Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






История религиозного просвещения глухих в России 2 часть



час, а то и два в затырке какой. Уж искать его
перестанут, и орать устанут, а он все сидит и
сидит. Зато плавать Алешка умел лучше всех,
в лапту играл ловчее всех, бегал прытче всех,
дрался лютее всех и если ревел, то по-бугаино-
му: бу- бу- бу- бу-у...".

Однако детство пролетает быстро, и к 14-15 (у
девочек даже раньше) годам все меняется. Редеет
круг слышащих друзей, все меньше встречаются
глухие со слышащими приятелями, играют вместе
с ними. Детство позади, впереди взрослая жизнь -
у каждого свои интересы, свой путь. И оказывает-
ся, что "дорожка" глухих - она иная. Оно понятно:
в подростковом возрасте глухой дружит только со
"своими" - с кем он учится в одной школе, с кото-
рыми можно поделиться секретами, с кем можно
планировать получение профессионального обра-
зования. Наступает пора юношеской влюбленно-
сти...

Подавляющее большинство лиц с нарушения-
ми слуха вступают в брак или с глухими, или со
слабослышащими. Партнеры выбираются неред-
ко еще в школе. Знакомства на вечерах в клубах,
Домах культуры глухих могут перерасти в брак. В
семьях глухих общаются, как правило, на русском
жестовом языке, а слабослышащие чаще исполь-
зуют калькирующую жестовую речь. Немало и се-
мей, в которой один супруг совсем не слышит, а
другой - слабослышащий - может разговаривать
по телефону. Последний "служит ушами" для глу-
хого супруга.

Втаких семьях 90% детей рождаются слыша-
щими. Если в их воспитании участвуют слышащие
родственники, бабушки, допустим, то речевое раз-
витие детей идет в норме. Но даже если слышащих
родственников нет, то развитие речи если и отста-
ет поначалу, потом быстро приходит в норму: до-
ма работает телевизор, дети играют с соседскими
ребятами, посещают обычные детские сады. Боль-
шинство этих детей, естественно, знает жестовый
язык, а некоторые так хорошо, что глухие с рож-
дения считают их за своих. Подавляющее боль-
шинство переводчиков жестового языка имеют
глухих родителей, и если их спросить, как давно
они работают переводчиками, они ответят: "С
трех-четырех лет". Именно тогда они начали по-
могать глухим родителям общаться по телефону
со слышащими (или слабослышащими), сопровож-
дать их при посещении учреждений.

Глухоты своих родителей такие дети не стес-
няются, всегда готовы дать отпор слышащим,
которые позволят себе недоброжелательные за-
мечания в отношении глухих людей. Вшколе
они даже хвалятся тем, что их "мама и папа раз-
говаривают руками". Знающие жестовый язык
родителей взрослые дети хорошо понимают спе-
цифические проблемы глухих людей, помогают
родителям. Многим телезрителям запомнилось,
как на одной из церемоний награждения в Моск-
ве замечательная артистка Алла Клюка, полу-
мив приз, послала со сцены знаки любви и благо-
дарности свои глухим родителям, приехавшим из
Минска. О том, что он вырос в семье глухих
родителей и знает жестовый язык, говорил в од-
ном из интервью капитан киевского "Динамо"
1пК()-х гг. Анатолий Демьяненко.



Иногда будущие матери из глухих, попав на
прием к врачу, получают "совет" избавиться от ре-
бенка: "Как вы будете воспитывать ребенка? Ведь
вы же не слышите!". Воспитывать слышащего ре-
бенка действительно тяжело: глухие родители ра-
ботают, подрабатывают, отсюда и дефицит обще-
ния. Вся надежда на бабушек и дедушек.

Самому ребенку требуется мужество, чтобы
защитить своих родителей от хамских высказы-
ваний окружающих. Школьные друзья могут в
присутствии родителей допускать высокомер-
ные высказывания типа: "Твоя мама - глухоне-
мая, ничего не поймет...". Некоторые "ломают-
ся", начинают неуважительно относиться к сво-
им родителям. А бывает так: дети любят своих
глухих родителей, но бессознательно впитав сте-
реотипные взгляды на глухих, относятся к роди-
телям снисходительно: "Они у меня - простые
люди...".

