Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






ОБЩЕСТВО И ЖИЗНЕСФЕРНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ МИГРАНТОВ



В социальной работе с мигрантами мы выделяем три жизнесферные составляющие, через которые осуществляются натурализация, адаптация, аккультурация переселенцев: естественно антропологическая (демографическая, территориальная, поселенческая, этно-антропологическая), духовно-культурная (образовательная, конфессиональная, национально-культурная), агентно-профессиональная (занятость, рынок труда, профессиональная и предпринимательская структура). Эти составляющие по-разному проявляются в социальной работе с мигрантами. Для естественно-антропологической составляющей (особенно для мигрантов, приезжающих на длительные сроки) важным является механизм территориальной реабилитации и социальной адаптации на новом месте (на территории и среди населения). Для духовно-культурной составляющей в первую очередь важен механизм аккультурации, национально-культурной идентификации, ведущий при последовательном проведении миграционной политики к обретению гражданства и принятию культурных образцов страны проживания. Для агентно-профессиональной составляющей наиболее значим механизм профессиональной адаптации благодаря обретению места работы, конкурентоспособных качеств, их репрезентации на рынке труда, сохранению трудовой практики по специальности, приобретению востребованной специальности. Все эти три жизнесферных механизма, обусловливающие реабилитацию, аккультурацию и адаптацию, зависят друг от друга, в единстве обеспечивают вхождение мигрантов в новое общество, обретение качества жизни, охрану и защиту прав.

Социальному работнику необходимо принимать во внимание особенности реализации повседневных потребностей, законных интересов и прав мигрантов в России. С. Караганов на заседании Совета по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека, где председательствовал Президент РФ, отметил, что политика в отношении иммигрантов на 80% непосредственно относится к правам человека. Гуманитарно-правовое положение зависит от гарантий прав мигрантов, уважения достоинства человека, в первую очередь в названных трех жизненных сферах, где преимущественно формируются механизмы реализации прав человека.

Реализация прав мигрантов — частный случай реализации элементарных жизнесферных прав человека в повседневной обыденной действительности: жилье, медицинские услуги, обучение детей в школе (дошкольном заведении), культурные услуги, работа и зарплата. Насущные потребности людей обеспечить свое существование находят оформление в морально-правовых и юридических императивах, называемых правами человека.



Отправным моментом в формировании прав мигранта является одно из основных прав человека — право на свободу передвижения, выбора территории (места) проживания и пребывания. Но это право само по себе еще не обеспечивает достоинство человека. Необходим целый комплекс жизнесферных прав, а также государственных, общественных, частных гарантий.

Меняя место жительства, человек так или иначе осложняет положение как свое, так и своих близких. Возникает юридический факт, имеющий определенные последствия (выбытие, вид на жительство, регистрация места пребывания (жительства), разрешение на работу, определение источников дохода). Более серьезны такие последствия для иностранцев и апатридов. Внутренние российские трудовые мигранты также терпят определенные неудобства и лишения[31]. Но труднее всего приходится трудовым иммигрантам, вынужденным мигрантам, в том числе тем, кто добивается статуса и даже уже признан вынужденным переселенцем или беженцем.

Состояние части иммигрантов, особенно тех, которым не помогает свое государство, мощная община (диаспора), можно характеризовать как «поражение в правах». Подобное возникает в силу несовершенства законодательства, произвола чиновников миграционных служб, милиции, эксплуатации работодателем, ксенофобии части населения. Весь комплекс прав мигранта, хотя он формально существует, в такой ситуации труднореализуем в силу слабости механизмов охраны и защиты прав человека, изолированности иммигрантов.

Понимание правового положения и прав мигранта в полной мере возможно при анализе процесса идентификации[32]. Человек идентифицирует себя прежде всего со структурами деятельности в трех названных основных сферах, где идет его повседневная жизнь.



В естественно-антропологической сфере человек идентифицирует себя с домом, природой, экологией, системой бытового обслуживания в месте проживания. В данной сфере реализуются его естественно-антропологические потребности, права и обязанности. Иммигранты ослабляют свою прежнюю идентичность и создают новую идентичность на новом месте. Трудные проблемы возникают с правами на жилище. Муниципальное жилье, хотя бы в общежитии, для трудовых мигрантов предоставляется довольно редко. Немало мигрантов ютятся в неприспособленных помещениях, на стройках и т. п. Хотя законодательно закреплена социальная помощь беженцам и вынужденным переселенцам по реализации права на жилище, однако действенного механизма такой реализации нет. А с этим ассоциируется привязанность к месту получения медицинского полиса для себя и членов семьи, неотложной медицинской помощи, участкового врача, помощи участкового уполномоченного, а также к детскому саду, школе, жилищно-коммунальным услугам, социальному обслуживанию.

