Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






История религиозного просвещения глухих в России 6 часть



С августа по декабрь 2001 г. на телеканале
М-1 по понедельникам в 7.30 транслировалась
почти получасовая передача о глухих "Жест",
которую готовила телекомпания VTV в сотруд-
ничестве с глухими. Передача была тепло встре-
чена неслышащими жителями Москвы и Мос-
ковской области. К сожалению, отсутствие
стабильного финансирования не позволило про-
должить работу над передачей.

Гпава XI

 

КУЛЬТУРА ГЛУХИХ

 

 

11.1. Театр и кино

Василий Борисович Зворыкин, глухой ре-
жиссер, артист, художник, сказал такие слова о
театре: "Я думаю, что если бы не было театра
глухонемых, нам всем пришлось бы очень плохо.
По своему физическому недостатку мы лишены
радио, звукового кино, музыки и многого друго-
го, и единственное, что остается, и что всегда
должно быть у нас, - это свой Театр глухоне-
мых!"

Тут возникают вопросы... Чем театр глухих от-
личается от обычного? Для кого он предназначен?
Какие темы он поднимает? Какая драматургия со-
ставляет его репертуар? Каковы выразительные
возможности жестового языка на театральной
сцене?

Глухих, которым присуще чувство прекрасно-
го, влечет мир театра. И в этом ничего удивитель-
ного нет, поскольку в самой природе жестового
языка заложены элементы театральности.

В первых школах глухонемых разыгрывались
"сценки" по отрывкам из тех или иных литератур-
ных произведений. Например, в Петербургском
училище глухонемых к 100-летию со дня рождения

А.С Пушкина дети разыграли "живые картинки"
по "Сказке о рыбаке и рыбке".

С первых шагов организаций и клубов глухих
их деятельность была тесно связана с развитием
самодеятельного творчества.

Вот некоторые свидетельства о творчестве
глухих.

"Глухонемые авторы пьесы. 18 января с.г. бы-
ла разыграна в зале Заславского (ул. Гоголя, 20),
между прочим, пьеса (шарж-пантомима) "Суд над
Танго", в одном действии, авторами которой были
бывшие воспитанники Варшавского Института
глухонемых, братья Павел и Михаил Тагер.

Пьеса была разыграна глухими любителями-
артистами и артистками под режиссерством самих
же авторов пьесы и имела огромный успех. Между
исполнителями заслуживают особого внимания
следующие лица: г-жа Биндуль, гг. П. и М. Тагер,
Н. Брянцев, П. Беднярский, И. Каммонен, П. Яку-
ничев и К. Богданов" ("Вестник Попечительства".
1914. № 1-2).

«27 (декабря). В помещении Петроградского об-
щества глухонемых... был устроен рождественский
"Вечер цветов" для членов общества и гостей.



Вечер открылся спектаклем. На импровизиро-
ванной сцене... шли в исполнении глухонемых лю-
бителей артистов маленький одноактный воде-
виль "Гимназистки", сочиненный Е. Минасовой и
поставленный ее режиссерством, и небольшой
драматический эпизод "1812 год", соч. И. Скотни-
кова» ("Мир глухонемых". 1917. № 4).

«12 февраля в помещении Петроградского об-
щества глухонемых состоялся интересный костю-

мированный вечер "Спорт"... При переполненном
гостями зале дан был сначала в 8 час. веч. Спек-
такль, состоявший из 5 отделений: 1) комедия "В
мастерской художника", в участии которой участ-
вовали артисты-любители: И. Скотников, А. Сер-
геев, И. Червинский, Никандров, Богданов, Мак-
симов и Павлова; 2) комические сцены "Люби-
тель-фотограф"...; 3)разнохарактерный дивертис-
мент "Рассказчик во фраке с цилиндром" исполнил
А. Сергеев и "Танец" исполнил И. Скотников...»
("Мир глухонемых". 1917. № 6).

«Для усиления средств Московского Комитета
глухонемых 27 мая 1917 г. в помещении общества
глухонемых был устроен спектакль-бал. Пьеса
"Дачный жених", хотя интересна по сюжету, ока-
залась не совсем применимой для мимики глухоне-
мых. Тем не менее в этой пьесе роль дочери Поп-
лакова красиво и умело сыграла г-жа Попова,
роль Сережи превосходно сыграл киноартист
М. Казазянц, выдвинулся г. Воронов (Мочалов) в
роли отставного полковника, а роль Поплакова
играл известный петроградский артист Скотни-
ков...