Глухие родители слышащих детей весьма
озабочены их образованием и часто жертвуют
многим, чтобы их дети "вышли в люди". Плохо,
когда сышащий ребенок стесняется позвать сво-
его родителя на родительское собрание. А слу-
чается и наоборот: после собрания, когда все ра-
зойдутся, учительница начинает перечислять
глухому родителю грехи его ребенка, причем пе-
реводчиком выступает... сам "грешник". Роди-
тель поддакивает и "грозно" посматривает на ре-
бенка. Комедия да и только.



Печально, когда дети сторонятся глухих роди-
телей, не находят с ними общего языка. Иногда в
Московскую организацию ВОГ приходят пожи-
лые люди с жалобами на неблагодарных детей, ко-
торые "им жить не дают", "норовят отдать в дом
для престарелых"; в некоторых случаях травлю
начинает невестка (или зять), не желающие знать
"этих глухонемых".

Известны браки глухих (слабослышащих) со
слышащими, но, по нашим наблюдениям, они не
относятся к числу особо прочных. Достаточно
вообразить себе праздничный стол, чтобы по-
нять, каково приходится одному из супругов. Ес-
ли все сидящие за столом - слышащие, то глухой
не может участвовать в общем разговоре и ску-
чает. И наоборот, слышащий супруг чувствует
себя крайне неуютно в компании глухих, когда
все вокруг "машут руками" и веселятся. Исклю-
чение - когда слышащий супруг происходит из
семьи глухих. Даже дома случаются срывы: на-
пример, уставшая за день слышащая супруга
крайне раздражается, когда глухой супруг не
идет на ее громкий зов - вот глухонемой! Если
же она часто ведет телефонные разговоры, то
глухой муж может занервничать: с кем это она
так долго болтает? Она идет в театр (в гости к
сослуживице), а он пропадает в клубе для глу-
хих... Разные привычки усложняют совмест-
ную жизнь мужа и жены. Но, конечно же, бы-
вают счастливые исключения. Тут большое зна-
чение имеют интеллект, взаимный такт, стиль
общения (многие проблемы снимаются, когда
слышащий партнер осваивает жестовый
язык).

Глухие среди слышащих

"Глухонемой, говоря откровенно, не хуже и не луч-
ше других людей, он несет в себе одинаковые страсти,
владеет одинаковыми возможностями усовершенст-
вования; всю разницу, которая в нем заметна, можно
приписать обстоятельствам''51

 

 

В отличие от слепых людей глухой в окруже-
нии слышащих находится в положении иностран-
ца, лишенного языка. Люди ценят тех, с кем легко
общаться, поэтому мало кто желает заговаривать
с глухими. У многих при знакомстве с глухим пер-
вая реакция обычно негативна: слишком уж не-
привычно, когда человек не понимает речь и пло-
хо говорит, - слабоумный, что ли? Жесты и мими-
ка глухого, пытающегося что-то сказать, непри-
вычны для человека, плохо знакомого с глухими.
В детстве глухих могли передразнивать слышащие
сверстники. Оттого и окружающий мир глухому
не всегда кажется дружелюбным. Социологиче-
ское исследование, проведенное B.C. Собкиным
(1997), показало, что "...для глухого подростка рас-
ширение социальной среды связано с усилением
фиксации на своем дефекте, поскольку среда час-
то оказывается агрессивной к нему именно в связи
с его физическим дефектом, и тем самым культи-
вирует этот дефект как дефект социальный. Более

 

Флери В.И. "Глухонемые...". С. 24.

того, с возрастом глухие школьники все реже фи-
ксируют позитивное отношение к себе социально-
го окружения".

Трагична и судьба одной из представительниц

династии Романовых.

