Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






М. В. Буташевич - Петрашевский и петрашевцы



 

... Социализм... результат развития всего человечества: это догмат христианской любви, ищущей своего практического осуществления в современной нам действительности...

... существует неправильное распределение произведений, т. е. богатства; мы видим совершенную нищету, отсутствие возможности удовлетворить первым нуждам при совершенном обилии средств к этому. Видим голод при урожае, дороговизну товара при существенной его дешевизне и т. п. Социализм в современном обществе ... есть ни что иное, как реакция духа человеческого противу анархического, разрушительного для быта общественного влияния начал либерализма ...Социализм требует устранения этих явлений из жизни общественной.

 

Утопический социализм в России: Хрестоматия. М. , 1985. С.180-181.

 

М. В. Буташевич - Петрашевский. Проект освобождения крестьян

 

... освобождение их с той землею , которая ими была обрабатываема, без всякого вознаграждения за то помещика. ... нельзя не признаться в том, что все-таки при сем разделе на долю помещика придется хорошая, чуть не львиная часть. ...

 

Материалы по истории СССР. , М. , 1991. С. 179.

 

Подробно со взглядами петрашевцев см. Материалы по истории СССР… , М. , 1991. С. 178-184 (осн. ), 187-188, 192-194, 196-198 и 202 (осн. ).

 

 

Н. А. Бердяев о славянофильстве и западничестве

 

... Для системы официальной народности примат принадлежал принципу самодержавия , православие же и народность были ему подчинены. ... Совсем иной смысл принципы эти имели у славянофилов. Прежде всего, они признавали абсолютный примат религиозного начала... Также стремились они к выявлению подлинной народности, народной души.

... Они защищали монархию на том основании, что лучше, чтобы один человек замаран был властью, всегда греховной и грязной, чем весь народ. Царь не имеет права на власть, никто не имеет. Но он обязан нести тяготу власти, которую возложил на него народ. ... Славянофилы были горячими защитниками общины. ... Славянофилы уже предвосхитили то различение между культурой и цивилизацией, которая на Западе стала популярной со времен Шпенглера. ...

Западники часто бывали просветителями, цивилизаторами и это наименее интересный тип. Более интересен тип западника, подвергший русской переработке западные, по преимуществу французские социальные учения. ... В лагере западников радикального крыла сильны были влияния французского социализма и французской литературы. ...



... Наивный утопизм Петрашевского выразился в том, что он устроил в своем имении для крестьян фаланстер по Фурье. Но крестьяне подожгли этот фаланстер. ...

... Герцен делается одним из основоположников русского народничества, своеобразного русского явления.

... В западническом лагере произошел раскол на народников-социалистов и либералов. Герцен и народники-социалисты верили в особые пути России, ее призвание осуществить лучше и раньше Запада социальную правду, верили в возможность для России избежать ужасов капитализма. Западники либералы думали, что Россия должна идти тем же путем, что и Западная Европа. Народники отрицательно относились к политике, они думали, что политика толкнет Россию по банальному западному пути развития, они признавали примат социального над политическим. Это характерно русский мотив. Герцен, Бакунин, даже такие зловещие революционеры, как Нечаев и Ткачев, в каком то смысле ближе к русской идее, чем западники, просветители и либералы. Воинствующий атеизм русских революционных социалистических и анархических направлений был вывернутой наизнанку русской религиозностью, русской апокалиптикой. Очень важно отметить, что либеральные идеи были всегда слабы в России и у нас никогда не было либеральных идеологий, которые получали бы моральный авторитет и вдохновляли. Деятели либеральных реформ 60-х годов имели, конечно, значение, но их либерализм был исключительно практическим и деловым, часто чиновничьим, они не представляли никакой особой идеологии, в которой всегда нуждалась русская интеллигенция.

Бердяев Н. А. Истоки и смысл русского коммунизма. Репринтное воспроизведение издания YMGA-PRESS, 1955 г. М. , 1990. С. 25-27, 30.

 



Список литературы к темам рефератов

 

1. Российское общество во второй четверти XIX в.

Борисов А.В. Военные министры России, 1802-1917. – М.: Яник О, 1998. – 178 с.

Щапов Я.Н., Васильева О.Ю., Зырянов П.Н., Ковальчук А.В., Кучумов В.А., Яковенко С.Г.

Христианские вероисповедания и государственная власть в России в XVIII – первой половине XX века // Отечественная история, 1998. № 3. – С. 155-163.

2. Николай I: политический портрет.

Монархи Европы: судьбы династий. М.: Республика, 1996. – 623 с. С. 434-439.

Киняпина Н.С. Внешняя политика Николая I // Новая и новейшая история, 2001. № 1. С. 192-210; № 2. С. 139-152.

Рыжов К. Все монархи мира. Россия. М.: Вече, 1999. 640 с. – С. 429-444.

Плимак Е.Г., Пантин И.К. Драма российских реформ и революций (сравнительно-политический анализ). – М.: Изд-во «Весь Мир», 2000. – 360 с. С. 100-101.

Династия Романовых. Три века Российской истории [Электронный ресурс]: Ист. энцикл. - М.: Коминфо, 1997. - 1 эл. опт. диск (CD-ROM): цв. - (Интерактивный мир). - Загл. с контейнера. - С-23.

Рыжов, К. Все монархи мира. Россия: 600 крат. жизнеописаний/ К. Рыжов. - М.: Вече, 1999. - 639 с.: y. - (Энцикл. Справ. Неумирающие кн.). - Библиогр.: с. 637-639.

