Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






Н. Г. Чернышевский о славянофилах и западниках



Мы никогда не разделяли и не чувствуем ни малейшего влечения разделять мнения славянофилов, ... если понятия их надо признать ошибочными, то нельзя не сочувствовать им, как людям, проникнутым сочувствием к просвещению.

Кроме главной мысли об односторонности западной цивилизации и неспособности ее к дальнейшему развитию... одностороннее пристрастие к своему.

... У славянофилов зрение такого особенного устройства, что на какую у нас дрянь ни посмотрят они, всякая наша дрянь оказывается превосходной и чрезвычайно пригодной для оживления умирающей Европы. ... Вообще должно сказать, что славянофильство навеяно нам с Запада

...Правда, многие из книг, откуда они почерпали, слишком заплесневели от ветхости; но кое-что, и даже довольно многое... заимствовано из современных гениальных писателей.[1] Правда, они иногда порядочно искажают заимствуемые гениальные мысли, но все-таки не все живое стерли с них.

Чернышевский Н. Г. Очерки гоголевского периода русской литературы. Избр. соч. М., 1934. С. 292-300, 440; Утопический социализм в России. М. , 1985. С. 266.

 

Славянофилы. А. С. Xомяков "О старом и новом"

 

... в наше время мерзость рабства законного, тяжелая для нас во всех смыслах, вещественном и нравственном, должна вскоре искорениться общими и прочными мерами. ... Наша древность представляет нам пример и начала всего доброго в жизни частной, в судопроизводстве, в отношении людей между собою; но все это было подавлено, уничтожено отсутствием государственного начала.

... первый период истории русской представляет федерацию областей независимых, охваченных одною цепию охранной стражи...

... когда все обычаи старины, все права и вольности городов и сословий были принесены в жертву для составления плотного тела

государства; ... язва безнравственности общественной распространилась безмерно. ... Явился Петр, ... он ударил по России, как страшная, но благодетельная гроза. ... Средства им употребленные, были грубые и вещественные; но не забудем, что силы духовные принадлежат народу и церкви, а не правительству; правительству же предоставлено только пробуждать или убивать их деятельность. ... Но грустно подумать, что тот, кто так живо и сильно понял смысл государства, кто поработил вполне ему свою личность, так же как и личность всех подданных, не вспомнил в то же время, что там только сила, где любовь, а любовь только там, где личная свобода. ... Человечество воспитывается религиею, но оно воспитывается медленно. ... При всем том, перед Западом мы имеем выгоды неисчислимые. На нашей первоначальной истории не лежит пятно завоевания. ... Церковь... никогда не утрачивала чистоты своей жизни внутренней и не проповедовала детям своим уроков неправосудия и насилия. ... Таким образом, мы будем подвигаться вперед смело и безошибочно, ... воскрешая древние формы жизни русской, потому что они были основаны на святости уз семейных и на неиспорченной индивидуальности нашего племени. Тогда, в просвещенных и стройных размерах, в оригинальной красоте общества, соединяющего патриархальность быта областного с глубоким смыслом государства, представляющего нравственное и христианское лицо, воскреснет древняя Русь, но уже сознающая себя, ... полная сил живых и органических, и не колеблющаяся вечно между бытием и смертию.



 

И. В. Киреевский. "В ответ А. С. Xомякову"

 

... сколько бы мы не желали возвращения русского или введения западного быта, - но ни того, ни другого исключительно ожидать не можем, а поневоле должны предполагать что-то третье, долженствующее возникнуть из взаимной борьбы двух враждующих начал.

... Рассматривая общественное устройство прежней России, мы находим многие отличия от Запада, и, во-первых: образование общества в маленькие так называемые миры. Частная, личная самобытность, основа западного развития, была у нас также мало известна, как самовластие общественное. Человек принадлежит миру, мир ему. Поземельная собственность, источник личных прав на Западе, была у нас принадлежностью общества. Лицо участвовало во столько в праве владения, во сколько входило в состав общества. Но это общество не было самовластное.... бесчисленное множество этих маленьких миров, составляющих Россию, было все покрыто сетью церквей, ... откуда постоянно распространялись повсюду одинакие понятия об отношениях общественных и частных. Понятия эти мало-по-малу должны были переходить в общее убеждение, убеждение в обычай, который заменял закон. ... На западе, напротив того, все отношения общественные основаны на условии, ... все права общественные существуют там отдельно, ... или в случайном порядке, или в искусственном соглашении



...Потому общественный договор не есть изобретение энциклопедистов, но действительный идеал, к которому стремились без сознания, а теперь стремятся с сознанием все западные общества, под влиянием рационального элемента, перевесившего элемент христианский. ...