Дочь Анны Леопольдовны, сестра императора
Иоанна Антоновича, Екатерина потеряла слух в
детстве: как раз в ночь переворота Елисаветы Пе-
тровны, когда ей было всего 4 месяца, солдаты
уронили ее на лестнице. Вместе с членами своего
свергнутого семейства Екатерина находилась в за-
точении в Холмогорах. О ней говорилось, что она:
"несколько и глуха, и говорит немо и невнятно". В
1767 г. архангельский губернатор доносит в Моск-
ву: "Екатерина весьма косноязычна и глуха, затем
и ни в какие разговоры не вступает...". В 1776 г. ге-
нерал-губернатор А.Н. Мельгунов в докладе для
императрицы Екатерины II писал, что Екатерина
"весьма косноязычна, братья и сестры общаются с
ней по лицам... (т.е. жестами - прим. авт.)". С 1780
по 1807 гг. Екатерина жила в датском Горсенсе. В
письме императору Александру I в 1803 г. она пи-
сала: "...Я поболше несщаслива потому, что ниче-
го не слышу, потому я потеряла совсем слышанья
на восмом году жизни моей...".

Еще один пример из российской истории. Ту-
гой на ухо с шести лет была младшая сестра
Н.В. Гоголя - Ольга Васильевна. Она переписыва-
лась с любимым братом.

Ольга Васильевна вспоминала на закате своей
жизни: "Много я слез пролила через свою глухоту,
часто мне доставалось, если я что невпопад отве-
чала гостям, сестры конфузились мною. Как тяже-

ло мне было, но зато приучила себя: до тех пор не
отвечать, пока не попрошу громко мне сказать; но,
благодаря моему характеру, не предавалась своей
скорби...".

Неслышащий аспирант МПГУ Павел Крыса-
нов, опросив старшеклассников московских школ
№ 483 и № 22 для глухих и слабослышащих, уста-
новил, что процесс вхождения неслышащих в об-
щество сопряжен с рядом трудностей, в числе ко-
торых: боязнь привлечения внимания к своему не-
достатку, боязнь неадекватных реакций (в виде на-
смешек и т.п.) со стороны слышащих, чувство дис-
комфорта в процессе общения со слышащими по
той причине, что слышащие от них отмахиваются
или считают, что неслышащие все равно их не
поймут, возникновение у слышащих раздражения
по поводу недостатка слуха и речи и др.

На вопрос: "Что Вы считаете необходимым
для достижения взаимопонимания между слыша-
щими и неслышащими?" ответы глухих и слабослы-
шащих старшеклассников представлены в табл. 9.

Важную роль в процессе социализации лиц с
нарушениями слуха играет не только их социаль-
но-психологическое самочувствие в обществе слы-
шащих, но и уровень адекватности отношения
слышащих к неслышащим, понимание слышащи-
ми проблем, с которыми приходится сталкиваться
глухим в процессе общения со слышащими. Ре-
зультаты опроса, проведенного П. Крысановым
среди студентов дефектологического и факульте-
та педагогики и психологии МПГУ и стоматологи-
ческого факультета МГМСУ, показали, что по от-
ношению к неслышащим слышащие испытывают:

сочувствие (более 50% всех опрошенных); любо-
пытство (более 30%); сострадание (менее 30%);
жалость (менее 20%); равнодушие (менее 10%);
удивление (менее 10%); уважение (5%); интерес

(5%); страх (5%); неприязнь (4%); преклонение

(1%); раздражение (1%).

На вопрос: "В случае непонимания неслыша-

щего собеседника Вы в процессе общения с

ним..." слышащие студенты ответили следую-
щим образом: "пытаюсь понять" (более 30%);
"делаю вид, что понял его" (26%); "испытываю
чувство досады" (22%); "переспрашиваю" (11%);
"испытываю чувство раздражения" (4%); "пыта-
юсь сохранять спокойствие" (2%); "не общался с
такими" (2%); "бывает по-разному" (2%); "отма-
хиваюсь от него" (1%); "переписываюсь" (1%);
"общаюсь как с равным" (1%); "зависит от те-
мы" (1%). Вот из-за такого излишнего проявле-
ния к ним сочувствия, любопытства, сострадания
и т.п. лица с недостатками слуха испытывают
чувство дискомфорта в процессе общения со
слышащими.

"Общество считает глухих несчастными, -
не основывается ли это общее мнение главным
образом на нашей заботе о самих себе и своих ин-
тересах, внушающей нам еще большую жалость к
ним за то, что они не понимают, о чем мы гово-
рим?", - писал Николас Себастьян Роуч Чеймфорт
(Англия).

