Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






История религиозного просвещения глухих в России 13 часть



В 1978 г. 98,3% от более чем 42 тыс. глухих се-
лян были членами ВОГ, объединенных в 852 кол-
хозно-совхозные первичные организации.

За пятилетие 1976-1980 гг. в домах отдыха
"Маяк" и "Крюково" отдохнуло 19,9 тыс. членов
Общества. Общество построило 22 малоквартир-
ных дома, около 3 тыс. семей работников ВОГ по-
лучили благоустроенное жилье.

В 1982 г. прошел I Всероссийский творческий
конкурс переводчиков-дактилологов.

В 1984 г. В.А. Фуфаева на посту председателя
ЦП ВОГ сменил Валерий Александрович Кораб-
ли нов. В 1995 г. В.А. Кораблинов стал Президен-
том Всероссийского общества глухих.

С 1987 г. начала выходить газета Московской
Организации ВОГ "Маяк" (ныне "Мир глухих"), а с
1989 г. - газета Ленинградской организации ВОГ
"Волна".

В 1995 г. издательство "Загрей" (директор -
Я.В. Пичутин) выпустило подготовленный МГО
ВОГ словарь-справочник "Жесты".

Указом Президента России "О мерах государст-
венной поддержки деятельности общероссийских
общественных организаций инвалидов" ВОГ с 1 ян-
варя 1994 г. было освобождено от таможенных пла-
тежей. В 1994 г. сумма госдотации, предоставленной
НОГ в виде отмены таможенных платежей, состав-
ляла 160 млн долларов. Непосредственное осущест-
вление внешнеэкономических операций по контрак-

там с предоставлением таможенных льгот было пе-
репоручено ряду коммерческих фирм. Из регио-
нальных правлений ВОГ только Московское город-
ское получило такое право. Из-за того, что коллеги-
ально (на президиуме и Пленуме ЦП ВОГ) не был
определен порядок взаимоотношений с этими фир-
мами и распределения средств по регионам, средст-
ва от внешнеторговых операций в полном размере
не поступали на счет ЦП ВОГ. Лишь незначитель-
ная доля прибыли была передана в 1994-1995 гг.
фирме "Открытый мир". А МГО ВОГ до сих пор
финансирует свои мероприятия за счет заработан-
ных на льготах в тот период средств.

В марте 1995 г. таможенные льготы были от-
менены. Государство в централизованном порядке
погасило задолженность ВОГ по платежам за этот
год на сумму более 380 млн руб. Но Общество
понесло потери: в сентябре 1995 г. от руки наем-
ного киллера погиб председатель Московской
организации ВОГ Игорь Александрович Абра-
мов, а в 1996 г. был убит и Президент ВОГ
В.А. корабли и он. В 1997 г. Общество возглавил
Виктор Петрович Смальцер. С 1998 г. выходит
"Вестник" - журнал Регионального секретариа-
та ВФГ по Восточной Европе и Средней Азии. С
1994 по 2000 г. вышло три издания книги "Права
глухих" (составитель - председатель МГО ВОГ
В.З. Базоев).



В мае 2001 г. в Москве состоялся конкурс кра-
соты "Мисс Тихая Россия", организованный ини-
циативной группой слабослышащих москвичей, и
высокий титул "Мисс Тихая Россия" завоевала На-
талья Тарусина из Балашихи.

Образование и воспитание глухих детей
в России XX в.

В 1918 г. специальные учебные заведения бы-
ли переданы в ведомство Народного комиссариата

просвещения.

В 1919 г. было подписано Постановление Со-
нета Народных Комиссаров, в котором было ска-
зано: "Телесно дефективные дети (глухонемые,
. ими.1с! воспитываются в специальных учрежде-
ниях Народного Комиссариата Просвещения". Фа-
ктически же организационно часть специальных
учреждений оставалась в ведении Народного Ко-
миссариата социального обеспечения, поскольку
еще не было преодолено отношение к глухоне-
мым как к инвалидам, неспособным к высокому
умственному развитию.