Пьесу "Дорогой поцелуй" играли довольно
удачно. Особенно хорошо играли Фаскель и
г-жа Преснова (роль горничной).

В конце вечера г. Скотников давал комические
рассказы и исполнил несколько характерных тан-
цев...» ("Известия Московского Комитета глухо-
немых". 1917. №3).



В газете "Известия Московского Комитета глу-
хонемых" за 1917 г. было сообщение о вечере, орга-
низованном 23 июля с.г. в рекреационном зале Ар-

нольдо-Третьяковского училища в честь делегатов
Всероссийского Союза. Глухими артистами-люби-
телями были показаны две пьесы: "Глухой жених" и
"Маня Гросс". Были показаны также танцы, причем
отмечается "неподражаемая тренировка" Е. Мина-
совой, исполнившей испанский танец.

В том же номере газеты сообщалось об откры-
тии при Московском обществе глухонемых
им. И.К. Арнольда Театрального отдела. При нем
был учрежден театральный совет (председатель -
И.Е. Сергеев). Режиссером был избран М.М. Каза-
зянц, а его помощником - Г.Г. Фаскель. Был объ-
явлен конкурс на драматические пьесы "из жизни
глухонемых". Правление Московского общества
глухонемых им. И.К. Арнольда постановило вы-
дать из своих средств 500 рублей на "обустройство
и нужды Театрального отдела".

В конце 1919 г. в Уланском переулке (Москва)
был организован Клуб-театр глухонемых, который
находился в ведении Театрального отдела Нарком-
проса. В штат театра были приняты 25 человек ар-
тистов (среди которых игрой выделялись Е.Н Мина-
сова, В.Б. Зворыкин, К.П. Антипов, М.Н. Попова,
Б.А. Иванов) и обслуживающего персонала. Все
они обеспечивались зарплатой и продовольственны-
ми пайками и ордерами на промышленные товары
наряду с работниками Большого театра. Первым
директором Клуба-театра стал Мамикон Мануко-
вич Казазянц (жестовое имя - грузин), выпускник
Варшавского института глухонемых.

Первый театр не имел подиума: один конец за-
ла был просто отгорожен занавесом. Посередине
"сцены" выделялась громоздкая суфлерская буд-
ка. Сидящий в ней режиссер оглушительно грохал
молотком, "управляя" ходом спектакля. Режиссер
М.М. Казазянц, бывший артист "немого" кино, ис-
пользовал сюжеты комических кинофильмов для
постановки "водевилей". Лучшая артистка театра
Е.Н. Минасова в 1950-х гг. вспоминала: «Реперту-
ар был весьма примитивным: "Живой музей",
"Я умер", "Ревнивый муж" и отрывки из кино-
фильмов...».

«Перед взором тех, кто посещает кинемато-
графы, в скором времени появится среди артистов
и глухонемой под театральным псевдонимом "Ма-
микон". ...Он предстанет на экране уже в драмати-
ческих ролях в большой пьесе в 5-ти картинах.

Видно, что кинематограф дает большой про-
стор для развития мимических способностей глу-
хонемого...» ("Мир глухонемых". 1916, № 3).

Клуб-театр, входящий в систему Наркомпроса,
в 1920 г. стал называться: "Московский театр глу-
хонемых" (МТГ)- Спектакли ставились 2 раза в не-
делю. Репертуар состоял из одно- и двухактных
пьес: "Марат", "Сватанье на Таганке", "Юбилей",
"Отец Сергий" и т.д. Новые постановки давались
1 раз в 2 недели, а то и чаще. Спустя два года пос-
ле открытия театр перешел в ведение и на бюджет
Московского городского отдела народного обра-
зования - МОНО. После проведенной в 1922 г. ре-
визии театра правление было передано в руки
ячейки РКП, которую возглавлял П.А. Савельев.

В 1923 г. вследствие перехода на хозрасчет МТГ
был реорганизован. МОНО перестал отпускать
средства, и театр в 1924 г. пришлось закрыть, но он
стал функционировать на общественных началах.