Слышащие ошибочно полагают, что глухие жа-
леют об отсутствии слуха, однако это верно только
по отношению к лицам, утратившим слух не в ран-
нем детстве. Заслуживает внимания мнение по это-
му поводу Лорана Клерка, учителя первой в Амери-
ке Хартфордской школы глухонемых: "Кто не
имел ничего, тот ничего не терял, тому не о чем
сожалеть; глухонемые никогда не слышали, нико-
гда не говорили, следовательно, они не теряли ни
слуха, ни речи и вследствие этого не могут сожа-
леть ни о том, ни о другом; а кому не о чем сожа-
леть, тот не может быть несчастным".

Ответы на вопрос, касающийся наличия у слы-
шащих опыта общения с неслышащими, выгляде-
ли так: "практически отсутствует" (52%); "недос-
таточен" (39%); "достаточен" (10%). Большинство
слышащих психологически не готовы к общению
с неслышащими; только 15% опрошенных заяви-
ли, что "достаточно информированы" о проблемах
лиц с нарушениями слуха.

На вопрос, касающийся причин трудностей
общения неслышащих со слышащими, ответы
разделились таким образом: "непонимание" -
47%; "предвзятое отношение окружающих" -
3%; "негативное отношение со стороны слыша-
щих" - 22%; "непонимание языка глухих" - 10%;
"безразличие окружающих" - 5%; "боязнь глу-
хих (со стороны слышащих)" - 3%; "нетерпи-
мость слышащих" - 2%. Остальные не смогли
ответить на этот вопрос.

Отношение слышащих к глухим меняется мед-
ленно. Судите сами: директор фирмы "Мелфон"
академик (!) Валерий Сироткин в интервью газете
"Московская правда" (1994) заявил, что на Западе
"практически нет глухонемых": "Вы можете
встретить глухого человека, который прекрасно
говорит на двух - трех языках, и вряд ли догадае-
тесь, что у него плохой слух. Язык жестов - это ди-
кость!" Об отсутствии глухонемых - откровенное
вранье. Глухие полиглоты - очень большая ред-
кость, и, как правило, они, зная языки, не говорят
на них чисто и бегло. Если это слабослышащие,
пользующиеся слуховым аппаратом, тогда совсем
другое дело. А язык жестов... Что ж, мы не стесня-
емся быть "дикарями".

У так называемых "слабослышащих" (вы
ники школы для слабослышащих, лица, котор
пользуются слуховым аппаратом, могут разгова
вать по телефону и пр.) имеется свой опыт вхожде-
ния в мир слышащих, общения с ними, в общем-то
отличный от опыта глухих. Предлагаем Вашему!
вниманию фрагменты сочинений студенток МПГУ:,
"Как я чувствую себя в обществе слышащих и в об-;
ществе глухих" (один из авторов настоящей книги
ведет занятия в этом университете).

Из сочинения слабослышащей выпускницы
московской школы для слабослышащих детей (по-
теря слуха II—III степени) Светы П.:

"В основном моя жизнь связана со слабослы-
шащими. Так уж получилось, что я общаюсь ре-
чью и не очень хорошо знаю мимику. Мне легко
общаться с такими же, как и я, слабослышащи-
ми. Мне трудно понимать глухих, и им — меня то-
же. ... Со слышащими чуть проще, но и здесь меня
часто охватывает страх: а вдруг тебя не пой-
мут? А вдруг будут смеяться? У меня есть дру-
зья, они хорошо ко мне относятся А вот зна-
комиться с новыми людьми не могу, испытываю
комплекс, теряюсь при вопросе: "А почему гово-
ришь с акцентом?" ... Очень жаль, что таким,
как я, и мне не повезло, но надо стараться выжи-
вать в обществе слышащих (они же везде!), не
отрываться от общения с людьми и надеяться,
что тебя правильно поймут, ведь ты - такой же
человек, как и они, с головой, руками, с сердцем,
душой... Мы ничем не хуже".

