Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






Взаимодействие государства с основными институтами



Политической системы общества

 

Взаимодействие государства и политических партий.

Наибо­лее важную роль в политической системе после го­сударства выполняют политические партии (от латинского pars (partis) — часть, группа).

Политическая партия — это специализированная организационно упорядоченная груп­па, объединяющая наиболее активных приверженцев тех или иных целей (идеологий, лидеров) и служащая для борьбы за завоевание и использование политической власти в обществе[3].

Партии занимают особое место в политической системе общества. В отличие от других ее институтов (например, общественно-политических движений, профсоюзов и других об­щественных организаций), которые хотя и занимаются политической деятельностью, но ориентируются прежде всего на защиту социально-экономических и иных интересов их членов, главным призванием по­литических партий является нацеленность на завоевание и осущест­вление власти, борьба за руководство государственными делами.

Появление партий в истории человечества является объективным процессом, который шел параллельно с процессом приоб­щения к политике все более широких кругов населения. Их создание – это по сути ответ на запрос общества иметь в своем арсенале более действенные механизмы влияния на политическую власть.

Макс Вебер выделял в процессе возникновения и развитии партий как субъектов полити­ческой деятельности три периода:

1) XVI–XVII вв. - создание в Европе партий как аристократических группировок, объединяющие немногочисленных представите­лей политической элиты;

2) XVIII–XIX вв. – это уже политические клубы, ориенти­рованные на привлечение к активной политической деятельнос­ти людей, пользующихся влиянием не только в политике, но и в других жизненно важных сферах общественной жизни;

3) XIX–XX вв. – формируются современные массовые пар­тии. Их типы зависят от характера основной ориентации, способа выражения и представления частного интереса той или иной со­циальной группы на уровне всеобщего интереса, проблем соци­альной целостности.

Признаки современных политических партий:

1) это общественное объединение, действующее на постоянной основе и главной целью которого в политическом процессе является завоевание и осуществ­ление (или участие в осуществлении) государственной власти в рамках и на основе конституции и действующего законодательства. Стремление к осуществлению государственной власти позволят отличить партии от иных политических структур, например, групп давления, которые не стремятся к захвату власти, а пытаются воздействовать на нее, влиять на власть, оставаясь вне ее сферы;



2) партия является организацией, объединяющая индивидов на основе общности политических взглядов (идеологии), признания определенной системы ценностей, находящих свое воплощение в ее программе;

3) наличие у партии определенной структуры, основанной на определенных принципах, а также фиксированного членства (хотя, например, республиканская и демо­кратическая партии США традиционно не имеют фиксированного членства);

4) в своей деятельности опираются на определенный социальный слой в лице го­лосующих граждан за представителей партии на выборах.

Указанные признаки и определяют функции политических партий,основными из которых являются:

– участие в борьбе за власть, за создание государ­ственных программ, за использование государ­ственной власти в реализации своих целей;

– выражение и защита интересов определенных слоев населения;

– определение идейно-политических ориентиров в развитии общества и создание на этой основе своей политической идеологии и программы действия;

– участие в создании общих правил игры для всех субъектов политической системы;

– политическая социализация граждан и активиза­ция их политической деятельности;

– формирование общественного мнения;

– рекрутирование новых членов в свои ряды;

– организация и руководство массовыми акциями граждан, в том числе, участие в организации и проведении раз­личного рода выборов;

– формирование политической элиты и лидеров;

– контроль за институтами государственной власти.

Виды политических партий.

1) По идеологической направленности выделяют:

а) Консервативные партии – характеризуются стабильностью, приверженностью традиционным формам осуществления власти; ратуют за постепенные преобразования в обществе, за преемственность политики от прежних времен.



б) Либеральные партии – провозглашают свободу личности, ратуют за приоритет личных интересов, а не общественных.

в) Социал-демократические партии – провозглашают идеи социализма, всеобщего братства и равенства.

г) Коммунистические партии – в основе их идеологии лежат идеи классовой борьбы, ликвидации эксплуатации человека человеком и построение бесклассового общества.

д) Религиозные партии – создаются на основе какого-либо религиозного течения, выражают идеи соответствующей религиозной направленности.

е) Национал-патриотические или фашистские партии – в основе их идеологии лежит идея приоритета какой-либо нации, защиты национальных интересов.

2. По способу связи с государством партии подразделяют на:

а) Правящие или правительственные – находятся у власти, имеют большинство голосов в парламенте, участвуют в формировании правительства.

б) Оппозиционные – находятся в оппозиции к официальной власти, иногда проводят противоположные программы, стремятся найти больше недостатков в деятельности правящей партии.

в) В современном обществе формируется новый тип партии, т. н. универсальные политические партии. Их особенности таковы:

– поддерживают общедемократические, общечеловеческие ценности;

– выражают общенациональные интересы, посредством нахождения компромисса, соглашения между различными слоями общества;

– отрицают различные догмы, быстро приспосабливаются к изменяющимся условиям, не придерживаются жестко определенной идеологии.

В процессе своего функционирования государство и политические партии оказывают взаимное воздействие друг на друга по следующим направлениям:

а) партий на государство:

– активное участие партий в определении полити­ческого курса государства как внутри страны, так и на внешней арене (направление внутренней и внешней политики). Причем в такой политичес­кой работе участвуют и правящие и оппозицион­ные партии;

– ак­тивное участие в формировании органов власти, как представительных, так и исполнительных. Осо­бенно заметно их влияние на формирование зако­нодательных органов, когда все политические партии участвуют в избирательных кампаниях, выдвигая своих кандидатов в представительные органы власти;

– влияние на процесс правотворчества законодательных и испол­нительных органов государства. Эта форма выражается через возможность внесения законопроектов, иных нормативных правовых актов, об от­мене существующих; в использовании права законодательных иници­атив через своих депутатов, другие каналы, а также путем давления через общественное мнение на исполнительные и правоохранитель­ные органы;

– контроль за государственными органами и процессом управле­ния страной. Он осуществляется путем разнообразных форм и методов, которые избираются в зависимости от того. какое место в тот или иной момент времени занимает партия в политической системе общества.

б) государства на политические партии:

– путем установления правового статус политических партий (т. е. государство определяет перечень формальных требований, которым должны соответствовать партии, регламентирует вопросы регистрации в данном качестве тех или иных объединений граждан, устанавливает условия отказа в регистрации или приостановления их деятель­ности и т. п.);

– регламентирует порядок участия политических партий в избирательных кампаниях (напри­мер, путем определения порядка выдвижения кандидатов в депутаты, размера денежных средств для проведения предвыборной агитации и их источников, участия наблюдателей в работе избирательных комиссий и т.д.);

– контролирует финансовую деятельность партий, соблюдение правил налогообложе­ния и т. п.

Надо отметить, что анализ развития форм и способов воздействия государства на деятельность политических партий говорит о их постоянном увеличении и усложнении. Все заметнее становится видна тенденция более детальной юридической регламентации их деятельности. Так, если конституции XIX в. даже не упоминали о политических пар­тиях (хотя партии уже тогда занимали видное положение в государст­венно-политической жизни), то сейчас регулирование их деятельнос­ти приобрело статус отдельного правового института конституционного права. Более того, происходящее расширение объема правового регулирования отно­шений, связанных с порядком образования, организацией и деятель­ностью политических партий, послужило основанием для появления концепций о формировании в современных государствах особого «партийного права» («права партий»).

 


Эта страница нарушает авторские права

allrefrs.ru - 2019 год. Все права принадлежат их авторам!