Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






Понятие и структура политической системы общества



Для глубокого и всестороннего понимания государства важно его рассматривать не только само по себе и даже не столько с его внутренней стороны — с точки зрения ее сущности, содер­жания, формы, функций и пр., сколь­ко со стороны его внешних взаимосвязей и взаимодействий с ок­ружающими его явлениями, институтами и учреждениями, т. е. и в контексте других более широких и емких явлений. Речь в первую очередь идет о взаимосвязи и взаимодействии государства с политическими партиями, выступающими в качестве своеобраз­ного посредника между различными слоями общества, от имени ко­торых они действуют, и государством. Имеются в виду также раз­личные общественные организации, существующие в данном обще­стве и взаимодействующие с государством. Подразумеваются, кроме того, всякого рода политические объединения, политические движения и пр. Все указанные общественные явления и выступают структурными составляющими более широкого понятия, которое получило в литературе название политической системы общества. Поэтому задачей настоящей главы является выявить, что она собой представляет, какова ее структура, какое место в ней занимает государство и какую роль в ней оно играет. Полученные ответы позволят, помимо всего про­чего, глубже и разностороннее познать само государство, иссле­довать его под новым углом зрения, рассмотреть его в новом изме­рении.

Разумеется, вопросы понятия и структуры политической си­стемы общества, составным элементом которой является государство, выступают при этом на первый план. Для того чтобы подробнее и более конкретно разобраться в по­ставленном вопросе, следует обратиться к истории и причинам возник­новения данного понятия, выявить суть его составных элементов.

Первым и определяющим термином в понятии «политическая систе­ма» выступает «политика». Поэтому изначально необходимо рассмотреть именно ее происхождение, содержание и современные трактовки.

Своим появлением слово «политика» обязано знаменитому древнегреческому мыслителю Аристо­телю (IV век до н. э.). В своей работе «Политика», где были рассмотрены различные варианты государственного устройства, формы организации государственной вла­сти и основы государственного управления в греческих городах-государствах (поли­сах), под термином «политика» он понимал «искусство управлять государством». Как видим, во взгляде Аристотеля акцент делается на том, что это некое качество, которое должно быть присуще государственным мужам. Такой подход оправдан, ибо тесная взаимосвязь понятий «государство» и «политика» несо­мненна, о чем уже было отмечено в третьей главе данного пособия.



В последующем термин «политика» наполнился большим содержанием. Так, основатель современной политической науки вы­дающийся итальянский мыслитель и политический деятель Никколо Макиавелли (1469–1527 гг.) определял политику уже как «совокупность средств, которые необхо­димы для того, чтобы прийти к власти, удержаться у власти и полезно использовать ее». Т. е. с течением времени политика стала интерпретироваться не только как качества лиц, разумно осуществляющих государственное управление, но и как выражение полномочий других структурных единиц общества (партий, групп давления, средств массовой информации и т. д.) в борьбе за государственную власть. Такое же по сути определение политике в начале ХХ в. давал и Макс Вебер: «Политика — это стремление к участию во власти или к ока­занию влияния на распределение власти, будь то между государствами, будь то внутри государства между группами людей, которые оно в себе заключает».

В силу этого можно сказать, что в новейшую эпоху политика становится особым видом регуляции общественной жизни, посредством которой согласовываются ин­тересы различных социальных слоев и групп, выраба­тываются общие, обязательные для всех правила и нор­мы и осуществляется контроль за их выполнением.

Дальнейшая эволюция содержания понятия «политика» приводит к тому, что многие современные авторы стали определять политику «как деятельность, направленную на достижение гражданского согласия в сильно дифференцированном обществе исключительно мирными средства­ми»[1].

Таким образом, представленные положения позволяют говорить о том, что политикаэто сфера жизни общества, в которой проявляется особый вид отношений между различными социальными группами по поводу использования государственной власти в целях реализации их общественно значимых интересов.



Постепенное совершенствование научных взглядов о политике, кроме того, приводит к тому, что в данной сфере социального бытия можно выделить свои фундаментальные закономерности, внутренние взаимосвязями, источники развития и каналами зависимости от внешней среды. Поэтому, в политической и правовой науке зреет понимание необходимости введе­ния и активного использования для объяснения политико-пра­вовых явлений нового понятия, способного отразить этот спектр связей, элементов, отношений. Несомненное влияние на рожде­ние этой идеи оказал показавший к середине XX в. свою эвристи­ческую ценность системный метод познания, в основу которого было положено понятие «системы», характеризующееся следующими чертами:

а) множественностью элементов, входящих в нее;