Пишет слабослышащая выпускница массовой
школы Ирина П.:

"Поскольку я училась в массовой школе, име-
ла друзей детства, одноклассников, которых я
хорошо знаю, и которые хорошо знают меня, то
только в их обществе я могу чувствовать себя
свободно, легко, уверенно. Правда, новые знаком-
ства мне даются с трудом, но этот барьер я
стараюсь преодолеть. ... Если неслышащий име-
ет речь с искажениями, то дефект его заметен:
он либо не говорит вообще, либо говорит голо-
сом, сопровождая речь жестами, либо использует
письменную речь. ... В обществе глухих общаться
можно свободно и легко, но "смотря с кем".
Имею в виду то, что мир глухих очень тесен, все
друг друга знают. Если кто чего-то не знает про
другого, его тут же "просвещают", начинают
обсуждать минусы или плюсы того "другого".
Лично я не могу ответить на вопрос: "Какое об-
щество мне больше нравится?" Общаться нужно
со всеми, а комфортно чувствовать себя можно
только в кругу доверенных лиц".

Мнение тугоухой (IV степень потери слуха)
выпускницы школы для слабослышащих Анны Д.:
"Я часто общаюсь со слышащими... С психо-
логической точки зрения мне неуютно в этом об-
ществе, потому что слышащие никогда до конца
нас не поймут. Они считают, что если мы не
слышим, то никогда не сможем достичь в жизни
того, что доступно им. Но это неправда! Нужно
доказывать, что мы способны на что-то. ...Есть
глухие и слабослышащие, которые учатся, хо-
тят расширить свой кругозор... Я поддерживаю
это общество, мне нравится там бывать. Дис-
комфорта в этом обществе у меня нет: там мы

все равны. ...Считаю, что надо поддерживать
отношения со всеми: со слышащими и с глухими".

"Комсомольская правда" в октябре 2001 г. (по-
сле "Недели глухих") проблемам глухих посвятила
целый разворот. Бросается в глаза заголовок:
"Глухих в Москве не любят". Молодая журналист-
ка Лариса Васильева, пытаясь выяснить, "какие
ловушки и неприятности подстерегают их (глухих)
на улицах нашей столицы?", прикинулась глухой,
подходила к прохожим с записками и жестами
спрашивала дорогу. Результат эксперимента -
вполне предсказуемый - отражен в заголовке.

Интересным оказался и материал журналистки
"Московского комсомольца" Людмилы Дикуль
"Взорванная тишина". По идее, поданной председа-
телем Московской городской организации глухих,
она "запечатала слух" вкладышами и начала новую
жизнь - без звона будильника, ТВ-новостей... На ра-
боте у нее, естественно, возникли проблемы обще-
ния. Первоначально эксперимент должен был
длиться неделю, однако его пришлось прервать на
третий день, в тот момент, когда на экранах ТВ по-
явились первые кадры с падающими башнями
Всемирного торгового центра в Нью-Йорке, - за-
глушки были незамедлительно сняты. Но даже
толики нового опыта хватило журналистке, чтобы
поделиться с читателями впечатлениями о том, что
значит быть "в шкуре" глухого человека.

Глухой одинок в толпе, он находится за барье-
ром тишины и наблюдает за окружающим, как
сквозь стекло.

Быт, труд на производстве, магазин, визит к
врачу, поездка в транспорте... С какими трудностя-
ми сталкиваются глухие люди, как решают проб-
лемы?

Дома для глухих важны хорошие отношения с
соседями. С их помощью глухой может, например,
позвонить родственникам, друзьям, вызвать ско-
рую помощь. С соседями можно договориться,
чтобы они звали к телефону, когда будет звонок
от друзей или родственников. Уверенней чувству-
ют себя именно семьи глухих, у которых налаже-
ны добрые отношения с соседями.

О технических средствах бытовой адаптации
мы уже рассказывали. В частности, если у глухого
есть собака, не обязательно иметь дома световой
звонок: она всегда "доложит", кто у двери - знако-
мый человек или "чужой". В ряде стран: США, Ве-
ликобритании, Австрии и др. есть специальные
центры подготовки собак, которых дрессируют на
общение с глухим человеком. Собака должна реа-
гировать на плач ребенка, на звонок в дверь или по
телефону, предупреждать хозяина об идущем сза-
ди транспорте. В Великобритании большинство
собак поступает в Центр подготовки из приютов
для бродячих животных. На заключительном эта-
пе четырехмесячной подготовки собаку знакомят
с будущим хозяином, который в течение двух не-
дель также проходит обучение в Центре. Затем
животное бесплатно передается глухому владельцу (рис. 38).

