Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






Финансового положения предприятия



Основные задачи этого анализа:

• определение меры влияния объективных и субъективных фак­торов на финансовые результаты деятельности предприятия;

• оценка финансового положения предприятия и факторов его изменения;

• оценка работы предприятия и его структурных подразделений по выполнению показателей финансового плана;

Планирование доходов и поступлений средств

Осуществляется на основе расчетов движения денежных потоков предприятия на планируемый период.

Источниками доходов и поступлений средств предприятия являются:

• прибыль от производственно-хозяйственной деятельности;

• амортизационные отчисления;

Планирование расходов и отчислений

Расходы и отчисления предприятия в плановом году составляют второй раздел финансового плана.

В расходной части финансового плана предусматриваются следу­ющие статьи расходов:

• отчисления в фонд накопления, фонд потребления, резервный фонд, на благотворительные цели;

• прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия;

• амортизация, имеющаяся в распоряжении предприятия;

Проверка финансового плана

Назначение данной процедуры состоит в том, чтобы по каждой статье затрат определить источники финансирования и распределить доходы по направлениям. Баланс доходов и расходов предприятия осуществляется по принципу: на покрытие расходов направляются в первую очередь собственные доходы.

 

Анализ финансового положения предприятия

Финансовое состояние предприятия – это экономическая категория, отражающая состояние капитала в процессе его кругооборота и способность субъекта хозяйствования к саморазвитию на фиксированный момент времени.

Финансовое состояние может быть устойчивым, неустойчивым (предкризисным) и кризисным. Способность предприятия своевременно производить платежи, финансировать свою деятельность на расширенной основе, переносить непредвиденные потрясения и поддерживать свою платежеспособность в неблагоприятных обстоятельствах свидетельствует о его устойчивом финансовом состоянии, и наоборот.

В целях проведения общего анализа финансового состояния предприятия составляется аналитический (сравнительный) баланс, в который включаются основные агрегированные (укрупненные) показатели баланса, его структуры, динамики и структурной динамики. Такой баланс позволяет свести воедино, систематизировать и проанализировать первоначальные предположения и расчеты.

Кроме того, такое представление балансовых данных позволяет упростить работу по проведению горизонтального и вертикального анализа. Горизонтальный анализ – изучение изменения показателей за отчетный период, вертикальный же предполагает расчет удельных весов в общем итоге (валюте) баланса. Статьи сравнительного баланса формируются по усмотрению аналитика и с разной степенью детализации.



Изменение показателей позволяет выявить динамику показателей, а также то, за счет каких структурных сдвигов менялись показатели. Таблицы для анализа могут составляться (с разной степенью детализации) по балансу, активам и пассивам, имуществу и источникам средств, по результатам деятельности предприятия и другим анализируемым направлениям.

На первоначальном этапе анализа аналитика могут интересовать следующие характеристики: общая стоимость имущества (валюта или итог баланса), стоимость иммобилизованных активов (основных и прочих внеоборотных средств), величина оборотных средств, материальных оборотных средств, величина дебиторской задолженности, величина наиболее ликвидных средств, стоимость собственного и величина заемного капитала, величина долгосрочных кредитов и займов и т. д.

 

 

Планирование доходов и поступлений

Планирование доходов и поступлений средств осуществляется на основе расчетов движения денежных потоков предприятия на планируемый период. Расчет планового движения денежных средств в планируемом периоде имеет целью обеспечить контроль за денежными потоками предприятия в ходе осуществления им хозяйственной деятельности.

Денежные потоки позволяют определять и планировать размеры избытка или недостатка денежных средств, определять на этой основе размеры привлечения в оборот кредитных ресурсов, а также сроки и суммы их погашения, выплаты процентов по кредитам.