б) взаимосвязь и взаимодействие данных элементов между собой по определенным правилам (если эти связи будут нару­шаться, то это оборачивается разрушением целостности сис­темы и, как следствие, ее гибелью или перерождением в новую систему. Пример: общество может быть охарактеризовано как система с входящими в него миллионами элементов – классов, групп, слоев, каст, отдельных индивидов и т. д. Все они вынуждено взаимодействуют между собой по определенным правилам – моральным, правовым, религиозным и т. п. Если эти правила адекватны уровню развития общества, то оно будет успешно существовать. Но если правила входят в противоречие с интересами и потребностями общества – то это приводит к смене общественного строя (в нашем случае – системы): либо эволюционным, либо революционным путем);

в) целостный характер всего многообразия составных элементов системы (суть целостности заключается в том, что входящие в нее элементы образуют в результате их соединения новые качества, свойства, не проявляющие себя, когда данные элементы находятся в разрозненном состоянии. Пример: автомобиль является системой, которая служит средством передвижения. Но если его разобрать на отдельные детали, то данное качество уже теряется);

г) связь системы с внешней средой, что имеет большое значение для правильного понима­ния связей внутри системы.

Одним из первых общую теорию систем к социально-политиче­ским процессам пытался применить Т. Парсонс, который назначе­ние политической системы видел в обеспечении интеграции, выра­ботке и реализации общих целей. Но это было только начало. Ос­нователем же теории именно политических систем считается американский политолог Дэвид Истон, который видел в ней механизм преобразования идущих от общества социальных импульсов в политические решения и действия.

Следует отметить, что в советской специальной литературе поня­тие «политическая система» не использовалось в качестве самостоя­тельной научной категории и не являлось предметом философско-со-циологического исследования вплоть до второй половины 70-х гг. XX в. Разумеется, отдельные важные стороны данной проблемы изуча­лись при рассмотрении других вопросов социально-политической сис­темы общества. При этом разрабатывались и применялись преимуще­ственно такие категории, как «государство», «механизм диктатуры пролетариата», «система социалистической демократии», «политиче­ский режим» и т. д.

Однако процесс демократизации российского общества во всех сферах его жизни, а также логика развития самой политической науки вы­звали потребность в совершенствовании понятийного аппарата, кото­рый должен адекватно отражать сущность новых явлений и служить эффективным средством их исследования. Поэтому понятие «политическая система общества» на сегодняшний день основательно вошло в научный оборот и служит целью показать, как регулируются поли­тические процессы, как формируется и функционирует политическая власть, что на нее оказывает влияние и т. п.

В то же время, анализ множества определений данного понятия показывает, что в литературе разными авторами даются отличные друг от друга его формулировки, хотя в целом выражающие одну и ту же суть, которая может быть представлена следующим видом: политическая система обществаэто упорядоченная на основе права и иных социальных норм совокуп­ность различных государственных и общественных институтов, иных социально-поли­тических организаций, форм взаимодействий и взаимоотноше­ний между ними, посредством которых реализуется политическая власть.

Признаки политической системы общества:

является одной из многих систем общества (наряду с экономической, духовной, культурной и др.) и призвана обеспечить реализацию политической власти;

– обладает приоритетом по отношению к другим сферам, так как посредством нее формируется и осуществляется верховная (государственная) власть в общест­ве, ее решения обязательны для всего общества и каждой его подсистемы;

– политическая система обусловлена социально-экономической структурой общества, т. е. она высту­пает как надстройка и определяется экономическим базисом;

– она обладает относительной самостоятельностью, что объясняется наличием у нее собственной структуры и функций.

Как уже было отмечено, любая система, в том числе и политическая, представляет собой целостное, упорядоченное множество элементов, взаимодейст­вие которых порождает новое качество, не присущее ее частям. В силу этого, важнейшей задачей при изучении политической системы является рассмотрение составляющих ее элементов, т. е. ее структуру.

Центральным системообразующим элементом политической системы, ее ядром являет­ся политическая (государственная) власть. Это объясняется тем, что субъекты, наделенные ею, в процессе управления делами общества затрагивают интересы огромных масс людей, способны воздействовать на них, тем самым достигать своих целей. По сути, ради обладания ею и происходит политическая борьба между различными социальными субъектами.

Взяв политическую власть как основополагающий элемент политической системы, теперь следует указать на остальные ее структурные элементы, которыми являются:

– политические институты;

– политические отношения;

– политические и правовые нормы;

– политическое сознание и политическая культура.

Политические институтыэто совокупность государственных и общественных организаций, учреждений и других форм объединений граждан, которые участвуют в политических отношениях. Все политические институты могут быть разделены на фор­мализованные и неформализованные.