Для глухих характерны некоторые особенно-
сти поведения. Первая, понятное дело, - не такая,
как у всех, речь, "глухой", немодулированный го-

Рис. 38. Обложка журнала "Слышание собаки для
глухих"


лос. Глухие или говорят слишком тихо, или, что
бывает чаще, говорят излишне громко. С этим.

как говорится, ничего
не поделаешь. На кухне
глухие могут громко
ставить посуду на стол,
шумно мешать ложкой
сахар в чашке. Для не-
которых характерна
шаркающая походка
(не слышат!). Слыша-
щие могут обратить
внимание глухих на это,
дело вполне поправи-
мое. За границей наши
знакомые с улыбкой
вспоминали, как роди-
тели делали им замеча-
ния после похода в туа-
лет: "Такой грохот!
Кто так делает?!" В
другой заход они дога-
дались пускать струю
вдоль стенки унитаза.

Секс глухих. Иногда
спрашивают "А как глу-
хие занимаются любовью?". Один из авторов этой
книги присутствовал на международном фестивале
театрального и самодеятельного творчества глухих.
Во время представления артистами из Голландии
"постельной" сцены зрители со смехом реагировали

на представленные в шуточной форме "сложности"
первого сексуального опыта глухих. Главная проб-
лема состояла в том, что девушка стеснялась зани-
маться сексом при свете. В течение всего времени
свет постоянно включался, и девушка сердито выго-
варивала партнеру за "неверные движения" во вре-
мя полового акта, потом снова выключала свет. Мы
не имеем фактов обращений глухих к врачам-сексо-
патологам. Очевидно, что в таких случаях они не
привлекают переводчиков жестового языка, ведь
тема обращения очень интимная. Во время опроса
некоторых семейных пар выяснилось, что большин-
ство из них старается заниматься сексом тихо, без
излишнего шума, чтобы не привлечь внимание про-
живающих с ними в одной квартире слышащих ро-
дителей. Иногда в "желтых" газетах пишут об осо-
бенностях секса глухих. Например, в "Экспресс-га-
зете" (№21, 1999 г.) было опубликовано интервью с
глухой проституткой под заголовком "Я не могу
стонать во время секса".

Не следует думать, что глухие совсем не "чувст-
вуют" звуков. Напротив, у глухих развито осязание.
Глухой может чувствовать кончиками пальцев низ-
кие частоты в интервале от 125 до 1000 Гц даже при
небольшой громкости. При большой громкости воз-
душные звуковые колебания могут ощущаться всем
телом. Глухие могут почувствовать, когда сзади
громко хлопнут в ладони или когда трамвай проедет
мимо дома; они чувствуют удары грома или когда
кто-то ходит по комнате: сотрясение земли, пола пе-
редается телу глухого. Шум, производимый соседя-
ми во время ремонта, работа электродрели раздра-
жают глухих не меньше, если не больше, чем слы-

шащих людей. Даже постукивание костяшками
пальцев по столу, ритмическая "игра" стопой по со-
седству иногда может вывести глухого человека из
себя: то, что для слышащего представляется незна-
чительной составляющей окружающей его какофо-
нии звуков, глухому кажется нестерпимым на фоне
привычной тишины.

Патриарх Всероссийского общества глухих
И.Ф. Гейльман (слышащий) рассказал интерес-
ный случай, приключившийся в войну. Однажды
военные попросили его проверить одного моло-
дого человека, который утверждал, что он глух.
Гейльман пообщался с ним: человек знал дак-
тильную азбуку, владел жестами, хотя не так сво-
бодно, как прирожденный глухой. Гейльман
ненадолго вышел из комнаты, потом вновь во-
шел и нарочито громко прошелся позади его сту-
ла, произвел шум, но "испытуемый" не среагиро-
вал, не повернул голову. Слышащий! Что было
дальше с этим симулянтом, история умалчивает.
Многие, наверное, помнят сцену в одном из филь-
мов с Чарли Чаплиным, в которой глухого проверя-
ют, стреляя за его спиной, а он даже не обо-
рачивается. Ерунда! Странно, что подобной
"трактовке" глухоты не воспротивился сыграв-
ший роль глухого - приятель Чарли Чаплина
крупный американский художник-пейзажист
Грэнвилл Рэдмонд, глухой с детства. Слышащим
читателям не следует удивляться, что глухие тан-
цуют под современную музыку - громкую и
несколько однообразную. Для того, чтобы танце-
вать в такт, важнее иметь чувство ритма, нежели
тонкий слух.

