![]()
Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936) ![]()
|
ВСЕМ ПО НРАВУ ГЛИНЯНЫ ЗАБАВЫ
Советы постановщику.В этой части важно придать элементам бутафории некую «сказочность», внешнее сходство с яркостью глиняных расписных игрушек. Макет русской печи, построенный на передвижной фуре, можно расписать цветами и петухами. Слайдоскоп тоже может быть покрыт каким-нибудь кожухом, придающим ему вид «волшебного» фонаря. Можно подумать и над эффектами: огонь и дым в печке, подсветка с «сиянием» фигурок, помещенных в «волшебный» фонарь и т. д. Скоморохи выкатывают печь, выносят столик. В руках у ник свистульки, погремушки, бубны, дудки. Они производят как можно больше шума и при этом балагурят.
СКОМОРОХИ: – Наша хата утехами богата! – Расчески-гребешки, свистульки-петушки! – Покупай, мамаша, деточка-то Ваша! – Пусть повеселится, потешится, порезвится! – Тушки-татушки, ребятам игрушки! – Глиняные зайчики девочкам и мальчикам! – Кони вороные, гривы расписные! – Вот для вас сердит и строг Страшный зверь – единорог! – Всем по нраву глиняны забавы! – Навались, покупай, на ворон не зевай!
(Скоморохи складывают свои дудки и свистелки на стол. Появляется Мастерица с гостями. Они несут «волшебный» фонарь.) МАСТЕРИЦА: Ай, да помощники! Сколько всего нанесли, прямо как на ярмарке. Да и мы на чердаке кое-что нашли. Знаете, что это такое? Это «волшебный» фонарь. Поставим его вот сюда... Он нам очень поможет. (Берет со стола глиняный ком). Знаете, ребята, что это такое? Это простой кусок самой обыкновенной глины. Ну, что в нем особенного? Глина, да и все. А теперь, смотрите! Вот мы ее разомнем, головку привернем, ножки вытянем, хвостик выставим... Чуточку пригладим.. И в печку посадим! А в печке, в жару, станет глина твердой-твердой, прочной-прочной. Ну-ка, Петрушка, добавь дровишек! Теперь покрасим от ножек до макушки. Вот и готова новая игрушка! А теперь ты, Петя! (Петрушка начинает лепить фигурку.)
ПЕТРУШКА: Глины я размял кусочек, Получился голубочек...
МАТРЕШКА: Петр Иваныч, не похоже... Это ж... слон с свиною рожей!
ПЕТРУШКА: Кто бы это говорил, Это я с тебя лепил! (Матрешка плачет.) БАРБИ: Мистер Пьер, ну как не стыдно! Ведь Матрешеньке обидно, Так не долго до беды.
ПЕТРУШКА: Ладно... Что уж... Мир... Лады! (Мирятся с Матрешкой мизинчиками.) МАСТЕРИЦА: Ну-ну, не ссорьтесь! Идите лучше к «волшебному» фонарю. Он наши игрушки увеличит и вы ахнете, до чего же они красивые! Рассаживайтесь! (Ставит игрушки на «фонарь» и работает со слайдами.) На ярмарку их возили целыми возами. Горы свистулек, разноцветных коней, куколок, барашков, мишек, солдатиков. Словом, всякой всячины! Не видано, не считано и не меряно... Глянешь на игрушку и сразу скажешь, где ее изготовили. Форма, цвет, узоры – все разное! Вот дымковские игрушки: свистульки, уточки, всадники на конях, лихие гусары, водоноски... Все яркие, разнаряженные, с позолотой! Каргопольские фигурки – барышни в шляпах, коровушки, гуси. Здесь чувствуется Север, и рисунок строгий с черными полосками крест-накрест... Но как красиво! Вот городецкая «мелочь». Так называется потому, что фигурки размером не больше спичечной коробки. Расписаны они звонкими эмалевыми красками, а рога, гребешки, копытца – посеребрены... А вот этих сказочных коней, жирафов, барашков ни с чем не спутаешь! Они из села Филимоново Тульской губернии. Сплошная фантастика! Плешковские петухи, хлудневские соловьи, мглинская глазурь – это оттого, что перед сушкой игрушки покрывали специальным лаком – глазурью, и они становились золотистыми, блестящими. Как в сказке! Недаром русские керамические игрушки во всем мире почитают как произведения искусства. Не устали? Ну, так отдохните, песнь послушайте русскую, веселую. Она сама как