Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






Взаимодействие государства и церкви



Церковь — это особый тип религиозной организации, объединение последователей той или иной религии на основе общности ве­роучения и культа.

Главные признаки церкви:

а) наличие более или менее разработанной религиозной (догматической и культовой) системы;

б) структура церкви носит иерархический характер, управление ее элементами осуществляется на принципе централизации;

в) разделение принадлежащих к Церкви людей на духовенство и мирян (рядовых верующих).

Церковь во все времена играла важную роль в жизни общества. Уже в ран­неклассовых обществах, существовавших в форме городов-государств, име­лось три центра управления - городская община, дворец и храм. Дальнейшее развитие этого социального института показало, что постепенно сформировалось два основных вида взаимоотношений церкви и государства:

– наличие государственной церкви, у которой закреплено ее привилеги­рованное положение по сравнению с другими вероисповеданиями;

– режим отделения церкви от государства и школы от церкви.

1) Статус государственной церкви предполагает тесное сотрудничество государства и церкви, которое охватывает различные сферы общественных отношений, а также различные привилегии для религиозных организаций, принадлежащих к государственной церкви. В зависимости от того, каким образом и в какой степени государство взаимодействует с церковью выделяют теократические и клерикальные государства.

Теократическое государство— это государство, в котором политическая и религиозная власть находится в ведении одного лица — главы духовенства. Сосредоточение этих видов власти в одних руках позволяет осуществлять контроль над духовной и гражданской жизнью подданных государства. Такие госу­дарства существовали в древние времена (Иудея), в средневековье (халифаты), в новое и в настоящее вре­мя (Ватикан, Иран).

Теократические государства характеризуются усилением религиозной регламентации всех сторон общественной и личной жизни граждан. Религиозным праведникам придается статус государственных, су­допроизводство ведется по нормам церковного права, заметным является нетерпимость к иноверцам. Религиозные отношения становятся господствую­щими в обществе, они пронизывают всю систему меж­личностных, экономических, семейных, правовых, по­литических отношений. В теократических государствах происходит фактическое слияние государства и рели­гиозных организаций, и церковь таким образом полу­чает возможность влиять на население страны при помощи государственного аппарата, т. е. использовать государственные структуры в своих целях.



Клерикальное государство— это государство, где одна какая либо религия официально имеет статус государственной или занимает привилегированное положение по сравнению с другими религиями, существующими в данном государстве. Характерными чертами взаимоотношений церкви и государства являются:

– за церковью признается право собственности на широкий круг объек­тов - землю, здания, сооружения, предметы культа и т. п.;

– церковь получает от государства различные субсидии и материальную помощь (так, в Великобритании государство содержит за свой счет капелланов в армии и тюрьмах; до октября 1917 года Русская православная церковь была освобождена от податей и гражданских повинностей, ей принадлежало около 3 млн. десятин земельных угодий);

– церковь наделяется рядом юридических полномочий (в основном в об­ласти брачно-семейных отношений – регистрация брака, регистрация рождения, смерти и т. п.);

– имеет право участвовать в политической жизни, в том числе через представительство церкви в государственных органах (например, в Великобритании представители высшего духовенства англиканской церкви заседают в палате лордов; в царской России Русская православная церковь была частью госаппарата (Синод); все руководящие должности вправе занимать лишь лица, исповедующие государственную религию (Дания, Норвегия, Швеция, Пакистан, Иран и др.);

– обладает широкими полномочиями в области воспитания и образова­ния подрастающего поколения. Как правило, в образовательных учреждени­ях предусмотрено обязательное преподавание религии (Австрия, Италия, Испания, Израиль, Великобритания и др.).

В клерикальном государстве, несмотря на сильные позиции государственной религии, тем не менее пол­ного слияния государства и церкви не происходит.



Клерикальное государство является своего рода промежуточным вариантом между светским и теокра­тическим государствами. Оно с церковью не соединя­ется, не сливается, однако церковь через законодатель­но установленные права и институты активно влияет на государственную политику. Клерикальным госу­дарством в настоящее время является, например, Ве­ликобритания, где королева одновременно является главой англиканской церкви.

2) Статус церкви, отделенной от государства (закреплен в основных законах многих государств мира - России, ФРГ, Франции, Португалии и др.).

Характерные черты данного статуса:

– государство признает деятельность религиозных организаций и не вмешивается в их деятельность, при условии, что ими не нарушаются действующие законы;

– государство и его органы не вправе контролировать отношения своих граждан к религии и не ведут учета граждан по этому признаку[4];

– государство признает рав­ноправие граждан независимо от принадлежности их к той или иной религии;

– государство не оказывает церкви материальной или какой-либо иной, в том числе финансовой поддержки;

– церковь не выполняет каких-либо государственных функций и вообще не вмешивается в дела государства, а занимается лишь вопросами, связанными с удовлетворением религиозных потребностей граждан.

Государство, со своей стороны, охраняет законную деятельность церкви и религиозных организаций. Таким образом, режим отделения церкви от государства означает переориентацию на светские ценности и нормы. Государства, в которых они нашли свое правовое закрепление стали называться светскими.

В то же время, следует помнить, что статус церкви, отделенной от государства, не означает, что она исключена из политической жизни. В светском государстве политическое влияние церк­ви заключается прежде всего в том, что многие верующие — это одновременно и избиратели. Отдельные политические партии умыш­ленно делают на этом акцент в своих названиях (хри­стианские демократы, христианско-социальный союз и т. д.), а в программах декларируют уважительное отношение к религиозным (в приведенном примере к христианским) ценностям. Поэтому голоса верующих на выборах — серьезная политическая сила.

Кроме того, в светском государстве религиозные организации выполняют важные социальные функции: воспита­тельные (в отношении членов своих конфессий), меди­цинские, образовательные и т. д., через которые также происходит формирование определенной политической культуры населения страны.


Эта страница нарушает авторские права

allrefrs.ru - 2019 год. Все права принадлежат их авторам!