Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






Взаимодействие государства с органами местного самоуправления



Под местным самоуправ­лением понимается одна из форм осущест­вления народом страны своей власти, обеспечивающая в пределах, установлен­ных законодательством государства, самостоя­тельное и под свою ответственность решение им вопросов местного значения исходя из собственных интересов с учетом исторических и иных местных традиций.

Местное самоуправление характеризуется следующими признаками:

1) выступает одной из форм политической власти народа в государстве. К примеру, ст. 3 Конституции РФ, закрепляя принцип народовластия, указывает, что народ осуществляет свою власть непосредственно, а так­же через органы государственной власти и органы местного само­управления;

2) осуществляется в пределах относительно небольшой по масштабам территории (район, город, село, поселок и т.п.);

3) право на его осуществление принадлежит жителям данных территорий посредством участия в местных референдумах, муниципальных выборах, митингах, демонстрациях, посредством иных форм прямого волеизъявления, а также через вы­борные и иные органы местного самоуправления;

4) оно отделено от государственного управления и, соответственно, существует наряду с ним. Об этом, например, говорится в ст. 12 Конституции РФ: «Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти»;

5) круг полномочий местного самоуправления устанавливается законодательством государства;

6) в пределах своих полномочий оно самостоятельно, что означает:

– право населения муниципального образования самостоятельно определять структуру и компетенцию необходимых ему органов;

– решение вопросов местно­го значения осуществляется ими под свою ответственность;

– возможность издания по вопросам своего ведения подзаконных правовых актов, общеобязательных для всех жителей муниципального образования;

– независимость местного самоуправления от политических партий, иных общественных объединений и т.д.;

– самостоятельность в отно­шениях с органами государственной власти.

Вместе с тем самостоятельность местного самоуправления и отде­ление его органов от органов государственной власти не является абсолютной, так как с одной стороны, действительно, оно отделено от государст­венного управления, с другой — оно тесно связано с ним, о чем и пойдет речь ниже.

Исходя из указанных признаков, взаимоотношения местного самоуправления с государством выстраиваются следующим образом.

1. Государство в конституции и законах провозглашает существование местного самоуправления и его самостоятельность в рамках государственных законов. Это означает, что население наделено полномочиями по изданию собственных уставов и иных нор­мативных правовых актах, в которых регулируются деятельность формируемых им органов местного самоуправления. Но при этом они не имеют права выходить за границы дозволенного.



2. Государство в отношении органов местного самоуправления не вправе:

а) заниматься формированием его органов;

б) давать ему директивные указания;

в) осуществлять повседневный контроль над его деятельностью;

г) отменять его правовые акты, если они изданы в рамках Конституции государства и законов.

3. Государство может не только разграничивает сферы ве­дения свои и местного самоуправления, но и подключает местное са­моуправление к реализации государственных функций. В таком случае органы местного самоуправления выступают уже от имени государст­ва и участвуют в осуществлении государственной власти — отсюда и двойственная природа местного самоуправления как общественной и государственной власти одновременно. Эта особенность взаимоотно­шений отражена, в частности, в ч. 2 ст. 132 Конституции РФ: «Органы местного само­управления могут наделяться законом отдельными государственны­ми полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. Реализация переданных полно­мочий подконтрольна государству». Примером такого полномочия может быть проведение органами местного самоуправления на территориях, на которых отсутствуют военные комиссариаты, первичного воинского учета, что закреплено в п. 2 ст. 8 Федерального закона 1998 г. «О воинской обязанности и военной службе»[5].

4. Государство призвано оказывать поддержку местному самоуправлению, которая осуществ­ляется, как правило, в следующих направлениях:

– наполнение финансовыми средствами местных бюджетов за счет отчислений из государственного бюджета;

– компенсация дополни­тельных расходов, возникших в результате решений, принятых орга­нами государственной власти;

– предоставление дотаций, субвенций и иных форм финансовой помощи;

– принятие на себя тех задач, решение которых непосильно или за­труднительно для местного самоуправления, но напрямую связано с его интересами (энергетика, коммунальное обслуживание, дороги, связь и т.д.);

– обеспечение местному самоуправлению права на судебную защи­ту его интересов и др.

5. Государство и его органы имеют право контроля за соблюдением в деятельности местного самоуправления интересов госу­дарства и норм законодательства.


Эта страница нарушает авторские права

allrefrs.ru - 2019 год. Все права принадлежат их авторам!