Его артисты, лишившись зарплаты, стали работать
по своим прежним специальностям наборщиков,
слесарей и других - на предприятиях и в учреждени-
ях Москвы. А свободное время они посвящали теат-
ру. Кружковцам предоставили помещение бывшего
ресторана "Слава". Директором драмколлектива
назначили П.А. Савельева, режиссером стал
В.Б. Зворыкин, сын известного художника, творив-
шего в "русском стиле". Театр от "водевилей" пере-
ходит к пьесам революционного содержания. Репер-
туар стал более содержательным: ставились отрыв-
ки из произведений классиков.

В 1920 г. в Петрограде появился театральный
кружок глухих, спустя два года на его базе был об-
разован театр глухонемых "Пантомима" под руко-
водством Михаила Тагер-Карьелли. Коллектив
лишь несколько месяцев получал субсидию от вла-
стей, ведавших театрами, и был вынужден саморас-
пуститься. Но драмкружок глухонемых сохранился,
и М. Тагер-Карьелли, выпускник Варшавского
института глухонемых, активно ставил спектакли
в Доме просвещения глухонемых: "Ревизор", "Же-
нитьба", "Слуга двух господ", "Ромео и Джульетта",
"Отелло" и др. Последней его работой стали "При-
ключения бравого солдата Швейка" (1937). В том
же году М. Тагер-Карьелли был репрессирован вме-
сте с несколькими членами драмколлектива.

После образования Всероссийского объедине-
ния глухонемых в 1926 г. московский драмколлек-
тив начал регулярно гастролировать по городам
Советского Союза, выступая поначалу в местных
клубах глухих, а потом - в городских и заводских
Дворцах культуры, в театрах. Спектакли самодея-
тельного театра посмотрели многие тысячи зрите-
лей - глухих и слышащих. Секретариат ВЦСПС на
волне популярности театра учредил в Централь-
ном доме художественной самодеятельности
должность инструктора по работе с глухими, на
которую была назначена Е.Н. Минасова.
Приводим свидетельства тех лет.

«Мосдрамколлектив глухонемых - в Ленинграде

22 рабочих-ударников, членов Московского
драмколлектива 29 апреля с.г. выехали в Ленин-
град, где поставили в Домпросвете глухонемых
и весы: "Разбитое зеркало", "Рабочий Полетаев" и
имевшую большой успех в Москве пьесу "Инга"»
("Жизнь глухонемых". 1931. № 17).

 

«Искусство жеста и мимики -
наше главное орудие массовой культработы

Сценическое искусство глухонемых, по своему
своеобразию и приемам, представляет интересное
явление в области искусства вообще, а также
культмассовой работы» ("Жизнь глухонемых".
1932. №33).

"Свои люди - сочтемся"

При разнобое и неорганизованности разговор-
ной мимики театр служит наилучшей образной
школой мимики, унифицирует мимику и таким об-
puioM оттачивает наше оружие пропаганды и аги-
11цни. Театр глухонемых уподобляется своего ро-

да национальному театру, в котором артисты ис-
полняют свои роли на языке данной национально-
сти. Его специфичность в том, что язык этот без-
звучен. Но сценический язык жестов, язык мими-
ки глухонемых имеет все права театрального гра-
жданства: имеет интонации, дикцию, паузы и рит-
мическую инструментовку.

Каждая новая революционная постановка на
сцене Московского рабочего клуба глухонемых,
тщательно проработанная и подготовленная, ре-
волюционизирует, перестраивает сознание массы
глухонемых, обслуживаемых клубом, и служит од-
ним из опорных камней для построения как плано-
вой, систематической клубной работы, так и само-
го постоянного театра глухонемых. В. Сунгарин"
("Жизнь глухонемых". 1933. № 1).

В годы Великой Отечественной войны Мос-
ковский драмкружок ставил пьесы военной тема-
тики.

В 1948 г. на сцене Московского клуба глухоне-
мых режиссером В. Текфердтом был поставлен
"речевой" спектакль по пьесе Д. Гоу и А. Д'Эссо
"Глубокие корни". Актеры произносили текст же-
стами и беззвучной артикуляцией. Озвучивала их
диктор-переводчик Д.Н. Стопановская. Спектакль
положил начало спектаклям на калькирующем
жестовом языке, идущим в сопровождении дикто-
ров-переводчиков.

В 1951 г. домом театра стал московский Дво-
рец культуры на улице Хмелева. Позже любитель-
ский (выделено авт.) драмколлектив был принят в
члены Всесоюзного театрального объединения
(ВТО).