Пример еще одной необычной судьбы: "Семи-
летнюю Рэйчел Тарнер из города Таулей (Англия)
многие считают настоящим феноменом. Несмотря
на свой юный возраст она уже обладатель сорока
наград на конкурсах бальных танцев. И при том,
что Рэйчел с рождения ничего не слышит.

Но глухота - далеко еще не все неприятности,
выпавшие на долю этой необычной девочки.
У Рэйчел врожденный порок сердца и отверстие в
трахее. Она перенесла несколько тяжелых опера-
ций и имеет только одно легкое" (из газеты "Ора-
кул". 2001).

Между прочим, в одной из известных опер
XIX в. героиня была немой. Это опера француз-
ского композитора Д.Ф. Обера "Фанелла" ("Не-
мец из Портичи"), написанная на либретто
Э. Скриба. Партия немой девушки Фанеллы - ми-
мическая.

Практически не вызывает удивления тот факт,
что глухие управляют автомобилями. В конце кон-
цов, более 98% информации о внешнем мире дает
зрение, этого вполне достаточно, чтобы без проб-
лем водить автомобиль. А если что-то забарахлит,
то опытный водитель сможет почувствовать это
по изменению характера вибрации. В США глухие
водители появились уже в самом начале XX в., не-
которые даже делали самодельные автомобили. В
1929 г. в Филадельфии была оглашена статистика
аварий, из которых следовало, что ни один из
177 глухих водителей, имеющих лицензию, не по-
падал в аварию. Обзор 1937 г. выявил, что лишь
один человек из 1 011 глухих водителей попал в
аварию. Уже накоплены многочисленные стати-

стические данные, позволяющие утверждать, что
глухие водители реже попадают в дорожные про-
исшествия, чем слышащие.

В России, несмотря на запреты, глухие ездили
за рулем автомобиля без водительских прав.

Интересный случай. Глухой брат одного из ав-
торов данной книги жил в горах и всю жизнь меч-
тал о машине. Он неожиданно ее выиграл по лоте-
рее. Каково было его огорчение, когда в милиции
ему категорически отказали в приеме в автошко-
лу! Машина стояла несколько лет в гараже до тех
пор, пока в журнале Всероссийского общества
глухих "Жизнь глухих" в 1960 г. не опубликовали
статью о потрясающих положительных результа-
тах эксперимента по управлению глухими автомо-
бильным транспортом в Германии. Брат стал ис-
пользовать этот журнал как водительские права и
ездил с ними по дорогам Кавказа до тех пор, пока
глухим официально не разрешили иметь право на
вождение автомобилем.

В августе 1975 г. вышел приказ Минздрава
РСФСР "О порядке медицинского освидетельство-
вания и допуска к управлению автомототранспор-
том глухих и тугоухих лиц". До этого в течение
5 лет в ряде союзных республик бывшего СССР
проводился эксперимент по изучению возможно-
сти допуска глухих и тугоухих лиц к управлению
автомобилями и мотоциклами. Результаты экспе-
римента убедительно показали, что глухота не яв-
ляется препятствием к управлению автомобилем и
мотоциклом.

Вспоминает участница эксперимента Елена
Синева:

"Многие глухие ребята - юноши и девушки -
мечтали сами водить автомобили, но до 1972 года
в нашей стране инвалидам по слуху не разрешали
получать права на вождение автомобиля наравне
со слышащими. Наконец, ЦП ВОГ и МосгорВОГ
добились разрешения у Правительства и Минздра-
ва тогдашнего СССР создать первую эксперимен-
тальную группу автолюбителей с полным меди-
цинским обследованием. Занятия проводились на
базе Киевского районного ДОСААФа г. Москвы в
автошколе, которая находилась на старом Арбате.
Курсы обучения действовали с 24 мая по 9 августа
1972 года.


Эта страница нарушает авторские права

allrefrs.ru - 2019 год. Все права принадлежат их авторам!