В 1920 г. состоялся I Всероссийский съезд дея-
телей по борьбе с детской дефективностью. Сек-
ция сурдопедагогов поставила задачу развернуть
борьбу за осуществление всеобщего обучения глу-
хих детей. Было указано, что специальная школа
должна развиваться как общеобразовательный и
профессионально-трудовой тип учебно-воспита-
тельного учреждения.

В том же году в Москве был основан Педаго-
гический институт детской дефективности, а в Пе-
трограде был организован Отофонетический ин-
ститут.

В 1921 г. функционировало 39 школ и 9 дет-
ских садов (много меньше, чем до 1917 г.), кото-
рые охватывали около 2250 детей. В 1925 г. в
РСФСР было уже 48 школ-интернатов для глухо-



немых (к 1927 г. к ним добавились всего 2 школы);
кроме интернатов имелись 15 групп для приходя-
щих детей и школа для тугоухих и позднооглохших
детей. Эта сеть охватывала всего 3.380 детей и
подростков из 65 тыс. глухонемых и 10 тыс. оглох-
ших и тугоухих несовершеннолетних, т.е. прибли-
зительно только 4,5% детей и подростков с недос-
татками слуха от их общего количества.

В 1924 г. состоялся II Всероссийский съезд по со-
циально-правовой охране несовершеннолетних
(СПОН), на котором великий психолог Л.С. Выгот-
ский подверг критике "чистый устный метод" обу-
чения глухих детей. В те годы глухие дети за 9 лет
получали лишь начальное образование. Система
обучения глухонемых базировалась на старых прин-
ципах формального образования ("чистый устный
метод"). Трудовое обучение в школах зачастую сво-
дилось к формированию простых трудовых навы-
ков (узкоремесленная практика). Значительная
часть глухонемых детей оставалась вне специально
организованной системы обучения.

В 1926-1927 гг. была законодательно оформ-
лена система специального образования для глу-
хих детей. В официальных постановлениях госу-
дарство формулирует цели специального образо-
вания: "подготовка через школу и труд к общест-
венно полезной трудовой деятельности". Прави-
тельство поручает Наркомпросу подготовить план
введения всеобщего обучения слепых и глухоне-
мых. В постановлении СНК "Об учреждениях для
глухонемых, слепых и умственно-отсталых детей и
подростков" (1926) были утверждены типы специ-
альных школ, причем школы для глухих были вы-
делены из системы детских домов и стали назы-
ваться школами-интернатами.

Формирующаяся система специального обра-
зования предусматривала создание сети специаль-
ных учебных заведений, где дети-инвалиды отде-
лялись от общества. Попадая в специальную шко-
лу-интернат круглогодичного содержания, ребе-
нок оказывался практически изолированным от
семьи, от общества. Дети лишились духовной под-
держки со стороны церкви и помощи благотвори-
тельных организаций. Дети, по замечанию про-
фессора Н.Н. Малофеева, оказались как бы замк-
нутыми в особый социум ("дефектологический
квадрат"), внутри которого и осуществлялось спе-
циальное образование.

В конце 1920-х гг. основным звеном обучения
глухих становится школа "первой ступени". На
втором съезде ВОГ в январе 1929 г. глухие депута-
ты резко критиковали положение с образованием
глухих. Н.М. Крылов из Уфы говорил: "В некото-
рых отделах Наробраза работники... понятия не
имеют о существовании глухонемых и тем более о
том, как их учить, считают, что учить их невоз-
можно". Речь делегата от Крыма Е.Н. Мохонова
поражает смелостью:

"Дело поставлено еще хуже, чем в царское
время. Может быть, в центре оно высоко, но в
провинции - слабо. Я полагаю, что Вы. Федор Ан-
дреевич (Pay), согласитесь со мною, что в период
Советской власти не выпустили ни одного тако-
го глухонемого, которого мы могли бы назвать
вполне развитым. Если и бывают такие, то
лишь благодаря яркой индивидуальности, лич-

ным стараниям самого ученика. Нормальная уче-
ба для глухонемых должна продолжаться
7-9 лет, а у нас она заканчивается за 4-5 лет. Я
должен признать, что недопустимо такое отно-
шение к нам Советской власти. Знаете, товари-
щи, что в буржуазной Польше, вооруженной до
зубов, обучение глухонемых поставлено гораздо
лучше. Там охвачено 46%, а у нас
- 0,9%".