Андреев, А.Р. История государственной власти в России. Великие князья, цари, императоры, их двор, государственная, духовная, светская, дипломатическая, военная, полицейская иерархия, органы государственной власти и управления (чины военные, гражданские и придворные, звания и титулы). IX-XX века/ А. Р. Андреев. - Энцикл. изд. - М.: Белый волк-Крафт, 1999. - 350 с.

3. П.Я. Чаадаев.

История политических и правовых учений: Учеб. для вузов по спец-ти «Юриспруденция» / Под ред. В.С. Нарсесянца. – М.: НОРМА-ИНФРА-М., 1999. – 727 с.

Рудницкая Е.Л. «Устойчивость – первое условие общественного благополучия»: русская мысль пушкинского периода [Первая русская историософская концепция: Чаадаев – С. 16-17] // Отечественная история, 1999. № 3. – С. 3-24.

Черемисская М.И. Петр Яковлевич Чаадаев // Вопросы истории, 1994. № 10. – С. 61-76.

Черепанова Р.С. Петр Чаадаев мифический и реальный // Общественные науки и современность, 2001. № 3. – С. 102-109.

Рудницкая Е.Л. Чаадаев и Чернышевский: цивилизационное видение России // Вопросы истории, 2003. № 8. С. 37-55.

4. В.Г. Белинский.

Отечественная история: Энциклопедия: В 5 Т.: Т. 1.: А-Д. – М., 1994. 688 с. – С. 192-193.

Федосов И.А. Революционное движение в России второй четверти 19 в. М., 1979. (Книга находится в областной библиотеке им. А.С. Пушкина).

Плимак Е.Г., Пантин И.К. Драма российских реформ и революций (сравнительно-политический анализ). – М.: Изд-во «Весь Мир», 2000. – 360 с. С. 116-122.

5. А.И. Герцен о социализме.

Айрапетов А.Г., Юдин А.И. Западноевропейский и русский утопический социализм нового времени: Учеб. пособие. М.: Высш. шк., 1991. – 206

Пантин И.К. и др. Революционная традиция в России: 1783-1883 гг. М.: Мысль, 1986. 343 с. – С. 146-159 [От сенсимонизма к “русскому социализму”].

Плимак Е.Г., Пантин И.К. Драма российских реформ и революций (сравнительно-политический анализ). – М.: Изд-во «Весь Мир», 2000. – 360 с. С. 122-131. Троицкий Н.А.

Крестоносцы социализма. – Саратов: Изд-во Саратов. Ун-та, 2002. – 372 с. – С. 74-83.

6. Русская культура первой половины XIX в.

Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре: быт и традиции русского дворянства (ХVIII – нач. ХIХ вв.). – СПб.: Искусство СПб, 1994. – 399 с.

7. Спор западников, славянофилов, евразийцев, почвенников, панславянистов о путях развития России.

Платонова Д.В. Проблема национальной самобытности в свете антропологических взглядов западников и славянофилов // Общественные науки и современность, 2001. № 3. – С. 168-176.

Котов П.Л. Пути русского консерватизма 1840-1850-х годов: старшие славянофилы и Аполлон Григорьев // Вестник Московского университета. Сер.8. История. 2001. № 3. С. 56-70.

Щукин В.Г. Культурный мир русского западника // Вопросы философии. 1992, № 5, С. 75.

Плимак Е.Г., Пантин И.К. Драма российских реформ и революций (сравнительно-политический анализ). – М.: Изд-во «Весь Мир», 2000. – 360 с. С. 122-131.

Черкасов П.П., Чернышевский Д.В. История императорской России до Николая II. – М.: Междунар. отношения, 1994. – 448 с. – С. 296-299.

Дмитриев С.С. Раннее славянофильство и утопический социализм // Вопросы истории М., 1993 - № 5 -с. 24-40.

 

 


[1] Имеются в виду И. Г. Фихте (1762-1814), Г. Гегель (17770-1831), Ф. Шеллинг (1775-1854) - представители классической философии. ... люди, которых в насмешку называли "западниками", и славянофилы, несмотря на жаркие споры между собою, были сподвижники в одном общем стремлении, которое тем и другим было в сущности дороже всего остального, что их разделяло. ...

В самом деле, в последнее время деятельности Белинского одна отрасль нашей ученой литературы, именно раз{работка русской истории, благодаря трудам новой исторической школы (гг. Соловьев, Кавелин и др. ) получила для общества важность, какой не имела прежде. ... В последнее время мы даже видели, что журнал, вызывающий к себе внимание публики преимущественно статьями ученого содержания, пользуется в публике вниманием. ... Пятнадцать, даже десять лет тому назад едва ли было возможно такое явление.

 

[2] Западническая система ценностей генетически восходила к идеалам итальянских гуманистов эпохи Возрождения, деятелей немецкой Реформации, английских физиократов и либералов ХVIII в., французских просветителей, а также Гегеля. Философская позиция западников во многом совпадала с позицией левых гегельянцев и Л. Фейербаха. [Большое влияние на них оказали произведения французской писательницы Ж. Занд – ред.] Выше всего западники ценили человеческую личность, индивидуальность... [Вопросы философии. 1992, N 5, С. 75.]

 


Эта страница нарушает авторские права

allrefrs.ru - 2019 год. Все права принадлежат их авторам!