В 1957 г. по инициативе П.А. Савельева была
открыта студия, которая в следующем году стала
методическим центром по руководству художест-
венной самодеятельностью. В 1960 г. по инициати-
ве народного артиста РСФСР Б.Е. Захавы над сту-
дией взяло шефство Театральное училище
им. Б.В. Щукина. Глухие студийцы в течение четы-
рех лет проходили профессиональную подготовку
по программе вуза, и вскоре 17 человек получили
профессию актера драматического театра. Спустя
два года студию закончили 17 студентов второго
набора. Третий и четвертый наборы глухих сту-
дентов закончили училище в 1970 и 1974 гг.

В 1962 г. на базе первого выпуска глухих щу-
кинцев был создан Московский театр-студия ми-
мики и жеста - первый в мире профессиональный
театр глухих актеров. С 1967 г. театр имеет в Мо-
скве собственное здание.

За 40-летнюю деятельность Театр мимики и
жеста поставил сотню спектаклей российских и за-
рубежных драматургов, русской и мировой класси-
ки. К числу лучших относятся: "Коварство и лю-
бовь", "Прикованный Прометей", "Смех и слезы
короля комедии" по пьесе Э. Федотова, "Карьера
Артуро Уи, которой могло бы не быть", "Где Чар-
ли?", "Капричос" и др. Для детей в театре шли спе-
ктакли: "Хрустальное сердце", "Золушка", "Мауг-
ли", "Али Баба и разбойники" и др. (рис. 41 и 42).

 
 

За 19 лет спектакль "Золушка" был сыгран
1.046 раз. Не сходит со сцены спектакль "Маугли",
показанный детям уже более 800 раз. Театр выез-
жал на гастроли во многие страны мира. Не счесть
наград, полученных актерами театра на россий-
ских ("Театральная весна" и др.) и международных
фестивалях. В 1978 г. артисту Театра мимики и же-
ста Василию Бондову - первому из глухих - при-
своено звание "Заслуженный артист РФ В после
тощие годы это высокое звание присваивалось артистам театра Ольге Гарфельд, Марте Грахо-
вой, Геннадию Митрофанову, Михаилу Слипченко,
Виктору Чебышеву, Ивану Лесникову. Несколько
человек получили звание "Заслуженный работник
культуры РФ".

Вот как пишет про своих коллег Ритта Ива-
новна Железова, артистка Театра мимики и жеста,
окончившая в 1978 г. театроведческий факультет
ГИТИСа:

"Воспитанные одной вахтанговской школой,
утверждающей современность искусства, яркую
театральную форму, пластичность и музыкаль-
ность, наши актеры стремятся эти традиции разви-
вать. В основе их - оптимизм и жизнеутверждаю-
щее искусство, глубина внутреннего содержания,
психологическая наполненность в сочетании с вы-
разительной и точной внешней характеристикой.
Наряду с человеческими и актерскими индивиду-
альностями наши актеры имеют один, общий для
большинства труппы, творческий портрет. Это
прежде всего настоящий профессионализм, чувст-
во правды существования на сцене, непосредствен-
ность и заразительность эмоциональной жизни,
сознательное отношение к творческому процессу
и огромная трудоспособность. Эти качества всегда
были сконцентрированы в ядре театра, в актерах,
ставших мастерами сцены. И есть еще одна черта,
общая для всех актеров, переживших каждый тра-
гедию потери слуха, но не пошедших "на миро-
вую" с обстоятельствами, это - стремление облаго-
родить создаваемый образ, наполнить жизнеут-
верждающим оптимизмом, сделать его сильным,
борющимся с ударами судьбы. Отсюда и главная
пиния всех спектаклей - гуманистическая: прекло-
нение перед человеческой любовью, верностью,
благородством".

Один из самых ярких актеров - Геннадий Мит-
рофанов. Вновь предоставим слово Р.И. Железо-
вой:

«Помимо театра он еще ведет занятия панто-
мимой в Московской школе для глухих. Гена у
нас - гений. Как-то клуб "Юность" проводил вик-
торину "Что? Где? Когда?". Присутствующим бы-
ло предложено назвать выдающихся глухих лю-
дей. Наряду с именами Циолковского, Бетховена,
Гойи, Остужева, Сутягина был назван и Геннадий

Митрофанов.

