Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






Реабилитация глухих и слабослышащих детей



Основная задача для детей с нарушениями слуха - создание условий для их максимально возможной медико-социальной реабилитации и интеграции в общество, для получения полно­ценного образования. В соответствии с Постано­влением Министерства труда и социального раз­вития РФ от 14 декабря 1996 г. все необходимые мероприятия должны реализовываться в форме индивидуальной программы реабилитации ре­бенка-инвалида, в обязательном порядке состав­ляемой учреждениями государственной службы медико-социальной экспертизы. Индивидуаль­ная программа комплексной реабилитации счи­тается полностью завершенной в случае дости­жения полной реализации реабилитационного потенциала ребенка. Процесс реабилитации де­тей с нарушениями слуха осуществляется силами медицинских, педагогических, социальных ра­ботников. Современный комплексный подход к реабилитации плохослышащих детей включает следующие основные этапы:

- профилактику врожденной и приобретенной тугоухости;

- диагностику слуховой функции;

- комплексную экспертизу ребенка, включая

медицинское, психологическое, педагогическое обследование;

- медицинскую реабилитацию;

- психологическую реабилитацию;

- сурдопедагогическую реабилитацию;

- социальную реабилитацию.

Московским правительством впервые разраба­тывается Гарантированный перечень реабилита­ционных мероприятий, услуг и технических средств для детей-инвалидов, предусматривающий организацию в системе Государственной службы реабилитации комплекса мероприятий по созданию комфортных условий для проживания детей-инва­лидов.

Необходимо учитывать, что по отношению к детям раннего возраста более целесообразно при­менять термин "абилитация" (от лат. habilis - быть способным к чему-либо): тут речь идет не о реаби­литации - возвращении способности общаться с окружающей средой, утраченной в результате по­тери слуха, а о первоначальном ее формировании.

Глава IV

ОБРАЗОВАНИЕ

Системы обучения

Ребенок с нарушением слуха, как и любой дру­гой, имеет право на образование. Право всех детей на образование закреплено в ряде международных документов (в том числе во Всеобщей декларации прав человека) и отражено в законодательных ак­тах Российской Федерации.

Конвенция о правах ребенка, принятая Гене­ральной ассамблеей ООН 20 ноября 1989 г., пред­усматривает приоритетное удовлетворение осо­бых потребностей "неполноценного в умственном или физическом отношении ребенка" в области образования, профессиональной подготовки. Дек­ларация о правах инвалидов, принятая Генераль­ной ассамблеей ООН в 1975 г., провозглашает ра­венство гражданских и политических прав лиц с ограниченными возможностями и предполагает обеспечение особых прав при предоставлении им специальных услуг, которые позволили бы этим лицам достигать максимального проявления своих возможностей и ускоряли бы процесс их интегра­ции в общество.



Нарушение слуховой функции у ребенка не только ограничивает возможность общения его с

окружающей средой, но и вызывает появление ря­да вторичных дефектов и как следствие - отстава­ние в психофизическом развитии, ограничения жизнедеятельности. Последствия физического де­фекта слуха носят социальный характер, это - на­рушения общения, обусловливающие атипичность формирования психики, причем главные проявле­ния этих последствий носят функциональный ха­рактер (недоразвитие устной речи, особенности мышления, памяти, внимания, восприятия, пред­ставлений). Требуется создание таких условий в процессе воспитания и обучения, которые позво­лят детям с нарушениями слуха овладеть родным языком в устной и письменной формах, приоб­щиться к культуре своего народа и получить про­фессию. В процессе реабилитации особо важными является ранний и дошкольный периоды жизни ре­бенка, поскольку в это время можно предупредить появление ряда вторичных дефектов. Если реаби­литация начнется позже, то она будет иметь иную цель - коррекцию уже возникших вторичных на­рушений.

Цель педагогической коррекционной работы заключается "в исправлении (доразвитии) психи­ческих и физических функций ребенка с наруше­нием слуха в процессе его образования, в социаль­ной реабилитации и интеграции в общество и включает коррекционное обучение, воспитание и развитие, проведение дошкольного воспитания и получение общего образования.



Для реализации такой цели существует сеть специальных коррекционных учебных заведений, в которых социальными работниками, специали-

стами-дефектологами, сурдопедагогами проводит­ся сложная педагогическая работа.

Дефектология есть раздел специальной педа­гогики, занимающийся особенностями развития, воспитания и обучения детей с умственными и фи­зическими недостатками.

Сурдопедагогика (от лат. surdus - глухой) - со­ставная часть специальной педагогики - изучает специфику развития и образования человека с на­рушением слуха, особенности его становления и социализации как личности, определяет наилуч­шие пути, средства, условия, которые обеспечат компенсацию деятельности нарушенного слухово­го анализатора и образование неслышащего чело­века в целях его социальной адаптации и интегра­ции в общество.