Положение в школах глухонемых детей, фак-
ты бесчеловечного отношения к детям в ряде
школ, отсутствие надлежащего контроля со сторо-
ны Нарком проса вызвали беспокойство депутатов
съезда. В том же 1929 г. газета "Жизнь глухоне-
мых" публиковала гневные статьи:

"К ответу насильников

В последнее время в Правление ВОГа, в редак-
цию газеты ЖГ начали поступать заявления о
ряде ненормальностей, творимых в школах глу-
хонемых детей. В этих заявлениях говорится о
развращении малолетних девочек, о насилии и по-
пытках к насилию, издевательствах, избиениях...

Чита, Уфа, Ставрополь, Пенза..."

"К раскрытию безобразий в школах глухоне-
мых

10 и П августа в клубах глухонемых Москвы
проходили многолюдные митинги протеста про-
тив творящихся в школах глухонемых безобра-
зий и насилий над глухонемыми детьми. В приня-
тых на митингах резолюциях глухонемые Моск-
вы требуют "самого сурового наказания насиль-
никам. Поганой метлой вымести из школ глухо-
немых всех замешанных в развращении детей пе-
дагогов и их укрывателей. Органы Наркомпроса
должны усилить надзор за школами глухоне-
мых".

В 1930-е гт. осуществлялось всеобщее началь-
ное обучение глухонемых детей, в проведении ко-
торого активное участие принимали члены ВОГ.

Нарком просвещения А.С. Бубнов подписал
приказ о введении всеобуча физически-дефектив-
ных, умственно-отсталых и страдающих недостат-
ками речи (логопатов) детей и подростков. Приказ
и инструктивное письмо в 1931 г. были опублико-
ваны в Бюллетене Наркомпроса СССР.

Планировалось провести следующие меропри-
ятия: "подготовить к 1 октября 1932 г. около
1300 педагогов для школ глухонемых детей и под-
ростков; с 15 сентября с.г. открыть в каждой обла-
сти (крае) при опорных школах для глухонемых
детей и подростков краткосрочные (3 месячные)
курсы; к этому времени открыть дефектологиче-
ские отделения при педтехникумах, в составе кото-
рых должна быть секция по подготовке педагогов
с глухонемыми, тугоухими и позднооглохшими
детьми и подростками".

"За всеобщее обучение глухонемых

В 1934 году в школах глухонемых РСФСР обу-
чалось 10200 детей, а в 1938 году
- 22200. Широко
развернулась работа по ликвидации неграмотно-
сти среди взрослых глухонемых: в 1934 году в
школах взрослых обучалось 4 тысячи человек, а в
1938 году - 11500 человек"
("Жизнь глухонемых".
1939. №4).

Постановление ЦК ВКП(б) "О всеобуче" не
содержало отдельной статьи о детях с отклонени-
ями в развитии, и таким образом на них распро-

странялись нормативы обучения, предназначен-
ные для нормально развивающихся детей. Ника-
кого специализированного стандарта для учащих-
ся с отклонениями в развитии не было введено -
государство установило для всех без исключения
детей школьного возраста единый образователь-
ный стандарт. Это означало, что глухие дети в
школе-интернате должны были усвоить, хотя в
иные сроки и при помощи специальных методов
обучения, общий государственный стандарт. Это
было примечательной особенностью советской
системы специального образования, и именно эта
сверхзадача стимулировала развитие отечествен-
ной научной школы дефектологии.

В 1932 г. были разработаны новый учебный
план и программа для школ глухонемых детей.
Введен девятилетний срок обучения. В учебный
план школ были включены предметы, изучаемые
во 2-й ступени массовой школы (история, физика,
химия). Началось введение в систему трудового
обучения элементов политехнического образова-
ния.

Осуществление всеобуча глухонемых способ-
ствовало формированию системы специальных
учреждений: ясли, детсады, специальные началь-
ные, семилетние и средние школы, специальные
школы для подростков и взрослых глухонемых; на
основе принципа дифференцированного обучения
организовывались школы для глухонемых, туго-
ухих, позднооглохших (первые классы для слабо-
слышащих и позднооглохших появились еще в
1920-е гг. в Отофонетическом институте в Ленин-
граде).