Не перестаю удивляться тому, как складывает-
ся его актерская судьба. Не всякий даже слыша-
щий актер может мечтать о воплощении на сцене
таких образов, как Чарльз Спенсер Чаплин, Борис
Годунов, Дмитрий Самозванец, Артуро Уи... А
Митрофанов сыграл, и сыграл блестяще! Он - один
и» ведущих актеров труппы, занят почти во всех
спектаклях, и любая его роль, даже эпизодическая -
это всегда маленький шедевр.

Этапной стала работа в спектакле "Борис Го-
дунов". Вот как тогда отозвался об этой работе
Сергей Юрский: "Пьесу про смуту на Руси, про ца-
рей и бояр разыгрывали скоморохи - гибкие, стра-
стные, наивные, бесстыдные и беспощадные.

Жестикуляция речи глухих усиливалась вели-
колепной пластикой. Несомненно выдающийся
актер Г. Митрофанов играл обе главные роли - и
Бориса, и Самозванца, - еще одна неожиданно и
великолепно оправдавшая себя режиссерская сме-

 

л ость. Он то приклеивал накосо усы - и был царем,
то срывал их - и становился Гришкой. И сразу же
другая поступь, другой жест, другой глаз. Да, несом-
ненно, Геннадий Митрофанов - выдающийся ак-
тер!».

С пьесой Пушкина Гена встретился еще раз,
снявшись в фильме С. Бондарчука "Борис Годунов".
Там есть такой эпизод: Соборная площадь Кремля.
Зима, мороз, а на снегу полуголый безумец в лох-
мотьях с железным крестом на шее, носитель спра-
ведливости, правды, гласности. То был Юродивый,
сыгранный Митрофановым. В одном из многочис-
ленных писем зрителей артисту есть такое: "Вы мне
напоминаете Михаила Чехова, его Ричарда III, Яго,
Квазимодо, Освальда, Хлестакова...".

Последней интересной и крупной работой у
Гены была роль Гаева с его "многоуважаемым
шкапом", бильярдом и сентиментальностью
("Вишневый сад" А. Чехова). ...он снялся в художе-
ственных фильмах "Человек" (по роману Ф. Каф-
ки), "Ленинград - ноябрь", "Анна Карамазофф"
(реж. Р. Хамдамов), "Шинель", "Хрусталев, маши-
ну!" (реж. А. Герман)».

Есть документальный фильм о театре "Очаро-
ванный остров" (реж. Владимир Левин), снятый в
1973 г. Ольга Гарфельд снималась в телевизион-
ном документально-биографическом фильме "Ма-
ма" и дипломном документальном фильме "Приз-
вание" чилийца Хуано Сото. Марта Грахова сня-
лась в художественных фильмах "Двое", "Отче
наш", "Мальчик и Лось", "Ваш сын и брат" (реж.
Василий Шукшин). Вот как появился сценарий
фильма Шукшина:

«...А сама я ему в любви объяснялась впервые
на языке глухонемых. В коммуналке у нас в квар-
тире девочка жила, моя ровесница, подружка - глу-
хонемая. И я поэтому знала этот язык. В школе
лучше меня никто не подсказывал. А когда с Шук-
шиным познакомилась, рассказала ему, естествен-
но, всю свою жизнь и это тоже. Он был потрясен.
И говорит: "Ну скажи что-нибудь!" И я сказала -
руками: "Я тебя люблю!.." Он потом рассказ на-
писал и сценарий - "Степка", где герой возвращает-
ся и встречает его глухонемая» (Федосеева-Шук-
шина сама по себе // "Москва-Аргументы и фак-
ты". 1996, № 27).

Михаил Слипченко снялся в научно-популяр-
ном фильме "Третий звонок". Как режиссер теат-
ра Михаил Петрович Слипченко, ушедший из жиз-
ни в самом конце 2001 г., поставил несколько спек-
таклей, в том числе и последний спектакль театра
"А у нас во дворе", который был тепло принят не-
слышащей публикой.

Чем же привлек неслышащего зрителя спек-
такль "А у нас во дворе"? Дело в том, что актеры
обратились к реальным сюжетам из реальной жиз-
ни глухих людей, используют именно язык глу-
хих - русский жестовый язык. И благодарный зри-
тель встречает это "на ура!"

