Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ 1830-50 гг



МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

 

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

ОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

 

КАФЕДРА ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ИСТОРИИ

 

ПРАКТИКУМ

 

ПО ДИСЦИПЛИНЕ

 

«ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ»

 

 

Учебное пособие

для студентов

всех специальностей и форм обучения

 

 

Тема «РУССКАЯ ОБЩЕСТВЕННАЯ МЫСЛЬ ВТОРОЙ ЧЕТВЕРТИ XIX В. О ПУТЯХ РАЗВИТИЯ РОССИИ»

 

 

ОМСК


 

Семинар РУССКАЯ ОБЩЕСТВЕННАЯ МЫСЛЬ ВТОРОЙ ЧЕТВЕРТИ XIX В. О ПУТЯХ РАЗВИТИЯ РОССИИ

План

 

1. Идеология самодержавия. Теория официальной народности.

2. «Философические письма» П. Чаадаева.

3. Дискуссии западников и славянофилов.

4. Зарождение идеологии русского общинного социализма.

Список литературы

 

История России в документах и материалах (IX-XIX вв.): Учеб. пособие. Омск, 1993. Кн. 1. С. 81-107.

Материалы по истории СССР для семинарских и практических занятий. Освободительное движение и общественная мысль в России XIX в. М.: Высш. шк., 1991 г. С. 143-145, 153-155, 159-169, 178-184, 202-204, 207-221, 225-234.

Хрестоматия по истории России с древнейших времен до наших дней: Учеб. пособие / А.С. Орлов, В.А. Георгиев, Н.Г. Георгиева, Т.А. Сивохина. М.: Проспект, 1999. С. 244-246, 250-253, 256-257.

История России с древнейших времен до 1861 года: Учеб. для вузов / Н.И. Павленко, Н.П. Андреев, В.Б. Кобрин, В.А. Федоров. М.: Высш. шк., 2000. С. 501-518.

Корнилов А.А. Курс истории России XIX века. М.: Высш. шк., 1993. С. 151-152, 174-187, 231-237.

Отечественная история: История России с древнейших времен до 1917 года.: Энцикл.: В 5 т./ Редкол.: В. Л. Янин (гл. ред.) и др. - М.: Большая Рос. энцикл., 1994.

Шефов, Н. А. Тысячелетие русской истории: Хроника истории рос. с крат. описанием знаменат. событий / Н. А. Шефов. - М.: Вече, 2001. - 564 с.

Энциклопедия истории России, 862-1917: [Электрон. ресурс]. - М.: Коминфо, 1998. - 1 CD-ROM: ил. - (Интерактивный мир).

Династия Романовых. Три века Российской истории [Электронный ресурс]: Ист. энцикл. - М.: Коминфо, 1997. - 1 эл. опт. диск (CD-ROM): цв. - (Интерактивный мир). - Загл. с контейнера. - С-23.

Платонов, С.Ф. Полный курс лекций по русской истории/ С. Ф.Платонов. - СПб.: Кристалл, 2000. - 837, [2] с.



 

Темы рефератов

 

1. Российское общество во второй четверти XIX в.

2. Николай I: политический портрет.

3. П.Я. Чаадаев.

4. В.Г. Белинский.

5. А.И. Герцен о социализме.

6. Русская культура первой половины XIX в.

7. Спор западников, славянофилов, евразийцев, почвенников, панславянистов о путях развития России.

 

Методические указания

 

До начала обсуждения вопросов семинарского занятия целесообразно заслушать сообщение о состоянии российского общества во второй четверти XIX в. На данном этапе развития общественной мысли стояли два вопроса: об абсолютизме и крепостном праве, которые поднимали проблему выбора исторического пути России. При рассмотрении вопросов семинара проследите, как идет зарождение трех политических лагерей: официально-охранительного, либерального и социалистического, борьба которых пронизывала историю России вплоть до середины 1920-х годов.

По первому вопросу следует проанализировать доклад министра народного просвещения С.С. Уварова и статью С.П. Шевырева. Какие три принципа составляют основу теории официальной народности? Что сделало русский народ европейцами? Почему в России происходило единение царя с народом? Как русский народ усваивал западную культуру? Что имел в виду Шевырев под «бесплодными усилиями наших соотечественников привить нам то, что нейдет к русскому уму и к русскому сердцу»? Какое место идеологи дворянства отводили России в мировой цивилизации?

Второй вопрос. Как оценивал Чаадаев прошлое России? Почему он считал, что наша страна должна «повторить у себя воспитание человеческого рода» и что при этом он имел в виду? Покажите, что философские письма Чаадаева стали вызовом официальной идеологии и всколыхнули всю общественную мысль России.



При рассмотрении третьего вопроса нужно проанализировать работы западников (В.Г. Белинского, Б.Н. Чичерина) и славянофилов (К. Аксакова, И. Киреевского, А. Хомякова) и раскрыть содержание взглядов представителей этих направлений общественной мысли России. Как западники оценивали прошлое России? Как они относились к преобразовательной деятельности Петра I? Что из себя представляла их программа? Почему славянофилы считали Россию самобытной страной и в чем видели эту самобытность? Как они оценивали петровские реформы? Каким видели будущее нашей страны? Были ли славянофилы либералами или консерваторами? Что объединяло западников и славянофилов? Как оценивали западников и славянофилов, их споры о путях развития страны современники и потомки?

Четвертый вопрос. Что Герцен понимал под социализмом? Почему он считал, что русская община может стать основой развития социалистического общества? Почему он был уверен, что Россия может сократить путь к социализму? Какие основные вопросы российской революции он выделял? Как бы Вы определили политическое амплуа А.И. Герцена: революционер или реформатор, республиканец или монархист, западник или славянофил, либерал или социалист?

 


ТЕКСТЫ

 

ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ 1830-50 гг.


Эта страница нарушает авторские права

allrefrs.ru - 2019 год. Все права принадлежат их авторам!