Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






Конституционное законодательство в странах Центральной и Юго-Восточной Европы в постсоветский период



1. Во всех конституциях речь фактически шла о создании нового гос-ва по образцу государств зрелой демократии.

2. Новые постсоветские конституции делаю упор не на социально –классовую структуру общества, как социалистические конституции, а на форму государства, на общую его характеристику как социального, правового, демократического, федерального или унитарного, закрепляя при этом в своем подавляющем большинстве парламентскую республику в качестве формы правления.

3. В соответствии с принципом правления властей законодательная власть, как записано во всех конституциях, принадлежит избранным на основе всеобщего избирательного права парламентам, однопалатным или 2-х палатным в зависимости от исторических традиций или федеративного государственного устройства.

4. Демократический характер выборов определялся не только всеобщим характером избирательным законов, но и гарантиями политического плюрализма, многопартийности, реального участия в выборах высших органах гос. власти различных парий, организаций, общественных движений.

5. Принципиальным отходом от советской концепции высших органов гос. власти является закрепление за парламентами не только законодательной роли, но и в соответствии с принципом народовластия роли представительной.

6. признание и изменение роли президента в парламентской республике, не лишенного ныне реальных полномочий: отлагательного вето, роспуска парламента и прочее.

7. Конституции ряда государств (Польши, Венгрии) прямо наделяют главу государства законодательной инициативой, в др. странах (Румыния, Болгария) это право не закреплено за ним.

8.Все конституции предусматривают ту или иную форму импичмента, ответственности президента за нарушение конституции или уголовного закона, есть и другие пути отстранения его от власти.

9. закреплена унитарная форму административно-политического устройства.

10.Почти во всех конституциях признаются и гарантируются права национальных меньшинств на сохранение, развитие и выражение их этнической, культурной, языковой и иной самобытности.

11. Широкий перечень прав и свобод граждан

12.Во всех конституциях среди политических прав закрепляется право граждан на петиции, а также на объединения для защиты их интересов, в перечне прав и свобод особое место отводится место экономическим, социальным, культурным правам граждан.

13. Принципиально новым стало право на забастовку. Право на охрану здоровья со страховой медициной и правом на мед. пособие.



14. В конституциях нашло закрепление «третье поколение» прав, имеющих коллективный характер: право на мир, на охрану благоприятной окружающей среды, и культурного наследия.

15.Примечательной чертой всех постсоветских конституций является закрепление в них положений о создании специальных правовых механизмов, призванных осуществлять надзор за соблюдением прав и свобод. В большинстве стран таким главным механизмом стал Конституционный суд, в обязанность которого входит рассмотрение конституционных жалоб от физических и юридических лиц, считающих, что их конституционные права нарушены государственными органами и должностными лицами.

102. Прусская Конституция 1850г. и Конституция Германской империи 1871г. – сравнительный анализ.

1. В конституции Пруссии декларируются права свободы: равенство перед законом, уничтожение сословных привилегий и преимуществ, доступность всех общественных должностей, личная свобода, неприкосновенность личной собственности, свободы слова и т.д.

2.Значительное место было уделено развитию школьного образования. Провозглашалась свобода «науки и преподавания», бесплатное обучение. Предоставлялось право учреждать частные школы.

3.Армии в Конституции 1850г. уделялось особое внимание. Высшее командование ею принадлежало королю. Закреплялась всеобщая воинская повинность.

4.Личность короля провозглашалась неприкосновенной, в его руках сосредоточивалось командование армией, назначение правительства, высшие должностные лица, право объявлять войну и мир, заключать договоры. Королю вверялся контроль над двухпалатным ландтагом, право его досрочного роспуска. Конституция Пруссии формально предусматривала строгую государственную финансово-налоговую дисциплину, требовала ежегодного утверждения законом бюджета, взимания налогов, податей, обязательного одобрения палатами всех расходов сверх установленных бюджетом.



5.Специфические черты прусской Конституции 1850г. нашли отражение и в особых способах формирования нижней палаты ландтага. Все избиратели нижней палаты делились на три курии по размеру уплачиваемых прямых гос. налогов. Каждая курия в целом платила третью часть общей суммы налогов и выбирала третью часть выборщиков, которые в свою очередь и выбирали депутатов.

6.Конституция не предусматривала иных гарантий ее соблюдения, кроме принесения членами обеих палат и государственными чиновниками присяги верности и повиновения королю и Конституции. Ни король, ни армия не присягали в соблюдении Конституции.

Конституция Германской империи:

1. законодательно была закреплена «жестокая» модель федеративно- административного политического устройства, которая была разработана их франкфуртскими предшественниками, передав феодальному собранию законодательную компетенцию по вопросам армии, флота, внешней политики, таможни и торговли, почты и пр.

2. Особое место Пруссии в Германской империи определялось и тем, что президентство в Союзе закреплялось за прусским королем, получившим название германского императора. Он являлся главой исполнительной власти, он назначал должностных лиц империи, и прежде всего канцлера. Ему принадлежало право созывать, закрывать и распускать Союзный совет и рейхстаг, а также право «разработки и публикации» имперских законов и надзора за их исполнением. Ряд важнейших полномочий он осуществлял с согласия Союзного совета: объявление войны и мира, заключение договоров и т.д.

3. Императорский канцлер: его голос был решающим в верхней палате при равенстве голосов, он имел право назначать взносы имперских государств для пополнения имперского бюджета. Он д.б. ежегодно предоставлять Союзному совету и рейхстагу отчет о расходах, но сместить его с должности мог только император. От имени императора осуществлялась и исполнительная, и законодательная власть, определялась компетенция гос. учреждений и должностных лиц.

4. Рейхстаг,нижняя палата. Ни один закон, принятый рейхстагом, не мог увидеть свет без утверждения бундесратом, которому предоставлялись также полномочия на издание административных предписаний и инструкций, необходимых для проведения в жизнь имперских законов.

5. Избирательное правотакже не было всеобщим при высоком возрастном цензе (в 25 лет), при лишении избирательного права лиц, пользующихся помощью для бедных, ограниченных в гражданских и политических правах по суду, находящихся на службе. Самая обширная глава 11 посвящена военному делу империи, в которой закрепляются всеобщая воинская обязанность. Право императора назначать, увольнять, перемещать всех высших чинов, использовать армии. Для полицейских целей и объявлять любую союзную территорию на военном положении, если что –либо «угрожает общественной безопасности».


Эта страница нарушает авторские права

allrefrs.ru - 2019 год. Все права принадлежат их авторам!