Источниками доходов и поступлений средств предприятия являются:

прибыль от производственно-хозяйственной деятельности;

амортизационные отчисления;

устойчивые пассивы (кредиторская задолженность, постоянно находящаяся в распоряжении предприятия);

средства от продажи ценных бумаг, финансовых операций с временно свободной денежной массой;

паевые, членские взносы членов трудового коллектива, юридических и физических лиц;

долгосрочные банковские кредиты;

займы;

пожертвования и благотворительные взносы;

поступления от долевого участия в строительстве;

финансовые ресурсы, мобилизируемые в процессе строительства (плановые накопления по работам, выполняемым хозяйственным способом), а также мероприятия по снижению себестоимости этих работ, мобилизация внутренних ресурсов в строительстве.

 

Планирование расходов и отчислений

Расходы и отчисления предприятия в плановом году составляют раздел 2 финансового плана.

В расходной части финансового плана предусматриваются следующие статьи расходов:

отчисления в фонд накопления, фонд потребления, резервный фонд, на благотворительные цели;

свободная прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия;

свободная амортизация, имеющаяся в распоряжении предприятия;

прочие расходы;

итого расходов и отчислений;

превышение доходов над расходами (+) или расходов над доходами (–).

Таким образом, в данном разделе финансового плана отражаются только те расходы предприятия, которые связаны с расширением и развитием производства, удовлетворение социально-культурных и бытовых потребностей трудового коллектива, и прочие расходы, финансируемые за счет прибыли и других финансовых ресурсов предприятия.

Конкретные направления и пропорции использования финансовых ресурсов предприятие в соответствии с действующим законодательством определяет самостоятельно. Это является результатом стратегического планирования. Законодательство регламентирует только ту часть прибыли, которая должна направляться в государственный бюджет в виде налогов и платежей.

Для эффективного функционирования на принципах коммерческого расчета, проведения сбалансированной стратегии и тактики в условиях рыночной экономики предприятие должно иметь три фонда: фонд накопления, фонд потребления; резервный (страховой) фонд.

Фонд накопления предназначен для:

финансирования капитальных вложений; прироста собственных оборотных средств; научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ;

уплаты процентов по долгосрочным кредитам.

Фонд потребления предусматривает покрытие следующих расходов:

вознаграждение трудового коллектива по итогам работы за год;

оказание единовременной помощи членам трудового коллектива;

премирование работников за выполнение особо важных производственных заданий;

Соотношение между этими фондами предприятие устанавливает самостоятельно. Однако хозяйственная практика свидетельствует, что наиболее оптимальным отношением между ними по размеру направляемой в них прибыли будет следующее: фонд накопления — 60%; фонд потребления — 40%.

Резервный фонд (страховой) предназначен для компенсации недополучения доходов от предпринимательской деятельности вследствие наступления факторов риска. Эти средства могут быть направлены на корректировку параметров проекта в случае, если его реализация в силу различных причин идет не по намеченному плану.

 

Проверка финансового плана

Проверка финансового плана – определение по каждой статье затрат соответствующих источников финансирования и распределения доходов по направлениям деятельности.
Назначение данной процедуры состоит в том, чтобы по каж­дой статье затрат определить источники финансирования и рас­пределить доходы по направлениям. Баланс доходов и расходов предприятия осуществляется по принципу: на покрытие расхо­дов в первую очередь направляются собственные доходы. При этом учитывается целевое использование доходов и очеред­ность их направления по статьям затрат. При недостатке собст­венных средств расходы могут покрываться кредитами банка или другими заемными ресурсами.

