Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






Место и роль государства и права в политической системе общества



Центральным институтом политической системы является госу­дарство. В его деятельности концентрируется основное содержание политики. При этом, исторические исследования политических процессов показывают, что термин «государство» употреблялся и зачастую продолжает употребляться в двух значе­ниях – в широком и в узком.

В широком смысле государство понимается как страна, общест­во, народ, расположенные на определенной территории и представляе­мые органом высшей власти. В этом значении говорят, например, о российском, американском, немецком и т. п. государствах. Такая трактовка государства была характерной примерно до XVII в., так как оно действительно не отделялось от общества. Для обозначения государства ис­пользовались многие конкретные термины: «полития», «княжест­во», «королевство», «царство», «империя», «республика», «деспотия» и др.

Но с возникновением идеологии либерализма и разработкой в ее русле договорной теории о происхождении го­сударства происходит постепенное разграничение государства и общества (основными авторами данного подхода были Гоббс, Локк, Руссо и др.). Как уже отмечалось, суть данной теории сводится к тому, что существовавшие вначале в свободном, полудиком со­стоянии индивиды в результате экономического и иного взаимодейст­вия образовали общество и затем для защиты своей безопасности и естественных прав договорным путем создали государство как особую политическую организацию, выделенную из общества и обладающую верховной властью на определен­ий территории (это и есть узкий подход).

В данном подходе государство является объектом сознательного человеческого формирования, управления и регулирования. В силу этого общество не допускает, чтобы государство охватило своим регулятивным воздействием все проявления жизнедеятельности человека — его экономическую, культурную, ре­лигиозную и политическую активность. Круг его полномочий ограничивается лишь выпол­нением тех функций, которые ему были делегированы гражданами путем их четкого закрепления в конституции (по общему мнению текст конституции и является юридическим оформлением «общественного договора»).

Таким образом, конституционный (договорной) этап в развитии государства связан с его подчиненностью обществу и гражданам, с юридической очерченностью полномочий и сферы государственного вмешательства.

В то же время, такая зависимость государства от общества не исключает, а даже наоборот предполагает, что оно играет важную роль в политической системе общества. Это следует из того, что общество содержит в себе большое много­образие политических интересов и в силу этого не может самостоятельно без внешней регулирующей силы их примирить, свести к взаимоприемлемуму результату. Поэтому, чтобы придать политической системе целостность и устойчивость, она вынуждена концентрироваться вокруг сознательно сформированной обществом структуры – государства, наделенной для реализации указанных задач особыми качествами. Их суть состоит в том, что государство:



1) является выразителем воли всего народа и его официальным представителем на международной арене в отношениях с другими государствами. Ни одна другая организация, партия, движение не обладают такими правами и возможностями. Поэтому государство в любой стране и на любом этапе раз­вития общества выступает как самая массовая, самая широкая организация. Оно объединяет или по крайней мере стремится объе­динить вокруг себя все слои населения[2];

2) выступает единственным носителем суверенитета, т. е. независимо­стью, неподчиненностью никаким другим органи­зациям и потому способным осуществлять верхов­ную власть;

3) обладает специальным аппаратом (публичной властью), предна­значенным для управления обществом; имеет силовые структуры (вооруженные силы, милицию, службу безопасности и т.п.);

4) располагает широким набором средств воздействия на сво­их граждан, в то время как возможности политических партий и иных организаций ограничены;

5) выступает не только самостоятельным субъектом по­литики, но и призвано регулировать поведение иных субъектов поли­тических отношений, обладая в этой сфере весьма широкими полно­мочиями:

– устанавливает в законодательстве правовой режим организа­ции и функционирования всех иных субъектов политики — полити­ческих партий, движений, групп давления и т.п.;



– регистрирует их соответствующими органами (как правило, минис­терством юстиции);

– осуществляет надзор и контроль за законностью деятельности всех иных субъектов политики и применять меры принуждения за соответствую­щие правонарушения.

6) располагает огромными материальными ресурсами, позво­ляющими обеспечить реализацию своей политики (госу­дарственная собственность, бюджет, валюта и т.д.);

7) монопольно обладает многими полномочиями: правотворчество, прием в гражданство, установление денеж­ной единицы, охрана границы, принятие бюджета и т. д.

Названные качества не исчерпывают всей специфики го­сударства как элемента политической системы общества среди всех других его структурных элементов. Но они наглядно демонстрируют интегрирующую (объединяющую) роль государства в рамках политической системы.

Наряду с государством особое место в политической жизни зани­мает и право как важнейший социальный институт. Его роль в политической системе общества раскрывается в следующих положениях.

1. Право является результатом деятельности человека, об­щества и государства, в котором устанавливаются пределы свободы человека. В государственно-организованном обществе такие пределы свободы закреплены в официаль­ных нормативных документах и обеспечены силой госу­дарства и авторитетом общества. Поэтому все структур­ные элементы политической системы, в том числе само государство, вынуждены корректировать свои полити­ческие притязания с учетом данных пределов.

2. Право играет роль связующего и опосредующего звена между государством, политической системой и обществом, что объясняется следующим:

– посредством права политические требования переводятся на язык строго определенных и обеспеченных государством правил поведения, а также создаются процедурные формы претворения их в деятельность человека и всего общества;

– в текстах нормативно-правовых актов обычно сочетается общеполитическая и юридическая оценка регу­лируемых общественных отношений, что очень важно для правильного понимания и применения закона, ук­репления законности и правопорядка в стране.

3. Право является необходимым стабилизирующим фактором политической системы. Упорядоченность и стабильность политических отношений, регулируемых правом, обеспечиваются тем, что нормы права имеют не одномоментный характер. Они рассчитаны на длитель­ное во времени существование и реализуются в строго регламентированных процессуальных формах.

Кроме того, в праве закрепляются формы организации, функционирова­ния и смены государственной власти, способы и методы политической борьбы всех существующих в данном обществе политических сил и т.д. В его рамках учреждаются политические институты, определяются полномочия структурных элементов по­литической системы. Иначе говоря, право выступает в качестве высокоэффективного и целесооб­разного средства регулирования наиболее важных политических отношений.


Эта страница нарушает авторские права

allrefrs.ru - 2019 год. Все права принадлежат их авторам!