... Россия не блестела ни художествами, ни учеными изобретениями, не имея времени развиться в этом отношении самобытно, и не принимая чужого развития, основанного на ложном взгляде и потому враждебного ее христианскому духу. Но зато в ней хранилось первое условие развития правильного, требующего только времени и благоприятных обстоятельств; в ней собиралось и жило то устроительное начало знания, та философия христианства, которая одна может дать правильное основание наукам. ... Как возможен был Петр, разрушитель русского и вводитель немецкого? ... Отчего должно было торжествовать иностранное, а не русское начало?. .

... Как скоро ересь явилась в Церкви, ... старина разорвана была разномыслием. Оттуда, при разрушении связи духовной, внутренней, явилась необходимость связи вещественной, формальной, оттуда местничество, опричнина, рабство и т. п. ... Оттого Петр, как начальник партии в государстве, образует общество в обществе, и все что за тем следует.

... Если правда, что самая особенность русского быта заключалась в его живом исхождении из чистого христианства и что форма этого быта упала вместе с ослаблением духа, то ... возвращать ее насильственно было бы смешно, когда бы не было вредно. Но истреблять оставшиеся формы может только тот, кто не верит, что когда-нибудь Россия возвратится к тому живительному духу, которым дышит ее Церковь.

 

К. С. Аксаков "Об основных началах русской истории"

 

... Нравственное дело должно и совершаться нравственным путем, без помощи внешней, принудительной силы. Вполне достойный путь один для человека, путь свободного убеждения, путь мира, тот путь, который открыл нам божественный Спаситель и которым шли его апостолы. Этот путь внутренней правды. ... Под влиянием веры в нравственный подвиг, возведенный на степень исторической задачи целого общества, образуется своеобразный быт, мирный и кроткий характер ... у племен славянских. Существует другой путь: ... внутренний строй переносится вовне, и духовная свобода понимается только как устройство, порядок (наряд); основы, начала жизни понимаются как правила и предписания. ... Это путь внешней правды, путь государства. Этим путем двинулось западное человечество.

... славянские племена жили под условиями быта; община, так устроенная, носит простое название земли ...

Призвание было добровольное. Земля и государство не смешались, а раздельно встали в союз друг с другом. В призвании добровольном означились уже отношения земли и государства - взаимная доверенность с обеих сторон. Не брань, не вражда, как это было у других народов вследствие завоевания, а мир, вследствие добровольного призвания. ...

... Все европейские государства основаны завоеванием. ... рабское чувство покоренного легло в основании западного государства; свободное чувство разумно и добровольно призвавшего власть легло в основание государства русского. Раб бунтует против власти, им непонимаемой, без воли его на него положенной и его непонимающей. Человек свободный не бунтует против власти, им понятной и добровольно призванной. ...

... Благодать сошла на Русь. Православная вера была принята ею. Запад пошел по дороге католицизма. ... по заслугам дался и истинный, дался и ложный путь веры - первый Руси, второй Западу.

 

Материалы по истории СССР . . , М. ,1991. С. 203, 207-211, 213-216, 220-221

Записка К. С. Аксакова "О внутреннем состоянии России", представленная Александру II в 1855 г.

 

Русский народ есть не государственный, т. о. не стремящийся к государственной власти, не желающий для себя политических прав, не имеющий в себе даже зародыша народного властолюбия. Самым первым доказательством тому служит начало нашей истории: добровольное призвание чужой государственной власти в лице варягов. ... В 1612 году народ призвал государственную власть, избрал царя и поручил ему неограниченную судьбу свою, мирно сложив оружие и разошедшись по домам ... В русской истории нет ни одного восстания против власти в пользу народных и политических прав. ...

Не странно ли после этого, что правительство в России берет постоянно какие то меры против возможности революции, опасается какого-то политического восстания, которое, прежде всего, противно существу русского народа! ...

...Не ища свободы политической, он ищет свободы нравственной, свободы духа, свободы общественной, народной жизни внутри себя ...

... Только при неограниченной власти монархической народ может отделить от себя государство и избавить себя от всякого участия в правительстве, от всякого политического значения, предоставив себе жизнь нравственно-общественную и стремление к духовной свободе. Такое монархическое правительство и поставил себе русский народ.