В середине 1980-х гг. театр показал спектакль
по пьесе У. Гибсона "Сотворившая чудо", посвя-
щенной воспитанию слепоглухой Элен Келлер.
11о эта пьеса грешила избытком сентиментализма.
У глухих зрителей она нашла отклик меньший,
МЙ у слышащих, которые обычно рассматривают
глухоту как трагедию и умиляются, когда кто-то

"кладет жизнь" за человека, обделенного судьбой.
Сами глухие люди (за исключением позднооглох-
ших) не склонны рассматривать свою жизнь толь-
ко в этой плоскости. Их жизнь - это жизнь обычно-
го человека со всеми радостями и печалями. Поэ-
тому спектакль "У нас во дворе" - настоящий про-
рыв: жизнь глухих стала объектом театрального
искусства, наконец-то преодолен барьер ложной
стыдливости.

Первый в мире профессиональный театр глу-
хих актеров ныне переживает не лучшие времена.
В советские времена он финансировался Всерос-
сийским обществом глухих, благо, отчислений от
прибыли учебно-производственных мастерских
хватало на многое. Ныне, когда предприятия Об-
щества в глубоком кризисе, государство не торо-
пится взять на себя дотирование уникального теа-
тра. Нет средств на постановки новых масштаб-
ных спектаклей, подобным тем, что принесли теа-
тру славу. И Театр мимики и жеста пошел на экс-
перимент: поставил спектакль именно для глухого
зрителя. "А на кого раньше работал театр глу-
хих?!" - спросите Вы. Глухих немного, в Москве
глухих, владеющих жестовым языком, примерно
12 тысяч, а любят театр и того меньше. Вот и ста-
вились спектакли на слышащего зрителя.

Артисты Театра мимики и жеста для передачи
текста пьесы использовали на сцене калькирую-
щий жестовый язык. Их безмолвная речь дублиро-
валась актерами-дикторами, чью речь на слух вос-
принимала публика. Понимал ли глухой зритель
все, что говорилось на сцене? Увы, нет: он же си-
дит слишком далеко от сцены, чтобы четко вос-
принимать артикуляцию актера, разбирать его
"скоростную" дактилологию. Из 10 ряда зала тру-
дно уследить за мельканием рук. Но еще хуже дру-
гое: для многих глухих калькирующая речь на сце-
не часто просто непонятна. "Буквальное" кальки-
рование иногда искажает смысл сказанного, пре-
вращая жестовый текст в нечто маловразумитель-
ное. Р.И. Железова писала: "И дело не только в
культуре речи, а в разрушении смысла. Возьмем,
например, фразу - "Какая ты у меня стала!" Здесь
слово "стала" имеет значение не "стоит", а "изме-
нилась", поэтому должен быть соответствующий
жест". С жестом ясно, но как быть с артикуляцией?
Говорить "стала" и при этом показывать жест
"изменилась"? В одних пьесах многое построено
на каламбурах и намеках, которые не могут быть
адекватно переданы на жестовом языке. Другие
пьесы изобилуют длинными монологами и диало-
гами, утомляющими глухого зрителя, "читающе-
го" жесты актера.

Проблемой сценического жестового языка
впервые занялась группа студентов, поступивших в
Щукинское училище в 1984 г. Их руководитель
А.В. Мекке и его коллеги попытались вместе со
студентами решить задачу художественного пере-
вода на русский жестовый язык. Они пришли к вы-
воду, что театр глухих для глухих может разви-
ваться только на основе русского жестового язы-
ка, обладающего богатыми возможностями языка
глухих людей.

Вот как видел пути развития театра глухих
В.А. Мекке:

"...И все же в чем причина упадка театра?

Ответ может показаться парадоксальным: при-
чина в том, что театр почти полностью игнорирует
свою уникальность. То, что должно стать предме-
том его исключительности, - не учитывается.

...Мы можем утверждать, что чем глубже те-
атр будет проникать в мир глухих людей, чем бо-
лее точно и последовательно будет использовать
методы и приемы, отличные от общепринятых и
вызванных к жизни спецификой театра, тем боль-
ший интерес будет вызывать у зрителей, как у глу-
хих, так и у слышащих.

Театр должен научиться разговаривать со сво-
им зрителем на понятном ему языке, поднимая во-
просы, волнующие глухую публику...

