Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






Способы принятия конституций



История конституционализма выработала несколько способов принятия конституций. Наименее демократичный из них – октроирование, то есть дарование конституции односторонним актом главы государства (монарха). Такие конституции в начале века часто именовались Хартиями. Такова, например, Хартия 1814 г., которую Людовик ХVIII предоставил на основе собственной власти французскому народу. В более позднее время октроированными были марокканская Конституция 1911 г., японская 1889 г., абиссинская 1937 г.

В настоящее время октроированной конституцией является, например, Конституция Омана (первая и единственная конституция принята 6 ноября 1996 г. указом султана Кабуса бен Саида ас-Саида, единолично управляющего страной с 1970 г.); Конституция Тонги (дарована населению страны королем Георгом Тупоу I, вступила в силу 4 ноября 1875 г. Закрепила становление конституционной монархии вместо абсолютной); Конституция княжества Монако (принята 17 декабря 1962 г. и вступила в силу немедленно, была дарована гражданам страны князем Ренье III с целью усовершенствования институтов княжества).

Октроированный характер конституции внешне выражается в соответствующей – иногда развернутой, иногда весьма краткой – формуле, обычно помещаемой в преамбуле и указывающей на источник происхождения конституционного акта.

Несколько особняком стоят конституции, носящие договорной характер. Такие конституции редко встречались в прошлом и почти не встречаются в настоящее время. Обычно это были договоры между монархом и выборным органом, выступающим как выразитель воли всего народа. Они свидетельствовали о таком соотношении политических сил, при котором монарх уже не был в состоянии даровать собственную конституцию. Примерно такой характер имел ряд английских писаных актов, принимавшихся Парламентом (Билль о правах 1689 г., Акт об управлении 1709 года).

Возросшая роль народных масс в политической жизни привела к тому, что по способу своего принятия большинство ныне действующих конституций является народными. Источником такой конституции является избирательный корпус, который выбирает парламент или учредительное собрание либо непосредственно одобряет конституцию на референдуме.

Чаще всего конституция вырабатывается учредительным собранием – выборным органом, который имеет главной или единственной целью создание конституции и иногда временно также выполняет задачи парламента. В литературе встречается деление учредительных собраний на суверенные (окончательно принимающие конституцию) и несуверенные – вырабатывающие лишь текст конституции, который затем утверждается иным способом, чаще всего референдумом (например, в той же Франции первое и второе учредительные собрания 1946 г.).



Иногда конституция вырабатывается правительством с последующей передачей на утверждение парламента или народа. В последнем случае проект конституции выносится на референдум, который зачастую превращается в плебисцит, на котором голосуется по существу вопрос о доверии правительству.

В теории принятие конституции путем референдума в наибольшей степени соответствует концепции народовластия, поскольку в этом случае конституция создается самим источником учредительной власти. Однако на практике конституционный референдум, как правило, не отражает волю народа даже в том случае, если за конституцию проголосовало большинство. Связано это и с особенностями самой конституции как акта, и с процедурными особенностями референдума.

Во-первых, конституция представляет собой достаточно сложный правовой документ, понимание которого требует определенной, достаточно высокой правовой культуры. В странах, где много неграмотных или малограмотных, где в целом уровень правовой культуры населения невысок, многие не могут либо познакомиться с текстом, либо понять его. В такой ситуации проведение конституционного референдума – только имитация демократии.

Во-вторых, на референдуме граждане могут голосовать только либо «за», либо «против» предложенного текста, т.е. они определяют свое отношение ко всему тексту конституции в целом, а не к отдельным ее статьям, что может привести к одобрению текста, который только в определенной мере отражает волю избирателей, просто выбирающих «наименьшее зло».



Наблюдается следующая тенденция: чем реакционнее режим, тем чаще он прибегает к референдумам, поскольку именно набор методов и способов проведения референдума, формулирование предмета референдума позволяют манипулировать общественным мнением, соблюдая при этом внешнюю демократичность.

Вообще распространение референдума как способа принятия новейших конституций является характерной чертой второй половины XX века. Так, в послевоенный период избирательным корпусом были одобрены Конституция Дании 1953 г., Конституция Испании 1978 г., Конституция Филиппин 1987 г., Швейцарии 1999 г. и др.

Принятие конституции избирательным корпусом складывается из двух этапов – разработка проекта конституции и окончательное его одобрение, после чего конституция вступает в силу. Естественно, что сам избирательный корпус разработать проект конституции не может. Это делает либо учредительное собрание, либо специальный конституционный комитет.

В современной государственно-правовой практике учредительным органом все чаще становится обычный законодательный орган, при этом принятие конституции обычно обставляется некоторыми усложняющими и усиливающими ее особый юридический характер формальностями. В ряде случаев выработанная учредительным собранием конституция передается затем на утверждение законодательных органов субъектов федерации или учредительных собраний субъектов федерации (США) либо выносится на референдум.

Ныне действующая Конституция США была принята Конституционным Конвентом, который собрался в мае 1787 г. в Филадельфии по решению Континентального Конгресса для пересмотра Статей Конфедерации 1781 г. Этот орган формально не был наделен учредительной властью. 55 делегатов Конвента, представлявшие 12 из 13 тогдашних суверенных штатов, объединенных в конфедеративный союз, сами присвоили себе учредительные полномочия. 17 сентября 1787 г. 39 делегатов, остававшихся к этому времени в Филадельфии, подписали проект конституции, который затем Континентальный Конгресс направил штатам для ратификации. В штатах с этой целью также были избраны конвенты, т.е. штатные учредительные собрания, на которые возлагалась задача «утверждения и ратификации» проекта конституции. Для ратификации нужно было получить одобрение девяти штатов. Одобрили конституцию 11 штатов, после чего 4 марта 1789 г. она официально вступила в силу. Таким образом, завершенная процедура принятия Конституции США распадается на два этапа: разработка и одобрение проекта конституции (Филадельфийский конвент) и утверждение и ратификация проекта конституции (конвенты штатов).

 


Эта страница нарушает авторские права

allrefrs.ru - 2019 год. Все права принадлежат их авторам!