игрушка! (Номер – песня по теме праздника, желательно в исполнении фольклорной группы.) МАСТЕРИЦА: А знаете, что можно сделать из простого кусочка дерева? Вот вам, гостьюшки, чурбачок, а вот – ножичек. Я пока с «волшебным» фонарем управляюсь, а вы попробуйте сами что-нибудь смастерить. Любуйтесь, ребята! Вот мебель для кукол – столы, стульчики, диваны. Вот каталки на палочках знаменитой федосеевской работы. А вот «балясы» семеновские: сани, повозки, затейливые карусели. А «балясы» потому, что сделаны из щепок, дощечек, лучинок и выглядят весело и забавно. А вот и вовсе знаменитые, расписные хохломские ложки, балалайки, ведерки и даже самовары. Вот какие чудеса могут делать русские мастера. А что же у наших мастеров получилось? Посмотрим... БАРБИ: Раз – сучок и два – сучок, Уж обструган чурбачок! МАТРЕШКА: Щепка – раз и щепка – два, Получилась голова...
БАРБИ: Снимем сбоку на две стружки...
МАТРЕШКА: Глянь-ка, вылитый Петрушка!
ПЕТРУШКА: Что, опять?
БАРБИ: Ну что Вы, Пьер! Это оперный премьер!
МАТРЕШКА: Не была в театре лично, Но портретик симпатичный! (Посмеиваются, глядя на Петрушку.) ПЕТРУШКА: А по мне, так больше толку Отнести его на полку.
МАТРЕШКА: Симпатичный, прямо страх!
БАРБИ: Вери бьюти, душка, ах! МАСТЕРИЦА: Ну, хватит пока. Давайте уберем «волшебный» фонарь, а потом продолжим. (Ставят все игрушки на вторую полку и уходят. Опять гаснет свет, возникает Привидение, появляются и Кот с Лисой.) ПРИВИДЕНИЕ: Все, к чему ни прикоснусь, Невидимкой станет пусть! (Опять делает пассы). (Вторая половина «итальянского» занавеса выпрямляется и закрывает вторую полку. Лиса и Кот в нерешительности. Они что-то предчувствуют.)
БАЗИЛИО: Дочь моей знакомой мыши Сиганули как-то с крыши... АЛИСА: И подумала, дуреха, Все пока идет неплохо! (Вся группа скрывается.)
«ПРАЗДНИК ПАСТУХА» (Театрализованное фольклорное гуляние)
В предлагаемом сценарии использован материал, собранный в деревне Заплатино и других селах Павловского района Нижегородской области. Чтобы отблагодарить пастуха за его труд, крестьяне собирались за околицей, принося с собой яйца, хлеб, вино и монеты. Отдавали их пастуху, который складывал все на большое блюдо и произносил заклинание: Дарую тебе, Егорий, хлеб-соль И златые серебры, Храни мою животинушку Во поле, во зеленом дубровье, Сохрани ее от змея ползучего, От медведя могучего, От волка бегущего. Поставь до самой избы изгородку, Чтобы было не переползти, Не перешагнуть через нее… На лужайке в центре села наряжают березку: на ветки развешивают ленточки, цветные тряпочки, пряники, конфеты и фантики. Праздник начинается в первой половине дня. По селу с песнями идет фольклорный ансамбль, участники коллектива подходят к домам и приглашают народ на праздник. Жители села собираются к нарядной березке. Пастух пригнал стадо на дневную дойку. Он останавливается недалеко от березы. К нему подходят женщины. Пастух с ковригой хлеба на голове и кнутом на плече трижды обходит вокруг коров (их немного). Затем, собрав скотину потеснее, перебрасывает через стадо палку со словами: «Ну, слава Богу, перешвырнул все болезни и заразы нашей скотинушки через все стадо». После этого ритуала хозяйки уводят своих коров на дойку. Дети и женщины окликают Егория: «Храбрый ты наш Егорий, упаси ты нашу скотину!» 1 ЖЕНЩИНА: Пастушок, пастушок, прими от нас подарок на праздничек, на третий день святой Троицы, за твою пастьбу хорошую! ПАСТУХ (принимая подарок): Спасибо вам большое, хозяюшки! 2 ЖЕНЩИНА: А ну-ка, Алексей! Примерь-ка рубашку-то новую! В пору ли она тебе? А мы полюбуемся. 3 ЖЕНЩИНА: Ай, да хорош! Бабы, смотри, пастушок-то каков в новой рубашке: и выправка, и осанка! ВЕДУЩАЯ: А ну-ка, проверим, как он ловок и силен. Ударь кнутом три раза, а мы послушаем!