Театр должен рассказывать слышащей ауди-
тории об особенностях жизни глухих, их пробле-
мах и чаяниях, всемерно способствовать лучшему
взаимопониманию и искоренению в обществе все-
возможных предрассудков, что, в конечном счете,
может привести к уничтожению изоляции глухого
меньшинства.

Глухим - о себе, глухим - о мире слышащих,
слышащим - о мире глухих..." (Мекке А.В. Театр
глухих и для глухих (противоречия, проблемы, по-
иски). Сборник статей под ред. А.В. Мекке. Ленин-
град. ЛВЦ ВОГ. 1989).

Назрела необходимость в собственных литера-
торах, пишущих о жизни глухих. А где они? Допу-
стим, они у нас найдутся, как нашлись в Америке.
Однако для постановки спектакля нужны деньги.
Где их взять? Пока власти не повернутся лицом к
театру глухих, трудно с оптимизмом смотреть в бу-
дущее. Будущее, которое готова штурмовать мо-

лодая поросль артистов, получающих подготовку
н Государственном специализированном институте
искусств (ГСИИ).

Этот институт в Москве готовит творческие
кадры для Театра мимики и жеста. Один из его та-
лантливых выпускников Роберт Фомин даже ус-
пел поставить детский спектакль "Новогодний бал
у царя Гороха".

Государственному специализированному ин-
ституту искусств при Российском международном
центре творческой реабилитации инвалидов не-
давно исполнилось 10 лет. На трех его факульте-
тах: музыкальном, художественном и театральном
учится более сотни студентов-инвалидов: и глухих,
и слепых, и людей с нарушениями опорно-двига-
тельного аппарата. Это единственное в нашей
стране учебное заведение подобного рода.

По сути дела ГСИИ вырос из "группы Мекке" -
неслышащих выпускников Театрального училища
им. Б.В. Щукина (первый опыт обучения глухих в
театральном вузе). Предполагалось, что молодые
артисты пополнят творческий коллектив Театра
мимики и жеста. Но вышло иначе: руководитель
группы А.В. Мекке, увлекшись идеей лаборатории
театрального образования и творчества глухих, уч-
редил Международный центр творческой реабили-
тации инвалидов, под эгидой которого и организо-
вал институт искусств. Несмотря на уход А.В. Мек-
ке, новый вуз сохранил существование и готовит не
только артистов, но и художников, музыкантов.

Первая группа щукинцев (4 девушки и 7 моло-
дых людей) в 1989 г. показала москвичам диплом-
ный спектакль, поставленный по комедии Молье-

pa "Жорж Данден", - замечательный спектакль,
потрясший глухих зрителей не только мастерст-
вом исполнителей, но и широким использованием
"жаргонного" жестового языка. Остается только
сожалеть, что студия не сохранилась - кто подался
за границу, кто зарабатывает на хлеб другим тру-
дом. Немногие остались в театре.

Молодых артистов из той группы приглашали
сниматься в кино. Так, в 1991 г. Елена Величко
(ныне проживает в Канаде) исполнила одну из
главных ролей в фильме "Ленинград-ноябрь".
Елена Григолавичюте сыграла в фильме "Музы-
кальная смена", а также роль Мэри Пикфорд в
фильме "Пионер Мэри Пикфорд". Александр
Мартьянов изобразил глухого жителя коммуналки
в фильме Саввы Кулиша "Железный занавес".
Этот фильм снимался в доме, где ныне размещает-
ся аппарат Московской организации ВОГ: режис-
сер провел детство здесь и жил как раз в комнате,
где заместитель председателя МГО ВОГ ведет
прием посетителей.

Светлана Канталинская вместе с актером Теат-
ра мимики и жеста Михаилом Музафаровым снима-
лись в музыкальном клипе известной поп-группы.

При театральном факультете Государственно-
го специализированного института искусств суще-
ствует учебный театр, в репертуаре которого -
классические пьесы (Ф. Шиллер "Коварство и лю-
бовь"), номера, созданные на основе оригиналь-
ных сценариев, пьесы театра абсурда (Э. Ионеско
и С. Беккет) и произведения современных авторов.
Предвыпускной и выпускной курсы показывают
спектакли два раза в неделю. Учебный театр при


Эта страница нарушает авторские права

allrefrs.ru - 2019 год. Все права принадлежат их авторам!