Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






Теория официальной народности



 

... Россия сохранила теплую веру в спасительные начала, без коих она не может благоденствовать, усиливаться, жить. Искренно и глубоко привязанный в церкви отцов своих, русский искони взирал на нее как на залог счастья общественного и семейного. ... Русский, преданный отечеству, столь же мало согласится на утрату одного из догматов нашего православия, сколь и на похищение одного перла из венца мономахова. Самодержавие составляет главное условие существования России. ... Спасительное убеждение, что Россия живет и сохраняется духом самодержавия сильного, человеколюбивого, просвещенного, должно проникать народное воспитание и с ним развиваться. ... и третье: ... народность. ... Вот те главные начала, которые надлежало включить в систему общественного образования. ... (Из доклада министра народного просвещения С. С. Уварова Николаю I).

... Мы сохранили в себе чистыми три коренные чувства, в которых семя и залог нашему будущему развитию.

Мы сохранили наше древнее чувство религиозное. Крест христианский положил свое знамение на всем первоначальном нашем образовании. ... Этим крестом благословила нас еще древняя мать наша Русь и тем отпустила нас в опасную дорогу Запада ...

Второе чувство ... есть чувство ее государственного единства, вынесенное нами также из всей нашей истории ... Конечно, нет страны в Европе, которая могла бы гордиться такою гармониею своего политического бытия, как наше отечество. На Западе почти повсюду раздор начал признан законом жизни, и в тяжкой борьбе совершается все существование народов. У нас только царь и народ составляют одно неразрывное целое, не терпящее никакой между ними преграды: эта связь утверждена на взаимном чувстве любви и веры и на бесконечной преданности народа царю своему. ... Третье коренное чувство наше есть осознание нашей народности и уверенность в том, что всякое образование может у нас тогда только пустить прочный корень, когда усвоится нашим народным чувством и скажется народною мыслию и словом. В этом чувстве таится причина нашей нерешимости продолжать литературное развитие с изнемогающим Западом; в этом чувстве мощная преграда всем его искушениям; об это чувство разбиваются все частные бесплодные усилия наших соотечественников привить к нам то, что нейдет к русскому уму и к русскому сердцу; это чувство есть мера прочного успеха наших писателей в истории литературы и образования. ... Этим чувством роднятся и действуют заодно обе наши столицы, и то, что замышлено в северной, проходит через Москву. ... Москва есть то верное горнило, в котором пережигается все пришлое с Запада и получает чистую печать русской народности. ... В гибельные эпохи переломов и крушений, какие представляет история человечества, провидение посылает в лице иных народов силу хранящую и соблюдающую: да будет же такою силою Россия в отношении к Западу! (С. П. Шевырев. "Взгляд русского на современное образование". )



Материалы по истории СССР ... М. , 1991. С. 225-228.

 

П. Я. Чаадаев. "Философические письма" (Письмо первое)

 

... мы не принадлежим ни к Западу, ни к Востоку, и у нас нет традиций ни того, ни другого. Стоя как бы вне времени, мы не были затронуты всемирным воспитанием человеческого рода. ...

Сначала - дикое варварство, потом грубое невежество, затем свирепое и унизительное чужеземное владычество, дух которого позднее унаследовала наша национальная власть, - такова печальная история нашей юности. ... Окиньте взглядом все прожитые нами века, все занимаемое нами пространство, - вы не найдете ни одного привлекательного воспоминания, ни одного почтенного памятника, который властно говорил бы вам о прошлом, который воссоздал бы его пред вами живо и картинно. Мы живем одним настоящим в самых тесных его пределах, без прошедшего и будущего, среди мертвого застоя. ...

Годы ранней юности, проведенные нами в тупой неподвижности, не оставили никакого следа в нашей душе, и у нас нет ничего индивидуального, на что могла бы опереться наша мысль; но обособленные странной судьбой от всемирного движения, мы также ничего не восприняли и из преемственных идей человеческого рода. Между тем именно на этих идеях основывается жизнь народов; из этих идей вытекает их будущее, исходит их нравственное развитие. Если мы хотим занять положение, подобное положению других цивилизованных народов, мы должны некоторым образом повторить у себя все воспитание человеческого рода. ...



... А ведь, стоя между двумя главными частями мира, Востоком и Западом, упираясь одним локтем в Китай, другим в Германию, мы должны были бы соединить в себе оба великие начала духовной природы: воображение и рассудок, и совмещать в нашей цивилизации историю всего земного шара. ... Одинокие в мире, мы ничего не дали миру, ничему не научили его; мы не внесли ни одной идеи в массу идей человеческих, ничем не содействовали прогрессу человеческого разумах, и все, что нам досталось от этого прогресса, мы исказили. ... мы перенимали только обманчивую внешность и бесполезную роскошь. ...

... Некогда великий человек [Петр I - ред.] захотел просветить нас и для того, чтобы приохотить нас к образованию, он кинул нам плащ цивилизации; мы подняли плащ, но не дотронулись до просвещения. ... В нашей крови есть нечто, враждебное всякому истинному прогрессу. ... В христианском мире все необходимо должно способствовать - и действительно способствует - установлению совершенного строя на земле.

... Итак, если эта сфера, в которой живут европейцы и в которой в одной человеческий род может исполнить свое конечное предназначение, есть результат влияния религии, ... то ясно, что нам следует, прежде всего, оживить свою веру всеми возможными способами и дать истинно христианский импульс, так как на Западе все создано христианством. Вот что подразумевал, говоря, что мы должны от начала повторить в себе все воспитание человеческого рода.

Чаадаев П. Я. Статьи и письма. М. , 1987. С. 35-48. О влиянии философических писем П. Я. Чаадаева на русское общество см. "Материалы по истории СССР., М. , 1991. С. 159-163.

 


Эта страница нарушает авторские права

allrefrs.ru - 2019 год. Все права принадлежат их авторам!