(Щелчок от удара должен быть сильным и звонким. Пастух ударяет кнутом, громкие щелчки раздаются по всему селу). 1 ЖЕНЩИНА: Молодец, пастух! Вот так и работай, следи за нашей скотинушкой! А чтоб не дремал под кустом, освежить его надо водицей ключевой. А ну, женщины, обновим его рубашку! (Две женщины из небольших ведерок окачивают пастуха свежей водой. Под шутки-прибаутки пастух уходит переодеваться. В это время фольклорный коллектив исполняет песню «Ты береза, ты моя береза»):
Ты, береза, ты, моя береза, Ты, кудрявая моя береза. Ай, думала, думала, Сидела, гадала, Всю я ночку не спала, Плакала, рыдала.
(Пастух возвращается на праздник. На заборе сидит мальчишка и кричит ему дразнилку) МАЛЬЧИК: Пастырь, пастырь, пастушок! Выгонь стадо на лужок! Девчонки дразнят пастуха: Пастух – свиный дух, На заваленке протух. Пастушихе-лягушихе Продал душу за лягушу. Другая группа детей: Алексей, Алексей В пастухи нанялся, Всех коров перепас, А быков боялся. ВЕДУЩАЯ: Ну и девчонки, ну и озорницы! Высмеяли нашего пастуха. Не поддавайся им, Алексей! Выходи «Цыганочку» плясать, утри им нос! (Выходит гармонист, играет «Цыганочку». Пастух выходит плясать. К нему присоединяются остальные. Фольклорный коллектив встает вокруг наряженной березы и поет хороводную «Сею-вею, рассеваю»):
Эх, сею-вею, Эх, сею-вею, Сею-вею, рассеваю, Сею-вею, рассеваю.
Эх, рассеваю, Эх, рассеваю, Рассеваю, сама баю, Рассеваю, сама баю.
Эх, уродился, Эх, уродился, Уродился лен-леночек, Уродился лен-леночек.
Эх, стал лен-леночек, Эх, стал лен-леночек, Стал высок, долог, волокнистый, Стал высок, долог, волокнистый.
Эх, волокнистый, Эх, волокнистый, Эх, и стал леночек, Эх, и стал леночек.
Да стал леночек поспевати, Да стал леночек поспевати. Эх, да я млада, Эх, да я млада, А я млада горе горевати, А я млада горе горевати.
Эх, с кем я буду, Эх, с кем я буду, С кем я буду лен-от брати, С кем я буду лен-от брати,
Эх, свекор баит, Эх, свекор баит, Свекор баит: я с тобою, Свекор баит: я с тобою.
Эх, я с тобою, Эх, я с тобою, Я с тобою, со снохою, Я с тобою, со снохою.
Эх, со снохою, Эх, со снохою, Со снохою, с молодою, Со снохою, с молодою.