Для мигрантов духовно-культурная сфера также чрезвычайно важна, поскольку помогает поддерживать духовные ценности и духовное достоинство. Интересно, что, оказываясь в стране пребывания (проживания), мигранты не могут сразу идентифицироваться в новой естественно-антропологической и профессиональной среде. Но идентификация им необходима, и они выбирают в качестве образцов идентификации культурное, в том числе конфессиональное, сходство. Это наглядно проявляется во Франции, где очень много мусульман из Алжира, Туниса, Марокко, Турции[33]. В широком смысле духовно-культурная идентификация и духовно-культурные права предполагают наличие серьезной инфраструктуры, обеспечивающей соответствующие потребности людей: школа для детей, подписка на газеты (журналы), библиотека, дом культуры, кружки и клубы по интересам, художественные студии, музеи, галереи, национально-культурные ассоциации и т.д.

Агентно-профессиональная сфера очень важна для полноценной идентификации людей. Во-первых, это — источник доходов для обеспечения бытовых, материальных, духовных ценностей, осознания своего достоинства, самодостаточности, нормальных связей с обществом. Поэтому так тяжело переживается безработица. Во-вторых, для мигрантов, особенно трудовых, это возможность не просто заработать, но и ощутить себя профессионалом, уважаемым, достойным человеком.

Все эти права мигрантов, членов их семей оказываются в зоне рисков. Социальным работникам приходится учитывать такую дискриминационную ситуацию, чтобы поддерживать естественную, духовную, агентную идентичность мигрантов. Но особого внимания требует часто территориальная реабилитация. Многие из иммигрантов — это люди, которые попадали в состояние маргинальности, теряя свои «территориальные корни». Привязанность к определенному местопребыванию тесно связана с телесностью и территориальностью человека, т. е. с его соматическим и психическим здоровьем, особым восприятием социального пространства (малой родины). Отсюда у человека формируются многие его потребности и естественно-антропологические права. Трудности регистрации, получения разрешения на проживание, вида на жительство создают проблемы с получением медицинской помощи. Такие трудности возникали даже для граждан Белоруссии, хотя существовал договор о союзном государстве Беларусь — Россия. Труднее было мигрантам из других государств. Отсутствие муниципального жилья, необходимость увязать регистрацию с определением места проживания, неподобающие для человека жилищные условия, лишение документов, удостоверяющих личность, выдача поддельных справок о регистрации и другие унижения и лишения — все это выпадало на долю мигрантов.

Так поражались естественно-антропологические права мигрантов (на охрану здоровья, жилище, нормальное питание, свободу передвижения и т. д.), т. е. именно те, которые обозначила Всеобщая декларация прав человека 1948 г. (права на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и социальное обслуживание, необходимый для поддержания здоровья и благосостояния человека и его семьи, право обеспечения на случай безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, наступления старости или иного случая утраты средств к существованию по независящим от него обстоятельствам). Эти права в немалой степени реализуются благодаря наличию такого условия, как территориальность, т. е. возможность проживания в определенном месте, в кругу близких людей, в определенном жилище, подходящих экологических условиях. Мигранты, теряя территориальность, оказывались нередко наиболее незащищенными; часть из них превращалась в бомжей; их жизнь подвергалась физической опасности вплоть до угрозы жизни.

Возникали серьезные осложнения с духовно-культурными правами — обучением в школах детей, культурным проведением досуга, повышением образовательного и культурного уровня, пользованием достижениями мировой и национальной культуры, участием в национально-культурных объединениях. Если человек не может установить свою полноценную национально-культурную идентичность, реинтегрироваться в иную культуру (субкультуру), он чаще подвергается дискриминации по национально-культурному, расовому признаку. Нарушаются и агентно-профессиональные права иммигрантов. Ко всем трудностям добавляется еще дискриминация в трудовых отношениях — в трудоустройстве, оплате и охране труда, создании нормальных условий работы и отдыха. Поражение агентно-профессиональных прав мигрантов — это, пожалуй, наиболее показательно; например, оформление трудовых отношений, оплата труда являются грубейшей дискриминацией.

