Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






Состояние эмпирических исследований культуры в конце 80-х—90-е годы



 

К этому периоду обозначился разрыв между несомненными успехами в разработке теоретических проблем социологии культуры и весьма скромными (если не более) достижениями в проведении эмпирических исследований. Появилось большое количество работ, полностью или частично посвященных теоретическим проблемам социологии культуры[56]. Книг же, в которых содержались бы результаты конкретных исследований, в конце 80-х—90-е гг. крайне мало. Приятное исключение составляет серьезная работа «Тенденции социо-культурного развития России. 1960-1990 гг.», подготовленная сотрудниками Российского института культурологии [27]. По интересующей нас тематике в журнале «Социологические исследования» в 1992—1993 гг. не опубликовано ни одной статьи, в 1994 г. — четыре, в 1995 г. — три.

В современный период численность госбюджетных социологических групп значительно снизилась. У государственных органов нет средств, а продюсеры, частные фирмы утверждают, что состояние спроса публики им хорошо известно из анализа рынка культурной продукции. Но такая точка зрения глубоко ошибочна. Об этом свидетельствует широкомасштабный опрос, проведенный Институтом книги и социальных программ Комитета РФ по печати в начале 1996 г. (оно охватило Москву, Дагестан, Алтайский край, Кировскую и Псковскую области). Российский гражданин приобретает в среднем 0,8 книги в месяц. 44% респондентов за половину 1996 г. книг либо вообще не покупали, либо купили одну-две. Только 1/5 часть респондентов можно отнести к «активным» покупателям (более 10 книг за полгода). Основные причины снижения интереса к покупке книг - низкий доход и дороговизна книг. Однако, как показало исследование, сказывается и неудовлетворенность наиболее активных читателей ассортиментом публикаций. Ранжирование интересов покупателей показало, что на первом месте - исторические романы и повести, далее следуют ( в порядке снижения рейтинга) классика, книги по садоводству и огородничеству, детективы и современная проза. Заполняющие же книжные развалы триллеры заняли в ранговых предпочтениях читателей 20-е место, религиозная литература — 22-е, приключения - 16-е, а книги о сексе — 19-е место [28]. Таким образом, книжный рынок заполнен продукцией, не находящей сбыта, а нужную литературу читатель купить не может.

Исследования, проведенные в последние годы Г.Г.Дадамяном, Д.Б.Дондуреем и другими социологами, показывают, что подобное положение сложилось и в кинопрокате: люди устали от американских триллеров и секс-фильмов. Постепенный (хотя и очень робкий) крен в сторону серьезной музыки замечается среди части молодежи.



Как никогда раньше сегодня нужны исследования интересов и предпочтений публики. В недавние годы впервые в России в таких городах, как Санкт-Петербург, Екатеринбург, Челябинск, при государственных учебных заведениях начата подготовка профессиональных социологов культуры. Будем надеяться, что эти люди смогут работать по специальности и коренным образом изменят положение, сложившееся в этой отрасли социологии.

 

Литература

 

1. Смелзер Н. Социология. М.,1964. Разд. 1. Гл. 2; Гидденс Э. Социология: учебник 90-х гг. Реферированное изд. Челябинск. 1991. Ч. II и др.

2. Кравченко А.И. Введение в социологию: Учебное пособие. М.: Новая школа, 1995; Фролов С.С. Социология. М., 1966 и др.

3 Тощенко Ж. Т. Социология. М.,1996. Разд.V. § 3; Розин В.М. Введение в культурологию. М., 1994, и др.

4. Культурология / Под ред. проф. Н.В.Драча. Ростов-на-Дону, 1995.

5. Hauser A. Ziele und Grenze des Sozioliogie des Kunst // Soziologie. Franfurkter Beitruge zur Sociologie. 1955. Bd. I.

6. Гуревич П. С. Философия культуры: Учебное пособие. 2-е изд. М.: Аспект-Пресс, 1995.

7. Ерасов Б.С. Социальная культурология. В 2-х ч. М.: Аспект-Пресс, 1994.

8. ИонинЛ.Г.Социология культуры. М., 1996.

9. Конев В.А.Социальное бытие искусства. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1975.

10. Кавелин К.Д. Наш умственный строй. М.: Правда, 1989.

11. Давыдов Ю.Н. Этика любви и метафизика своеволия. М.: Молодая Гвардия, 1982.

12. Плеханов Г.В. Искусство и литература. М.: Гослитиздат, 1948.

13. Сборник Пермского земства. Отд. Ш. Пермь. 1904, № 3, 4.

14. Артист. 1897, № 110.

15. Щеглов И.Л. Заметки о народном театре // Артист. 1892, № 24.



16. Милюков П.Н. Очерки по истории русской культуры. В 3-х томах. М, 1993. Т. 1. 17 Фриче В.М. Проблемы искусствоведения. М.—Л.: Гослитиздат, 1931.

18. Эткинд А. Эрос невозможного: История психоанализа в России. СПб.: Медуза, 1993.

19. Любутин К., Змановский Г. Пролегомены к «богдановщине». Екатеринбург 1996.

20. Новикова С. С. История развития социологии в России. Учебное пособие. М.— Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996.

21. Кино и зритель.Опыт социологического исследования. М.: Искусство, 1968.

22. Шкловский В. К вопросу об изучении зрителя // Советский экран. 1923, № 50.

23. Фролова Е. Из опыта изучения зрителя в 20-х гг. // Методологические проблемы советского искусствознания. Л., 1975, № 6.

24. Соколов Ип. Работать на массового зрителя // Кино и жизнь. 1929, № 2.

25. Скородумов Л. Зритель и кино // Пролетарское кино. 1932, № 19, 20.

26. К-ва.Е. Проблема изучения кинозрителя // Советское кино. 1934. № 7.

27. Тенденции социокультурного развития России. 1960-1990 годы // Под. ред. И.А.Бутенко и К.Э.Разлогова. Российский институт культурологии. М., 1996.

28. Книжный рынок, покупательский спрос на книжную продукцию в 1-м полугодии 1996 г. М., 1996.

 

Глава 17. Социология культуры: теоретический аспект (А.Согомонов)


Эта страница нарушает авторские права

allrefrs.ru - 2019 год. Все права принадлежат их авторам!