(Возвращаются хозяйки, подоившие коров. Они несут пироги, яичницу и бидоны с молоком. Детский фольклорный коллектив встречает их и «славит»):
Далалынь, далалынь! Ты, хозяюшка, Не вели томить, Прикажи дарить! Возьми сито, Выноси жито! Да каждому певцу По красному яйцу! А не хочешь дарить, Иди с нами ходить, Грязи месить, Люд смешить! Мы тебя славим, С праздничком поздравляем! Далалынь, далалынь
(Женщины угощают пирогами и молоком сначала детей, потом всех собравшихся. По желанию можно поставить столы для участников праздника на лужайке. Пока все угощаются, детский фольклорный коллектив «славит»:
Уж я сяду на порог, Дай лепешку и пирог, Чтобы курочки водились, Чтоб коровушки телились, Чтоб кобылки жеребились.
(Взрослый фольклорный коллектив запевает «Вдоль по морю» и ведет всех гостей к нарядной березке. Хороводом ходят вокруг березы):
Вдоль по морю, вдоль по морю, Вдоль по морю, вдоль по морю, Вдоль по морю, морю синему Вдоль по морю, морю синему, По синему, по синему, По синему, по волнистому, По синему, по волнистому.
Плывет утка*, Плывет утка со утятами, Со малыми, Со малыми со дитятами.
Она плывет, Она плывет, не шелохнется. Под ней вода, Под ней вода не колыхнется.
Плывши утка, Плывши утка встрепенулася, Под ней вода, Под ней вода колыхнулася.
Нятколь взялся, Нятколь взялся добрый молодец.
Убил, ушиб, Убил, ушиб лебедушку белую.
Он кровь пустил, Он кровь пустил во сине море.
А перашки, А перашки вдоль по бережку.
А мелкай пух, А мелкай пух во чисто поле.
(На лужайку выходит ряженый пастух (пастухом рядится женщина). Он хлопает кнутом, играет на рожке или стучит в барабанку. Подходит к ведущему.) РЯЖЕНЫЙ: Праздник пастуха справляете, а про меня забыли? Чем я не пастух? Кнутом махать умею, на рожке играть могу, а быков доить научусь. Принимайте меня в пастухи! ВЕДУЩИЙ: А веселить нас на празднике будешь? РЯЖЕНЫЙ: Коров с быками веселил, а вас и подавно развеселю! А ну, кто сильнее кнутом ударит? Становись по порядку!
(Проводит конкурс на лучшего пастуха. Желающие соревнуются в игре на пастушьем рожке. Для этого конкурса можно использовать любой другой пастушеский инструмент: жалейку, трубу или барабанку). ВЕДУЩИЙ: Ну, спасибо тебе, пастух, от души все повеселились! (Теперь ведущий приглашает народ перейти ближе к околице. Во главе процессии идут фольклорный коллектив и гармонист. Под песни и частушки все шествуют по селу. Хозяйки после дойки выгоняют коров с венками из цветов на рогах, «чтобы корова была парадна для праздника». На дорогу кладут пояс и прогоняют коров через него, чтобы корова переступила через пояс-оберег, который будет хранить ее от болезней и увечий. Детский фольклорный коллектив исполняет заговор-оберег, чтоб уберечь скотину от напасти): Волку с медведем – Пень да колода, По-за море дорога! Зайцу с лисицей – Горькая осина По самую вершину! Ворону с вороной – Камешек дресвяный! Матушке-скотинке, Всей животинке – Травка-муравка, Зелененький лужок! (Пастух последний раз обходит кругом стадо. Мужики в это время стреляют, чтоб отпугнуть от скотины нечистую силу. Проводив пастуха вместе со стадом, взрослый фольклорный коллектив заводит хоровод «Из-за лесику, леса темныва»).
Из-за лесику, да лесу темныва, И ой-ли, ой-люли, да лесу темныва.
Лесу темныва, асду зеленыва, И ой-ли, ой-люли, саду зеленыва.
Там и шли – прошли да двое молодцы, И ой-ли, ой-люли, да двое молодцы.
Двое молодцы, да неженатые, И ой-ли, ой-люли, да неженатые.
Они вместе шли, да, ох, Васильича, И ой-ли, ой-люли, да, ох, васильича.
Они врозь пошли, да разбранилися, И ой-ли, ой-люли, да разбранилися.