Составление проверочной таблицы начинается с заполнения ито­говых граф по доходам и расходам предприятия, рассчитанных на основе отдельных статей. После этого отдельные статьи доходов и рас­ходов сопоставляются и балансируются. Суть баланса состоит в обеспечении равенства итогов по каждой статье затрат сумме ис­точников ее финансирования, в свою очередь итог по каждой ста­тье доходов должен быть равен сумме затрат средств. В конечном счете общая сумма источников финансирования средств должна быть равна итогу затрат предприятия в планируемом периоде.
При достижении баланса доходов и расходов переходят к за­полнению формы финансового плана предприятия. Эта процедура предполагает разноску показателей шахматки по соответствующим разделам финансового плана, подсчет итоговых показателей и четырех следующих провероч­ных показателей:

•превышение доходов над расходами;

• превышение расходов над доходами;

• превышение платежей в бюджет над ассигнованиями из бюджета;

• превышение ассигнований из бюджета над платежами в бюджет.
Критерием правильности финансового плана является соблю­дение следующих соотношений: величина превышения доходов над расходами должна равняться сумме превышения платежа в бюджет над ассигнованиями из бюджета, а величина превышения расходов над доходами — величине превышения ассигнований из бюджета над платежами в бюджет.

 

Система планирования на предприятии

Предприятие – сложная социально-экономическая система. Соответственно и система планирования предприятия достаточно сложна и разнообразна. Система планов предприятия представляет собой комплексную программу обеспечения его функционирования и развития.

Результатом планирования является совокупность планов, каждый из которых представляет собой часть общей системы и нацелен на достижение общих целей предприятия, устойчивое экономическое и социальное функционирование и развитие.

Основные задачи развития системы планирования предприятия:

  • обеспечение высокой прибыльности и роста производительности труда, максимальное использование ресурсов
  • четкая взаимная увязка деятельности отдельных подразделений, ее согласованность
  • выявление потребности в ресурсах, необходимых для процесса производства
  • своевременное и равномерное выполнение плановых заданий

Предприятие в условиях рыночной экономики самостоятельно определяет виды и формы планов, их содержание.

С точки зрения обязательности плановых заданий различают директивное и индикативное планирование.

  • Директивное планирование – это процесс принятия решений, имеющих обязательный характер для объектов планирования.
  • Индикативное планирование носит направляющий, рекомендательный характер

 

В зависимости от срока, на который составляется план, принято различать:

  • долгосрочные (перспективные) планы
  • среднесрочные планы
  • краткосрочные (текущие) планы

Долгосрочный план обычно охватывает длительные периоды времени – 5-20 лет, а иногда и более. Среднесрочное разрабатываются среднесрочные планы на период от 1 до 5 лет.Краткосрочные планы разрабатываются обычно сроком до одного года.

По содержанию плановых решений выделяют:

  • стратегические планы
  • тактические планы
  • оперативно-производственные планы

Стратегические планы, как правило, ориентированы на длительную перспективу и определяют основные направления развития хозяйствующего субъекта. Выступают основой, фундаментом, на котором строится вся система планирования предприятия.

Функциями стратегического плана являются:

  • адаптация к внешней среде
  • распределение ресурсов
  • координация и регулирование
  • организационные изменения

Тактические планы. Если стратегическое планирование рассматривается как поиск новых возможностей предприятия, то тактическое – процесс создания предпосылок для реализации этих возможностей.

Тактический план – план экономического и социального развития предприятия, представляющий комплексную, развернутую программу производственной, хозяйственной и социальной деятельности на соответствующий период.

На основе тактических планов:

  • устанавливаются связи между структурными подразделениями
  • достигаются научно-обоснованные пропорции в производстве
  • разрабатываются бюджеты (сметы) по основным видам деятельности, осуществляется контроль за их выполнением

 

 

Бизнес-планирование

Бизнес-план — план, программа осуществления бизнес-операций, действий фирмы, содержащая сведения о фирме, товаре, его производстве, рынках сбыта, маркетинге, организации операций и их эффективности.

Бизнес-план — краткое, точное, доступное и понятное описание предполагаемого бизнеса, важнейший инструмент при рассмотрении большого количества различных ситуаций, позволяющий выбрать наиболее перспективный желаемый результат и определить средства для его достижения. Бизнес-план является документом, позволяющим управлять бизнесом, поэтому его можно представить как неотъемлемый элемент стратегического планирования и как руководство для исполнения и контроля. Важно рассматривать бизнес-план как сам процесс планирования и инструмент внутрифирменного управления.

