Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






Общество и глухие после Второй мировой войны



С начала XX столетия до 1970-х гг. развитые
государства проходят путь от понимания необхо-
димости специального образования детей с откло-

нениями в развитии до осознания необходимо
предоставить образование всем таким детям. '
было время совершенствования и дифферен
ции национальных систем образования, стано
ния новых типов специальных школ и новых ти
специального обучения.

Конец 1960-х - начало 70-х гг. ознаменовал
социально-педагогическим движением в подде
ку социальной и педагогической интеграции,
вящим целью предоставление всем детям с особ
ностями в развитии равных прав на получение о
разования "в общем потоке" с их сверстниками
общих школах и т.д. Эти идеи возникли в конт
сте развития открытого гражданского общее
общественного противостояния идеям дискри
нации людей по расовому, половому, возрастав
политическому, религиозному, этническому и дру-
гим признакам. Формируется новая культурная
норма - уважение к различиям между людьми, но-
вое понимание мира как сообщества, включающе-
го различные микросоциумы. Специальные шко-
лы признаются учреждениями сегрегационными, а
изолированная от массовой система специального
образования - дискриминационной; общество ста-
ло рассматривать помещение ребенка в специаль-
ную школу как нарушение его прав и "навешива-
ние социального ярлыка" (см. Малофеев Н.Н.
Специальное образование в России и за рубежом.
Часть I. Западная Европа. М. 1996). Направление
ребенка в специальную школу (интернат) воспри-
нимается как попытка его изоляции от родителей,
сверстников, полноценной жизни. В докладе "Пра-
ва человека и инвалидность" (1991) Комиссии по
правам человека ЮНЕСКО (раздел III "Предрас-
судки в отношении инвалидов и их дискримина-
ции') отражена официальная позиция европейско-
го сообщества: "...в большинстве случаев инвалид-
iii»и» сама по себе не служит препятствием, дис-
криминация - вот что мешает ребенку получить
образование в общей системе. В ряде случаев за-
конодательными нормами предписывается детям-
ин пал идам в обязательном порядке посещать спе-
циальные школы, что является официальной сег-
регацией".

В 1975 г. Организация объединенных наций
приняла Декларацию "О правах инвалидов". Демо-
кратические изменения в отношении общества к
цям с особенностями в развитии нашли свое от-
ражение также в соответствующих законах, при-
нятых парламентами многих государств. Согласно
нимзаконам глухие дети получили право обу-
читься в массовых школах. Сторонники интегра-
цииполагали, что в среде нормально слышащих
де гей они, находясь в ситуации, требующей посто-



I о словесного общения, смогут получить рав-

MOIсо слышащими образование. Но на самом деле

■ и | унция еще более осложнилась, поскольку фак-
hi|iнарушения слуха никуда не исчез. Развитие ре-
чи гnyxoгo ребенка даже при раннем начале обуче-
ни I iиспользованием звукоусиливающей аппара-

■ | на не идентично речевому развитию его слышащего сверстника; глухие, даже с хорошо развитой

тесной речью, испытывают серьезные затруд-
ния ввосприятии устной речи слышащих сверст-
ков. Многие глухие учащиеся и выпускники мас-
тных школ оказываются в социальной изоляции,

.к. при трудностях общения со слышащими они
имеют тесных контактов с другими неслышащ
ми, а следовательно - не реализуется провозгла
Jшенный принцип "максимальной социально,
эмансипации". При организации обучения глухих
совместно со слышащими возникает множестве
сложных вопросов.

В качестве одного из путей создания более бла
гоприятных условий для обучения глухих в обыч
ных школах было предложено использование жес-
тового перевода. Право глухих на помощь перевод
чика, целесообразность использования жестовоп
перевода в условиях интегрированного обучения от
стаивают сторонники "социокультурной" концеп-
ции глухоты, которые считают, что те глухие люди,
которые идентифицируют себя как членов микро-
социумов глухих, имеют право получать образова-
ние на родном жестовом языке. Так понимают идею
равенства глухих в социуме большинство нацио-
нальных ассоциаций глухих, Всемирная федерация
глухих, многие сурдопедагоги.

Таким образом, с одной стороны, распростра-
няются интегративные подходы к обучению, с дру-
гой - результаты интеграции подвергаются крити-
ческому осмыслению, обсуждается полезность и
целесообразность интеграции для большого числа
детей с отклонениями в развитии. В начале
1980-х гг. была сформулирована новая концепция -
"билингвистический подход" в обучении глухих.
Если интеграция демонстрирует реализацию прав
ребенка с отклонениями в развитии на обучение в
общем потоке, то билингвистический подход
демонстрирует реализацию права глухих на



те иную культуру, собственный язык, систему
поучения, преследующую воспроизводство этой
• \ п.туры.

 

История глухих в России

I < средние века православная церковь была бо-
лее терпима к телесным и душевным недугам че-
Ювека, нежели католическая.

На Руси при формировании свода законов -
Кормчихкниг" заимствование законоположений
пропсходило не из Римского права, а из Византий-
ски рава - "Номоканоны", в которых имелись

in I>а зывания о человеколюбивом и милостивом
отношении к глухонемым. Гуманное отношение к
Iusлонемым нашло отражение и в "Кормчих кни-
fnx": "....Да возьмут на себя мирских вещей попе-

ие Немоглухих управляти и не дать в руце

|дящих стяжание их"; "Аще кто из клира глухо-
му или слепому посмеется, да будет отлучен. Тако-
ЖДе и мирянин".

И996 г. великий князь Владимир специальным
уца юмопределил, что забота об убогих, в том чис-
|ц п ишухонемых, является делом церковных вла-
1Г и епископа ("управу дает и рассуждает").
• inn Iии призрения убогих большую роль играл
|« ■■• ноПсчерский монастырь. Недалеко от него

ппщиативе Феодосия Печерского был органи-

| * 111.111 домдля житья слепых, немых и глухих. Убо-


Эта страница нарушает авторские права

allrefrs.ru - 2019 год. Все права принадлежат их авторам!