Ой, об одной душе, красной девице, И ой-ли, ой-люли, красной девице.
(Участники фольклорных коллективов вовлекают всех собравшихся в хоровод «На горе девка стоит»).
На горе девка стоит, да, У ней в личике горит, Ой, калина, ой, малина.
У ней в личике горит, Мил ругает и бранит, Ой, калина, ой, малина.
Мил ругает и бранит, Стлать постелю не велит, Ой, калина, ой, малина.
Со тое горя-тоски Расчешу кудри-виски, Ой, калина, ой, малина.
Я во зелен сад пойду, Со травыньки цветы рву, Ой, калина, ой, малина.
Со травыньки цветы рву Да веночки вью, Ой, калина, ой, малина.
Я веночки вью Да на головушку кладу, Ой, калина, ой, малина.
(Гармонист начинает играть плясовую, все выходят плясать. Праздник продолжается угощением, песнями, играми, танцами.) «КУЗЬМИНКИ» (Сценарий игровой программы народного праздника Кузьмы-Демьяна)
За несколько дней до начала праздника многодетным семьям по почте рассылаются приглашения: "Дорогие селяне! 5 декабря в СДК ровно в час (13.00), и только для вас праздник «Кузьминки», по осени поминки. Ждем в назначенный час всей семьей ва»с. У входа в СДК красочная афиша с изображением Петуха:
5 декабря приглашаем на Кузьминки. Встаньте рано поутру, Чисто в доме приберите, Животинку накормите Не сердитесь, улыбнитесь И спешите все на двор На веселый разговор. Праздник на селе у нас Ку-ка-ре-ку, в добрый час. Начало в 13.00 Сцена Дома культуры оформлена под русскую избу. В центре стол. На нем самовар, блюдо с угощениями: баранками, конфетами, яблоками. Вокруг стола – скамейки. На «стенах» развешаны вышитые полотенца, лапти, а в центре панно – вышитый Петух, символ года. В зале оформлена выставка работ местных рукодельниц: вышитые салфетки, полотенца, подушки, поделки мягкой игрушки. Все это разложено на лавках, покрытых домотканными дорожками. Такие же дорожки разосланы на полу. Ведущая: (она же Хозяйка, на тихом фоне мелодии): Ах, ты, русская изба! Необычная, волнующая, яркая, радостная и такая родная! В тебе родились наши деды и прадеды, в тебе свадьбы играли, детей на свет божий рожали. Трудились, рук не покладая. А также праздники гуляли! Со своим очищаюшим смехом, с заговорами от бед, с пожеланием добра, благополучия, изобилия, наивностью и очарованием народных обычаев и традиций. (Слышится песня в исполнении фольклорного ансамбля «Подай балалайку». Хозяйка: Вот и праздник на пороге. (Фольклорная группа идет через зрительный зал к «избе». Хозяйка в это время достает хлеб из печи. Кладет на поднос с рушником и выходит на крыльцо встречать гостей.) ГОСТИ:Добрый день в вашу хату! Хозяйка: Пусть моя изба не красна углами, не богата пирогами, но рада гостям, как добрым вестям! (кланяется)
(Угощает гостей хлебом с солью, приглашает в дом. Девушки рассаживаются и берутся за рукоделие. Один парень встает и подходит к прядущей девушке.) Парень:(заигрывая) – Умница дорогая, пожалте веретенце, посмотреть на ваше рукодельство. Девушка:(сердясь) – Дорожка возле вас, проходите мимо нас. Парень: Всю беседу изошел, краше вас не нашел, к вашей милости пришел. Видите сами, стою перед вами, рукодельем любуясь. (Садится рядом с девушкой). Хозяйка: Пришли парни мастерством своих избранниц полюбоваться. Ведь именно с Кузьмы и.Демьяна женщины вплотную принимались за зимние работы. А какие именно? Кто знает?
(Ведущая проводит игру с эстрады на знание зимних работ, это: вязание, шитье, вышивание, прядение, тканье. Правильно назвавшие эти работы получают жетоны. У кого больше жетонов, тому и приз). Хозяйка: У нас девицы – на все руки мастерицы. И прясть, и вязать, и вышивать умеют. Вот деревня Кузьмы, а вот Демьяна (присутствующих делит на две части зала). Выходите по одной рукодельнице с каждой деревни сноровку показать, мастерство выказать.