Сей взгляд русского человека есть взгляд человека свободного. ... Но посмотрите на Запад. Народы, оставив там внутренний путь веры и духа, увлеклись тщеславными побуждениями народного властолюбия, поверили в возможность правительственного совершенства, наделали республик, настроили конституций всех родов, развили в себе и тщеславие власти мира сего, и обеднели душою, утратили веру и, несмотря на мнимое совершенство своего политического устройства, готовы рухнуть и предаться, если не окончательному падению, то страшным потрясениям каждую минуту.

... первое отношение между правительством и народом есть отношение взаимного невмешательства. ... Положительная обязанность государства относительно народа есть защита и охранение жизни народа. ...Администрация, судопроизводство, законодательство, принадлежит неотъемлемо к области правительства. ... правительство существует для народа, а не народ для правительства. Поняв это добросовестно, правительство никогда не посягнет на самостоятельность народной жизни и народного духа. Положительная обязанность народа относительно государства есть исполнение государственных требований, ... это отношение подчиненное, а не самостоятельное. ... Самостоятельное отношение безвластного народа к полновластному государству есть только одно: общественное мнение. В общественном или народном мнении нет политического элемента, нет другой силы , кроме нравственной. ... В общественном мнении (разумеется, выражающем себя гласно) видит государство, чего желает страна. ... Охранение свободы общественного мнения, как нравственной деятельности страны, есть, таким образом, одна из обязанностей государства.

... И потому цари наши часто созывали Земские Соборы. ... Они не чуждались иностранцев, ... и старались догнать Европу на пути того просвещения, от которого отстала Россия в двести лет монгольского ига. Они знали, что для этого не нужно переставать быть русскими. ...

На Западе идет постоянная вражда и тяжба между государством и народом, не понимающими своих отношений. В России этой вражды и тяжбы не было, ... но государство в лице Петра посягнуло на народ ...

Так свершился разрыв царя с народом, так разрушился этот древний союз земли и государства ... Так русский монарх получил значение деспота, а свободно-подданный народ - значение раба-невольника! ...

В классах, оторванных от народного быта, преимущественно в дворянстве, сейчас обнаружилось стремление к государственной власти; пошли революционные попытки..., явилось восстание 14 декабря. ... рабы сегодня - бунтовщики завтра; из цепей рабства куются беспощадные ножи бунта. Русский народ, простой народ собственно, держится своих древних начал и противится доселе и рабскому чувству и иностранному влиянию верхнего класса. ...

Нужно, что бы правительство поняло вновь свои коренные отношения к народу, древние отношения государства и земли, и восстановило их. ...

В настоящее время Земской собор может быть для правительства заменен до некоторой степени общественным мнением ... Словом устным и письменным ... Свобода духа более всего и достойнее всего выражается в свободе слова. ... Цензура должна остаться , чтобы охранить личность человека. ... свобода слова неразрывно соединенная с неограниченной монархиею, есть ее верная опора. ...

Есть в России отдельные внутренние язвы, требующие особых усилий для исцеления. Таковы раскол, крепостное состояние, взяточничество ...

Да восстановится древний союз правительства с народом, государства с землей...

Правительству - неограниченная свобода правления, исключительно ему надлежащая, народу - полная свобода жизни и внешней и внутренней, которую охраняет правительство. Правительству - право действия и, следовательно, закона; народу - право мнения и, следовательно, слова.

Вот русское гражданское устройство! Вот единое истинное гражданское устройство!

Федоров В. А. сборник документов по истории СССР для семинарских и практических занятий. Первая половина XIX века. Высш. шк. , 1974. С. 230-241.

 

Западники. Б. Н. Чичерин. Воспоминания.

 

... у так называемых западников никакого общего учения не было.[2](1) В этом направлении сходились люди с весьма разнообразными убеждениями: искренне православные и отвергавшие всякую религию, приверженцы метафизики и последователи опыта, социал-демократы и умеренные либералы, поклонники государства и защитники чистого индивидуализма. Всех их соединяло одно: уважение к науке и просвещению. И то и другое, очевидно, можно было получить только от Запада, а потому они сближение с Западом считали великим и счастливым событием в русской истории. При этом они вполне признавали, что когда младенческий народ приходит в соприкосновение с высшею цивилизациею, он сначала усваивает себе преимущественно внешние формы, иногда с большим легкомыслием; но лекарство от этого зла они видели в более глубоком понимании и усвоении плодов просвещения, а никак не в "возвращении к отжившей старине".

Русское общество 40-50-х годов ХIХ в. Часть II. Воспоминания Б. Н. Чичерина. М.: Изд-во МГУ, 1991. С. 156.

 


Эта страница нарушает авторские права

allrefrs.ru - 2019 год. Все права принадлежат их авторам!