Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






Биолого-медицинская концепция



В биолого-медицинской концепции глухоты ин-
дивид рассматривается как отклонение от "нормы",
Которую воплощает слышащий человек, и, соответ-
втнснно, видение проблемы фокусируется на вопро-
| п\ приведения глухого человека в норму", то есть
Ни вопросах лечения ушных болезней, постановки
произношения, обучения чтению с губ и пр. Нару-
шение слуха - биологическая патология (поэтому
згу концепцию часто называют патологической); с
медицинской точки зрения это - болезнь, требую-
мыя лечения. Последствия глухоты, прежде всего
• • к v 1етвие или неразвитость устной речи, отрывают
глухого человека от общества; только реабилита-
ция медицинская, педагогическая, психологиче-
ская может вернуть его в социум, сделать возмож-
ным его активное участие в жизни общества. Глухие
люди, не соответствующие "стандартам слыша-
щих", рассматриваются как группа инвалидов, кото-
рым нужна помощь, забота, которые плохо владеют
словесным языком, имеют эмоциональные пробле-
мы и т.д. С этих позиций глухие разделяются на ка-
тегории по степени потери слуха (в децибелах),
('дышащие люди, рассматривающие глухоту как
ррлезнь, поддающуюся лечению, фокусируются на
иуднологических аспектах и, следовательно, не мо-
гут понять, почему глухие такие - "другие". Как го-
ворят' глухие американцы: "Они (т.е. слышащие) не
■МЯТ за аудиограммой человека". Большинство об-
рнтонательных институтов придерживаются пато-
логической перспективы рассмотрения глухих лю-
дей и имеют цель: заставить глухих детей по воз-

можности выглядеть и действовать как слышащи-.
При этом специалистами не принимается во внима-
ние набор адаптивных стратегий, вырабатываемых
самими глухими, их опыт бытия в этом мире.

Подобный взгляд слышащих на глухих в ко-
нечном итоге подчеркивает только то, что глухие
могут или не могут делать (то, что без труда дела-
ют слышащие). Эта "патологическая" модель глу-
хоты имеет дело с дефектами глухих людей и их
"примитивными жестами" (последние оценивают-
ся или как "ручная форма" языка устной речи, или
как набор ручной сигнализации, не имеющей оп-
ределенного лингвистического статуса).

Выше были рассмотрены две основные педа-
гогические системы обучения глухих детей, в исто-
рической ретроспективе восходящие к сформиро-
вавшимся в XVBI в. "устному (оральному) методу"
и "мимическому методу". Одного из создателей
"устного метода" С. Гейнике можно считать пред-
шественником нынешних сторонников биолого-
медицинской концепции глухоты, в рамках кото-
рой проводятся исследования различных аспектов
глухоты и ее последствий, но особое внимание уде-
ляется изучению устной речи глухих, путей ее со-
вершенствования как главного фактора успешной
интеграции глухих в общество.



Представители биолого-медицинской парадиг-
мы являются горячими сторонниками орализма, по-
лагая главной задачей обучения глухих обучение
устной речи. В школах сурдопедагоги-оралисты ис-
пользуют устную речь в качестве средства обуче-
ния, отвергая и жестовую, и дактильную речь. Ши-
рокое применение находит звукоусиливающая тех-
рОса. В последнее время число специальных ораль-
ных школ в мире сильно сократилось. Но это вовсе
не означает сдачу позиций орализма: в настоящее
время он реализуется в формах современного мэйн-
ггрпминга, о котором речь шла выше. Подавляю-
щее большинство сторонников биолого-медицин-
ской концепции глухоты выступают за интеграцию
Неслышащих детей в массовые школы. Сейчас уже
десятки стран считают интеграцию стратегическим
ни правлением государственной политики в области
специального образования. Эта политика оценива-
ется как акт освобождения от образовательной сег-
регации. Надежды оралистов связаны с ранней диаг-
пн(гикой и ранним началом обучения. Основная за-
дача программ раннего вмешательства - развитие
пспаточного слуха и устной речи. Совершенствова-
ние устной речи связывается с использованием сов-
ременных звукоусиливающих аппаратов, новых
компьютерных технологий типа "видимая речь",
ризработкой новых методик занятий по развитию
устнойречи. Сторонники биолого-медицинской па-
ра дш мы приветствуют использование кохлеарных
импаантантов, а также достижений генной инжене-
рии, которые, как предполагается, в скором време-
ни ( пособны ликвидировать вероятность рождения
Iмухого ребенка.

 


Эта страница нарушает авторские права

allrefrs.ru - 2019 год. Все права принадлежат их авторам!