Во второй половине 1930-х гг. на страницах
журнала "Жизнь глухонемых" была организована
широкая дискуссия по вопросам школьной подго-
товки глухих учащихся. Отмечались низкие ре-
зультаты обучения, подчеркивалось, что глухие
учащиеся даже старших классов не владеют уст-
ной речью.

В 1938 г. состоялось Всероссийское совещание
сурдопедагогов, на котором было предложено пе-
ренести упор на формирование коммуникативных
средств у детей, была подчеркнута важная роль
письменной речи и дактилологии.

Из "Обращения Всероссийского совещания по
вопросам обучения и воспитания глухонемых де-
тей" (20 августа 1938 г.):

"Школы для глухонемых детей, бывшие до
последнего времени на задворках Наркомпроса,
включены сейчас в общий ряд советских школ,
имеют теперь новые программы и учебный
план...

Однако последствия вредительских действий
врагов народа, приложивших свою грязную лапу и
к участку работы с глухонемыми детьми, до кон-
ца еще не ликвидированы: не осуществлено пол-
ностью всеобщее начальное обучение глухонемых
детей...

Наши школы не давали до сего времени глухо-
немому ребенку сколько-нибудь удовлетвори-
тельных знаний даже в объеме начальной школы.

...В качестве центральной и по существу
единственной задачи школы для глухонемых де-
тей выдвигалась задача обучения технике говоре-
ния. Эта работа, превращенная в самоцель и про-

водимая в отрыве от борьбы за знания, при игно-
рировании развития
у глухонемых детей других
видов словесной речи (письменной речи во всех ее
видах и дактилологии) ... преступно тормозила
развитие глухонемого ребенка".

К началу войны был практически осуществлен
всеобщий охват обучением глухих детей в РСФСР.
Параллельно была развернута сеть пунктов лик-
беза для взрослых глухонемых.

Накануне войны количество школ для глухоне-
мых составляло 271 (училось более 31,4 тыс. детей и
подростков). К лету 1944 г. в результате восстанови-
тельной работы действовали 154 школы (более
12,8 тыс. учащихся). В первой половине 1950-х гг.
положение с обучением глухих во многих областях
было запущено. Вне школ находилось более 7 тыс.
глухих переростков. В более чем 200 школах всего
10% учителей имели специальное образование.
В сельской местности, в которой проживало много
глухих, не было учителей совсем.

В 1960-е и последующие годы особое внимание
уделялось развитию теории, созданию научных ос-
нов обучения, воспитания и трудовой подготовки
глухих детей. Особую роль играл созданный в
1944 г. при Академии педагогических наук Науч-
но-исследовательский институт дефектологии
(НИИД) - ныне Институт коррекционной педаго-
гики Российской Академии образования. Целая
плеяда выдающихся ученых создала оригиналь-
ную систему воспитания и обучения глухих и сла-
бослышащих детей.

В 1990-е гг. стали меняться ценностные ориен-
тиры образования: на первый план стали выходить
задачи целенаправленного формирования жизнен-
ной компетенции, личностного, социально-эмоци-
онального развития глухого ребенка. В России бы-
стро растет число родителей, которые желают
воспитывать ребенка в семье, а не отдавать его в
закрытый интернат. Распространяются интегра-
тивные подходы к обучению глухих и слабослы-
шащих детей. В настоящее время в рамках систе-
мы специального образования глухих действуют
разнонаправленные тенденции и подходы, о чем
уже упоминалось в главе, посвященной обучению
глухих и слабослышащих детей.

 

Становление системы профессионального
образования глухих

С сентября 1925 г. при Северо-Западной
профессионально-технической школе НКСО
им. М.В. Фрунзе в Ленинграде было открыто отде-
ление для глухонемых, для которых в первый год
было выделено 50 мест. В 1927 г. была выпущена
первая группа глухих курсантов, и в том же году
Наркомпрос издал циркуляр "О допущении глухо-
немых к производственному обучению в проф-
школах и учебно-производственных мастерских".