(Вызывает из «деревень» девушку с парнем). Хозяйка: Будем пряжу в клубки перематывать, только где же она? Спешили на праздник, да по дороге, наверное, потеряли. Хуторяне, на окраинах у себя поищите. Как найдете, быстрее по рядам передавайте ее своим односельчанам-конкурсантам. А девушки должны быстро перемотать пряжу в клубки. Кто быстрее клубок смотает, та и победит.
(Зрители находят прикрепленные к низу стульев мотки пряжи, передают по рядам девушкам, те начинают перематывать. Фольклорная группа поет песню «Дуня-тонкопряха». Кончается песня, останавливается работа. Чей клубок больше, та девушка и победила. Ей вручается приз). Хозяйка: Для умелых рук нужен постоянно труд. Девицы-молодцы. Ну, а где же удальцы? Умелые кузнецы? Как куется, так и песня льется, Как песня льется, так и куется. Сегодня праздник кузнецов. Воспоем хвалу кузнечному ремеслу, добрым словом святых Кузьму и Демьяна помянем, что, как говаривала моя бабушка, за работу охотно брались, но денег не брали, только ели досыта. «Песню «Во ку, во кузнице» споем. Гости(перекличкой):– Праздник сегодня Кузьминки, по осени поминки' –Будем Кузьму и Демьяна величать, да кашу хлебать! – Полно девкам чужое пиво варить, пора свое затевать.
(Все крестятся на красный угол).
– Батюшка Кузьма-Демьян, сравняй меня позднюю с ранней.
(Бабульки садятся за работу с песней, прядут, а девки стол накрывают. Поется песня «За околицей солнце клонится»). (Слышится вдали гармонь. Девки забегали, засуетились): 1-я: Ой, парни уж идут! 2-я:И Кузька с ними! 3-я: Выходите хлопцев встречать!
(К сцене идут парни с гармошкой, несут чучело Кузьки (чучело набито соломой, одето в мужские штаны и рубаху, опоясано кушаком, обуто в лапти). Парни: Добрый день, молодки-лебедки! Девчата: (встречая на крыльце) – Здравствуйте, коль не шутите,- ребята-молодцы, веселые удальцы! Парни: (на мажорном аккорде) – Девушки, вы девушки, где берете денежки? Девчата:(речитативом) – Летом ягодки берем, С Кузьмы куделечку прядем.
(Девчата начинают петь частушки, парни играют). Девчата: Моя прялка не пряде, Колесо не вертится, Не дождаться, когда сяде, Он, наверно, сердится. Полотенце вышивала Петухами, утками Я миленка поджидала Часами, минутками. Не стой, миленький, в порожке! Не большая тебе честь! Иди, сядь ко мне на лавку – Для тебя местечко есть!
(Пропускают парней в хату, сажают на лавку). Девчата: Проходите, гости желанные, полюбуйтесь работой невестушек. Хозяйка: Сначала молодцы одной деревни запевают, а бабы и девки подсобляют.
(Второй куплет молодцы другой деревни зачинают и им дружно остальные помогают.)
Какая деревня дружнее; Демьяна , аль Кузьмы?
(Проводится конкурс на лучшее хоровое пение «Во кузнице»). Хозяйка: Хорошо потрудились, пора и подкрепиться. Угощайтесь, гости дорогие, чем бог послал. Пироги, да ватрушки, сладкие пампушки.
(Девушки с подносами ходят по залу, разносят угощения: печенье, баранки, яблоки. Хозяйка берет ухват и достает из печи чугунок с кашей, ставит на стол). Хозяйка: Вот и каша, еда наша, с пылу, с жару. Нашему Кузеньке, бессеребреннику, самую большую ложку. Кто как работает, тот так и ест. Кузька работник известный, а кто его переест?