Бизнес-план — программный продукт, вырабатываемый в ходе бизнес-планирования.

Иногда бизнес-план отождествляют с техпромфинпланом, который был основным плановым документом деятельности предприятий в СССР.

Планирование бизнеса — это определение целей и путей их достижения, посредством каких-либо намеченных и разработанных программ действий, которые в процессе реализации могут корректироваться в соответствии с изменившимися обстоятельствами.

Бизнес-план служит двум основным целям:

  • Он даёт инвестору ответ на вопрос, стоит ли вкладывать средства в данный инвестиционный проект.
  • Служит источником информации для лиц, непосредственно реализующих проект.


Бизнес-план помогает предпринимателю решить следующие основные задачи:

  • определить конкретные направления деятельности фирмы,
  • целевые рынки и место фирмы на этих рынках;
  • сформулировать долговременные и краткосрочные цели фирмы, стратегию и тактику их достижения.

Ссодержание бизнес – плана

1. Резюме бизнес-плана (краткая аннотация)Цели и задачи проектаОписание компанииОписание продуктов

2. План маркетингаПроизводственный планОрганизационный планПлан персоналаФинансовый план

 

 

Система опративно-производственного планирования

Центральным звеном всей системы ОУП является оперативно-производственное планирование (ОПП). В современной теории организации, подтвержденной отечественной и зарубежной практикой, система ОПП рассматривается как многоуровневая, структуризуемая на различные блоки и стадии плановых работ. Различают три уровня оперативного планирования: заводской (межцеховой), цеховой, участковый.

По характеру применяемых методов плановые работы подразделяются на три последовательно выполняемых блока:

  • объемное планирование;
  • календарное планирование;
  • текущее (или оперативное) планирование.

Основная задача объемного планирования — распределение выполняемых работ по подразделениям и плановым периодам с учетом загрузки оборудования и площадей.

Календарное планирование предполагает определение сроков начала и окончания работ в цехах и сроков передачи их продукции другим цехам при необходимости с корректировкой результатов объемных расчетов. В качестве планового периода при календарных расчетах чаще всего выбирается месяц или квартал.

Задача оперативного планирования состоит в разработке конкретных производственных заданий по номенклатуре работ и исполнителей на короткие плановые периоды (декаду, неделю, сутки, рабочую смену, час).
Календарное планирование осуществляется как для предприятия в целом, так и для отдельных его цехов.

 

Планирование внешнеэкономических связей

В практике выделяются три основных стимула развития внешнеэкономической деятельности предприятий:

· расширение сбыта;

· приобретение ресурсов;

· диверсификация источников снабжения и сбыта.

Необходимость стратегического планирования внешнеэкономической деятельности определяется существенными переменами в структуре мирового рынка и попытками предприятий, осуществляющих международную деятельность методом проб и ошибок, выработать адекватные меры, гарантирующие им защиту от чрезмерных потерь в результате неверных действий или ошибочных представлений о перспективах макроэкономических процессов.

В основе любой формы внешнеэкономических связей лежит идея взаимовыгодного международного обмена. В принципе международный обмен всегда выгоден. Это справедливо в отношении промышленно развитых и слаборазвитых стран.

Международный обмен продукцией (изделиями) целесообразен для страны, если она затрачивает на производство экспортной продукции (изделий) меньше общественного труда, чем должна затратить на производство продукции (изделий) взамен импортируемой (на средства, вырученные от экспорта).

Следовательно, товарообмен может быть выгоден всем странам при условии правильного формирования структуры экспорта и импорта. Поэтому необходимо увеличивать масштабы внешнеторгового обмена. При этом экспорт первичен, так как страна должна, получив за экспортную продукцию (изделия) валюту, обеспечить себе возможность импорта продукции (изделий).

 


Эта страница нарушает авторские права

allrefrs.ru - 2019 год. Все права принадлежат их авторам!