В 1929 г. в Москве на химическом Рабфаке
им. Бухарина начала заниматься первая группа
глухих (l9 чел.). В 1931 г. на рабфаке им. Рыкова в
Москве было открыто отделение для глухих.
В 1930-е гг. глухие обучались группами на рабфаках
в Ленинграде, Кудиново под Москвой, Томске.
В сентябре 1931 г. на рабочем факультете при Пла-
новом институте в Новосибирске начала обучаться

группа глухих, в 1933 г. ее перевели на рабфак
Томского технологического института (штатных
переводчиков при группе не было, их заменяли до-
бровольцы из числа слабослышащих студентов).

Были организованы также группы глухоне-
мых при ФЗУ 1-го подшипникового завода, ФЗУ
механического завода в Кемерово, ФЗУ завода
"Ростсельмаш" и др.

Для 1920-30-х гг. было характерно профессио-
нальное обучение глухих в школах с фабрично-за-
водскими отделениями и на базе фабрично-заво-
дских училищ при промышленных предприятиях.
Специально выделенных для обучения глухих фа-
брично-заводских отделений (ФЗО) и фабрично-
заводских училищ до 1953 г. не было, но в каждом
отдельном случае договаривались с какой-либо
школой ФЗО и ФЗУ о единовременном обучении
группы глухонемых в количестве 20-25 чел. На-
пример, с 1 сентября 1933 г. начались занятия в
группе глухонемых в составе 20 чел. при ФЗУ Ке-
меровского механического завода в с двухгодич-
ным сроком обучения

Начало обучению глухих в техникумах было
положено в 1931 г., когда в Ленинградском индуст-
риальном техникуме НКСО им. М. Фрунзе глухие
начали обучаться в одних группах совместно со
слышащими на металлообрабатывающем и дере-
вообрабатывающем отделениях.

До Великой Отечественной войны рабфаки за-
кончило 396 глухих, 122 из которых получили в
дальнейшем высшее образование.

После войны начался прием глухих в Москов-
ский машиностроительный им. Дзержинского и

Московский кислородно-сварочный техникумы.
С 1948 г. глухие могли получить специальности то-
каря-универсала, столяра, слесаря-инструменталь-
щика в Тульском специальном ремесленном учи-
лище. В первой половине 1950-х гг. для групп глу-
хих были организованы школы ФЗО на базе Горь-
ковского автозавода. Челябинского тракторного
завода, на заводе в г. Верхняя Тура Свердловской
области. В 1949 г. при Златоустовском машино-
строительном техникуме им. П.П. Аносова была
организована группа из 20 глухих учащихся. В сле-
дующем году в Челябинский машиностроитель-
ный техникум на первый курс было принято
32 глухих. В обоих техникумах готовили специали-
стов по специальности "холодная обработка ме-
таллов". С 1952 г. глухие обучались группами в
Рыбинском авиационном техникуме и во Влади-
мирском авиамеханическом техникуме. С 1965 г.
зубных техников из числа глухих готовили в Пяти-
горском медицинском училище. К 1976 г. в РСФСР
спецгруппы были открыты при 9 техникумах.

В 1961 г. был утвержден список профессий из
298 специальностей, которые глухие могут полу-
чить в техникумах и вузах.

В 1965 г. в Павловске открыл двери глухим
студентам выстроенный на средства ВОГ Ленин-
градский восстановительный центр (директор -
И.Ф. Гейльман), при котором имелись: политехни-
кум, профессиональное училище и учебные мас-
терские.

В 1975 г. при Московском техникуме механиза-
ции Центрального статистического управления
РСФСР была создана первая группа глухих. До

1986 г. в техникум для группового обучения (с пе-
реводчиками) принимали ежегодно по 15-20 глу-
хих из различных учебных заведений г. Москвы.

В 1981 г. Московское медицинское училище
№ 1 открыло двери для первой группы глухих уча-
щихся в количестве 20 чел. Студентами училища
стали выпускники московских школ-интернатов для
глухих и слабослышащих детей № 30, № 10 и НИИД.

1980-1990 гг. при содействии Московской ор-
ганизации ВОГ были организованы группы глухих
учащихся в различных средних специальных учеб-
ных заведениях г. Москвы.

 

Краткая история высшего образования глухих
в России

Начало обучению глухих в вузах было поло-
жено в 1932 г. Московским институтом химическо-
го машиностроения, куда было зачислено более
10 глухих студентов, бывших рабфаковцев.

