Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






Существуют различные описания фаз и периодов культурного шока



Тема 10, занятие 1-2

ОРГАНИЗАЦИОННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖДУНАРОДНОМ КОНТЕКСТЕ

 

Кросскультурные конфликты

Люди не реагируют прямо на события, они реагируют на то значение, которое придают

этим событиям.

Межкультурное общение не является естественной и врожденной способностью человека. Развитие этой способности требует новых понимания, знания и отношения.

Национальные стереотипы – обобщение, генерализация ограниченного опыта или знания о «иной» группе людей, приписывание этого единственного знания при интерпретации всего многообразия их поведения.

Цель – раннее прогнозирование поведения «чужих», предупреждение возможной угрозы.

 

Как «входить в чужой монастырь»?

· Термин «культурный шок» был впервые употреблен антропологом Калверо Обергом в 1954 году.

· Он определил это понятие как страх, вызванный потерей знакомых опознавательных знаков в социальном общении

· Культурный шок является серьезным испытанием, в каком-то смысле он напоминает временное психическое расстройство, которое можно преодолеть

· Культурным шоком обычно называют умственное, физическое и эмоциональное приспособление к жизни в чужой стране, новой для человека среде.

· Каждый, кто достаточно долго живёт в незнакомой среде, не в состоянии игнорировать различия с привычной культурой. Эти различия раздражают, приводят в отчаяние, мучают до тех пор, пока не станут уже привычными, узнаваемыми, понятными и предсказуемыми.

· Данная ситуация требует понимания того, что происходит с человеком, и поиска различных способов приспособления к иной среде, непривычной повседневности

· Культурный шок происходит у каждого, кто оказывается вне своей культуры.

· Он может протекать более или менее остро, в зависимости от индивидуальных особенностей человека, но в конечном итоге влияет на успешность выполнения задания экспатриантом.

· Исследователи расходятся во мнениях, сколько должен длиться тот или иной этап (так, полный цикл составляет от шести до 50 недель по Блэку и Менденхоллу).



· Более высокие адаптационные способности были обнаружены у людей с высокой ориентацией на человеческие отношения, а не на задачу, что выявляется с помощью тестов на этапе отбора кандидатов на международное задание.

· Итак, культурный шок появляется, потому что подсознательно мы ожидаем, что все и всё вокруг будут похожи на нас.

· Неизбежно и то, что в новой стране некоторые вещи не впишутся в вашу привычную жизненную рамку и их будет сложно выделить и проанализировать.

· Подобная неопределённость опасна тем, что постепенно приводит вас на стадию страха, злости, антипатии или более сильной эмоции.

· Чтобы справиться с ситуацией, надо суметь заметить её симптомы вовремя, по мере их возникновения.

 

Возможные симптомы культурного шока

· Тоска по дому

· Скука

· Нежелание видеть людей (желание сидеть в своей комнате и никуда не выходить)

· Негативное отношение к новой стране и её жителям (нагромождение стереотипов относительно них, нежелание общаться с ними)

· Повышенный критицизм по отношению к новой стране и неоправданная идеализация своей страны

· Отказ совершенствоваться в языке и знакомиться с обычаями страны

· Неспособность сконцентрироваться

· Сонливость или бессонница, нарушения сна

· Отсутствие аппетита

· Раздражительность и плаксивость (внезапные слёзы или приступы агрессии)

· Физическое недомогание (например, частые головные боли или нарушения пищеварения) и опасения по поводу санитарных условий и чистоты



· Постоянные жалобы на климат, еду, людей…

· Страх быть обманутым

· Ощущение беспомощности и бесполезности

 

Человек проходит последовательно шесть этапов развития отношений с другими культурами:

Первый этап – полное отрицание того, что проблемы вообще существуют.

«Я не испытываю культурного шока и вообще у меня нет никаких проблем соприкосновения с другими культурами».

Второй этап – защита.

«Научите их правильно себя вести, тогда я смогу вести с ними диалог. Их, не меня».

Третий этап – минимизация различий.

«Наш мир очень мал и в различиях нет ничего существенного».

Четвертый этап – принятие различий.

«Вот здорово, где бы я еще мог научиться тому, чему я могу научиться здесь, где мы все такие разные».

Пятый этап – адаптация.

«Я оказываюсь в состоянии почувствовать себя членом и этой культуры, и другой культуры».

Шестой этап – интеграция.

«Везде можно чувствовать себя как дома, если ты знаешь, как здесь все происходит».

 

На возникновение культурного шока могут повлиять:

культурные различия – традиции, привычки, манеры, верования, поведение, язык, жесты

физические различия – пища, вода, флора, фауна, воздух

сенсорные различия – виды, звуки, запахи, климат

 

Существуют различные описания фаз и периодов культурного шока

• Одни исследователи считают, что графически культурный шок можно изобразить в виде

U-образной кривой (Sverre Lyysgard)

• Позже появилось описание его этапов в виде

W-образной кривой (Gullahorn J.T, Gullahorn J.E.)

 

Цикл культурного шока
(U-образная кривая: хорошо, хуже, плохо, лучше, хорошо)

1. «Медовый месяц» или «Туристский рай»:

человек в незнакомой стране чувствует себя туристом и радуется экзотике, все кажется новым и интересным; не так уж и велики различия – люди имеют по две руки и ноги, живут в домах, спят по ночам и т.д.

2. Кризис:

все различия начинают видеться гипертрофированно; многих привычных вещей просто не существует, вкус продуктов другой и вообще... всё другое!. Критика местных жителей: «они такие глупые», «да они не умеют работать, а только кофе/пиво пьют», «все такие бездушные».

3. Стресс (депрессия):

фрустрация, дезориентация, неуравновешенность. Различия раздражают. Они могут быть как осознаваемые, так и фиксируемые на подсознательном уровне, что может вызвать чувство беспричинного волнения. Человек начинает сомневаться в своих способностях к общению, появляется желание замкнуться на себе, усиливается интолерантность к другой культуре. Возрастает ощущение беспомощности.

4. Постепенное приспособление (оптимизм):

возвращение к взаимодействию с другой культурой, преодоление изоляции, выработка новых правил поведения, основанных на понимании и принятии «кода поведения» местных жителей

5. Полное приспособление и адаптация:

успешное функционирование в новой среде, отход от постоянного сравнения с собственной культурой.

 

Цикл культурного шока
(W-образная кривая)

• Культурный шок может включать в себя

этап «моральной изоляции»– он следует за стадией первоначального приспособления.

• Экспатриант начинает мыслить стереотипами в отношении другой культуры, появляется враждебность к другой культуре, потеря уверенности в себе и снижение самооценки, трудности с самоидентификацией и страх за собственное «Я».

Этап реадаптациишок возвращения на родину (культурный шок наоборот).


Просмотров 544

Эта страница нарушает авторские права

allrefrs.ru - 2020 год. Все права принадлежат их авторам!