Подобная ситуация в отношении мигрантов возникает не только в России. Поэтому международные организации — ЮНЕСКО, Международная организация труда (МОТ) и другие — выделяют эту проблему, финансируя различные программы. Декларация принципов толерантности ЮНЕСКО 1995 г. уделяет особое внимание социально незащищенным группам, находящимся в неблагоприятных социальных и экономических условиях, указывает на необходимость предоставлять им правовую и социальную защиту в отношении жилья, занятости и охраны здоровья, обеспечить уважение самобытности их культуры и ценностей, особенно посредством образования, их социального и профессионального роста и интеграции[34].

Для понимания миграционной ситуации следует определиться со смыслом и соотношением понятий «абсорбция», «интеграция», «натурализация», «реабилитация», «адаптация», «аккультурация» в отношении мигрантов. Все эти понятия обозначают различные аспекты взаимодействия мигранта с социальной средой и воздействия социального работника на него.

Термин «абсорбция», пришедший из биологии и химии, применяется в Израиле, где имеются органы государственной власти и учреждения по абсорбции. Абсорбция — процесс, цель которого сближение репатриантов с исторической родиной, нейтрализация тех свойств, которые мешают такому сближению. Это весьма актуально для Израиля — государства, созданного спустя тысячелетия на исторической территории путем заселения ее выходцами из разных стран. Репатриантам оказывается социальная помощь, организуются различные курсы с целью приобщения к языку, истории, обычаям, духовной культуре, экономической сфере для сбережения и сплочения еврейской нации в трудных международных условиях. Абсорбция в идеале приводит к результату, когда репатрианты наиболее полно идентифицируются с территорией и культурой общества, становятся его гражданами. В определенной степени она снижает прежнюю идентификацию репатриантов с обычаями, культурой общества исхода, заменяя их не только лояльностью к принимающему обществу, но и определенной степенью гражданственности. Так, в Израиле репатрианты обязаны отслужить в армии, без чего трудно сделать карьеру. По существу, абсорбция направлена на преодоление мультикультурализма во взаимодействии мигрантов и принимающего общества.

В Германии решается задача несколько другого рода. Государство Германия не прекращало своего существования, но тем не менее претерпело разъединение, затем объединение, столкнулось с серьезными демографическими проблемами. В Германии охотно принимали в качестве репатриантов немцев из бывшего СССР и других стран. Им оказывается существенная социальная помощь, направленная на интеграцию. Там применяется термин «интеграция», т. е. подготовка к тому, чтобы по языку, культуре человек стал полноправным немцем (национальность и гражданство здесь выступают как синонимы).

В отношении России адекватнее использовать терминологию, отражающую применение в разных жизненных сферах нескольких взаимосвязанных стратегий интеграции. В естественно-антропологической сфере — стратегия обеспечения натурализации, территориальной реабилитации — нормальное проживание на территории, психологическая помощь, обеспечение жильем, социально-бытовые услуги, медицинские услуги, приспособление к соседям в местном сообществе или в компактном типе поселения, контакты с органами социальной защиты. В духовно-культурной сфере целесообразнее применять более адекватное понятие — «аккультурация» («культурная реинтеграция»), т. е. принятие определенных принципов, духовных ценностей общества проживания, налаживание культурных связей, участие в культурных общественных объединениях, взаимообмен ценностями культуры. Иммигрант, оставаясь культурно самобытным, тем не менее с одобрением воспринимает аккультурацию. А в отношении агентно-профессиональной сферы более подходят понятия «профессиональная адаптация», «профессиональная ориентация», т. е. создание условий вхождения в трудовые коллективы в новом сообществе, взаимодействия с деловыми партнерами, работодателем, профсоюзами. Подчиняясь Трудовому кодексу РФ, мигрант также воспринимает корпоративные нормы, корпоративную этику, особенности отношения к труду.

Натурализация, аккультурация, профессиональная адаптация в сочетании взаимоопределяют процесс интеграции мигранта в принимающем обществе. Помощь социального работника играет важную роль и заключается в воздействии не только на мигранта, но и на принимающее сообщество.


 


Эта страница нарушает авторские права

allrefrs.ru - 2019 год. Все права принадлежат их авторам!