В 1934 г. в Московский механико-машинострои-
тельный институт (нынешний МГТУ им. Н.Э. Бау-
мана) было принята первая группа глухих и слабо-
слышащих. Базой для подготовки глухих в МВТУ
стал рабфак им. СМ. Кирова, на котором по иници-
ативе Московской организации ВОГ была создана
группа глухих. В 1934 г. нарком тяжелой промыш-
ленности Серго Орджоникидзе, у которого на прие-
ме побывали председатель Центрального правления
ВОГ и переводчица Д.Н. Стопановская, поручился
за будущих студентов института из числа глухих.
Так началась многолетняя история обучения глухих
в престижном техническом вузе.

Такие же группы были организованы в середи-
не 1930-х гг. при МГУ на химическом факультете,
при Московской сельскохозяйственной академии
им. К.А. Тимирязева (факультет агрохимии и поч-
воведения). Глухие обучались также в Ленинград-
ском индустриальном и Ленинградском химико-
технологическом институте. В 1935 г. первая груп-
па глухих рабфаковцев поступила в Томский тех-
нологический институт.

В 1935 г. СНК принял постановление "Об уве-
личении размера стипендии глухонемым учащим-
ся в высших учебных заведениях, техникумах и ра-
бочих факультетах".

К 1947 г. в вузах обучалось 76 глухих студен-
тов, в 1951 г. их число выросло до 202 чел.

В 1959 г. группа молодых выпускников МВТУ
им. Баумана была направлена в Конструкторское

бюро СП. Королева.

В 1970-80-е гг. глухие занимались на вечерних
и заочных отделениях Московского заочного по-
литехнического института. Ленинградского инсти-
тута точной механики и оптики и др.

О групповом обучении глухих в вузах в настоя-
щее время рассказано выше.

13.13. Всероссийское общество
глухих сегодня
Всероссийское общество глухих - обществен-
ная некоммерческая самоуправляемая организа-
ция, действующая на основе Конституции РФ, за-
конодательства РФ и Устава ВОГ и объединяю-
щая около 140 тыс. лиц с нарушениями слуха.

Всероссийское общество глухих построено по
территориально-производственному принципу: в
него входят республиканские (Башкирское, Татар-
ское и др.), краевые, областные, Московская го-
родская и Санкт-Петербургская организации
ВОГ - всего 74 региональные организации. Пос-
ледние управляют работой более чем 300 местных
организаций, проводят организационно-массовую
работу с неслышащими гражданами. Координа-
цию работы региональных структур осуществляет
Центральное правление ВОГ. Раз в пять лет созы-
ваются Съезды ВОГ, на которых делегаты изби-
рают Президента ВОГ, Центральное правление
ВОГ и Центральную ревизионную комиссию. На
Пленуме Центрального правления ВОГ избирает-
ся Президиум ВОГ.

Следует подчеркнуть, что модель национальной
общественной организации глухих в России сущест-
венно отличается от национальных ассоциаций глу-
хих за рубежом. Для заграничных организаций глу-
хих характерно более четкое распределение власт-
ных полномочий: распорядительной, исполнитель-
ной и контролирующей. Там, как правило, прези-
дент, избираемый на конференции национальной
организации (проводимой раз в 2-3 года), выполня-
ет свою работу на общественных началах, ведет за-
седания бюро организаций, на которых обсуждается
ход выполнения запланированных конференцией
мероприятий и принимаются решения. По рекомен-
дации президента бюро назначает исполнительного
директора, который возглавляет работу исполни-
тельного аппарата (с ним заключается контракт и
его труд оплачивается). Таким образом, исключает-
ся ситуация, когда власть сосредоточивается в руках
одного человека. Модель нашего Общества глухих
унаследована от советских времен и по ряду крите-
риев не отвечает демократической направленности
преобразований, осуществляемых в России. Выбо-
ры на съездах ВОГ, конференциях региональных
организаций ВОГ почти повсеместно проводятся от-
крытым голосованием, зачастую на безальтерна-
тивной основе.