Компенсация дефекта слуха означает овладе­ние навыками восприятия устной речи по чтению с губ говорящего, использование остаточного слуха (с помощью слуховых аппаратов) и др.

9 Л.С. Выготский. Собр. соч. в 6 т. М. 1983. Т. 5. С. 31. 149

"Именно для того, чтобы дефективный ребе­нок мог достичь того же, что и нормальный, сле­дует применять совершенно особые средства", -писал наш известный ученый Л.С. Выготский9. По его мнению, "если слепой или глухой ребе­нок достигает в развитии того же, что и нор­мальный, то дети с дефектом достигают этого иным способом, на ином пути, иными средства­ми, и для педагога особенно важно знать своеоб­разие пути, по которому он должен повести ре­бенка".

 

На протяжении многих лет организации обра­зования и воспитания глухих детей посвятили свою деятельность российские исследователи и практи­ки. Их публикации позволяют совершенствовать работу образовательного цикла, направленную на помощь и родителям, и педагогам, и врачам.

В раннем возрасте (на протяжении первых двух-трех лет жизни) коррекционная педагогиче­ская работа организуется в семье. Родители полу­чают необходимые консультации по воспитанию и обучению своего неслышащего малыша у специа­листа сурдологического кабинета.

Неслышащие дети дошкольного возраста мо­гут воспитываться в специальных детских садах и специальных группах при массовых дошкольных учреждениях. Существует дифференцированное обучение для глухих и для слабослышащих дош­кольников; в одну группу, как правило, объединя­ют детей одного возраста, близких по состоянию слуха и речи.

По желанию родителей неслышащие дошко­льники могут воспитываться и дома. В этом случае коррекционная работа проводится под руководст­вом специалиста-сурдопедагога сурдологического кабинета или педагога консультативной группы, которые обычно создаются при специальных до­школьных учреждениях.

Задачами специального обучения дошкольни­ков с нарушенным слухом являются полноценное развитие ребенка в соответствии с его возрастом, формирование у него словесной речи (как устной, так и письменной), подготовка к школьному обу­чению.

Для неслышащих детей школьного возраста существуют специальные школы двух типов:

1) для глухих детей и

2) для слабослышащих и позднооглохших детей. Второй тип школы имеет два отделения: 1-е

отделение - для слабослышащих и оглохших де­тей, владеющих развернутой фразовой речью; 2-е отделение - для детей с глубоким недоразвитием речи. При многих специальных школах открыты дошкольные отделения для глухих и слабослыша­щих детей 5-6 лет.

Работа с учащимися во всех специальных шко­лах направлена на всестороннее развитие лично­сти ребенка, преодоление тяжелых последствий, вызванных поражением слухового анализатора, и, прежде всего, отставания в речевом развитии. Кроме того, в специальных школах глухие и сла­бослышащие учащиеся получают цензовое непол­ное среднее (а в ряде школ - среднее) образование, но за более продолжительное, чем в массовой школе, время10. Выше мы рассказали не только о медицинской, но и педагогической классификации нарушений слуха. Если медики устанавливают ха­рактер и причину нарушения слуха, то сурдопеда­гоги определяют педагогические перспективы формирования и развития у ребенка речи, возмож­ности развития слухового восприятия, а также осо­бенности этой работы с учетом данных аудиологи-ческого обследования и собственной педагогиче-

10 И.М. Гилевич, Э.В. Миронова, Л.И. Тигранова, Н.Д. Шматко. О детях с нарушенным слухом. Дети с отклоне­ниями в развитии. Сост. Н.Д. Шматко. М. 1997. С. 11-13.

 

 

ской диагностики. Психолого-педагогические классификации обеспечивают адекватный выбор корригирующих мероприятий и методик обучения ребенка с нарушением слуха.

Наша соотечественница сурдопедагог P.M. Бос-кис разработала научное обоснование классифика­ции детей с недостатками слуха, предложив новые критерии, учитывающие своеобразие их развития:

1) степень поражения слуховой функции;

2) уровень развития речи при данной степени
поражения слуховой функции;

3) время возникновения нарушения слуха.
Основой этой классификации являются следу-
ющие положения.

1. У ребенка нарушение слуха влияет на весь ход его психического и речевого развития, приво­дит к возникновению целого ряда вторичных нару­шений, в том числе к нарушению развития мышле­ния, речи, познавательной деятельности.

2. Большое значение в понимании развития ре­бенка с нарушенным слухом имеет учет взаимоза­висимости слуха и речи: чем выше уровень разви­тия речи у ребенка, тем больше возможности ис­пользования остаточного слуха. Способность опи­раться на сохранные остатки слуха больше у того, кто владеет речью.

3. Критерием оценки нарушения слуховой
функции у ребенка является возможность ис-
пользования остаточного слуха для развития ре-
чи. Критерием отделения детей с частичным на-
рушением слуха от глухих детей является воз-
можность использования слуха в общении и раз-
вития речи при данном состоянии слуха. По это-

му критерию проводится разграничение туго­ухости и глухоты.