(Приглашает из каждой деревни по парню и проводит конкурс «Кашеедов». Фольклорный ансамбль поет песню «Варенички»). Хозяйка: Вот какой едок выдающийся, наверняка, и работник знатный. Это, чтобы аппетит не испортился. (Дарит победителю приз). Поели, люди добрее? Аида, играть! (Ведущая берет рушник, запевает песню, фольклорный коллектив подхватывает и все вместе заводят хоровод. Хозяйка, не спеша идет по избе, присматривается. Перед тем, кто приглянулся, расстилает на полу рушник, встает на него коленями. Избранный тоже спускается на рушник. Обнимаются, трижды целуются, встают, кланяются друг другу, и хозяйка передает рушник избранному, тот идет дальше и выбирает себе избранницу, и т.д. из рук в руки рушник переходит к новым играющим под льющуюся песню «В саду гуляла». Постепенно в игру вовлекается и зал). Хозяйка: Люди добрые, люди честные. Праздник в избе, с угощениями, играми, плясками, да поцелуями. Пришли Кузьминки – оберег принесли: для души, для дома, для здоровья, для счастья, чтобы поросятки-писклятки водились, горшки не бились. Оберег у меня один, а вас много, с кем сторгуюсь, тому и оберег отдам. Вот товар, а где купцы?
(Идет торг. Продается курица). Хозяйка: Чья сноровка неплоха, получает Петуха.
(Выигравшему этот конкурс вручается приз «курица». Выходит фольклорный коллектив и заводит хоровод вокруг победителя, запевает частушки. Обладателя выигрыша сажают в зал, частушки поют все желающие. «Кузька» танцует). Хозяйка:Либо посмотреть, как Кузенька танцует, а кто нашего молодца перепляшет?
(Гармонист играет барыню, начинается пляска с залом и «Кузька» танцует с ними. Победителю приз – баранки). Хозяйка: Ноги, руки размяли, а про голову забыли? Есть у меня загадки до того мудренные, Кто загадки угадает, попадет в ученые.
(Идет конкурс загадок. Отгадавшим даются жетоны. Итоги подводятся по количеству жетонов. У кого больше – тот участвует в игре «угадай» .В коробке лежит приз - надо угадать, что в ней.) Хозяйка: Посмотрите, какой у нас Кузька, как работать, так и танцевать, играть мастер. Такого молодца-оригинала ни одна деревня не видала. Вина не пьет, стекол не бьет, с девкам не якшается, худым делом не занимается... Кузенька, чего же ты не женишся? Кузька: Я бы женился, да нет невесты, которая мне нужна. Хозяйка: А какая невеста тебе нужна? Кузька: Мне нужна такая невеста, чтобы она имела три предмета. Хозяйка: А какие это три предмета? Кузька: А вот какие. Первый предмет -чтобы она была самая богатая в мире. Второй – чтобы она была первая красавица в свете. А третий предмет – чтобы она была последняя дура. Хозяйка: Почему так? Кузька: А вот почему: если она будет богатая, красивая и умная, так она за такого дурака и замуж не пойдет. Хозяйка: Ах, раз ты такой, пора тебя гнать из избы вон.
(Все кричат: Жги, жги его. На костер, на костер).
Все из зала с песней «Расскажу тебе, кума», выходят на улицу, несут чучело Кузьки, бросают его на костер. Возле костра идет хоровод с плясками, песнями «У всех мужья молодые».) «КАПУСТНАЯ ВЕЧЕРКА» (Народные посиделки с веселой работой и активным отдыхом)
(Посиделки могут проводиться как на открытом воздухе, так и в помещении). В селе Лавры (Печорский район) традиционные календарные посиделки популярны. О них знают, к ним готовятся, в них участвуют все деревенские жители. Инициатива исходит от педагогов-организаторов досуговой деятельности. Они умеют заинтересовать идеей школьников. Те, в свою очередь, обращаются за советом и помощью к своим домашним, к друзьям. В семьях, на классных часах и родительских собраниях в школе, на репетициях в Доме культуры идет активная творческая работа, итогом которой являются посиделки, в их числе и «капустки».
![]() |