В 1926 г. в СССР был образовано Всероссий-
ское общество глухонемых, главными задачами
которого была борьба с неграмотностью и трудо-
устройством глухонемых. Для этого открывались
различные мастерские, артели, часть которых
впоследствии выросла в учебно-производственные
предприятия (в 1999 г. УПП ВОГ были преобразо-
ваны в ООО "Социально-производственные пред-
приятия"), а при них и клубах глухих были органи-
зованы курсы ликвидации неграмотности.

В 1930-е гг. в Центральном Совете Профсою-
зов был организован отдел по работе с глухими,
который развернул работу по широкому вовлече-
нию глухих в производство, - это были годы инду-
стриализации СССР. В 1950-е гг. экономическое
положение учебно-производственных предпри-
ятий настолько укрепилось, что с 1954 г. ВОГ пол-
ностью перешло на финансирование расходов за
счет собственных средств: культурные програм-
мы, содержание Домов культуры и клубов, зарпла-
та штатных сотрудников Общества, строительство
квартир для глухих, домов отдыха, оплата льгот-
ного отдыха членов ВОГ, помощь школам для глу-
хих и слабослышащих.

Финансирование осуществлялось за счет при-
были, полученной от производственной деятель-
ности УПП. Постановлением Совета Министров
РСФСР в 1959 г. Всероссийское общество глухоне-
мых было переименовано во Всероссийское обще-
ство глухих.

Большое внимание уделялось строительству до-
мов культуры для глухих. Тогда и зародилась мо-
дель "города глухих" (чисто советский феномен) —
рядом с учебно-производственными предприятиями
строились многоквартирные дома для рабочих, на
территории предприятий появились общие холлы
для глухих - "красные уголки", вблизи располага-
лись дома культуры со спортивными площадками.
Молодые глухие получали профессиональную под-
готовку на предприятиях, а до получения квартир
могли жить в общежитиях рядом с фабриками.

Подобные "города глухих" были построены в
Пскове, Смоленске, Горьком (Нижнем Новгороде),
Йошкар-Оле, Ейске, Омске, Саратове, подмосков-
ном Подольске и других городах. Здесь сейчас жи-
вет много слышащих - детей и родственников глу-
хих. Большинство этих людей знает жестовый язык.

В 1971 г. 14 тыс. чел. из 144 тыс. членов ВОГ
работали на 69 УПП. На каждую группу из 50 че-
ловек полагался переводчик или социальный ра-
ботник. На 157 клубов приходилось 24 спортивных
зала и 120 спортивных площадок.

В 1960-1970-х гг. на средства ВОГ помимо
большого числа производственных зданий, домов
культуры, жилых домов были выстроены Дом от-
дыха "Маяк" на Кавказском побережье Черного
моря, Дом отдыха "Крюково" и пансионат им. 50-
летня ВОГ в Подмосковье, Ленинградский восста-
новительный центр в Павловске, Армавирский
дом-интернат для престарелых и инвалидов по слу-
ху с сопутствующими заболеваниями, первый в
мире профессиональный Театр мимики и жеста,
административное здание ЦП ВОГ.

В настоящее время в "хозяйстве" Общества -
68 социально-реабилитационных предприятий
(СРП) различных профилей производства: швейное
производство, металлообработка, деревообработка
и др. Большинство занятых в СРП - глухие работни-
ки. Подобные предприятия существуют также в
бывших республиках СССР, а также в Болгарии. В
Польше они уже прекратили свое существование.
По-видимому, в будущем на этих предприятиях, ес-
ли они выживут, будут работать только глухие, име-
ющие 1-ю или 2-ю группу инвалидности и сопутст-
вующие заболевания. В системе Общества функци-
онирует более 250 клубных учреждений и домов
культуры. В Москве действует профессиональный
Театр Мимики и Жеста. На побережье Черного мо-
ря имеется санаторное учреждение "Маяк".

В 1990-е гг. на баланс г. Армавира был переве-
ден дом-интернат для престарелых и инвалидов по
слуху с сопутствующими заболеваниями. Бывший
Ленинградский восстановительный центр передан
в ведение Министерства труда и социальной защи-
ты РФ.


Эта страница нарушает авторские права

allrefrs.ru - 2019 год. Все права принадлежат их авторам!