Глухота - стойкая потеря слуха, при которой не­возможно самостоятельное овладение речью и раз­борчивое восприятие речи даже на самом близком расстоянии от уха. При этом сохраняются остатки слуха, позволяющие воспринимать громкие нерече­вые звуки и некоторые звуки речи на близком рас­стоянии. По аудиометрическим данным глухота -это не только снижение слуха выше 80 дБ, но и по­теря или снижение слуха на различных частотах. Особенно неблагоприятным является потеря или резкое снижение слуха в области частот, относя­щихся к речевым.

Тугоухость- стойкое понижение слуха, при котором возможны самостоятельное накопле­ние минимального речевого запаса на основе со­хранившихся остатков слуха и восприятие обра­щенной речи хотя бы на самом близком расстоя­нии от ушной раковины. По данным аудиомет-рий, обнаруживается снижение слуха менее 80 дБ.

Важно подчеркнуть, что в современной сур-дологической практике термин "тугоухий" при­менительно к детям с частично нарушенной слу­ховой функцией используется преимущественно в медицине, а в сурдопедагогике принято пользо­ваться соответствующим термином "слабослы­шащий".

4. Степень и характер речевого развития при нарушениях слуха обусловлены рядом причин: степенью нарушения слуха; временем возникновения слухового нарушения;

педагогическими условиями развития ребенка после наступления нарушения слуха;

индивидуальными особенностями ребенка.

P.M. Боскис выделены две основные катего­рии детей с недостатками слуха: глухиеи слабо­слышащие.К категории глухих относятся дети, которые в результате врожденной или приобре­тенной в раннем возрасте глухоты не могут само­стоятельно овладеть словесной речью. К катего­рии слабослышащих относятся дети, у которых снижен слух, но на его основе возможно самостоя­тельное развитие речи.

Глухие и слабослышащие различаются по спо­собу восприятия речи. Глухие овладевают зритель­ным (по чтению с губ и лица собеседника) и слухоз-рительным (при помощи звукоусиливающей аппа­ратуры) восприятием словесной речи только в про­цессе специального обучения. Слабослышащие мо­гут самостоятельно овладевать восприятием на слух речи разговорной громкости в процессе естествен­ного общения с окружающими. Значение зритель­ного восприятия речи возрастает в зависимости от тяжести нарушения слуха.

Отдельную группу в отношении формирова­ния речи и ее восприятия составляют позднооглох-шие. Эти дети отличаются тем, что к моменту на­ступления нарушения слуха они обладали уже сформировавшейся речью. У них может быть раз­ная степень нарушения слуха и различный уровень сохранности речи (так как после возникновения нарушения слуха без специальной педагогической поддержки словесная речь начинает распадаться), но все они имеют навыки словесного общения, в

той или иной степени сформировавшееся словесно-логическое мышление. Для таких детей при поступ­лении в специальное учебное заведение (школу для слабослышащих детей) первоочередной задачей яв­ляется освоение навыков зрительного или слухозри-тельного восприятия обращенной к ним речи.

На основе педагогической классификации осу­ществляется дифференцированное специальное об­разование для детей, имеющих разную степень на­рушения слуха и соответствующий уровень речево­го развития. Рекомендация для ребенка того или иного вида специальной школы учитывает не толь­ко характер и степень нарушения слуха, но и состо­яние речевого развития. Поэтому позднооглохшие дети, как правило, учатся в школе для слабослыша­щих детей; глухому ребенку с высоким уровнем ре­чевого развития и сформированными навыками вос­приятия устной словесной речи также целесообраз­но посещать школу для слабослышащих[1].

Закон РФ "Об образовании" (п. 10 ст. 50) преду­сматривает создание для детей и подростков с от­клонениями в развитии специальных (коррекцион-ных) образовательных учреждений (классов, групп), обеспечивающих лечение, воспитание и обучение, социальную адаптацию и интеграцию в общество. Направление детей и подростков в эти учреждения осуществляется только с согласия родителей (опе­кунов) по заключению специальных психолого-пе­дагогической и медико-педагогической комиссий. В последние годы спектр выбора расширяется: со-

здаются разные типы учреждений - по профилю, содержанию и темпам обучения.

Дети с выраженными нарушениями слуха и глухотой направляются в специализированные детские сады.Сегодня в России их насчитывает­ся 109 (для 3400 детей). В 41 таком саду воспиты­ваются слабослышащие дети, в 46 - глухие, а в 22 -и слабослышащие, и глухие. Прием в детсады ведет­ся с 1 ,5-2-х лет. Наполняемость одной детсадовской группы составляет 6-8 человек. Кроме того, 90 спе­циализированных групп открыты при массовых дет­ских садах. В 36 группах обучаются слабослышащие дети, в 45 - глухие, в 9 - и те, и другие.


Эта страница нарушает авторские права

allrefrs.ru - 2019 год. Все права принадлежат их авторам!