частности важна профилактика экстремизма как реакции на ксенофобию и на действие разных националистических и шовинистических групп. В связи с этим в Государственной Думе и Совете Федерации Федерального Собрания РФ с участием представителей МИД, МВД России, учебных заведений, общественных объединений, СМИ проводились специальные парламентские слушания. Там отмечалось, что в условиях активизации экстремистских сил и возрастания террористической угрозы всему мировому сообществу необходимо обеспечить комплексный подход к данным проблемам. Последний предполагает, что силовые методы борьбы с исполнителями акций сочетаются с политическими, экономическими и правовыми формами воздействия, а также методами социальной и культурной профилактики. Ключевое значение в профилактике терроризма и экстремизма приобретают средства культуры. Для того чтобы культура России во всех ее проявлениях (искусство, наука, образование, воспитание, СМИ, религия, право, спорт, социальная, экологическая, информационная, корпоративная культура) более эффективно способствовала сплочению гражданского общества, она сама должна быть подвергнута качественным преобразованиям.

Участники парламентских слушаний рекомендовали обратиться к Президенту РФ с просьбой поддержать разработку Правительством РФ Федеральной целевой программы «К миру через культуру», мобилизующей антитеррористический потенциал культуры всех народов России, выступить с инициативой возвращения к более широкой практике государственного заказа на патриотические, нравственно-воспитательные и мобилизующие произведения литературы, искусства и кино, возрождающие во всех гражданах России любовь к Родине, гордость за свою многонациональную культуру, оптимизм и веру в будущее; рассмотреть вопрос о создании при Президенте РФ Совета по русскому языку и киррилистическому пространству.

На уровне субъектов РФ также принимались программы по формированию толерантности. В частности, в Москве была принята среднесрочная городская целевая программа «Москва на пути к культуре мира: формирование установок толерантного сознания, профилактика экстремизма, воспитание культуры мира (2002—2004 годы)»[67]. В Программе предполагалось привлечь широкую общественность к выработке концепции телевизионного канала ТВЦ, отвечающей требованиям в области воспитания культуры мира. Департаменту образования г. Москвы с участием Совета ректоров вузов Москвы и Московской области предлагалось осуществить мероприятия по совершенствованию научно-методической базы внедрения в различные ступени и формы образования идей культуры мира, формирования толерантного сознания у подрастающего поколения. Были разработаны некоторые проекты, в частности Проект «Толерантный мегаполис», в рамках которого подготовлен цикл карманных изданий «Через культуру мира к уверенности и устойчивости!» в издательской серии «Толерантная Москва».

Установки, вырабатываемые в рамках данной Программы, использовались и в общественном докладе «Приоритетные задачи миграционной политики в Москве» (7 июля 2005 г.), подготовленном Советом по вопросам управления и развития, возглавляемым первым заместителем мэра Москвы Л. Швецовой. Одновременно, хотя и совершенно независимо от этого доклада, был подготовлен проект Городской программы регулирования миграции на 2005—2007 гг., разработана в 2005 г. Концепция демографического развития Москвы. Намечено содействие населению Москвы, принадлежащему к национальным меньшинствам, в реализации права на получение образования на родном языке и создание национально-культурных центров на территории Москвы в рамках соглашений СНГ о сотрудничестве в области образования и культуры, иных международных договоров и соглашений.

В Свердловской области проводилась конференция, посвященная национальной политике и межнациональным конфликтам. В резолюции конференции отмечено, что без активной помощи гражданского общества государство не справится с задачей достижения гражданского мира. Область выгодно отличалась от многих других стабильностью межнациональных отношений, взвешенной национальной политикой и взаимодействием властей со всеми национальными диаспорами и общественными объединениями. Администрация губернатора при поддержке Совета Европы проводила программу по культивированию толерантности. Реализованы многие инициативы диаспор по развитию межнациональных отношений. На областном ТВ по пятницам выходит программа «Измерение Н», посвященная межнациональным отношениям. Созданы Миграционный центр, Консультативный совет по делам национальностей. Ежегодно проводится Фестиваль народов Среднего Урала, который открывает губернатор. Известно, что взаимопонимание лучше всего достигается через искусство, и особенно, если в этом участвуют дети. «Форум переселенческих организаций» организовал в Екатеринбурге мероприятия для детей мигрантов: фестивали «Сквозь тернии к звездам», конкурсы литературного творчества «Полюби меня, Родина» и изобразительного мастерства «Мир без слез». В Санкт-Петербурге принята Программа «Толерантность»[68].

Реализация данных программ приносит определенные плоды. Но налицо необходимость возобновления федеральной целевой программы воспитания толерантности, координации ее с подобными программами во всех субъектах РФ, школах, вузах, а также дошкольных заведениях.

 

 


Эта страница нарушает авторские права

allrefrs.ru - 2019 год. Все права принадлежат их авторам!