К формали­зованным институтамотносятся: государство, государ­ственные учреждения и органы, политические партии, общественно-политические объединения и организации. Формализованные институты, по сути, создают политическую организацию общества с относительно устойчивой структурой и функциональ­но-ролевой определенностью.

К неформализованнымотносятся институты, не имеющие своего «постоянного» места и роли в политической организации. Они возникают спонтанно, эпизодически, по мере необхо­димости, но тем не менее, могут оказывать значитель­ное влияние на принятие политических решений. К ним можно отнести ми­тинги, пикеты, шествия, манифестации, избирательные компании и др.

В период массовых политических дей­ствий (выборов, референдумов и др.) политическая система как раз расширяет свои границы именно за счет неформали­зованных институтов. В этот период, как правило, по­является большое количество политических блоков, движений, групп поддержки и т. д. На выборах, по сути, каждый избиратель становится субъектом политики, от которого зависит формирование тех или иных органов власти или стратегия развития политической системы и общества.

Каждый из названных институтов занимает определенное место в политической системе и эти места неравнозначны. Поэтому одни институты имеют больше возможностей влиять на политический процесс, другие меньше. Но тем не менее, каждый институт выполняет свои функции по приня­тию политических решений и контролю за их исполне­нием.

Политические отношенияэто вид общественного взаимодействия, который происходит между субъектами политики, в результате чего осуществляется их объединение или разобщение, передача идей, взглядов, обмен ресурсами (влиянием, информацией, знаниями), передача волевых побуждений и т. п.

Политические отношения являются результатом многочисленных и разнообразных связей субъектов политики в процессе политической деятельности. Вступать в них людей и политические институты побуждают их собственные политические интересы и потребности.

Выделяют первичные и вторичны (производные) политические отношения. К первым относятся различные формы взаимодействия между социальным, группами (классами, нациями, сословиями и др.), а также внутри них, ко вторым — отношения между государствами партиями, другими политическими институтами, отражающими в своей деятельности интересы определенных социальных слоев или всего общества.

Политические и правовые нормысложившиеся или уста­новленные правила поведения, способы регуляции политических от­ношений, существующие и действующие в виде конституций, ко­дексов, уставов, программ партий, их уставов, политических традиций и про­цедур.

Задача данных правил – определить и закрепить функци­ональное предназначение каждого политического институ­та, каждой политической роли, установить преде­лы их компетенции, способы взаимодействия и сферы ответственности.

В современном демократическом обществе основу данного элемента политической системы составляют нормы кон­ституционного права. Через них получают официальное признание и закрепление определенные социальные интересы и по­литические устои, которые на данный момент времени становятся господствующими в стране. Кроме того, при помощи конституционных норм победившие политико-властные структуры доводят до сведения общества, социальных групп, отдельных индивидов свои цели, обоснование при­нимаемых политических решений и определяют своеобразную модель поведения, которой будут руководствоваться все участники политиче­ской жизни.

Таким образом, благодаря конституциям государств политико-правовые нормы задают общую направленность для взаимодействия всех субъектов политики, предписывают им общие «правила игры», придают системную целостность всем институтам по­литической системы.

Политическое сознание и политическая культура.

Политическое сознание - это отражение политической жизни в определенных идеальных формах: политических и правовых теориях, политических и юридических нормах, а также во взглядах и представлениях, чувствах и настроениях, устойчивых привычках политического поведения, политических традициях, установках и ценностных ориентациях.

Политическое созна­ние субъектов политики функционирует на двух уровнях — теоретическом (политическая идеология) и эмпи­рическом (политическая психология).

К формам проявления политической идеологии относятся взгляды, лозунги, идеи, концепции, теории, а к политической психологии — чувства, эмоции, настроения, предрассудки, традиции, но в политичес­кой жизни общества они равноправны.

Политическая культура — это комплекс типичных для конкретного общества образцов (стереотипов) поведения, ценностных ориентаций, политических представлений, выработанных в течении длительного времени и используемых субъектами политики в отноше­ниях между собой.

Единство, интеграция в сфере политики возможны только при наличии политико-культурной связи, благодаря которой люди и могут понять друг друга. Исторический опыт доказывает, что политические системы, способные к длительному и стабильному существованию, такой культурой обязательно обладают. Число ценностей политической культуры может быть не­велико, но они непременно присутствуют и разделяются боль­шинством членов общества, закладываются в системы воспита­ния, политической социализации.


Эта страница нарушает авторские права

allrefrs.ru - 2019 год. Все права принадлежат их авторам!